В основе успеха человека в общении лежит

Будьте Счастливы

Все взаимоотношения берут свое начало в общении. То, насколько мы успешны в жизни, зависит от того, насколько мы способны хорошо общаться. И когда я говорю об общении, я действительно, имею в виду именно общение, а не просто способность произносить слова.

Общение – это жизнь. Через общение мы познаем мир. Человек, который по-настоящему общается, – это человек, который живет!

Насколько человек способен общаться, можно увидеть, если просто понаблюдать за ним.

Общение с предметами – это способность воспринимать предмет, ощущать его, чувствовать, понимать. Общение с людьми – это взаимный обмен энергией, обмен идеями, обмен восприятиями. Как мы общаемся? Как мы передаем и получаем общение?

Общение – это не только слова. Когда мы улыбаемся кому-то, мы общаемся с ним. Когда мы касаемся кого-то, мы общаемся. Когда мы в игре бросаем мяч другому игроку – мы общаемся. Когда мы показываем другому человеку свои эмоции, мы общаемся.

Существуют пять категорий людей, которые общаются с людьми, используя различные методы влияния на людей.

Они постоянно судят людей, критикуют их и выносят свое заключение. Судьи – это зрители, которые всегда пытаются доказать другим, что те неправы.

Делая неправыми других людей, они пытаются повлиять на их мнение и решение. Их обычно считают авторитетами в обществе, хотя на самом деле, они умеют убеждать других, почему те были не правы. В их обществе чувствуешь себя проигравшим, неудачником, потому что это то, что они пытаются донести до людей: «Вы не правы! Вы неудачники! Вы делаете не так, как надо!»

Это люди, которые используют в общении давление. Таким образом, они пытаются повлиять на людей, на их мнение и поведение. Человек, использующий давление, обычно, особо не заботится о другом человеке по-настоящему, хотя утверждает обратное. Он знает, на что реагирует другой человек, и использует это для того, чтобы добиться своего.

Обычно он угрожает открыто. Например, Джо, муж Джулии, говорит ей: «Если ты снова будешь улыбаться этому парню, я побью его и тебя!». Таким образом, он пытается повлиять на свою жену.

Другие примеры:

Мама говорит сыну – «Если не сделаешь то, что я тебе говорю, я не отпущу тебя играть в футбол»;

Менеджер, считает себя начальником над продавцами, и с целью повысить продажи в отделе, начинает давить на них: «Кто не выполнит план по продажам, тот пусть ищет другую работу. Собрались одни лентяи!». Он думает, что, таким образом, продажи повысятся.

Здесь есть угроза наказания, отказа или изменение отношения, в случае, если человек не сделает того, чего от него хотят другие.

Такое общение приводит к расстройству. В нем нет главных спутников общения – заботы и желания понять другого. В таком общении отсутствует понимание. Здесь лишь есть манипуляция и управление другими на основе запугивания или давления.

Люди, использующие давление и запугивание, не понимают, что используют самый неработающий способ влияния на людей. Таких людей недолюбливают, они теряют авторитет и испытывают неудачи.

Это люди, которые используют в общении жалостные рассказы и истории с целью вызвать у других сочувствие и жалость. В своих рассказах обычно они преувеличивают размеры своих неудач. С такими людьми долго тяжело находится в одной компании. Такое чувство, что ты виноват в их проблемах. Таким образом, они управляют людьми с целью получить от других людей поддержку и помощь. Например, дать им денег или сделать что-то вместо них. Они пытаются донести следующее сообщение до общества: «Я маленький и беспомощный. Посмотрите, что они со мной сделали. Если у вас есть сострадание, помогите мне».

Это люди, использующие в своей речи скрытые угрозы, мелкие уколы, скрытое обесценивание. Они действуют незаметно и обычно выглядят дружелюбными, прикрываясь маской доброжелателя. В их обществе начинаешь чувствовать себя меньше, слабее, глупее.

Они говорят вам комплимент, а затем незаметно преуменьшают вас в ваших глазах. Например: «Я рада тебя видеть! Ты выглядишь замечательно, немного пополнела, но тебе полнота даже к лицу. Ты такая замечательная женщина, но твой муж тебя не ценит! Ты заслуживаешь лучшего. Смотри, как с ним ты постарела».

Внешне выглядит, как поддержка, а на самом деле – это пример скрытого манипулирования. Человек, сделав вас «меньше», пытается донести до вас сообщение: «Без меня ты пропадешь. Ты слабый человек. Делай то, что я говорю, и будешь в безопасности». Они всегда напоминают вам о ваших прошлых ошибках. Обычно они знают все ваши слабые места, так как вы им сами рассказываете об этом, считая их лучшими друзьями. И затем, они используют их, чтобы использовать вас.

