В чем заключается смысл общения

В чем заключается смысл прекращения общения? Является ли прекращение поминания обязательным или факультативным?

В чем заключается смысл прекращения общения? Является ли прекращение поминания обязательным или факультативным?

Православное Братство им. свт. Игнатия Брянчанинова lumea-ortodoxa.ro Кишинев 2017 Ересь, этот страшный грех, заключающий в себе хулу на Святого Духа, совершенно отчуждает человека от Бога и, отчуждив от Бога, предает во власть сатаны[1] Свт. Игнатий Брянчанинов. Так как в последние два года вопрос о прекращении общения с экуменистами стал очень актуальным, и обсуждения данного вопроса проходят почти исключительно исходя из 15-го правила Константинопольского Двукратного Собора 861 года, то появилось много разных и даже противоречивых мнений и толкований на этот счет. Мы хотели бы прояснить некоторые аспекты вопроса о прекращении поминания и толковании 15-го правила, чтобы уменьшить, насколько это возможно, такого рода разногласия и избежать вредоносных толкований.

Исторический контекст составления 15-го правила

Ошибочные толкования 15-го правила вызваны в первую очередь отсутствием целостного воззрения на Двукратный Собор, а исторический контекст, в котором данный Собор был созван и были установлены его определения, является основополагающим для толкования 15-го правила.

За три года до этого Собора, то есть в 858 г., вследствие конфликта между Св. Патриархом Игнатием и Бардасом, братом св. Царицы Феодоры († 866), которую он отстранил от власти, св. Игнатий был несправедливо лишен кафедры. В том же году известный ученый и выдающийся богослов св. Фотий Великий, будучи еще мирянином, но имея внушительный богословский авторитет, всего за несколько дней принял монашеский постриг и прошел все ступени священства, будучи возведен на патриарший престол «принудительно и против своей воли»[2] в день Рождества Христова 858 г.

Последовали времена волнений в Церкви, так как многие не хотели признавать нового патриарха из-за способа, каким он был возведен на престол. В 861 г. был созван тот самый Двукратный Собор, чтобы положить конец волнениям. Ради примирения обеих сторон было постановлено, чтобы, с одной стороны, никто из клириков не прерывал общения со своим предстоятелем «под предлогом некоторых обвинений» (личных грехов, административных нарушений и т.д.) до соборного оглашения против оного (правила 13, 14 и 15), а с другой стороны, было постановлено, «чтобы впредь никто из мирян или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но чтобы каждый, по испытании прежде в церковных степенях, воспринимал рукоположение во епископа» (17-е правило)[3], предотвратив таким образом подобные волнения в будущем.

Чего не следует искать в тексте 15-го правила

Итак, данный Собор был созван для уврачевания раскола. Но, чтобы кто-нибудь не подумал, будто прекращение общения по причине ереси — это тоже раскол, тем более что иконоборческий период прекратился совсем недавно (ересь была окончательно повержена в 843 г.), во второй половине 15-го правила было подчеркнуто, что «отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами […] не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным»[4].

По сути, во второй части данного правила утверждается, что православные, отделяющиеся от еретиков-лжеепископов, даже если те еще не были осуждены собором, не могут быть судимы анти-раскольническими правилами 13, 14 и 15, так как «не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранить Церковь от расколов и разделений». Именно анти-схизматический характер этого правила подтверждают также ссылки на другие каноны, представленные Св. Никодимом в Пидалионе, которые все без исключения относятся к расколам: Ап. 31; IV всел. 18; трул. 10, 31, 34; двукр. 12, 13, 14; гангр. 6; карф. 10, 11, 62; антиох. 5.

Другими словами, 15-е правило не является «руководством» или «инструкцией» по прекращению поминания еретиков, как ошибочно считают некоторые, но всего лишь выражает единственную ситуацию, в которой прекращение общения не является расколом.

Примечательно, что афонские монахи, противостоявшие Лионской унии XIII века, написали императору письмо с исповеданием веры, в котором объяснили свое отделение от патриарха-еретика Иоанна Векка, апеллируя в первую очередь к Священному Писанию, затем обратились к 1-му правилу Пято-Шестого Вселенского Собора и к «Собору Единения» и лишь потом упомянули и 15-е правило Двукратного Собора[5].

