Вид одиночества уединенность

Вид одиночества уединенность

В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающимся оценки индивидом его (ее) социального положения, типа испытуемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством.

Первый тип — «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга.

Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.

Второй тип — «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.

Третий тип — «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство среди них овдовевшие люди.

Можно выделить 2 вида одиночества:

Ситуативное одиночество — иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство мужчин и женщин переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.

Как правило, мужчины и женщины, испытывающие ситуативное одиночество, обдумав, обсудив с друзьями и подкорректировав свои модели общения, через некоторое время готовы к установлению новых взаимоотношений. Они начинают искать новых знакомых и серьезных отношений. Ведь это здоровое желание людей идти по жизни вдвоём, любить и быть любимым, и оно должно быть сильнее страха испытать неудачу и боль расставания. Мужчинам и женщинам, испытывающим ситуативное одиночество, больше всего пользы принесет вновь обретенная уверенность и оказанная им помощь в установлении межличностных отношений.

Хроническое одиночество — следствие длительной неспособности человека установить отношения с женщинами и мужчинами.

Чтобы уйти от хронического одиночества тоже потребуется стать уверенным в себе, чтобы суметь противопоставить свои приоритеты и ценности социальным нормам и ожиданиям, нередко фальшивым и неискренним. Больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков общения и взаимодействия.

Есть еще одно мнение, где одиночество разделяют на три вида: хронический, ситуативный и переходящий.

Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

Переходящее одиночество выражает в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

Мне хотелось бы осветить еще один вариант, автор которого выделяет четыре вида одиночества и объясняет их в простом, как мне показалось в подростковом разговорном сленге.

Одиночество — это период, когда необходимое общение, поддержка, понимание со стороны других, близкие люди отсутствуют. Кто — то переживает это спокойно, кто — то даже радуется этому, а кто — то страдает, не может найти себе место. Из этого следует, что одиночество бывает разным.

2. А второй путь, собственно, «возвращение крыши», т.е. осознание своей неправоты. А вот случай, когда чувство одиночества вырастает не с проста: в ситуации скрытого одиночества. Просто чувствуется, что здесь что — то не то, что — то в окружении не так, а когда берутся за голову, долго бездействуя, оказывается уже поздно. Друзья отдалились, и близких людей почти не осталось, а новые знакомые не нажиты.

Источник:
Вид одиночества уединенность
В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающимся оценки
http://studbooks.net/1343661/psihologiya/tipy_odinochestva

Виды одиночества

На основании проведенного теоретического анализа и практической психоконсультациопной работы мы пришли к предположению, что одиночество как психическое явление имеет несколько видов и определенные границы проявления, континуум от нормы до патологии.

Первый вид состояния одиночества связан с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом, В данном случае процессы идентификации действуют в пределах своего «Я», человек осознает свое состояние и часто понимает, чем оно обусловлено. Этот вид состояния получил рабочее название «отчуждающее одиночество».

Второй вид состояния одиночества обусловлен преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествляться с другими людьми или группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим. Так как доминирование одной тенденции не означает полную блокировку другой, то механизмы обособления также проявляют себя, но диапазон их действия крайне узок и определяется границами собственного «Я». Вследствие того что данный вид состояния одиночества обусловлен потерей собственного «Я», саморастворением, обезличенностью общения, отчуждением от себя самого, он получил номинацию «самоотчуждающее».

С точки зрения нормативности оба эти вида можно определить как пограничные психические состояния, определяющим фактором которых выступает отчуждение: в первом случае — от других, во втором — от себя.

Мы предположили и получили некоторые эмпирические подтверждения, что при отсутствии психологической и психотерапевтической помощи отчуждающее и самоотчуждающее одиночество могут переходить в клиническую форму, которая оценивается психотерапевтами и психиатрами как патология и, соответственно, требует медицинского вмешательства.

Третий вид представляет собой единственный вариант субъективно позитивного проявления одиночества в жизни человека — уединенность. С точки зрения психодинимических тенденций он характеризуется оптимальным соотношением процессов идентификации и обособления. Кроме динамического равновесия данных процессов, условием позитивного проявления состояния одиночества является психологическая устойчивость личности, механизмами которой выступают способность к саморегуляции и рефлексия. Это нормальное состояния нормального одиночества.

Каждый из представленных видов состояния одиночества имеет свои особенности и закономерности с точки зрения генезиса и проявлений в поведении и жизни человека.

Отчуждающее одиночество как следствие преобладания тенденции к отчуждению
Первый вид одиночества получил рабочее название «отчуждающее». На наш взгляд, слово «отчуждающее» (по сравнению с «отчужденное») предполагает протяженность процесса и состояния во времени. Мы подразумеваем двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны субъекта и со стороны объекта. Действие этого механизма приводит, как уже отмечалось, к образованию психологической дистанции между объектом и субъектом.

Крайняя степень отчуждения вызывает остро переживаемое состояние одиночества. Гипертрофированное отчуждение приводит к потере эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, дорогими прежде воспоминаниями, ситуациями и переживаниями, которые становятся чуждыми для индивида, а взаимоотношения с ними — бессмысленными. Постепенно происходит накопление в сознании отчужденных объектов, действие механизма отчуждения становится все шире, глубже, и субъект уже начинает как бы терять связь с окружающим миром. Осознавая физическую реальность объектов, он не допускает возможности психологической близости с ними, всегда соблюдая им же установленную дистанцию. «Пробиться» за стену его отчуждения очень непросто, и не всякие средства тут будут хороши.

Такой человек изначально должен быть уверен в том, что психолог или психотерапевт осведомлен об особенностях общения с ним и принимает выставленные им условия о ненарушении определенной дистанции во взаимоотношениях. Только в таком случае клиент согласится взаимодействовать с психологом (или любым другим человеком). Другими словами, необходимо соблюдать определенный паритет, «присоединение» к клиенту идет медленно и требует такта и мастерства консультанта, очень осторожного и бережного подхода к ситуации.

