Взаимодействие сознания и подсознания

Взаимодействие сознания и подсознания

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении.

Известный психолог З.Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознаются, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализовать. Выделяют: 1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2) собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

З.Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность, и в коре мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно, прежде всего, осознать сам конфликт и его причины, но осознание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии, такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных условиях он может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга З.Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее основу своей терапевтической практики «психоанализа».

Сознание, как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Одним из свойств психики является способность воспринимать информацию, усваивать ее, формировать психический образ и хранить его. Данная деятельность протекает как познавательные психические процессы.

Первичным психическим образом среды являются ощущения, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств (анализаторов).

Эволюционно ощущения возникли на базе раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать изменением своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды.

Ощущения, которые возникают у человека можно разделить на три группы.

К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные и осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения (голода, жажды). В третью группу входят двигательные (или кинестетические) ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.

Принадлежность ощущений определенным органам чувств называется модальностью. Способность иметь ощущения называется чувствительностью.

Ощущение не возникает сразу, как только стимул начинает действовать на орган чувств. Чтобы ощущение возникло, необходимо чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой. Та минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Когда мы не слышим разговора из соседней комнаты, это значит, что величина раздражения, поступающего в наш слуховой аппарат, ниже порога ощущения. Чувствительность какого-либо органа тем выше, чем ниже пороги ощущений.

Благодаря ощущениям отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость и т.п.). Но в окружающей человека действительности каждый предмет или явление обладает целым комплексом различных качеств, свойств.

Психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств, называется восприятием.

По сравнению с ощущением восприятие — более высокая форма отражения действительности.

Восприятие — активный процесс, тесно связанный с деятельностью человека. Восприятие почти любого объекта обычно происходит на фоне, который его окружает.

Обладает избирательностью, когда из множества возбуждений, которые поступают в анализаторы, воспринимается в данный момент только то, на что обращается внимание. Внимание же обычно направлено на то, что имеет для нас какое-то значение, представляет интерес, и зависит от общего содержания психической жизни человека, в частности от прошлого опыта.

Зависимость восприятия от прошлого опыта называется апперцепцией. Люди разных профессий по-разному будут воспринимать один и тот же предмет. Так, рассматривая сорванный в поле цветок, художник обратит внимание на сочетание в нем красок; ботаник посмотрит на цветок как на представителя определенного класса растений; агронома заинтересует он с точки зрения принадлежности к кормовым травам.

В процессе восприятия мы обычно объединяем отдельные элементы предмета в целое. При этом имеет значение не столько близость частей друг к другу по их местоположению, сколько их принадлежность к определенному предмету.

Восприятие обладает целостностью и осмысленностью, что является результат нашего прежнего опыта, относительной константностью, т.е. постоянством наших восприятий.

Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают для нашего сознания бесследно, а сохраняются в виде образов, которые мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов или явлений уже нет перед нами.

Образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, временных связей, образовавшихся там при восприятии предметов или явлений.

Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие-то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте называется памятью.

Если бы люди не могли сохранять и воспроизводить прошлый опыт, они были бы лишены всякой возможности умственного развития и приобретения знаний.

Большое значение имеют смысловые связи. Они представляют собой тоже ассоциации, только более сложные (комплексные). В их основе лежит понимание зависимости одних явлений от других (понимание причинно-следственных связей).

Память обладает качествами, к которым относятся: а) объем, т.е. количество предметов или фактов, которые в определенное время способен запомнить человек; б) точность воспроизведения; в) быстроту запоминания; г) длительность сохранения усвоенного и д) готовность памяти, т.е. умение быстро вспомнить то, что требуется.

Лучшей памятью обладает тот человек, у которого достаточно развиты все указанные свойства. Благодаря возможностям памяти существует процесс опосредованного познания, когда знания получаются не прямо (непосредственно через ощущения, восприятие), а косвенно, посредством понимания связей между явлениями. Процесс познания, заключающийся в отвлеченном, обобщенном и опосредствованном отражении фактов и явлений, в установлении связей и отношений между ними, называется мышлением.

Мышление тесно связано с речью. Благодаря мышлению мы только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события: видя тучу, мы делаем вывод о том, что будет дождь.

Особенно большое значение в жизни имеет научное предвидение. Условием протекания любого познавательного процесса является внимание. Внимание – это психическое состояние (реакция ориентирования), характеризующее познавательной деятельности, выполняет следующие функции:

— активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

— способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации;

— обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Характеристики внимания делятся на первичные (объем, интенсивность, устойчивость) и вторичные (колебания и переключаемость).