В истории Церкви имеется множество случаев, когда православные миряне, монахи, священники и епископы прекращали общение с еретиками задолго до установления 15-го правила в 861 г. Следовательно, очень важно, чтобы вопрос о прекращении поминания не прояснялся исключительно через 15-е правило, так как оно не исчерпывает данного предмета, поскольку имеет совсем иное предназначение, нежели точное определение процедуры прекращения поминания еретиков, а следовательно, имеет и много пробелов, то есть не дает точного ответа на вопросы, которыми мы, естественно, можем задаться:

· В чем заключается смысл прекращения общения?

· Прекращение поминания обязательно или факультативно?

· Кого должны поминать православные вместо епископа, впавшего в ересь?

· Какие взаимоотношения должны быть у православных, прекративших поминание, с архиереями из других епархий?

· Следует ли прерывать общение только с еретиками или же и с теми, кто продолжает оставаться в общении с ними?

· Продолжают ли быть действительными таинства еретиков, если они еще не были осуждены поименно?

Очевидно, 15-е правило не дает ясного ответа на эти вопросы, так как было установлено совсем для других целей, а именно для того, чтобы указать, какое разделение является расколом и какое нет. Следовательно, попытки ответить на эти вопросы исключительно через это правило, изолировав его от всего Предания Церкви, неизбежно приводят к ошибочным осмыслениям и толкованиям, что мы и видим в недавно явившихся спорах.

Ответы на эти и другие вопросы такого рода следует искать в Священном Писании, в решениях Вселенских и поместных Соборов, а также в деяниях и писаниях Святых Отцов, и сделать это нужно обязательно, чтобы предотвратить недоразумения и ошибочные толкования. Но перед этим важно осознать пределы 15-го правила и не приписывать ему смыслов, которые в нем не содержатся.

В то же время важно осознавать что прекращение общения с еретиками является не просто канонически-юридическим актом, а прежде всего актом православного самосознания, следовательно можно сказать что сама формулировка таких вопросов относится не просто к каноническим нормам, а к самому экклезиологическому учению, учению Церкви о себе самой.

Далее попробуем сформулировать ответы, которые мы смогли найти исходя из всего выше сказанного. Естественно, они не притязают на выражение абсолютной истины, но являют собой итог изучения, которое мы предприняли, желая найти святоотеческие ответы на эти вопросы, поэтому призываем читателей внести свои предложения и критические замечания, дабы мы направляли друг друга на путь спасения.

В чем заключается смысл прекращения общения? Является ли прекращение поминания обязательным или факультативным?

Относительно акта прекращения поминания были сформулированы такие интерпретации, что он якобы представляет собой «ноту протеста» или будто бы его цель — «созвание собора», который осудил бы ересь; таких идей в тексте 15-го канона нет, хотя они могут показаться довольно благородными. Но в какой степени такие идеи совпадают с намерениями Святых Отцов? Какие мысли побуждали их прекращать общение с еретиками и поучать и нас поступать так же?

В одном из своих посланий св. Феодор Студит говорит: «Попавшего в эту сеть [бездну ереси] общение с еретиками отлучает от Христа и отгоняет далеко от стада Господня»[6]. Также и в других посланиях: ‹Причащение от еретика или явно осужденного за его жизнь отчуждает от Бога и предает диаволу»[7], «Общение с еретиками – это не общий хлеб, а яд, повреждающий не тело, но очерняющий и омрачающий душу»[8].

Очевидно, для св. Феодора прекращение общения с еретиками — это вопрос спасения! Но так как некоторые так называемые богословы постарались очернить св. Феодора Студита, утверждая, будто он выразил лишь некие частные мнения, не согласующиеся с Писанием и другими Святыми Отцами, то посмотрим и на другие свидетельства.

Св. ап. Иоанн Богослов говорит: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин.1, 10). Почему же его нельзя ни принимать, ни приветствовать? «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин.1, 11).

Св. Иоанн Златоуст говорит нам об отношениях с еретиками: «Не имейте общения с ними ни в чем решительно – ни в пище, ни в питии, не ведите с ними дружбы, ни знакомства, ни любви, ни мира». По какой же причине? «Ведь если кто в чем-либо подобном сходится с еретиками, тот отчуждается от Кафолической Церкви»[9]. И св. Василий Великий, написав некоему монаху о новой ереси, появившейся в тех краях, говорит ему: «Посему прошу вас подвергнуть сие церковному направлению и удаляться от общения с еретиками, зная, что равнодушие в этом уничтожает наше дерзновение о Христе»[10].

Св. Иосиф Волоцкий, боровшийся против ереси жидовствующих в XIV-XV вв., говорил: «Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни Причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели»[11].