При прогрессирующем отчуждении собственное «Я» представляется человеку странным и чуждым. Нельзя сказать, что человек потерял свое «Я», скорее он потерял принадлежность этого «Я» самому себе. «Я» реально существует, человек знает его особенности и характеристики, но оно постепенно переходит в разряд объектов, подлежащих, как и все прочие, отчуждению. Жизнь становится бессмысленной и пустой. Взаимодействие с каким-либо новым объектом может заинтересовать лишь с целью «смазывания колес» механизма отчуждения. Когнитивная сфера задействована как инструмент, познающий то, от чего предстоит отстраниться.

За этим видом одиночества стоит, как отмечалось, двусторонний процесс отчуждения. Данный вид одиночества как состояние осознается тогда, когда объект отчуждения отвечает взаимностью и субъект постепенно в исходном, экзистенциальном смысле остается ОДИНок.

Люди, испытывающие подобное одиночество, вызывают сочувствие, как и другие одинокие, но помочь им сложнее, так как отлаженный и двусторонний механизм отчуждения препятствует взаимному открытию и принятию. Необходимо использование специальных психотехник, чтобы выйти на должный для помощи уровень межличностного взаимодействия с клиентом.

Как свидетельствует практика, клиент часто осознает происходящее и трезво оценивает ситуацию, что в целом отличает его от переживающих одиночество других видов. Это дает ему субъективное основание для обращения за помощью к специалисту.

Время самоотождествления с объектом зависит как от внешних ситуационных факторов, так и от внутренних, в число которых входит и субъективное временное пространство. Идентификация с объектом продолжается до тех пор, пока значимо не изменится его субъективная значимость, пока он не попадет в разряд тех, которые мало интересуют субъекта. Тогда переживаются состояния эмоционального спокойствия и уравновешенности, с которыми субъект одиночества просто не может, не хочет идентифицироваться. Такой цикл идентифицирования может повторяться многократно до тех пор, пока по законам диалектики количество не перейдет в качество, и одиночество из пограничной своей модальности не перейдет в патологическую, то есть самоотчуждающее в клиническое.

С какого-то момента субъект начинает осознавать отсутствие собственных переживаний или их полную зависимость от других людей. Он начинает остро чувствовать беспокойство, тревогу безотносительно к конкретной ситуации. Это может выражаться в беспокойстве за состояние здоровья родителей, детей, близких людей, хотя они не подают объективного повода к этому. же время он интуитивно понимает, что в его жизни происходят бесконечные «неувязки», что степень его внутренней напряженности не объясняется внешними причинами. Его состояние не соотносится с обстоятельствами его жизни и не обусловливается ими. Он начинает «ловить» каждый более или менее подходящий момент для оправдания своего все более тревожного состояния. Это ему не удается, и человек попадает в состояние фрустрации, которое знаменуется угрозой психического срыва.

Среди обратившихся к нам клиентов встречались такие достаточно выраженные типажи. Их одиночество «пряталось» в бессознательном и было обусловлено потерей собственного «Я» иногда в силу особенностей их воспитания, иногда в силу выбранного ими стиля жизни.

Большинство исследователей одиночества считают, что оно имеет негативную эмоциональную окраску, люди его боятся и стыдятся. Эту позицию нам пришлось учитывать в своей практической работе и, соответственно, прикладывать особые усилия, чтобы «вывести» самоотчуждающее одиночество клиента в его сознание. Такое «выведение» может сопровождаться чувствами страха, вины и стыда, которым клиент, конечно, сопротивляется. Иногда этот процесс длится достаточно долго, так как клиенту нельзя предлагать альтернативу: одинок он или нет. Само слово «одиночество» достаточно редко употребляется в процессе психологического консультирования, и в любом случае клиент должен сам определить свое состояние. Иногда клиенту необходима помощь врача-психотерапевта, и такая возможность должна быть ему предоставлена.

Проявления самоотчуждающего одиночества в жизни человека весьма обширны и многогранны. Оно может обусловливать проблемы в самых разных сферах жизнедеятельности человека: от интимной до деловой, — что будет проиллюстрировано в эмпирической части. При отсутствии квалифицированной психологической помощи состояние самоотчуждающего одиночества также может переходить в клиническую форму.

Другими словами, человек пытается «привязать» свое беспокойство к какому-то внешнему фактору. В то обусловливать проблемы в самых разных сферах жизнедеятельности человека: от интимной до деловой, — что будет проиллюстрировано в эмпирической части. При отсутствии квалифицированной психологической помощи состояние самоотчуждающего одиночества также может переходить в клиническую форму.

Движение — есть жизнь, в мире все движется, изменяется, потому и существует. Законы диалектики распространяются на все сферы бытия, в том числе и на психическую жизнь. Поэтому рано или поздно самоотчуждающее и отчуждающее одиночество могут распространиться на всю психическую жизнь, отсоединив человека от социума. В символическом «качании» субъективного «Я» от идентификации к обособлению и обратно, переживание астенического одиночества сопряжено с неподвижностью маятника, находящегося в вертикальном положении. Оба крайних вида одиночества, не ушедшие от социума до конца, могут влиять на неподвижность маятника «слева» и «справа».

Для удержания маятника в крайних позициях «эмпатии» или «отчуждения» необходимо определенное напряжение, которое требует обеспеченности его психической энергией (вероятно, типа Ид). Когда такая энергия перестает поступать, например, в результате блокирования какими-то защитными механизмами, душевные силы человека истощаются, «маятник» практически останавливается. Если же эта позиция не принята человеком как возможность «отлаживания» нормального хода «часов», то есть как необходимый в данном случае «отдых», этап внутреннего переосмысления, то следующей фазой может стать депрессия, психическое заболевание.

Уединенность как позитивное переживание одиночества
Уединенность как субъективно позитивный вид одиночества выведена нами на основании ряда теоретических посылок А. Маслоу и других зарубежных и отечественных исследователей, биографий некоторый выдающихся ученых, писателей, художников, музыкантов, а также собственных наблюдений. В основе трактовки уединенности лежит теория самоактуализации личности, некоторые положения о психологической устойчивости личности, представления о роли одиночества в жизни человека, сложившиеся в русской философии XIX века.

