В процессе общения человек

В процессе общения человек

ТЕМА: Психология общения.

Цель: ознакомить студентов с особенностями процесса взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Общая характеристика человеческого общения.

Понятие общения. Функции общения.

Психология межличностного воздействия.

Общая характеристика человеческого общения.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Это процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения. Общение рассматривается как важнейшая социальная потребность.

Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между людьми.

Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Информационно-коммуникативная – передача и прием информации как некоего сообщения. Основными элементами являются: текст и отношение к нему человека.

Регулятивно-коммуникативная – организация взаимодействия между людьми, а также коррекция человеком своей деятельности или состояния (соотношение мотивов, потребностей, намерений, целей и пр.). Общение направлено на достижение сработанности, установление волевого единства.

Аффективно-коммуникативная – процесс внесения изменений в состояние людей при специальном или непроизвольном воздействии.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом (Знаков В., 1994).

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории (Ломов Б.Ф., 1984). При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Андреева Г.М., 1988). Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения вообще (Леонтьев А.А., 1965). И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (Леонтьев А.А., 1975).

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект-субъект(ы)».

Здесь можно привести мнение В.В. Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними. Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи» (Знаков В.В., 1994).

Субъек-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б.Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988).

В работе А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.

Структура общения. В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения (Андреева Г.М., 1988; Ломов Б.Ф., 1981; Знаков В.В., 1994), выступающих общеметодологическим ориентиром организации исследований.

Под структурой объектав науке понимается порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях. К проблеме структуры общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют по крайней меретри уровня анализа(Ломов Б. Ф., 1984):

1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос-ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.). Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения, а также своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.

Понятие общения. Функции общения.

Под функциями общенияпонимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим выделяются:

аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б.Ф., 1984).

Информационно-коммуникативная функцияобщения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную(в качестве знаковой системы используется речь) иневербальную(различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);

паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т.п.);

проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);

визуальное общение (система контакта глазами).

Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функцияобщения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Аффективно-коммуникативная функцияобщения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другиефункции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В.В. Знакова (1994); познавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г.М. Андреевой (1988). Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Андреева Г.М., 1988). При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.

Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков В.В., 1994). В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А.А., 1965,1983).

Основными механизмами взаимопониманияв процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общенияидентификация– это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Подэмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование — в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента:

а) принятие личности человека в целостности;

б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом (Соснин В.А., 1996).

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.Аттракция (от англ,attract притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Различают вербальные и невербальные средства общения.

Вербальный означает – словесный. Вербальные средства воздействия – это слова. Невербальный означает несловесный. То есть общение осуществляется с помощью жестов, особенностей походки, мимики, особенностей голоса, выражения глаз и тела вообще.

Этапы процедуры общения:

Потребность в общении

Ориентация в целях общения, в ситуации общения

Ориентация в личности собеседника

Планирование содержания своего общения

Бессознательный выбор конкретных средств общения, речевых фраз, способов поведения

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи

Корректировка направления, стиля и методов общения

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере. Коммуникативные барьеры бывают трех типов:

1. Барьеры понимания.Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например,фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают такжесемантическиебарьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.Стилистическиебарьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает.Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2. Барьеры социально–культурного различия– социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

3. Барьеры отношения– связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.

Психология межличностного воздействия.

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т.д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное — от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;

организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т.д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействияотносятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Формы межличностного воздействиямогут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)

Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействиявключают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

Источник:
В процессе общения человек
ТЕМА: Психология общения. Цель : ознакомить студентов с особенностями процесса взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
http://studfiles.net/preview/6038172/

Виды, функции и уровни общения

Виды, функции и уровни общения. Взаимное влияние людей в процессе общения.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В более узком смысле, в контексте рассматриваемых проблем, общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации.

Говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений у граждан; допрос в ходе предварительного следствия; допрос в суде при рассмотрении уголовных дел, допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве; судебные прения сторон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудим; судебные прения, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров. Особый вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотрены законодателем и при вынесении приговора по уголовным делам, в ходе принятия решек гражданско-правовым спорам.

Говоря о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т.д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста.

В структуре общения выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.

O коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

O интерактивная

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их.

O перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Виды общения: По средствам: 1) непосредственное (путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.); 2) вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

В зависимости от мотивов общения:

1) деловое – возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

2) личностное – передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

Функции: Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.

Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.

Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.

Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.

Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.

Эмотивная(экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.

Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.

Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.

УРОВНИ:

1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;

2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая).

3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;

4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;

5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера.

6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов .

7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.

92.54.94.84 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Виды, функции и уровни общения
Виды, функции и уровни общения. Взаимное влияние людей в процессе общения. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности
http://studopedia.ru/19_202799_vidi-funktsii-i-urovni-obshcheniya-vzaimnoe-vliyanie-lyudey-v-protsesse-obshcheniya.html

Личность в процессе общения

Общение часто рассматривают как диалог, как своеобразную дискуссию. Оно подразумевает две или более общающиеся стороны, между которыми происходят процессы понимания (или непонима­ния), взаимного влияния, взаимных оценок. Общаю­щиеся стороны могут быть соединены и в лице од­ного человека, если он осуществляет «внутренний» диалог 8 .

Общественная природа общения обусловливает постоянно возобновляющуюся у индивида потреб­ность в нем. Потребность в общении у людей — это либо потребность изменения каких-либо свойств, качеств, сторон в себе самом и другом человеке (индивидуально-личностная сторона общения), либо потребность в достижении взаимопонимания, уста­новления отношений с другими людьми (социально-психологическая сторона общения), либо потреб­ность в решении совместной задачи, в достижении совместной цели (социально-предметная сторона общения) и т.д. В соответствии с тем или иным характером потребности в общении (индивидуаль­ным, коллективным) определяется и направлен­ность личности на общение (личное, совместное, без­личное), и ее готовность к общению. Как отмечают психологи, трудно переоценить готовность человека к профессиональному общению, которую они опре­деляют как подлинный и ничем не заменимый про­фессионализм.

Особый интерес представляет определение обще­ния, данное С. Л. Рубинштейном, как отношение к миру, к другим людям, к себе 11 . Отношение че­ловека к миру, в котором он живет, действует, об­щается,— это отношение не только к миру явлений и предметов, а к миру человека, людей, оценка их отношений, связей, зависимостей друг от друга. Действительность, в которой живет человек,— это совокупность отношений, влияний, восприятие и переосмысление им этих отношений. Это мир «осо­бой» действительности — действительности отноше­ний, условностей, способов поведения, которые че­ловек, рождаясь, застает готовыми, сформирован­ными, которые он познает и к которым приобщается. К. Маркс определил эту действительность как граж­данскую жизнь общества, в соответствии с которой и внутри которой каждый человек начинает общать­ся и строить свои отношения.

Самое сложное — это реализация социальных норм на уровне индивида. Например, для воспита­ния у ребенка правильных навыков общения нужно, прежде всего, чтобы слово не расходилось с делом. И взрослый постоянно решает противоречие между осознаваемой нормой и не соответствующей ей прак­тикой общения и поведения.

Усвоение социальных норм общения происходит не только через поведение, но и через восприятие одного человека другим 13 . Признание того, что об­щество состоит из разных людей, непохожих ни по внешним, ни по душевным качествам, доброжела­тельное отношение к этим разным людям, умение слушать их, уважать их мнения являются основной предпосылкой формирования гуманной личности.

Общение играет большую роль в формировании психики личности. Дефицит общения — прежде все­го бедность эмоционального фона, его недостаточ­ность, когда все рисуют одним цветом,— особенно влияет на неокрепшую детскую психику. Исследо­вания чешским психологом И. Кхолом особенностей мышления показывают, что «ошибки» мышления сказываются на процессе общения уже сформиро­вавшихся личностей, проявляются в недостаточном понимании, в неверной интерпретации окружаю­щего мира 14 . Он выделяет «черно-белый» тип мыш­ления, когда мир воспринимается однолинейно, ка­тегорично, поверхностно. Очевидно, что подобное «черно-белое» общение (это нельзя, это не делай, это не так) не способствует духовному обогащению личности, не позволяет ей наиболее полно выразить себя в общении.

О том, насколько продуктивно общение со свер­стниками, с людьми других поколений, можно су­дить по тому, удалось ли партнерам найти точки соприкосновения, говорят ли они «на одном языке». При этом точки соприкосновения, «один язык» мне­ний, взглядов не должен сводиться к одной пози­ции, предполагает способность, желание, умение партнера понять позицию другого человека, сохра­няя при этом свою. М. М. Бахтин выделял «эстети­ческое (там, где невозможно этическое) вживание» в мир другого человека, в мир его переживаний, для которого необходимо «усвоение жизненного кругозора» другого человека. Он считал это особой формой отношений, иногда более значимых, чем действия и поступки 15 .