Взаимодействие сознания и подсознания

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении.

Известный психолог З.Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознаются, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать. Выделяют: 1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2) собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным (рис.2).

Рис. 2. Схема соотношения сознательного и бессознательного (по З. Фрейду)

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор, переоценить и ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и, тем самым, разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие неприемлемой идеи или желания. Заслуга З.Фрейда состоит в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее основу своей терапевтической практики психоанализа.

Сознание, как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Одним из свойств психики является способность воспринимать информацию, усваивать ее, формировать психический образ и хранить его. Данная деятельность протекает как познавательные психические процессы.

Взаимодействие сознания и подсознания

Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важнейшими процессами, изучаемыми психологией: восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью, эмоциями, сознанием. Она содержит практические рекомендации, помогающие каждому направленно формировать эти функции и управлять ими в процессе обучения, труда и общения.

Книга предназначена для преподавателей вузов, руководителей предприятий, инженеров, всех, кто по роду своей деятельности должен уметь правильно общаться с людьми.

Когда ранее затруднявшее нас обстоятельство преодолено в поле ясного сознания, процесс переводится на подсознательное регулирование, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и не способно управлять монотонными, медленно изменяющимися процессами. Если оно принудительно сосредоточивается на одном и том же монотонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрствования вплоть до развития сна.

Создание обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. д.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Эти новые задачи постепенно тоже станут решаться автоматически и тоже будут вытеснены из сознания в пользу новых.

С освоением каждой новой деятельности отдельные ее действия автоматизируются, т. е. выходят из-под строгого сознательного контроля. Образы, регулирующие процесс, вследствие этого становятся все более обобщенными. Когда ребенок делает свои первые шаги, а взрослый обучается чему-то новому, например, печатать на машинке, то вначале движения неуклюжи, и выполнение каждого элемента требует к себе пристального внимания и усилий.

Со временем координация движений совершенствуется и действия выполняются быстро, экономично и изящно, хотя при этом о них просто перестают думать. Овладеть мастерством означает достигнуть автоматизации типовых движений и их последовательной организации в пространстве и времени. Так, например, человек, осваивающий новое дело, обучается соответствующим движениям рук и ног порознь, но в процессе тренировки они объединяются и формируется единая двигательная структура. Организация двигательных структур сопровождается постепенным устранением «лишних» движений и уменьшением мышечной напряженности.

По мере обучения деятельность постепенно освобождается от сознательного контроля. В первую очередь перестают контролироваться сознанием и автоматизируются устойчиво повторяющиеся элементы, стереотипные и менее ответственные. Проявление автоматизации обнаруживается как исчезновение лишних движений, избыточных неадекватных усилий, переход к укрупненному управлению и слитному исполнению ряда операций. Все это отражает изменения в ориентировке — ее обобщение и свертывание, в результате чего наступает сужение поля сознательного контроля.

Если новичок — курсант летного училища, управляя самолетом, работает всем телом в напряженной позе, тратит много энергии и быстро утомляется, то опытный летчик включает в работу только группы мышц, необходимые для данного движения, его поза свободна, движения точны и экономичны. В сформированном навыке меняется и характер обратной связи: вместо зрительных основную роль в образовании сигналов обратной связи начинают играть кинестетические ощущения.

Несмотря на то, что в каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное (неосознаваемые процессы) объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении. Фрейд [278] показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать. Особенно важно ввести в зону сознания процессы, вызывающие возникновение скрытых очагов возбуждения, осознавание позволяет выработать алгоритм преодоления возникших трудностей. У каждого человека есть некоторые шаблоны поведения и переживания, которые он не оречевляет и поэтому не способен ввести в сознание. Люди различаются по способности выразить словами свои переживания.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться неосознанным, если на пути к осознанию встречает непреодолимую преграду. Исследователи предполагают, что сознательное представление включает в себя предметное представление и соответствующее словесное выражение, а бессознательное, как правило, состоит лишь из предметного представления. Процесс «узнавания» бессознательного связан с переводом предметного представления в словесную форму. Психоанализ — это терапия памяти. Он включает: поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок), переживание в соответствии с новой значимостью, забывание (ликвидацию очага возбуждения).

На основании обобщения своей терапевтической практики Фрейд предложил теоретическое представление о структуре личности человека. В соответствии с ним, личность человека включает три части: «оно», «я», и «сверх-я». Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из частей выявляет свои специфические функции.