Если даже у вас было прекрасное настроение, они испортят вам его так незаметно, что вы не поймете, почему у вас пропало настроение.

На самом деле, такие люди пропадут без вас! Они живут за счет энергии других людей, и их можно назвать энергетическими вампирами. Они не могут создавать что-то ценное, и поэтому могут получить энергию только через вас.

Это люди, которые используют в своем общении обмен энергией. Они четко понимают, что общение – это не односторонний поток, а двухсторонний. Они говорят о своих идеях и с интересом слушают идеи других. В их обществе чувствуешь, что тебя понимают и принимают. Другими словами, что они считаются с вашим мнением. После общения с ними становишься больше и увереннее. Это похоже на то, как если бы вы подзарядились от батарейки. У вас становится больше сил и энергии! Они создают отношения, основанные на взаимном доверии и желании помочь. В основе их отношений к людям лежит забота и понимание.

Созидатели доносят сообщение: «Я рад тебе! Как здорово, что ты есть! Ты мне нравишься!»

Они позволяют вам быть теми, кто вы есть и не пытаются манипулировать вами. Они предлагают вам сотрудничество и общение на основе взаимных соглашений. Общение для них – это жизнь.

В основе своей мы все Созидатели! Мы творческие личности, которые проявляют себя через общение. Общение приносит радость лишь тогда, когда мы общаемся на этом высоком уровне созидания!

Человек, который по-настоящему общается, – это человек, который живет! Достигает успеха тот, кто общается, являясь Созидателем.

Будьте Созидателями в общении с людьми! И вы почувствуете, что такое Радость Общения!

Источник:
Будьте Счастливы
Общение — это основа успеха. Чтобы получать радость общения надо знать, что люди делятся на типы среди которых манипуляторы и созидатели.
http://dobehappy.ru/obshhenie-osnova-uspexa

В основе успеха человека в общении лежит

«Человек жив настолько, насколько он способен общаться.» Источник — Эзотерика. Живое Знание

Как получается, что человек говорит что-то, а другой его слушает и понимает? Как человек слушает? Как человек узнаёт, что его услышали и поняли?

Всё это — моменты, связанные с общением, которые никогда прежде не анализировали и не объясняли.

Люди знали, что общение — это важная часть жизни, но до настоящего времени никто никому никогда не мог сказать, как нужно общаться.

До саентологии. До саентологии предмету общения не придавалось никакого значения и его не изучали. Им не занимался никто, кроме инженеров, которые рассматривали лишь его техническую сторону — средства связи. Но все человеческие начинания полностью зависят от того, насколько исчерпывающими знаниями подлинных основ общения вы обладаете.

Чтобы овладеть искусством общения, нужно понимать, что такое общение.

В саентологии общению было дано определение: это достижение, которое привело к гораздо более глубокому пониманию самой жизни.

Общение, в сущности, представляет собой перемещение частицы из одной части пространства в другую. Частица — это то, что передают посредством общения; частицей может быть объект, письменное послание, устное слово или идея. Это и есть самое общее определение общения.

Рассмотрев общение на таком элементарном уровне, мы получаем полное определение: общение — это мыслезаключение и действие по направлению импульса или частицы из точки-источника на некоторое расстояние к точке-приёмнику, с намерением вызвать в точке-приёмнике воспроизведение и понимание того, что было выпущено из точки-источника.

Воспроизведение — это действие по точному воссозданию чего-либо. Выпущено обозначает «выйти вовне, наружу».

Формула общения такова: причина, расстояние, следствие, включая намерение, внимание, воспроизведение и понимание.

Определение общения и его формула позволяют понять сам этот предмет. Разбив общение на составные части, мы можем увидеть роль каждой из этих частей и таким образом яснее понять целое.

Цикл общения и двустороннее общение — это на самом деле две разные вещи. Если мы тщательно изучим компоненты общения и их взаимосвязь, то мы обнаружим, что цикл общения не является двусторонним общением во всей его полноте.

Например: Билл инициирует общение. Билл говорит: «Как делишки?» Джо получает это и затем как Джо отвечает: «Пожалуй, ничего» , — и затем Билл, получив этот ответ, даёт подтверждение.