Условием генезиса и проявления уединенности является психологическая устойчивость личности, соединенная с выраженной тенденцией к самоактуализации. Действие механизмов идентификации и обособления в данном случае носят оптимально сбалансированный характер, «ход» маятника свободен. Мы полагаем, что этот вид одиночества может являться как результатом успешной терапии самоотчуждающего и отчуждающего, так и самостоятельно выработанной жизненной стратегией. В первом случае стратегия психологической помощи заключается в формировании психологической устойчивости, что невозможно без тенденции личности к самоактуализации. Во втором случае мы можем наблюдать психологически устойчивую личность, активно стремящуюся к собственной самоактуализации.

Уединенность — это благоприятное состояние субъективно принимаемого одиночества. Диапазон «нормы» и существования одиночества задан условными границами проявления уединенности. Далее располагаются пограничные состояния самоотчуждающего или отчуждающего одиночества, за которыми наступает уже патологическое состояние — клиническая форма одиночества.

Таким образом, рассматривая феномен одиночества в его целостности, протяженности, континууме, мы выделяем его позитивные и негативные воздействия на личность и исследуем причины таковых.

Источник:
Виды одиночества
На основании проведенного теоретического анализа и практической психоконсультациопной работы мы пришли к предположению, что одиночество как психическое явление имеет несколько видов и определенные
http://psyera.ru/3266/vidy-odinochestva

Виды одиночества

Одиночество — состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). (Современный философский словарь) Одиночество представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий человек чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. (Психологический словарь)

Экзистенциальное (космическое, глобальное) одиночество. Присуще абсолютно всем людям, осознающим конечность своего существования. Невозможно сблизиться ни с одним живым существом на планете настолько, чтобы преодолеть это одиночество. Нельзя ни с кем разделить смерть или умереть за кого-то. Нельзя проникнуть в сознание и душу другого человека, увидеть мир его глазами, и бесполезно ждать от кого-либо абсолютного взаимопонимания. Мы все навсегда отдельно друг от друга, и с этим ничего не поделать. Каждый человек приходит в эту жизнь один и уходит так же в одиночестве, независимо от того, какую прожил жизнь и что успел накопить – взять с собой никого и ничего не получится.

В той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство, сознавать свое авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создает и охраняет тебя. Ирвин Ялом, «Вглядываясь в солнце, или жизнь без страха смерти».

Чувство экзистенциального одиночества тесно связано с остальными так называемыми базовыми данностями существования: страхом смерти, бессмысленностью жизни и свободой/ответственностью выбора. Всё, что можно попытаться сделать с этим – осознать, принять неизбежность и неосуществимость данностей, и жить настолько полноценно, насколько позволяют объективные обстоятельства.

Уединенность. Светлая, позитивная сторона физического одиночества. Только находясь наедине с самим собой достаточное количество времени, можно по-настоящему глубоко услышать и узнать себя. Здоровый, полноценный контакт с другими людьми возможен только исходя из собственного спокойного, гармоничного уединения. Для установления адекватных здоровых отношений очень важно, чтобы была возможность какое-то время быть наедине с собой, с необходимой вам периодичностью.

Невозможность долго находиться в уединенности говорит о наличии психологических проблем, с которыми человек встречается в своей персональной «тишине». Масса внешних стимулов – таких, как постоянное общение, компьютерные игры, телевизор, громкая музыка, курение или прием алкоголя/наркотиков, компульсивное переедание и т.д. зачастую служат как раз для того, чтобы заглушать собственный внутренний голос, который пытается сообщить нам нечто неприятное. Обычно это «голос» нашего внутреннего критика, осуждающего нас или озвучивающего вроде бы правильные, но больно ранящие вещи (например, «пора найти работу», «все уже вышли замуж, а ты все одна», «ребенка в 40 лет не родишь»).

Механизм слияния, когда человеку свойственно чрезмерно, неадекватно привязываться к другим (к ребенку, родителю, партнеру) также связан со страхом одиночества.

Другая нездоровая крайность – чрезмерная тяга к уединению. Мы, люди – создания социальные. Нам изначально свойственна тяга к общению, к удовлетворению множества своих потребностей через контакт с другими людьми. Да, кому-то необходимо большое количество ежедневных контактов, а кто-то довольствуется одной встречей в неделю. И тем не менее, полный уход от общения, скорее всего, означает, что негативный опыт в прошлом нанес слишком сильную травму, с которой человеку не удалось справиться, а теперь приходится адаптироваться таким способом – избегая любой возможности повторения такой ситуации, то есть – не общаясь вообще.

Изоляция. Это психологическое явление мы предлагали рассмотреть с двух сторон.

Первое видение: изоляция, в отличие от уединения, состояние лишения значимых контактов, или ограничение их количества. Если уединение – добровольный, осознанный выбор человека, то изоляция воспринимается субъективно как независящее от него обстоятельство. Не всегда причина изоляции находится вне субъекта, но обязательно данный выбор не осознается. Итак, если я – одинок и несчастен, никому не нужен, рядом никого близкого и мне плохо – это изоляция.

Разумеется, изоляция внутренних частей неизбежно влечет за собой определенные внешние проявления. Если у мужчины изолирована возможность эмоционально реагировать («мальчики не плачут»), он может вести себя нарочито грубо и бесчувственно, разрушая отношения с женщинами или не позволяя им возникнуть, и таким образом неосознанно создавая себе внешнюю изоляцию.

Таким образом, если истинно объективная изоляция – это, к примеру, условия пребывания в одиночестве вследствие тяжелой болезни или заключения в тюрьме (хотя здесь тоже можно порассуждать о причинах и следствиях), то субъективно неосознаваемая изоляция – это последствия работы защитных механизмов психики.