«Оно» представляет собой резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, физиологических по своей природе, служит источником психической энергии, руководствуясь принципом удовольствия. Однако безоглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий, привела бы человека к гибели, поэтому в процессе онтогенеза у человека сформировалось «я» как сознательное начало, действующее на основе принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями «оно» и требованиями общества, воплощенными в «сверх-я» [279].

«Сверх-я» — это своеобразная моральная цензура. Содержанием этой системы являются нормы и запреты, принятые личностью. «Сверх-я» — уровень, представляющий в психике социальные нормы и правила поведения, уровень должного. Он складывается из запретов, выработанных в совместной жизни людей, и ограничений, налагаемых на способы удовлетворения биологических потребностей. Обсуждая отдельные аспекты теоретических позиций Фрейда, нельзя упускать из виду, что разработанные им концепции психоанализа способствовали развитию идеалистических тенденций в психологии

Взаимодействие сознания и подсознания

как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Допускают, что эта передача обусловлена, во-первых, тем, что зона ясного сознания не способна вместить все одновременно протекающие процессы, а во-вторых, тем, что осознанное управление осуществляется в режиме пошаговом, дискретном, поэтапном, поопера­ционном, и поэтому оно неэкономично, неплавно. Про­цессы, управляемые подсознательными установками, регу­лируются, как и всякий упроченный навык, по глобаль­ным, обобщенным критериям, и поэтому они реализуются более плавно, экономично, быстро и грациозно.

Когда ранее затруднявшее нас обстоятельство преодо­лено в поле ясного сознания, процесс переводится на подсознательное регулирование, а сознание освобождает­ся для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая че­ловеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на ко­роткий интервал времени и не способно управлять моно­тонными, медленно изменяющимися процессами. Если оно принудительно сосредоточивается на одном и том же моно­тонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрство­вания вплоть до развития сна.

Создание обеспечивает выработку гипотез в критичес­кие моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навы­ки и т. д.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Эти новые задачи постепенно тоже станут решаться автоматически и тоже будут вытеснены из сознания в пользу новых.

С освоением каждой новой деятельности отдель­ные ее действия автоматизируются, т. е. выходят из-под строгого сознательного контроля. Образы, регулирующие процесс, вследствие этого становятся все более обобщен­ными. Когда ребенок делает свои первые шаги, а взрослый обучается чему-то новому, например, печатать на машинке, то вначале движения неуклюжи, и выполнение каждого элемента требует к себе пристального внимания и усилий.

Со временем координация движений совершенствуется и действия выполняются быстро, экономично и изящно, хотя при этом о них просто перестают думать. Овладеть мастерством означает достигнуть автоматизации типовых движений и их последовательной организации в простран­стве и времени. Так, например, человек, осваивающий но­вое дело, обучается соответствующим движениям рук и ног порознь, но в процессе тренировки они объединяются и формируется единая двигательная структура. Органи­зация двигательных структур сопровождается постепен­ным устранением «лишних» движений и уменьшением мы­шечной напряженности.

По мере обучения деятельность постепенно освобожда­ется от сознательного контроля. В первую очередь пере­стают контролироваться сознанием и автоматизируются устойчиво повторяющиеся элементы, стереотипные и менее ответственные. Проявление автоматизации обнаруживает­ся как исчезновение лишних движений, избыточных не­адекватных усилий, переход к укрупненному управлению и слитному исполнению ряда операций. Все это отражает изменения в ориентировке — ее обобщение и свертыва­ние, в результате чего наступает сужение поля созна­тельного контроля.

Если новичок — курсант летного училища, управляя самолетом, работает всем телом в напряженной позе, тра­тит много энергии и быстро утомляется, то опытный лет­чик включает в работу только группы мышц, необходи­мые для данного движения, его поза свободна, движения точны и экономичны. В сформированном навыке меняется и характер обратной связи: вместо зрительных основную роль в образовании сигналов обратной связи начинают играть кинестетические ощущения.