Если и Джо, и Билл — «сильные, молчаливые мужчины», то они будут пропускать в этих циклах какие-то их части. Самое огромное упущение — упущение, которое чаще всего воспринимается как «задержка общения», — произошло бы, если бы Билл стоял молча, когда Джо спросил его: «Как поживаешь?» (Под «задержкой общения» понимается период времени между моментом, когда был задан вопрос, и моментом, когда человек, которому он был адресован, ответил на этот конкретный вопрос.)

Здесь Джо является причиной общения, а Билл не продолжает этот цикл. Мы не знаем и не хотим знать, слышал ли Билл этот вопрос вообще, — нас это не интересует. Мы можем допустить, что Билл, по крайней мере, присутствовал, и что Джо говорил достаточно громко, чтобы его можно было услышать, и что внимание Билла было где-то поблизости от Джо. Итак, цикл общения не продолжается, а вместо этого Джо остаётся с незаконченным циклом и никогда не получает возможности стать Джо.

Двусторонний цикл общения происходит следующим образом: Джо, инициировав сообщение и затем завершив цикл общения, может после этого ожидать, что Билл инициирует сообщение для него и завершит таким образом оставшуюся часть двустороннего цикла общения. Билл инициирует сообщение, Джо слышит это сообщение, Джо на него отвечает, и Билл даёт подтверждение.

Таким образом, мы получаем нормальный цикл общения между двумя «терминалами», поскольку в данном случае Джо является терминалом, Билл является терминалом и общение протекает между этими двумя терминалами.

Для того чтобы цикл общения произошёл, Джо должен инициировать сообщение, Билл должен его услышать, Билл должен стать Биллом и ответить на сообщение, Джо должен дать подтверждение сообщению, затем Билл должен инициировать сообщение, Джо должен его услышать, Джо должен на него ответить, а Билл — дать подтверждение. Если они общаются таким образом, то они никогда не начнут спорить, какова бы ни была тема их разговора, и в конце концов придут к согласию — даже если они были враждебно настроены по отношению друг к другу. Их трудности и проблемы будут устранены, и у них установятся хорошие взаимоотношения.

Двусторонний цикл общения сбивается, если один из терминалов не инициирует сообщение, когда наступает его очередь.

Способности человека зависят от его способности общаться. Способность к общению — это важнейшая часть из механических способностей. Человек, который не может общаться с чем-либо, станет жертвой этого. То, от чего человек в этой вселенной отстраняется, в заметной степени становится его хозяином. То, чего человек боится, становится его хозяином. Если бы человек был готов общаться со всей вселенной, со всем тем, что есть во вселенной, то он был бы свободен во всей вселенной. Кроме того, у него был бы неограниченный запас расстояний и терминалов. Барьер неизбежно является чем-то, дальше чего человек не может осуществлять общение. Если вы не считаете, что вы не можете общаться, то никакого барьера существовать не может.

Преимущества успешного общения слишком многочисленны, чтобы их нужно было перечислять. Если человек может достигать результатов с помощью общения, то это улучшает все стороны его жизни, начиная с личных отношений и кончая профессиональной деятельностью. Способность общаться жизненно важна для успеха любого начинания.

От того, способен ли человек общаться, зависит, достигнет ли он успеха или же потерпит неудачу. Это справедливо для всех аспектов жизни. Вы можете заметить, что известные вам люди, которые добиваются успеха в своих начинаниях, чаще всего обладают высокой способностью общаться; неудачники ею не обладают.

Общение — это не просто способ как-нибудь прожить жизнь; это самая суть жизни. Этот фактор в тысячу раз более важен, чем любые другие, и он необходим человеку для того, чтобы понимать жизнь и добиваться успеха.

Мы инстинктивно глубоко уважаем великих художников, музыкантов и других великих деятелей искусства, и общество считает их весьма неординарными людьми. И это так. Но понимание и умение общаться нужно не только деятелям искусства, но и всем людям.

При исследовании всего предмета общения человек, скорее всего, обнаружит — если он пристально посмотрит, — что вокруг него очень мало людей, которые действительно общаются, в то время как имеется много людей, которые думают, что они общаются, а на самом деле они этого не делают.

Иногда кажется, что лучше не общаться, чем общаться, но в действительности это не так. Общение разрешает любую проблему, которая только может быть у людей. Понимание общения как такового было недоступно до саентологии.

Если вы в совершенстве знаете формулу общения и понимаете, каким образом можно распознать и исправить любые трудности в её применении, то это существенно поможет вам достичь успеха в жизни. Упражнения и сведения, содержащиеся в этой статье, дадут вам начальный импульс на пути к успеху.