Каждый сам выбирает способ, с помощью кото­рого он может лучше общаться с другим человеком, но в любом случае человек должен осуществлять этот процесс осмысленно, направленно, эмоциональ­но. Заинтересованность в своем партнере по обще­нию, желание «поделиться» с ним, внушить, скло­нить на свою сторону, почувствовать, что его отно­шение вызывает в другом ответный отклик, какие бы преграды их ни разделяли (языковые, возраст­ные, географические),— таковы основные побужде­ния общения.

Общение опосредованно и личностно, причем это опосредование осуществляется средствами, соответ­ствующими жизненным ценностям, установкам, пра­вилам, которыми руководствуется человек. Можно сказать, что общение происходит типичным для данной личности образом, и при этом неважно, от­носится ли общение к деловой или личной сфере, важны те мировоззренческие, этические принципы, на основе которых данная личность вступает в общение. Личность активно стремится к общению, от­вечающему ее жизненным ценностям, избегая об­щения, если оно идет с ними вразрез. Ограниченная сфера общения, ее узкий круг объясняются в пер­вую очередь неспособностью личности к последо­вательной, произвольной регуляции процесса обще­ния в соответствии с его общим для партнеров рус­лом, общими задачами.

Существует тип общения, который объединяет людей как индивидуальностей. Если признание су­ществования другого как личности предполагает признание его «права на самоопределение», свободу, непохожесть на себя, то союз индивидуальностей включает принцип различия и «право» на выбор общения в соответствии с ним. Такой нормой, или высшим типом человеческого общения, достойного подражания, является не только признание, но и утверждение в другом человечности. Признав право другой личности на самовыражение, человек делает первый шаг в этом направлении, но пока только пассивно признает необходимость такого общения и еще не содействует ему. На высшую ступень об­щения он поднимается в процессе утверждения в другой личности всего лучшего, что в ней есть, всего человеческого.

Этические проблемы касаются не только этиче­ских ценностей и законов нравственной жизни. Прежде всего, они затрагивают отношения людей и личностные способы регуляции этих отношений. Уровень этической зрелости личности определяется не только ее следованием нравственным ценностям, но, прежде всего, способностью гуманно относиться к другому человеку, строить и отстаивать отноше­ния, достойные обоих. Исходя из этого можно ска­зать, что принцип «обратимости отношений» ни в нравственном, ни в психологическом смысле неправомерен.

Этот принцип был в свое время сформулирован И. Кантом, который считал, что человек должен по­ступать по отношению к другим так, как он хочет, чтобы поступали по отношению к нему. Данный принцип, хотя и неявно, предполагает известное взаимосогласование этических позиций в отношениях людей. Отсюда можно сделать вывод: посту­пай с людьми хорошо в той мере, в какой они хоро­шо относятся к тебе. Эта своеобразная этическая «договоренность» подрывает, на наш взгляд, суть этики как высшего регулятора человеческого пове­дения.

Принцип «взаимосогласования» и «соизмерения» этических позиций ограничивается практикой не­посредственного общения, нивелирует этический идеал, сужает возможность следовать ему. Так появ­ляется формула: «Ты — мне, я — тебе». Люди, раз­деляющие ее, перестают вести себя согласно мораль­ному идеалу, нравственным принципам, поскольку другие часто ведут себя по отношению к ним без­нравственно. Способность избегать, нивелировать давление ситуации, практику непосредственно сло­жившегося общения и есть реальная психологиче­ская способность личности разрешать противоречие между этическим идеалом и тем, как поступают другие.

Способность абстрагироваться в процессе обще­ния с другим человеком и от его субъективного отношения, и от ситуации показывает этическую воспитанность человека и умение разрешать слож­ные психологические противоречия. Абстрагирова­ние от «обстоятельств», от непосредственной ситуа­ции, от субъективного отношения другого и есть проявление истинной свободы в общении, а также способности к творческому созиданию людьми своих отношений друг с другом.

Творческое отношение, на наш взгляд, должно проявляться, прежде всего, не в сфере создания пред­метов, вещей, а в сфере человеческих отношений, т.е. в способности строить их согласно высшим гу­манистическим идеалам. Задача психолога состоит в том, чтобы донести до людей ту простую истину, что способность и готовность идти навстречу жиз­ненным трудностям и противоречиям и достойно разрешать их не только ничего не отнимают у чело­века, но, напротив, развивают в нем высокие чело­веческие качества — человеческое достоинство, ду­шевную свободу и мужество.