Источник:
Виды одиночества
Одиночество — состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных с …
http://www.b17.ru/article/vidy_odinochestva/

Классификация видов одиночества в современной психологии

Классификация видов одиночества в современной психологии

Понятие и основные виды одиночества: отчуждающее, диффузное, диссоциированное и клинические формы, их характеристика. Изучение феномена одиночества в его целостности, протяженности и континууме, его позитивные и негативные воздействия на личность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Классификация видов одиночества в современной психологии

В современной психологии существует несколько классификаций состояния одиночества. Мы остановимся на подробном описании одной из них. личность одиночество клинический отчуждающий

Первый вид состояния одиночества связан с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом. В данном случае процессы идентификации действуют в пределах своего «Я», человек осознает свое состояние и часто понимает, чем оно обусловлено. Этот вид состояния получил название отчуждающее одиночество.

Второй вид обусловлен преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествлять себя с другими людьми, группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим. Так как доминирование одной тенденции не означает полную блокировку другой, то механизмы обособления все же проявляют себя, но диапазон их действия крайне узок и определяется размытыми, нечеткими границами собственного «Я». Вследствие того, что данный вид состояния одиночества обусловлен субъективной потерей собственного «Я», его растворением в социуме, обезличенностью общения, отчуждением от себя самого, он получил номинацию — диффузное (от лат. diffusio — распространение, растекание).

С точки зрения нормативности оба этих вида могут иметь ту самую протяженность, континуум от нормы до пограничности в зависимости от глубины переживаний и длительности состояния. Здесь есть прямая закономерность: чем дольше наблюдается неравновесие тенденции, тем глубже состояние одиночества, которое при диффузном варианте может быть и неосознаваемым. Определяющим фактором в обоих случаях выступает отчуждение: в первом — от других, во втором — от себя.

Субъективно позитивный вид одиночества — управляемое, или уединенность, представляет собой вариант переживания психологической отдельности, осознания собственной индивидуальности, автономности, самости. В контексте личностного генезиса этот вид обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления! Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума, механизмами которой выступают способность к саморегуляции и рефлексия. Это нормальное состояния нормального одиночества.

Следует отметить, что при отсутствии психологической и психотерапевтической помощи отчуждающее, диффузное и диссоциированное одиночество могут переходить в клиническую форму, которая оценивается психотерапевтами и психиатрами как патология и, соответственно, требует медицинского вмешательства.

Каждый из представленных видов состояния одиночества имеет свои особенности и закономерности с точки зрения генезиса и проявлений в поведении и жизни человека.

Само слово «отчуждающее», по сравнению со словом «отчужденное», предполагает протяженность процесса и состояния во времени. Этот термин как бы подчеркивает динамику процесса отчуждения, то есть не просто констатирует вид одиночества, но и предполагает его углубление. Кроме того, здесь подразумевается двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны субъекта и со стороны объекта, что непременно увеличивает психологическую дистанцию между ними. Чем больше отчужденных объектов в жизни человека, тем вероятнее переживание одиночества. Конечно, здесь имеется в виду не отчуждение от аморальной или безнравственной среды, а отчуждение от тех объектов, которые ранее были близки, нужны, симпатичны.

Крайняя степень отчуждения от мира всегда вызывает остро переживаемое чувство одиночества. Выраженное отчуждение приводит к потере эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, дорогими прежде воспоминаниями, ситуациями и переживаниями, которые становятся чуждыми для индивида, а взаимоотношения с ними — бессмысленными. Постепенно происходит накопление в сознании отчужденных объектов, действие механизма отчуждения становится все шире, глубже, и субъект уже начинает как бы терять связь с окружающим миром. Осознавая физическую реальность объектов, он не допускает возможности психологической близости с ними, всегда соблюдая им же установленную дистанцию. В зависимости от индивидуальных особенностей это может проявляться в высокой тревожности, страхе, агрессивности, недоброжелательности, скепсисе, потерянности и т. д.

Следует иметь в виду, что при прогрессирующем отчуждении и собственное «Я» представляется человеку странным и чуждым. Нельзя сказать, что человек потерял свое «Я», скорее он потерял принадлежность этого «Я» самому себе. «Я» реально существует, человек знает его особенности и характеристики, но оно постепенно переходит в разряд объектов, подлежащих, как и все прочие, отчуждению. Жизнь становится бессмысленной и пустой. Взаимодействие с каким-либо новым объектом может заинтересовать лишь с целью «смазывания колес» механизма отчуждения. Когнитивная сфера задействована как инструмент познающий то, от чего предстоит отстраниться.

Когда объекты отчуждения — другие люди — все реже идут на контакт, перестают предлагать субъекту свое участие, он начинает чувствовать «смутную тоску», беспокойство без причин, тревогу (так определяли свое состояние многие наши клиенты). Объекты отчуждения — это близкие люди, друзья, родные, знакомые. Они вполне хорошо знают характер, привычки, образ жизни субъекта одиночества и могут испытывать душевную боль, психологический дискомфорт от его прогрессирующей отчужденности и далекости. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда-нибудь они начинают платить ему той же монетой — с помощью тех же психодинамических механизмов они также способны отчуждаться.

Длительное по времени, настойчивое и однозначное отчуждение неизбежно вызовет взаимное отчуждение со стороны своих объектов в лице живых людей. Когда субъект отчуждения — человек, переживающий одиночество, становится объектом отчуждения близких ему людей, он начинает испытывать еще более острые приступы этого состояния. Конечно, такие люди вызывают сочувствие, как и другие, переживающие одиночество, но помочь им сложнее, так как отлаженный и двусторонний механизм отчуждения препятствует взаимному открытию и принятию. Здесь необходимо использование специальных психотехник, чтобы выйти на должный для помощи уровень межличностного взаимодействия с клиентом.

При отсутствии психологической помощи отчуждающее одиночество может перейти в клиническую форму. С другой стороны, мы имеем экспериментально подтвержденные случаи трансформации отчуждающего одиночества в уединенность, за чем стояла соответствующая психологическая и психотерапевтическая работа.

Диффузное одиночество возникает при преобладании у субъекта тенденции идентифицировать себя с другими людьми, социальными группами, идеями и т. д.

Впервые понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии. Это дает основание считать крайние формы идентификации одной из причин возникновения пограничных психических состояний и расстройств. Почему же такое происходит? Что лежит в основе этого?