Общение — это жизнь. Без него мы мертвы для всех.

Мы живы настолько, насколько мы способны общаться.

Источник:
В основе успеха человека в общении лежит
«Человек жив настолько, насколько он способен общаться.» Источник — Эзотерика. Живое Знание Как получается, что человек говорит что-то, а другой его слушает и понимает? Как человек слушает?
http://naturalworld.guru/article_obshchenie-kak-dostigat-uspeha-s-pomoshch-obshcheniya.htm

Глава 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.

Г.Низами (ок. 1141-ок. 1209),

азербайджанский поэт и мыслитель

Антуан де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Ведь по существу без него невозможно функционирование человеческого общества; ника­кая деятельность без общения не осуществима. Естественным спо­собом существования человека является его связь с другими людь­ми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении. ‘

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «По­толкуешь с одним — возликуешь, потолкуешь с другим — затос­куешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и уме­ющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпати­ей, а с людьми закрытыми, необщительными — «буками» — ста­раемся контактировать как можно реже.

Важное значение в общении приобретают знания и учет мо­ральных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности. Знания психологии личности помогут правильно сфор­мировать представления о собеседнике, представить его способность к соглашению или увидеть в нем конфликтную личность, определить уровень готовности партнера работать в коллективе. Иными словами, знания позволяют определить эффективность деловых отношений с конкретным человеком.

Деловое общение строится на таких моральных качествах лич­ности, как честность, долг, совесть, достоинство (см. разд. 1.1), которые придают деловым отношениям нравственный характер.

В данном разделе мы рассмотрим основы психологии обще­ния, так как «проблема» общения все острее и острее осознается обществом и вопрос о повышении качества общения особенно актуален в наши дни. Вместе с тем всегда надо помнить о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку является основой общения.

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об­мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво­их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро­ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто­му общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений об­щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение — это сложный, многогранный процесс, представляю­щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про­исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия­ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В процессе общения формируются и развиваются психологи­ческие и этические отношения, которые составляют культуру де­лового взаимодействия.

Деловое общение — это общение, обеспечивающее успех како­го-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Дело­вое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, кли­ентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реали­зации необходимо учиться общению.

Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрощенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения.

Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психоло­гия управления»* (* Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997.-С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных ти­пов» собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы бесе­ды, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседни­ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу­ментами.

2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседни­ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд­ничеству.

3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу.

5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока­заться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема бесе­ды его не интересуют.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой крити­ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора­ет» от желания спрашивать.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен­ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи­мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж­ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об­щения между коллегами, руководством, клиентами может воз­никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к ин­формационным потерям.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое общение? Какова основа общения?

2. В чем заключается основная задача делового общения?

3. Что означает «уметь общаться»?

4. Какие «абстрактные типы» собеседников вам известны?

5. Какие «абстрактные типы» собеседников вам встречались чаще все­го? Приведите пример.

Источник:
Глава 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Г.Низами (ок. 1141-ок. 1209), азербайджанский поэт и мыслитель Антуан де Сент-Экзюпери воспел
http://studfiles.net/preview/4646356/page:14/

Общение — основа человеческого бытия

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений общения. Общение — это сложный, многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В процессе общения формируются и развиваются психологические и этические отношения, которые составляют культуру делового взаимодействия.

Деловое общение — это общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, клиентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реализации необходимо учиться общению.

Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрощенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения.

Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психология управления» (Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997) приводится описание девяти «абстрактных типов» собеседников.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизненных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значимости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы должны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе общения между коллегами, руководством, клиентами может возникнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к информационным потерям.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение — это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.

В психологии выделяется три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, важно, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Как говорил по этому поводу советский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

3. Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

  • * психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т.е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);
  • * доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
  • * восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);
  • * общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);
  • * разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств. общение деловой диалог взаимоотношения

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

  • 1) коммуникативная сторона. Она проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;
  • 2) интерактивная сторона. Она заключается в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;
  • 3) перцептивная сторона. Эта сторона проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Чтобы лучше понять, что представляет собой общение, надо подробно рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы и препятствия.

С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Вот почему мы начинаем изучение с основной и важной стороны общения — перцептивной.

Перцепция (или восприятие) хорошо изучена в социальной психологии, а термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введен американским психологом Дж.Брунером в 1947 г. Он обратил внимание на то, что наряду с индивидуальными различиями существуют общие социально-психологические механизмы восприятия.