Как отмечалось, характер общения влияет на процесс развития личности, хотя очевидно, что развитие личности происходит не только в общении с людьми, но и в совместной с ними деятельности. Личности и различаются по тому, в какой сфере жизни они преимущественно развивают и проявля­ют себя — в интимно-личностной или в обществен­ной, какую из них они превращают в сугубо личную потребность и ценность. Однако, на наш взгляд, неправомерно их противопоставлять и обособлять: одну — как сферу личных чувств, другую — как сферу общественно необходимого дела.

Личные чувства и отношения окрашивают все сферы жизни человека. Вместе с тем любую сферу общения нельзя свести только к проявлению чувств, симпатий, антипатий, к чисто субъективным отно­шениям. Общение как построение отношений, с од­ной стороны, формирует человеческие чувства, с другой — регулирует поведение, поступки. Строить отношения можно только на основе единства чув­ства и дела, на искренности. Поэтому противопо­ставлять личную сферу общественной (одну — как субъективное, другую — как объективное проявле­ние личности) неправомерно. Личные отношения должны основываться не только на любви и сим­патии, но и на реальных действиях, заботе, помощи, поддержке. Не случайно одной из важнейших при­чин распада семейных отношений или неумения их создать является иллюзия, что чувства не тре­буют никаких реальных деловых «доказательств».

Конечно, при некоторых видах общения (друж­ба, любовь) определенную роль играет притягатель­ность другого человека, его обаяние. При построе­нии таких отношений люди должны проявлять спо­собность абстрагироваться от некоторых качеств человека, от прошлых субъективных отношений. Необходимо уметь освободиться от личных прист­растий (подталкивающих иногда на ложный путь и формирующих мнимые ценности), ставить во гла­ву угла интересы другого. Это заставляет человека подчас вступать в спор с самим собой, одерживая победу над первым порывом чувств, которые могут внести некоторый диссонанс в отношения.

Таким образом, для профессионального станов­ления личности важна не та или иная формальная сетка межличностных отношений, а такой их тип, который представляет систему деловых и ценност­ных отношений, систему расстановки сил с учетом профессионального роста личностей, при которой требования к людям соотносятся с их возможнос­тями. Этот тип отношений предъявляет требования не только к самим людям, их поведению, но и за­дает им эталон общения, создает деловую обстанов­ку, атмосферу общения.

Вышесказанное позволяет подчеркнуть многоуровневость проблемы общения. Непосредственно наблюдаемые акты коммуникаций, средства обще­ния, формы поведения, по-видимому, регулируются не только общающимися личностями, но и совмест­но создаваемыми отношениями. Качество отношений или дает простор, или ограничивает развитие субъ­ектов общения. Высшим уровнем отношений явля­ется такой уровень, на котором реализуются нрав­ственные ценности. Качество личности как субъекта общения, руководствующегося этическими принци­пами, заключается не только в том, чтобы строить свое поведение в соответствии с этими принципами. Активная борьба за достойные обоих общающихся нравственные отношения, за их прочность, перспек­тиву, а не только за отдельные поступки — такова подлинно этическая позиция субъектов — участни­ков общения.

Характер общения личности является ее пробным камнем. Если человек способен на подлинное уваже­ние к другому, на признание в нем личности, индиви­дуальности, если он еще не может признать личностя­ми всех, с кем ему приходится общаться, то это в пер­вую очередь характеризует его самого. Независимо от того, выступает ли другой человек в качестве другого «я», близкого «ты» или в качестве более далекого «он», личность должна строить отношение к нему как к субъекту, а не как к объекту. Это не просто следова­ние нормам и ценностям как таковым, а утвержде­ние ценности другого человека посредством построе­ния соответствующих отношений с ним. Такие отно­шения требуют от людей не просто умозрительного знания нравственных истин, а всех душевных сил и способностей, ума, такта, спокойствия, воли и доб­роты.