Понятно, что человек, идентифицирующий себя с другим, отказывается от проявлений своих собственных истинных особенностей, стремлений, интересов. Он не просто подражает другому, он «вживается» в него. Человек начинает жить не «от себя», а от объекта своей идентификации. Что здесь первично: потеря «Я» или преобладание идентификации?

На самом деле — это замкнутый круг: одно ведет за собой другое, и не просто ведет, но и усиливает. Пусковым моментом здесь является недовольство собой, неудовлетворенность собственной жизнью. Непринятие себя побуждает человека либо искать пути самосовершенствования, либо копировать того (тех), кто кажется успешным или просто довольным жизнью.

Процесс самосовершенствования достаточно сложный, требующий не только времени, но и волевых и интеллектуальных усилий, выработки эмоциональной устойчивости и много другого? Кроме того, здесь абсолютно необходимо глубокое самопознание, а именно это вызывает дискомфорт, приносит боль, потому что познавать-то, по сути, нечего. Нечего — в смысле ничего хорошего — человек не знает в себе, не находит в виду закрытости, нереализованного светлого потенциала, а от плохого в себе он хочет спрятаться, укрыться под маской другой личности, якобы успешной или просто хорошей. Поэтому чаще всего человек, избавляясь от боли осознания собственного несовершенства, уходит от себя, заполняя образовавшийся вакуум чужой экзистенцией. А это всегда трагично. Возможно, что ничего более трагичного для человеческой души и нет. Человек и в костюме чужом чувствует себя неуютно.

Диффузное одиночество, связанное с одной или множественными попытками идентификации с другим человеком или людьми, все дальше уводит субъекта от собственной экзистенции, что неизбежно выражается не только в переживании одиночества, но и в огромном страхе перед ним.

Итак, потребность в идентификации с другим естественным образом связана с потерей человеком собственного «Я», что приводит к чувству глубокого экзистенциального одиночества, затерянности в мире и боязни этого мира. Подобное описано Д. Рисменом в книге «Одинокая толпа»: утрата собственной индивидуальности либо неосознанность таковой делает человека одиноким. Формальное объединение таких людей создает «одинокую толпу», которая функционирует согласно законам толпы, а не сознательной группы или общества. Бытие индивидов, составляющих «одинокую толпу», характеризуется переизбытком формального общения, активным поиском интимности и приватности, острой потребностью в единении с другим человеком и, что самое страшное, невозможностью последнего.

Единение одного человека с другим возможно лишь на основе сопричастности двух индивидуальностей идее взаимного разделенного бытия. Единение — это прерогатива развитых личностей, это осознанный выбор самосознающих субъектов. Единение недоступно для тех, кто недостаточно осознает себя, а тем более потерял собственное «Я».

Таким образом, напрашивается вывод: развитие самопознания и самосознания — естественный процесс психологически здоровой личности, а значит, диффузное одиночество ей свойственно быть не может и является показателем обратного, то есть психологического неблагополучия — нездоровья.

В состоянии диффузного одиночества человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение своего бытия в мире, собственной значимости. Когда это не удается сделать, все более растет тревожащее чувство потери собственного «Я». А не удается это сделать, как минимум, по двум причинам. Во-первых, субъекту диффузного одиночества, если можно так выразиться, нечем общаться. Ведь общение — это деятельность, предполагающая своего субъекта, то есть того, кто осуществляет эту деятельность своей личностью и сознанием. Если человек идентифицирует себя с другим, значит, он отказывается от себя, принимая и примеряя при этом чужую личность и чужое сознание.

Этот вид одиночества особенно выделяется из трех деструктивных его форм. Во-первых, оно обусловлено максимальной степенью выраженности идентификации — обособления вообще, а часто — по отношению к одному и тому же объекту. Во-вторых, смена двух тенденций происходит скачкообразно — от максимума до максимума. Конечно, это истощает человеческую психику очень быстро.

Замечено, что данный вид одиночества свойственен людям с экспрессивной психикой. Их эмоции проявляются ярко, порой бурно, а способность к саморегуляции значительно снижена. Легко догадаться, как непросто таким людям общаться, тем более дружить или любить. Пословица «От любви до ненависти один шаг» имеет к ним прямое отношение. Мы не утверждаем, что эта пословица только про них, но что про них в том числе — безусловно.

Одной из причин данного состояния выступает обнаружение в объекте идентификации тех личностных черт, которые хотя и имеются у самого субъекта, но не только не осознаются им, но и резко отвергаются. Человек, испытывающий такое одиночество, смотрится в другого, как в зеркало. Он не просто идентифицируется с ним, как случае диффузного одиночества, а ищет в другом СВОЕ отражение, ищет себя самого через другого. Поэтому вернее будет сказать, что он не столько сам идентифицируется с другим, сколько требует идентификации с собой. Он как будто собственным примером показывает, как нужно с ним обходиться.

Начальную стадию такого процесса можно условно назвать показательной идентификацией. Человек показывает, что ему нужно от другого, но не объясняет, зачем, даже самому себе. Эта показательная идентификация является как бы авансированной платой за идентификацию с собой. Человек в диссоциированном одиночестве как бы покупает у объекта предстоящую его слитность с самим собой. Примечательным является то, что он не спрашивает согласия, а просто действует как покупатель на рынке. Поэтому весьма вероятный отказ объекта от такого слияния воспринимается покупателем как нарушение договора и, конечно, осуждается.

В диссоциированном одиночестве люди ищут тех, кто готов им служить зеркалом, а не партнером. Причем не простым зеркалом, а кривым, отражающим только то, что ему приказывается отразить, независимо от действительного наличия этого в личности. Найти таких людей- зеркал не всегда удается, поэтому переживания одиночества не только вероятны, но и отличаются сложностью, неоднозначностью и особой остротой. Кроме того, даже если удается найти человека-зеркало, он все равно не сможет сколько-нибудь длительное время устраивать того, кто его искал.