На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Исследованиями подтверждено, что дети и взрослые отличаются по социальной перцепции. Дети в большей степени ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа и т.п.), они лучше распознают эмоциональное состояние человека по выражению лица, чем по жестам. Кроме того, сильное влияние на процесс восприятия оказывает профессия наблюдателя. Так, при оценке одного и того же человека продавец будет оценивать внешний вид, филолог — особенности речи, медик — физическое здоровье.

Однако в целом перед человеком стоит задача не просто «воспринять», а, скорее, познать другого человека. В ходе познания осуществляется эмоциональная оценка человека и попытка понять логику его поступков и уже на этой основе строить свое собственное поведение.

Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по жизненному опыту, социальному статусу, интеллектуальному развитию и т.п. Какие же признаки позволяют нам судить, например, о превосходстве собеседника по социальному статусу? Исследования показали, что существенное значение имеет процесс формирования первого впечатления о человеке. Большое влияние на первое впечатление оказывает: 1) внешний вид человека (одежда, прическа, украшения, очки, знаки различия); 2) манера поведения человека (как стоит, ходит, сидит, разговаривает, куда устремлен взгляд и т.п.).

Внешний вид и манера поведения являются факторами превосходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

В прежние времена существовали определенные правила и нормы, предписывающие, что и кому можно или нельзя надевать. В отдельные эпохи предписания разрабатывались до мелочей и имели определенное значение.

В наше время, когда нет четких предписаний, роль одежды тем не менее остается значимой. Зная «секреты» одежды, можно создать определенный образ у партнера по общению, повысить (в случае необходимости — понизить) свою значимость и престиж. Например, вы, собираясь на экзамен и надевая строгий костюм и рубашку с галстуком, скорее всего, стремитесь чуть-чуть завысить свой социальный статус. Если же преподаватель на тот же экзамен надевает джинсы и свитер, то он пытается ослабить фактор своего превосходства с целью улучшения взаимодействия со студентом, т.е. с вами. Правильно подобранная одежда поможет сформировать благоприятное впечатление, вызвать доверие со стороны партнера и создать образ честного, надежного собеседника.

Кроме того, на первое впечатление влияют различные детали, например, украшения. Массивные золотые перстни-«печатки» у мужчин, а также большие бриллиантовые кольца у женщин хотя и указывают на их финансовые возможности, но иногда могут вызвать нежелательный эффект («оказать медвежью услугу»). «Носители» украшений могут показаться партнеру по общению как хитрые, неискренние, склонные к доминированию люди, претендующие на повышенное внимание к своей особе.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе собеседника (походка, манера сидеть и стоять). Например, результаты экспериментов показали, что окружающим больше нравятся люди, сидящие на стуле свободно, чуть наклонив корпус тела вперед. И, наоборот, люди, садящиеся на стул ровно, слегка отклоняясь назад, вызывают негативное отношение; то же относится к манере сидеть на стуле с перекрещенными руками или ногами.

При восприятии человека большое значение имеет фактор привлекательности. Сложность определения этого фактора вызвана тем, что мы привыкли считать привлекательность индивидуальным впечатлением. Всякая попытка обобщить признаки привлекательности «наталкивается» на внутреннее сопротивление. Разные народы в разные исторические периоды имели и имеют свои каноны красоты, поэтому фактор привлекательности определяется не разрезом глаз и цветом волос, а социальным значением того или иного признака человека. Ведь существуют одобряемые и неодобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности, а значит, привлекательность — это приближение к типу внешности, максимально одобряемому той группой, к которой мы принадлежим.

Еще одним важным фактором восприятия является отношение к нам со стороны окружающих. При этом люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо. В эксперименте психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека, высказавшего это мнение. В данном эксперименте согласие выявлялось с помощью прямых вопросов. Однако существует большое количество косвенных признаков согласия: кивки одобрения, улыбки и слова в нужных местах, манера держаться. В общении очень важно, чтобы согласие было явно выражено. Если есть согласие, то включается восприятие по фактору положительного отношения к нам.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке.

Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсникам, коллегам по работе, друзьям. Очень скоро вы обнаружите, что вас окружают великолепные, доброжелательные люди, замечательно ладящие между собой.

Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному — свои недостатки.

Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение придается сведениям (информации), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятия и научиться корректировать свои ошибки.

Как известно, человек в течение жизни вступает в деловые отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений является мораль, в которой выражены наши представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться. Человек может сделать общение эффективным, достичь определенных целей, если он правильно понимает моральные нормы и опирается на них в деловых отношениях. Если же он не учитывает моральные нормы в общении или искажает их содержание, то общение становится невозможным или вызывает трудности.