В свою очередь предположение об отношениях людей как о некотором «идеальном продукте», о не­котором «мосте», связывающем их, позволяет на­метить в предварительном порядке типологию отно­шений. Одни отношения выступают как простая ко­операция, в рамках которой происходит своеобразное «разделение труда», взаимодополнение способностей друг друга. В таком случае две личности совместно создают то, что богаче и полнее каждой из них в от­дельности. Другие отношения носят характер обмена, и, даже если речь идет об обмене духовными ценно­стями, это ограничивает их союз функциональными рамками. Характер и тех и других отношений бы­вает весьма сложным, позиции участников союза мо­гут в известных пределах меняться, не нарушая его самого.

Как правило, для всех людей в нашем обществе чрезвычайно важна оценка коллектива (чем мы, од­нако, нередко пренебрегаем в общественной и органи­зационной работе). В то же время важны и оценки отдельных индивидов, причем тип людей, оценки ко­торых значимы для личности, обнаруживает харак­тер ее ценностной позиции: для одних важна похвала начальства, для других — одобрение друга, для тре­тьих — кто хвалит, тот и становится другом. Обна­руживается определенная взаимосвязь между выбо­ром значимых людей, на оценку которых реально опирается личность, и ее отношением к оценкам коллектива в целом. Честолюбивый человек как бы не слышит плохого мнения о себе, низкой оценки; даже если это мнение всего коллектива, он предпоч­тет мнение того, кто его хвалит. Человек, живущий интересами общего дела, всегда скорректирует оценку своих достоинств.

Межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь разные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения, складывающиеся в группе, обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие (характерные для насто­ящего коллектива) открывают возможность для раз­вития каждого. Поэтому тип отношений в коллективе всегда может быть содержательно охарактеризован по личностному основанию.

В содержательно-ценностном аспекте существует, по-видимому, непосредственная связь типа межлич­ностных отношений, преобладающего в коллективе, и характера непосредственного общения. Высоко­моральные деловые отношения в коллективе создают такую атмосферу, в которой возникает и соответст­вующее личное общение (исчезают конфликты на поч­ве зависти, неприязнь и т.д.). Напротив, в нездоро­вом коллективе, который по характеру преобла­дающих в нем отношений фактически теряет это высокое звание, личное общение его членов приво­дит к их реальному отрицанию как субъектов в пси­хологическом и социально-психологическом смысле слова. Хотя общение в этом случае происходит между личностями, по существу оно, как это ни парадок­сально на первый взгляд, безлично, так как в нем происходит абстрагирование от самого ценного — человека как личности, как субъекта, раскрывающего себя в общении.

К сожалению, не всегда при расстановке кадров, при организации коллектива учитываются проблемы организации общения людей, но если такая расста­новка происходит на деловой основе, в соответствии с принципами справедливости и равенства, то это отражается и на характере непосредственного обще­ния людей. Так, отношение руководителя к членам коллектива может не носить интимно-личный харак­тер, и на первый взгляд создается впечатление, что здесь собственно личностные, индивидуальные ка­чества исключаются из делового общения. Однако в расстановке кадров, в их оценке, в дозировании сложности заданий и в мере доверия и ответствен­ности, возлагаемой на каждого персонально, реально учитывается перспектива развития работников, рас­крытия их индивидуальных качеств, повышения их активности.

Общественная и организационная деятельность такого руководителя имеет своей целью не только выполнение плана, объем и качество продукции, но и предполагает развитие, профессиональное и дело­вое продвижение подчиненных. Решение общест­венных задач любыми другими способами, ориен­тированными лишь на производственные результа­ты, неизбежно приводит к духовным потерям, обо­рачивается моральными издержками. Отношения с людьми теряют свою прочность, поддерживаются только административно. Утрачивается главное — видение перспективы роста людей, их развития, а, следовательно, и основа для построения делового общения, взаимопомощи и т.д.

Источник:
Личность в процессе общения
Общение часто рассматривают как диалог, как своеобразную дискуссию. Оно подразумевает две или более общающиеся стороны, между которыми происходят процессы понимания (или непонима­ния), взаимного
http://poisk-ru.ru/s32185t2.html

Понятие и виды общения в психологии

Самым главным способом взаимодействия с другими людьми является общение. У данного процесса есть понятие и виды, формы и методы проявления, категории и типы. Все люди общаются. Первое, с чего начинается взаимодействие, — это коммуникация. Нужно договориться, чтобы к чему-то прийти. Нужно поздороваться, чтобы заострить на себе внимание. В психологии одну из главных ролей занимает общение, через которое человек выражает себя и понимает окружающих.