В этом состоянии особенно остро переживается чувство покинутости и непонятости тем, кто раньше был рядом и понимал. Понятно, что те, кто был рядом раньше, остались рядом и сейчас, причем в том же качестве. Но для субъектов диссоциированного одиночества искаженным видится не только свой образ, но и отношение к нему других людей. Как только кто-либо из близких позволит хотя бы намекнуть на некоторые его неблаговидные поступки, диктуемые неблаговидными чертами характера или социально неприемлемыми личностными особенностями, происходит резкое отчуждение от них. Раны, нанесенные таким полным отчуждением, обычно бывают очень болезненны, и не только для того, кто отчуждается, но и для тех, от кого отчуждаются. Другими словами, человек, переживающий диссоциированное одиночество, вследствие особенностей этого состояния очень больно и глубоко травмирует близких ему людей.

Человек, переживающий диссоциированное одиночество, ревнует свое «зеркало» — оно должно принадлежать только ему. И лишь с особого разрешения, «под очень чутким руководством» и очень редко кому-то позволяется заглянуть ненадолго в это несчастное «зеркало». Редко и ненадолго, потому что самое оберегаемое от зеркала — это знания мира, жизни, других людей. Возможно, что диссоциированное одиночество настигает тех, у кого чувство собственничества затмевают личность.

Возможен и другой вариант: чувство собственничества развивается как следствие этого вида одиночества. Этот вопрос требует изучения. В любом случае те, кто переживает такое одиночество, обычно оказываются выраженными ревнивцами и собственниками.

Вопрос о том, что первично — личностные особенности или вид переживаемого одиночества, задается весьма часто. Чтобы ответить на него, необходимы лонгигюдные исследования, которые организовать очень непросто. Ведь обращаются к психологу те, кто уже испытывает одиночество, поэтому диагностика личностных черт и особенностей проводится не до возникновения этого состояния, а во время него. Выборка же тех, кто успешно трансформировал негативные виды одиночества в субъективно позитивные, численно меньше и не позволяет делать обобщения, применимые к генеральной совокупности.

По сути, все психологические, психокоррекционные, психотерапевтические техники и приемы основаны на нравственных, позитивных, конструктивных особенностях клиентов. Именно на такие качества, черты и особенности опирается психолог в работе с теми, кто обращается к нему за помощью. Если же такие качества называются, но реально отсутствуют, рассчитывать на них не приходится, и психологическая работа существенно усложняется.

Клинические формы одиночества

Эти формы состояния одиночества, по сути дела, должны рассматриваться в рамках психопатологии.

Такие переживания одиночества можно наблюдать у некоторых пациентов отделения неврозов с медицинским диагнозом «депрессия», либо кризисного стационара, что значительно реже. Еще реже случаи обращения близких человека, испытывающего подобное одиночество, за психологической помощью на дому. Сам человек, переживающий такое одиночество, не обращается никуда, он практически «выключен» из жизни. Часто он даже не может обслужить самого себя, плохо понимая или не понимая совсем, что происходит вокруг.

Эти люди имеют (кроме прочих) медицинский диагноз «депрессия». Что в данном случае первично: депрессия или одиночество — вопрос больше медицинский, чем психологический. Психолог в данном случае если и оказывает какую-то помощь, то только в сотрудничестве с психотерапевтом и психиатром.

Движение есть жизнь, в мире все движется, изменяется, потому и существует. Законы диалектики распространяются на все сферы бытия, в том числе и на психическую жизнь. Поэтому рано или поздно диффузное, отчуждающее или диссоциированное одиночество могут распространиться на всю психическую жизнь, отсоединив человека от социума. Клинические формы одиночества следует оценивать, по меньшей мере, как пограничные состояния, хотя наши наблюдения говорят о том, что они больше походят на собственно патологию.

Уединенность как позитивное переживание одиночества

Уединенность как субъективно позитивный вид одиночества выведена на основании ряда теоретических посылок А. Маслоу и других зарубежных и отечественных исследователей, анализа биографий некоторых выдающихся ученых, писателей, художников, музыкантов, а также собственных наблюдений.

Уединенность — это благоприятное состояние субъективно принимаемого одиночества. Диапазон «нормы» и существования одиночества задан условными границами проявления уединенности. Далее располагаются пограничные состояния диффузного, отчуждающего или диссоциированного видов одиночества, за которыми наступает уже патологическое состояние — клиническая форма одиночества.

Таким образом, рассматривая феномен одиночества в его целостности, протяженности, континууме, мы выделяем его позитивные и негативные воздействия на личность и исследуем причины таковых. Основной причиной, определяющей характер воздействия одиночества на человека и его жизнь в целом, выступают особенности внутриличностного генезиса этого психического явления. Отчуждающее, диффузное, диссоциированное и, конечно, клинические формы одиночества оказывают негативное влияние. Уединенность является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на психику.

1. Асмолов А.А. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М..-Вн., 1996.

2. Корчагина С.Г. Психология одиночества. — М., 2008.

3. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. — М., 1972.

4. Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; составление, общая редакция и предисловие Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. — 624 с.

5. Мухина В.С. Проблема генезиса личности. — М., 1985.

6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

7. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии. Тексты. — М., 1986.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

Источник:
Классификация видов одиночества в современной психологии
Понятие и основные виды одиночества: отчуждающее, диффузное, диссоциированное и клинические формы, их характеристика. Изучение феномена одиночества в его целостности, протяженности и континууме, его позитивные и негативные воздействия на личность.
http://revolution.allbest.ru/psychology/00820529_0.html

Понятие «одиночество»

По мнению многих исследователей, чувство одиночества является важной составляющей эмоционального развития. Представители разных психологических направлений по-разному определяют сущность этого феномена. Так, для К. Роджерса одиночество – это реакция на страх быть отвергнутым другими людьми, согласно ему, переживание одиночества порождается индивидуальным восприятием диссонанса между истинным Я и тем, как видят Я другие. Когнитивный психолог Э. Пепло утверждает, что одиночество – это субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием. (16, с.63.). Э. Фромм рассматривает одиночество как универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития. (29, с. 21)

Несмотря на выраженные различия трактовок, большинство исследователей согласны с тем, что одиночество – это переживание, «острая» или «особая» форма самосознания.