Кто же создал правила человеческого поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое — осуждается? На эти вопросы отвечает этика.

Этика — это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» («этос») — обычай, нрав. Термин «этика» был введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности, причем этика считалась «практической философией», которая должна дать ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки?»

Первоначально термины «этика» и «мораль» совпадали. Но позже, с развитием науки и общественного сознания, за ними закрепилось различное содержание.

Мораль (от лат. moralis

нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в личных, семейных и международных отношениях.

Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг».

«Добро» и «зло» — показатели нравственного поведения, именно через их призму происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Этика рассматривает «добро» как объективное моральное значение поступка. Оно объединяет совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал, образец для подражания. «Добро» может выступать как добродетель, т.е. являться моральным качеством личности. «Добру» противостоит «зло», между этими категориями с основания мира идет борьба. Часто мораль отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло рассматривается как аморальность и безнравственность. Добро и зло — противоположности, которые не могут существовать друг без друга, как свет не может существовать без тьмы, верх без низа, день без ночи, но они тем не менее не равнозначны.

Действовать в соответствии с моралью — значит выбирать между добром и злом. Человек стремится построить свою жизнь таким образом, чтобы уменьшить зло и умножить добро. Другие важнейшие категории морали — долг и ответственность — не могут быть правильно поняты и тем более не могут стать важными принципами в поведении человека, если он не осознал сложность и трудность борьбы за добро.

Нормы морали получают свое идейное выражение в заповедях и принципах о том, как должно себя вести. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: «поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило появилось в 4-5 вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах — Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Впоследствии оно стало именоваться «золотым», так как ему придавалось большое значение, В наши дни оно также остается актуальным, и всегда надо помнить, что человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других и составляет основу морали и нравственности.

В Евангелии от Матфея сказано: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними» (гл. 7 ст. 12).

Нравственная жизнь человека и общества разделяется на два уровня: с одной стороны, то, что есть: сущее, нравы, фактическое повседневное поведение; с другой стороны, то, что должно быть: должное, идеальный образец поведения.

Нормы и правила поведения, действующие в обществе, предписывают человеку служить обществу, согласовывать личные и общественные интересы. Моральные нормы опираются на традиции и обычаи, а мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо людям, которые находятся рядом.

Одним из основных элементов культуры делового общения является нравственное поведение людей. Оно опирается на общечеловеческие моральные принципы и нормы — уважение человеческого достоинства, честь, благородство, совесть, чувство долга и другие.

Совесть — это моральное осознание человеком своих действий, благодаря чему мы контролируем свои поступки и даем оценку своим действиям. Совесть самым тесным образом связана с долгом. Долг — это осознание добросовестного исполнения своих обязанностей (гражданских и служебных). Например, при нарушении долга, благодаря совести, человек несет ответственность не только перед другими, но и перед собой.

Для морального облика человека огромное значение имеет честь, которая выражается в признании моральных заслуг человека, в репутации. Честь офицера, честь бизнесмена, рыцарская честь — именно она требует от человека поддерживать репутацию социальной или профессиональной группы, к которой он принадлежит. Честь обязывает человека добросовестно трудиться, быть правдивым, справедливым, признавать свои ошибки, быть требовательным к себе.

Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности; оно не позволяет человеку унижаться, льстить и угодничать ради своей выгоды. Однако чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью. Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства, набивать себе цену, внушать окружающим представление о собственной незаменимости.

Неотъемлемой частью культуры делового общения является благородство. Благородный человек верен своему слову, если даже оно дано врагу. Он не позволит грубость по отношению к малоприятным для него людям, не будет злословить о них в их отсутствии. Благородство не требует огласки и благодарности за помощь и сочувствие.

Источник:
Общение — основа человеческого бытия
В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг
http://studwood.ru/613235/psihologiya/obschenie_-_osnova_chelovecheskogo_bytiya

Психология общения

Каждый из нас является частью общества и принадлежит к различным социальным группам. Жизнь человека немыслима без общения. Ежедневно он вступает в огромное количество коммуникативных процессов, взаимодействуя с домашними, коллегами, знакомыми, друзьями и малознакомыми людьми.

Одни люди с легкостью становятся центром внимания окружающих, воспринимаются ими как душа компании, другим же сложно находить общий язык даже с близкими людьми.

Итак, что представляет собой психология общения?