Привлечение сознания к элементам уже вполне авто­матизированной деятельности ухудшает качество ее вы­полнения. Пример взаимодействия между сознательными и подсознательными действиями в подобных случаях можно найти у Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина». Описывая работу Левина на косовице, он пишет: «Чаще и чаще приходили те минуты бессознательного состояния, когда можно было не думать о том, что делаешь. Коса ре­зала сама собой. В середине его работы на него находили

минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось легко, и в эти же самые минуты ряд его выхо­дил почти так же ровен и хорош, как и у Тита. Но только что он вспоминал о том, что он делает и начинал стараться сделать лучше, тотчас же он испытывал всю тяжесть труда и ряд выходил дурен» [263, с. 296]. Другой при­мер: молодой пианист проникся идеей подвергнуть созна­тельному анализу процесс автоматизированной игры на пианино, и. его игра деавтоматизировалась. В сказке Уайльда о сороконожке ее спросили, как она ходит: какую ногу ставит сначала, а какую потом. Она задумалась. и разучилась ходить.

Несмотря на то, что в каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, со­знание может оказывать определенное влияние и на не­осознаваемые процессы. Бессознательное (неосознавае­мые процессы) объединяет все те факторы, которые воз­действуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Многие знания, отношения, переживания, составляю­щие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают пове­дение, не понятное ни для него самого, ни для окружаю­щих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после до­стижения определенной цели происходит снижение напря­жения так же, как и при осознанном управлении. Фрейд [278] показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать. Особенно важно ввести в зону сознания процессы, вызывающие возникновение скрытых очагов возбуждения, осознавание позволяет вы­работать алгоритм преодоления возникших трудностей. У каждого человека есть некоторые шаблоны поведения и переживания, которые он не оречевляет и поэтому не способен ввести в сознание. Люди различаются по способ­ности выразить словами свои переживания.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Осознание травмирующего фактора и непременная его переоценка позволяют разрядить очаг возбуждения и тем самым нормализовать психическое состояние чело­века. Значение этого открытия Фрейда трудно переоце­нить, поскольку любой конкретный бессознательный про­цесс в принципе может быть осознан, если только можно выразить его в соответствующей системе значений. Осо­знавание, влекущее терапевтический эффект, не сводится только к введению в сознание информации о событии, не приемлемом для личности и потому вытесненном в под­сознание. Оно означает также переоценку и включение представления об этом событии в новую систему устано­вок человека и тем самым вторично вызывает изменение

Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Любой психи­ческий акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться не­осознанным, если на пути к осознанию встречает непреодо­лимую преграду. Исследователи предполагают, что созна­тельное представление включает в себя предметное пред­ставление и соответствующее словесное выражение, а бес­сознательное, как правило, состоит лишь из предметного представления. Процесс «узнавания» бессознательного связан с переводом предметного представления в словес­ную форму. Психоанализ — это терапия памяти. Он вклю­чает: поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (пере­вод информации в словесную форму), переоценку (изме­нение системы установок), переживание в соответствии с новой значимостью, забывание (ликвидацию очага воз­буждения).

На основании обобщения своей терапевтической прак­тики Фрейд предложил теоретическое представление о структуре личности человека. В соответствии с ним, лич­ность человека включает три части: «оно», «я», и «сверх-я». Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из частей выявляет свои специфические функции.

«Оно» представляет собой резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, физиологических по своей природе, служит источником психической энергии, руководствуясь принципом удовольствия. Однако без­оглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий, привела бы человека к гибели, поэтому в про­цессе онтогенеза у человека сформировалось «я» как сознательное начало, действующее на основе принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями «оно» и требованиями общества, воплощенными в «сверх-я» [279].

«Сверх-я» — это своеобразная моральная цензура. Со­держанием этой системы являются нормы и запреты, принятые личностью. «Сверх-я» — уровень, представляю­щий в психике социальные нормы и правила поведения, уровень должного. Он складывается из запретов, выра­ботанных в совместной жизни людей, и ограничений, на­лагаемых на способы удовлетворения биологических по­требностей. Обсуждая отдельные аспекты теоретических позиций Фрейда, нельзя упускать из виду, что разработан­ные им концепции психоанализа способствовали разви­тию идеалистических тенденций в психологии.

При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)

Источники:
Взаимодействие сознания и подсознания
Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для
http://studfiles.net/preview/6318050/page:7/
Взаимодействие сознания и подсознания
2.3. Взаимодействие сознания и подсознания
http://txtb.ru/147/8.html
Взаимодействие сознания и подсознания
Читать "Взаимодействие сознания и подсознания. Стр.30" Грановская Р. М.
http://bookap.info/praktik/granovskaya_elementy_prakticheskoy_psihologii/gl30.shtm
Взаимодействие сознания и подсознания
как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Допускают, что эта передача обусловлена, во-первых, тем, что зона ясного сознания не способна вместить все одновременно протекающие
http://studall.org/all-200763.html

COMMENTS