Многие авторы отмечают, что это чувство нельзя однозначно оценить как позитивное или негативное. Чаще одиночество переживается негативно как момент нежелательный, связанный с недооценкой себя, непониманием и недостатком поддержки со стороны значимых других, ограничением собственной активности, что в крайних случаях может приводить к депрессиям и суицидам. Значительно реже, но конструктивнее, переживание одиночества для подростка может превратиться в средство саморазвития, самопознания, самореализации. (14, с. 7)

Исходя из всего вышесказанного, дадим определение понятию «одиночество». Одиночество – это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми. (16, с. 64.)

Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон дают следующее определение. Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальности сети взаимоотношений и связей внутреннего мира личности. (18, с. 128) Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд и, таким образом, воспринимается, как крайне нежелательное. Ощущение угрозы наиболее полному раскрытию целостных качеств личности порождает страдания одиночества.

Согласно Бакалдину С. В. (6, с. 23), который занимался изучением одиночества и его связи с функциями «Я», существует связь одиночества человека с его оценкой характера отношений с матерью в детский период. Важную роль при этом играют негативные оценки эмоционального аспекта отношений и степени доверительности отношений между ребенком и матерью в детский период.

На основании полученных результатов исследования Бакалдин С. В. сделал вывод о том, что для «одиноких» респондентов свойственно пассивное переживание одиночества, они реже используют ситуацию одиночества для развлечения. (6, с. 23)

Болгарский психолог Л. Симеонова сделала попытку сгруппировать типы поведения людей подверженных одиночеству. (32, с. 43-44)

1) Ненасытная потребность человека к самоутверждении, когда в центре внимания состоит только собственный успех;

2) Однообразие в поведении. Человек не в состоянии выйти из некой выбранной им роли и потому не может позволить себе раскованность, раскрепощенность, естественность в контактах с другими людьми.

3) Сосредоточенность на своих ощущениях. События собственной жизни и свое внутреннее состояние представляются ему исключительными. Он мнителен, полон мрачных предчувствий, пленен паническим страхом за свое здоровье.

4) Нестандартность поведения, когда мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в данной группе правилам и нормам.

5) Недооценка себя как личности и отсюда боязнь быть неинтересным другим. Такое поведение обычно характерно для людей застенчивых, с заниженной самооценкой, стремящихся всегда держаться в тени.

Е. И. Головаха и Н. В Панина выделяют такую черту как конфликтность, то есть склонность обострять не только конфликтные, но зачастую и просто осложненные ситуации человеческих контактов. (32, с. 44)

К. Мустакас, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество. (34, с. 75) Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

С. Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности. (9, с. 7)

А. Садлер и Т.-Б. Джонсон выделяют божественное, культурное, социальное и личностное типы одиночества. (16, с. 21) Космическое одиночество, переживаемое как чувство утраты связи с бытием или Богом. Данный тип может проявляться как природное одиночество в результате отсутствия чувства уединения с природой у людей, удаленных от родных мест, сопровождая ностальгию. Кроме того, тип космического одиночества может, переживается человеком как чувство утраты Бога, а также как ощущение потерянности в чужом мире.

Культурное измерение одиночества определяет переживания, связанные с потерей связи с культурным наследием, отторжением общепринятой культуры внутренним миром человека. Следующий тип – социальное одиночество. Он характеризуется потерей сопричастности процессам, происходящим в социуме, жизни внутри него. Социальное одиночество чаще всего проявляется, когда человек уволен, исключен, не принят социумом. Когда человека избегают, так как его поведение признается нежелательным для той социальной групп, к которой он принадлежит. Личностное измерение одиночества характеризуется тем, что связывается не столько с особенностями общения, сколько со свойствами личности, мешающими осуществления истинного общения. (16, с. 21)

Основаниями для типологизации субъективного одиночества являются: особенности восприятия одиночества и своего отношения к нему (отрицательное и положительное); причины одиночества (внешние факторы и обстоятельства, личный выбор). В соответствии с данными основаниями психологами выведены и описаны следующие типы одиночества: субъективное отрицательное, обусловленное личностным выбором (интернальное отрицательное); субъективное отрицательное, обусловленное внешними факторами (экстернальное отрицательное); субъективное положительное, обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное); субъективное положительное, обусловленное личностным выбором (интернальное положительное) (рисунок 1.) (18, с. 10)

Есть еще одно мнение, где одиночество разделяют на три вида: хронический, ситуативный и переходящий. (12, с. 41)

Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

Чтобы уйти от хронического одиночества тоже потребуется стать уверенным в себе, чтобы суметь противопоставить свои приоритеты и ценности социальным нормам и ожиданиям, нередко фальшивым и неискренним. Больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков общения и взаимодействия.

Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

Переходящее одиночество выражает в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов. Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

Таким образом, анализ типологий одиночества, видов одиночества демонстрирует многоуровневый характер данного феномена. Существуют определенные различия в типах переживаемого одиночества, в уровнях переживаний, в их интенсивности и продолжительности.

Источник:
Понятие «одиночество»
Понятие «одиночество». Типы и виды одиночества.: По мнению многих исследователей, чувство одиночества является важной составляющей эмоционального развития. Представители разных психологических направлений по-разному определяют сущность этого феномена. Так, для К. Роджерса одиночество – это … — —
http://psihologia.biz/korrektsionnaya-psihologiya_826/ponyatie-odinochestvo-tipyi-vidyi-13421.html

Психология одиночества

Одиночество происходит от слова «один». Но одиночество и физическая изоляция – не одно и то же. Физическая изоляция не должна оцениваться отрицательно. Не всегда человек, который находится один, испытывает одиночество.

Но можно быть одному и не чувствовать себя одиноким, а можно быть в толпе, в кругу друзей и чувствовать одиночество.

Одиночество – антипод богатому внутреннему мира человека. Не скучно быть одному ==> потребность в одиночестве. Мера потребности в общении определяется уровнем духовности человека.

Одиночество – специфическая форма самосознания человека, сопряженная с тяжелыми и мучительными эмоциональными переживаниями и вызываемая разрывом связей человека с внешним (физическим или социальным миром) или с самим собой.

В зависимости от того, какие связи разрываются, образуются 4 типа одиночества.