Это особый раздел в психологии, занимающийся исследованием особенностей разнообразных видов общения, установления определенных правил и закономерностей.

По одной из классификаций выделяется три вида общения: деловое, интимное и дружеское. Однако в основе всех лежит одно – в ходе коммуникации происходит обмен не просто информацией, но и эмоциональным состоянием и чувствами.

Общение – это, прежде всего, психологическая категория. Разработана масса определений этого термина. Их трактовка будет определяться контекстом, спецификой научных подходов, взглядами на ту или иную проблему. Итак, общение – один из видов психической деятельности и система отношений человека к внешнему миру. Это многогранный, непростой процесс зарождения и развития межличностных контактов.

Его катализаторами выступают потребности общей деятельности. В ходе нее осуществляется взаимный обмен информацией, построение единой линии поведения. Продуктивное общение подразумевает восприятие и понимание другой личности.

Общение подразумевает наличие 3-х разноплановых аспектов этого процесса:

  • Коммуникативная составляющая – обмен данными, знаниями.
  • Интерактивная часть отражает обмен действиями.
  • Перцептивный компонент заключается в восприятии участником общения личности другого и достижении на этой основе готовности к пониманию партнера.

1. Опосредованное – является формой неполноценного психологического контакта, то есть общение протекает при помощи Интернета, по телефону и так далее.
2. Непосредственное – это взаимодействие по типу «лицом к лицу». Здесь появляется также и визуальный контакт. Оно в свою очередь подразделяется на два вида: формальное и неформальное.

  • Первый тип основан на реализации какой-то роли, скажем, «начальник — подчиненный». Его разновидностями выступают функциональное, деловое или ролевое взаимодействие.
  • Неформальное взаимодействие доверительное, близкое, дружеское.

3. Диалогическое общение – оно протекает меж двумя индивидами.
4. Взаимодействие группы.
5. Массовое общение.

  • Знаковое или вербальное общение. Оно опосредовано словами. Основное значение имеет специфика речи: темп, тембр, интонация, чистота, стиль.
  • Невербальное общение. Здесь средствами передачи информации выступает язык тела, пространственное расположение и так далее.

Невербальные средства взаимодействия чрезвычайно важны, хотя бы потому что, через этот канал передается больший объем информации. Следовательно, очень важно уметь «читать» подобные сигналы.

Немой язык поз, мимики и жестов, существует даже дольше, нежели речь. Возникло даже предположение, что она развивалась как дополнение жестикуляции. Затем, когда человек овладел речью в совершенстве, невербальные способы общения оказались вытеснены на второй план.

Однако давно доказано, что бессловесные способы предоставления информации более правдивы, поскольку практически не подчиняются воле сознания. Именно поэтому мудрые люди больше верят мимике, движениям и реакциям глаз, нежели словам своего собеседника.

Какие приемы позволят добиться успеха в общении?

  1. Наблюдательность. Внимательно проанализировав поведение и внешность своего собеседника, можно выделить некоторые его сущностные особенности. Стиль его одежды, манера жестикуляции, особенности речи и поведения могут нам многое рассказать о нем. Это позволит сделать некие выводы относительно этого человека. Следовательно, будет проще подобрать оптимальную модель взаимодействия и найти с ним взаимопонимание.
  2. Совершенствование коммуникативных навыков. В ходе общения личность постепенно оттачивает свои коммуникативные способности. В последующем ей будет проще взаимодействовать даже с малознакомыми и незнакомыми людьми. Она начинает интуитивно подстраиваться под своего партнера, избирая нужную стратегию.
  3. Саморазвитие. Человек, стремящийся расширять свой кругозор, и узнавать новое будет интересен другим. Ведь разговор с ним обещает стать увлекательным. С ним можно вести дискуссии на разные темы, как правило, у таких людей вырабатывается собственная позиция по отношению к тем или иным вопросам.
  4. Умение держать под контролем собственные эмоции, и способность улавливать эмоциональное состояние партнера. Огромный поток информации передается именно невербальным путем. Способность к эмпатии (то есть наличие умения воспринимать внутреннее состояние другого) крайне востребована в рамках успешного общения. Поскольку такой индивид будет в ходе коммуникации учитывать эмоции и настроение своего собеседника, перестраиваясь при этом в нужное русло.
  5. Необходимо действовать в соответствии с правилами и нормами этикета, установленными в обществе. Поскольку они приняты среди широкого круга лиц, а человек, который им придерживается, будет восприниматься как воспитанный, адекватный и надежный.