Общение не является чисто человеческим проявлением. Даже животные между собой общаются. Отличаются лишь языки и структура общения. У человека коммуникация является самой сложной и многоуровневой, в отличие от животной или природной.

С самого рождения человек уже вступает в коммуникацию. Он делает это через плач, крик, звуки. Он пока не знает того языка, на котором общаются окружающие люди, поэтому уделяет этому процессу большое количество внимания. Он постепенно узнает язык, структуры, формы построения предложений и фраз. Чтобы общаться, нужно обладать тем языком, на котором говорят окружающие. Тогда можно выразить свои мысли и понять идеи других людей.

Понятие общения детально рассмотрим в интернет-журнале psytheater.com, где будет представлено все многообразие данного явления.

Что такое общение? Это контакт двух и более лиц, которые используют определенные смысловые структуры для передачи информации друг другу. Люди используют язык, который выражает слова и устойчивые фразы для передачи главной мысли. Проблемы здесь возникают на различных уровнях:

  1. Человек вкладывает в слова другие значения, не те, которые подразумевал собеседник.
  2. Человек говорит на другом языке, вообще не понимая, что ему говорит собеседник.
  3. Человек не владеет пониманием тех слов, которые собеседник использует (например, использование профессионального сленга).
  4. Человек не обращает внимания на то, что говорит собеседник, заострив его на собственных мыслях.

Чтобы общение состоялось, должны присутствовать следующие 3 критерия:

  1. Должен быть собеседник, то есть второй человек, с которым и происходит общение.
  2. Должна быть общая тема для разговора.
  3. Должен использоваться один язык, который понимают оба субъекта. То же самое касается и фраз, терминов. Если кто-то не обладает специальной терминологией, то общение будет затрудненно непониманием второго собеседника, его переспросами.

Общение – один из видов взаимодействия между людьми, который сейчас является повсеместным. Все люди общаются и вступают в данный процесс по доброй воле. Порой данный вид взаимодействия является единственным между людьми.

В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:

  • Прямая и опосредованная.
  • Терапевтическая.
  • Групповая и межгрупповая.
  • Межличностная.
  • Массовая.
  • Криминогенная.
  • Интимная.
  • Доверительная.
  • Конфликтная.
  • Личная.
  • Деловая.
  • Ненасильственная.

В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает). В процессе общения происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации. Обычно коммуникация происходит между людьми, хотя общаются абсолютно все живые существа. Просто именно люди делают данный акт осознанным, который включает вербальную и невербальную коммуникации.

Общение включает такие аспекты:

  • Суть – информация, которая транслируется. Может передавать эмоциональный настрой, информацию о внешней среде.
  • Задача – с какой целью человек вступает в процесс общения? Здесь могут удовлетворяться многочисленные потребности: социокультурные, эстетические, когнитивные, созидательные, нравственные и пр.
  • Средства – какими способами передается информация? Сюда входят язык, формы сообщения, использование специальных знаков и органов чувств, пр.

перейти наверх

Под педагогическим общением понимается взаимодействие ученика и учителя, когда один индивид передает знания и развивает вторую личность путем учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс не может происходить без общения. Данный вид деятельности является главным и основным. Данное понятие подразумевает обоюдное целенаправленное взаимодействие на одну цель, когда происходит трансформация, информирование, совершенствование одного из собеседников.

Кроме информационной функции, выделяют такие направления педагогического общения:

  1. Контактная функция – когда люди вступают в контакт друг с другом ради трансляции и поддержания взаимодействия.
  2. Побудительная функция – когда один побуждает другого на совершение определенных действий, направленных на закрепление нового материала.
  3. Эмотивная функция – когда у ученика вызывают определенные эмоции, переживания, настроения, таким образом происходит своеобразный обмен состоянием.

Педагогическое общение зависит от учителя и ученика – их индивидуальности, особенностей, целей и пр.

В неформальной обстановке люди просто общаются так, как им того хочется. В определенных кругах и заведениях принята этика общения, когда человек придерживается определенных правил и норм. Что такое этика общения?

  1. Общение – это взаимодействие людей на вербальном и невербальном уровнях.
  2. Этика – дисциплина, которая изучает мораль и нравственность.

Таким образом, этика общения – моральная, нравственно-этическая сторона общения, ее особенности и техники. Она включает искусство общения, когда применяются определенные техники в процессе коммуникации. Все это базируется на нравственно-ценностных и морально-этических потребностях.