1. Космическое – человек чувствует разрыв связей со Вселенной, космосом, природой, Богом. Потеря связей с самим собой (именно в этом случае человек переживает самое ужасное одиночество – разрываются связи с самим собой), т.к. его способности, талант не реализуются, он живет чужой жизнью.

Пример: домохозяйки (растворяются в семье). Нет реализации своего потенциала. ==> Выход: самореализация!

2. Культурное одиночество возникает, если личностные ценности человека не соответствуют ценностям общества, в котором он живет, т.к. получается, что он живет в чужом мире. Поэтому наиболее часто культурное одиночество переживают эмигранты, десиденты, поэты, люди, пережившие глубокие социальные перемены.

3. Социальное – когда разрываются связи человека с группой, в которую он хотел бы входить. Его изгнали, отвергли, не приняли.

Пример: институт, работа.

Пример: гомосексуалисты, предатели, преступники, пенсионеры. Человек чувствует себя лишним, непризнанным, посторонним. Человек часто испытывает чувство страха, стыда, тревоги и др.

4. Личностное или межличностное одиночество – разрыв связей с другими людьми. У человека нет друзей ==> дефицит дружеского, доверительного, интимного общения.

Проявляется в 2х формах:

1) социальная изоляция (нет друзей) – дефицит дружеского общения;

2) эмоциональная изоляция (никому, даже лучшему другу человек не может раскрыться, довериться) – самая тяжелая форма одиночества.

Пример: «Мой муж меня не понимает».

Причины и проявления личностного одиночества.В зависимости от исходных причин выделяют 3 вида личностного одиночества.

1. Истинное одиночество (понятие заимствовано из работ экзистенциалистов).

2. Патологическое одиночество обусловлено отклонениями в психике, одна из главных причин – шизофрения.

3. Вынужденное одиночество.

1. Экзистенциалисты считают одиночество специфической особенностью человека, в отличие от животных. Никто до конца нас понять и принять не смогут. «Все мы заключены в одиночную камеру своего Я». Солидарность с другими всегда поверхностна, иллюзорна. «Я праздную свое одиночество» — раз нельзя избавиться от одиночества, нужно изменить к нему свое отношение.

2. Отсутствие желания общаться ==> патологическое одиночество. Человек добровольно ограничивает число контактов с другими людьми, общение может вызвать скуку, раздражение.

3. Вынужденное одиночество – ограничения круга общения носят вынужденный характер. Причины вынужденного одиночества лежат в самой личности или в особенностях ситуации. Зависит от ситуации (так сложились обстоятельства жизни):

? потеря любимого, близкого человека (потеря – смерть, развод),

? переезд (смена места жительства).

Но ситуация меняется и одиночество прекращается – чего не происходит, если причина одиночества – в личности.

Главная личностная черта, порождающая одиночество, это самооценка (СО).

Низкая СО, комплекс неполноценности ==> ограничивает круг общения ==> одиночество.

Высокая СО, высокомерие, пренебрежительное отношение к другим людям ==> одиночество.

Но одиночество и приводит к понижению самооценки. Самый мощный корень личностного одиночества – низкая СО.

Основные проявление личностного одиночества.

Проявляется в эмоциональной сфере: отрицательные эмоции (скука, печаль, тревога, страх, депрессия, отчаяние.

От скуки до отчаяния. В конце концов, одинокий человек решает: «Быть или не быть». Никчемность своей жизни.

Но при этом характер эмоций одинокой личности зависит от характера атрибуции своего одиночества: если винит в совеем одиночестве других (внешняя атрибуция), его не любят ==> гнев (ведь он заслуживает любви) и горечь; если причины одиночества видит в себе (глупый, некрасивый)

==> печаль, тревога, тоска, депрессия.

Все одинокие люди – депрессивные люди. (Депрессия – это индикатор одиночества).

Как ведут себя одинокие люди, их поведение?

1. Печально-пассивное – ничего не делаю, плачу, переедаю, пью таблетки, алкоголь, наркотики, TV, общение самого с собой, с животными и т.д.

2. Активное уединение – учусь, занимаюсь спортом, слушаю музыку и др.

“Печальная пассивность” – это реакция на одиночество тех, кто хронически и глубоко одинок. Такие люди находятся в состоянии летаргического самосострадания, которое отталкивает от них других людей и тем самым замыкается порочный круг: низкая СО ? одиночество.

“Активное уединение” – это плодотворное и творческое использование времени, проводимого в одиночестве, своего рода альтернатива одиночеству («Трудолюбивой пчелке некогда печалиться!»). Но иногда такая активность приобретает бессмысленный характер: человек усердно и интенсивно занимается никому не нужным, “пустым” делом, лишь бы заглушить одиночество, отстранение от непосредственного, живого общения с людьми шаблонными и надуманными делами.

Таким образом, одиночество – остросубъективное, сугубоиндивидуальное и часто уникальное переживание. Для одного – это отчаянная тоска по утраченной любви и близкому человеку, заглушить которую он пытается в алкоголе и наркотиках; для другого – преходящее чувство скуки из-за отсутствия возможности общения, для третьего – это трагедия всей жизни, ощущение бессмысленности и ненужности собственного существования. В любом случае одинокие люди чувствуют себя несчастными.

Отсюда проблема ==> как избавиться от одиночества?

Способы избавления от одиночества зависят от того, что явилось причиной одиночества и как человек переживает свое одиночество (эмоции и формы поведения).

2. Научиться навыкам общения.

3. Изменить свое отношение к одиночеству.

Если не удается изменить ни обстоятельства, ни самого себя, остается одно: изменить отношение к одиночеству, пользуясь советом экзистенциалистов: «Счастье принадлежит тем, кому довольно самих себя. Одиночество – свидание с собой. Я праздную свое одиночество!» Необходимо преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать.

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Источник:
Психология одиночества
Одиночество происходит от слова «один». Но одиночество и физическая изоляция – не одно и то же. Физическая изоляция не должна оцениваться отрицательно. Не всегда человек, который находится один,
http://studfiles.net/preview/5132803/page:11/

COMMENTS