Приведем еще несколько маленьких хитростей успешного общения, разработанных гениальнейшим психологом Д. Карнеги:

  • обращайтесь к собеседнику по имени – людям это нравится;
  • демонстрируйте искренний интерес к партнеру по общению;
  • искренне улыбайтесь – это очень располагает к себе;
  • будьте способны не только высказываться, но и внимательно слушать;
  • признавайте значимость другого и важность его успехов.

Знание тонкостей и нюансов общения, умение улавливать внутреннее состояние собеседника и способность подбирать верную стратегию позволят вам получить от общения то, что вы хотите.

Будьте уверены в себе, совершенствуйтесь и развивайтесь, тогда вы станете личностью притягательной для окружающих.

Источник:
Психология общения
Что представляет собой общение? Каковы его виды и средства? Какие секреты помогут выстроить с другим человеком конструктивные взаимоотношения?
http://pererojdenie.info/recepty-zdorovya/psixologiya-obshheniya.html

Что является основой общения?

Как только не именуют человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo faber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Но с не меньшим основанием его можно назвать, и homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

Следует сразу же определиться с соотношениями понятий «общение» и «коммуникация». Коммуникация – один из видов всеобщей связи – так называемая направленная связь. В сущности, это передача чего-либо (в том числе и информации) от одних явлений, предметов и т.д. к другим. Например, СМИ. Общение обязательно предполагает коммуникацию (направленную передачу информации) в качестве одного из элементов, но не сводится к ней. Иначе это обедняет понятие «общение». В этом случае общение предстаёт, прежде всего, как субъектно-объектное отношение.

Общение же должно носить двусторонний характер процесса, обязательно предполагает обратную связь и по своему содержанию значительно богаче, чем просто примём и передача информации. Оно есть сложная система взаимодействия двух или более людей. Акт общения имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нём себе подобного и себе равного и рассчитывает на активную обратную связь. Таким образом, общение, прежде всего, это субъектно-субъектное отношение.

Однако следует отметить, что во многих случаях в научной и популярной литературе авторы используют понятие «общение» и «коммуникация» как синонимы.

Общение, как процесс следует рассматривать как совокупность объективных потребностей, определённых интересов, целей, структуры, средств, техники общения, конечных результатов. Возникнув, оно проходит ряд этапов и фаз, характеризующихся определённой продолжительностью.

В качестве основополагающего стимула взаимодействия между людьми выступают объективные потребности.

Основой общения, его «пусковым моментом», исходной внутренней причиной является потребность в другом человеке, в общении с ним. Причём, другой человек может выступать и как самоцель (например, потребность в собеседнике – слушателе или наставнике), и как условие выполнения некоторой некоммутативной деятельности. «Опредмечивание» данной потребности посредством выбора конкретного человека, способного в той или иной мере исчерпать её, и установление с ним контакта – важный момент в развитии общения.

Э. Фромм сформулировал пять основных, фундаментальных потребностей: 1) потребность в «человеческих связях» – потребность в чувстве «мы»; 2) потребность в «самоутверждении», в утверждении своей значимости, в престиже; 3) потребность в «привязанности», в тёплых отношениях, в любви; 4) потребность в «самосознании», потребность быть индивидуальностью, получать от других признание; 5) потребность в системе «ориентации и объекте поклонения» (перед кем-то благоговеть, к кому-то относиться с презрением, враждебностью и т.д.).

Общение предполагает взаимный интерес обоих партнёров. Если таковой имеется, то общение может быть продуктивным. В противном случае связи могут легко разрываться. Но может быть и такой вариант: нет общего интереса в общении у партнёров, но невозможен разрыв (совместная работа, служба при взаимной антипатии). В этом случае отношения, как правило, деструктивные. Наконец в процессе общения может присутствовать момент стихийности и неосознанности. Результат может быть двояким: либо распад («мы с тобой случайно как-то встретились, от того так скоро разошлись»), либо в процессе спонтанного общения возникает интерес к его дальнейшему продолжению.

Если общение устойчиво, то у партнёров возникают определённые целевые установки: передача различной информации; обмен опытом, знаниями; достижение взаимопонимания, общности переживаний; достижение общности действий. Отсюда ясно просматривается три взаимных стороны структуры общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Источник:
Что является основой общения?
Как только не именуют человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo faber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Но с не меньшим основанием его можно назвать, и homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель …
http://www.moscow-faq.ru/q/wayoflive/yavlyaetsya-osnovoj-obscheniya-5537/15805

COMMENTS