В привычном понимании, этика общения – это свод правил, норм и техник, которые позволяют человеку в определенном кругу показать себя с лучшей стороны. Она носит характер должного.

Этика общения изучает формы коммуникации, чтобы выделять наиболее приемлемые и правильные. Здесь требуется обучение общению по определенным правилам ради сохранения моральности коммуникации и необходимости следования гуманистическим ценностям.

Этика общения направлена на обучение коммуникации: что нужно и чего не нужно делать? Проявляется она на словах и поступках между собеседниками. Здесь идет прививание каждому индивиду норм, культуры общения, рамок и норм поведения, которые одобряемые в обществе.

Главная функция общения просматривается в необходимости человека, который коммуницирует, самосовершенствоваться, развиваться, познавать новое, образовываться, развивать положительные качества характера. Выделяют такие стержневые функции общения:

  • Эмотивная – вызов в другом человеке определенных эмоций и переживаний, а также трансформация собственных.
  • Координационная – обоюдная направленность, координированность и гармоничность действий в процессе взаимодействия.
  • Функция понимания – восприятие и понимание информации, которая проговаривается и передается.
  • Побудительная – побуждение собеседника на совершение определенных действий.
  • Функцию установления взаимоотношений – постижение и фиксация собственной позиции в той роли и статусе, который наблюдается в отношениях с другим человеком.
  • Функция оказания влияния – изменение настроения, убеждений, состояний и поступков собеседника.
  • Информационная – обмен сообщениями, знаниями, информацией, идеями и пр.
  • Контактная – установление между субъектами контакта ради обмена и получения информации. Данный процесс обоюдный.

перейти наверх

Под культурой общения понимается совмещение понятий:

  1. Общение – это коммуникативный акт между людьми.
  2. Культура – это воспитание и формирование личности.

В процессе общения человек выражает самого себя, проявляет свою воспитанность, а также познает другого собеседника, его личность и качества.

Под культурой общения понимается свод правил и норм, которые приняты в том или ином кругу. Здесь проявляется образованность и культурность, которые и выражаются через манеру общения. Культура общения присутствует в цивилизованных странах, где существуют определенные рамки, которых следует соблюдать каждому уважающему себя человеку.

Формирование культуры речи позволяет человеку сделать ее более привлекательной и располагающей. Это происходит путем использования различных инструментов. Их развитие происходит на уровне рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Именно через культуру речи выявляется высокоразвитая личность. Менее развитый человек обладает скудностью словарного запаса и однообразием выражения своих мыслей. Высокоразвитый человек может по-разному выразить собственные мысли и является более гибким в отношениях с многочисленными людьми.

В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция.

В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли. Общение наступает тогда, когда у людей возникают потребности, которые они не могут достичь без посторонней помощи.

Коммуникацию делят на 3 уровня:

  1. Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.
  2. Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.
  3. Общественный – это общение человека с большой группой лиц.

Выделяют 3 аспекта коммуникации между собеседниками:

  1. Коммуникативный – каким образом собеседники обмениваются информацией?
  2. Интерактивный – как партнеры взаимодействуют при выполнении одной задачи?
  3. Перцептивный – каким собеседник представляется с учетом его физиологических особенностей и психологического поведения?

перейти наверх

Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.

Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.

Источник:
Понятие и виды общения в психологии
Общение является главным компонентом взаимоотношений. В психологии рассматриваются виды, понятие, этика и прочие аспекты общения.
http://psytheater.com/ponyatie-i-vidy-obsheniya-v-psihologii.html

Что такое общение

Общение является одним из основных условий существова­ния человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, других нет, к третьим относимся нейтрально, третьих терпеть не можем…

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и куль­турных потребностей. Таким образом, общение – это сложная коммуникатив­ная деятельность человека, субъектом и объектом которой явля­ется личность, включенная в общественные отношения.

Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение как социально-психологическое явление выполняет 3 основных функции:
1) коммуникативную, посредством которой устанавливаются кон­такты между субъектами,
2) перцептивную, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации,
3) интерак­тивную – направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому.

Цель общения – это то, ради чего возникает общение. Цели общения удовлетворяют социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические и другие потребности.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Средства общения бывают вербальные и невербальные.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, языка в качестве средства общения. Это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Источник:
Что такое общение
Общение является одним из основных условий существова­ния человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами.
http://psihogrammatika.ru/?p=687

COMMENTS