А вот как упомянутые ранее афонские исповедники объясняли свое отделение от патриарха-еретика Иоанна Векка: «Принимающий еретика подлежит такому же осуждению, как и он […] Как признаем по справедливости первыми и судьями Православных Церквей, и как возгласить поминовение их, как православное, в церкви и при самой Таинственной Трапезе, чтобы и её не оставить непорочно освящать нас?»[12].

В своем письме к испанским христианам о некоторых епископах-отступниках св. КиприанКарфагенский говорит следующее: «Да не обольщает себя народ мыслию, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение со священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Угрозою, возвещенною чрез пророка Осию: «требы их яко хлеб жалости им, всиядущиитыя осквернятся» (Ос. 9, 4), Божественный суд научает и показывает, что всячески становятся причастны греху все, которые осквернились жертвою нечистого и неправедного священника»[13].

У св. Нектария Эгинского видим такое же свидетельство: «Отсутствие внешнего общения (с еретиками) охраняет нас от внутреннего отчуждения (от Бога, от истины»[14].

Какое совершенное согласие в учении Писания и всех этих Отцов в вопросе об общении с еретиками и его последствиях для нас! Внимательно читая эти слова, мы никоим образом не можем принизить значение данного шага — прекращения общения, сказав, будто его цель носит чисто дисциплинарный или административный характер или будто бы он представляет собой лишь ноту протеста или некое стратегическое действие в виду будущего собора. Общение с еретиками — это, прежде всего, великая угроза для спасения души, отсюда и естественная мера его прекращения, дабы нам не оказаться причастными к их гибели и не стать чуждыми Христа.

Исходя из этого, разве имеет смысл вопрос о том, является ли данная мера обязательной или факультативной? Она может быть факультативной лишь в той степени, в какой нам безразлично наше спасение. Если по учению Церкви мы таким образом ставим под угрозу наше спасение, разве может верующий человек вопрошать, является ли это обязательным или нет?

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 33 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник:
В чем заключается смысл прекращения общения? Является ли прекращение поминания обязательным или факультативным?
Исторический контекст составления го правила… Ошибочные толкования го правила вызваны в первую очередь отсутствием… За три года до этого Собора то есть в г вследствие конфликта между Св…
http://studopedia.net/6_4734_v-chem-zaklyuchaetsya-smisl-prekrashcheniya-obshcheniya-yavlyaetsya-li-prekrashchenie-pominaniya-obyazatelnim-ili-fakultativnim.html

Значение общения (смысл)

Самостоятельная работа студента

По дисциплине: ________________________________________________

на тему: _______________________________________________________

группы курса

отделения

Проверил(а):

3. Значение общения …………………………………………. 6

4. Личность и общение. Становление личности через общение. 6

5. Общение и взаимопонимание людьми друг друга………..9

6. Структура взаимопонимания ……….……………………..10

7. Уровни взаимопонимания ………….………………………11

8. Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению ………………………………………………………………….12

9. Список использованной литературы ……………………. 14

11. Контрольные вопросы …………………………………….16

Понятие общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение может быть как межличностным, так и межгрупповым. Оно включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Функции общения

Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможно­сти выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашего определения мы можем вывести следующие функции общения:

1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);

2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений).

3) познание, взаимопонимание людьми друг друга

Эти функции, с одной стороны, как бы проявляют главные направления, в которых обнаруживается «работа» общения, а с другой — позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека и объяснить тем самым возрастающую роль изучения данной проблемы в развитии всей систе­мы психологических наук.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить следующие основные его функции.

· Формирующая. Без преувеличения можно сказать, что общение выступает важнейшим фактором психического развития человека и становления его как личности. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.

Действительно, без общения со взрослыми никто не смог бы превратиться из беспомощного новорожденного в того, кем является сейчас. Окружающие взрослые не только научили нас говорить, читать, писать, правильно вести себя. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого переходят во внутренний план. Например, вначале взрослый направляет внимание ребенка на тот или иной предмет, а потом ребенок сам научается управлять своим вниманием. Желание дошкольника услышать похвалу от взрослых, прежде всего родителей, заставляет его совершать определенные поступки, а значит развиваться. Для подростков характерно стремление завоевать авторитет, занять свою нишу среди одноклассников и друзей. Сравнение себя с другими приводит к тому, что важнейшим содержанием психического развития подростков становится самопознание.

Таким образом, общение – сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Воспитывается ли ребенок в полной семье, есть ли у него заботливая бабушка, братья и сестры, как много и кто его друзья, учителя – все это определяет воспитательный потенциал его круга общения.

· Прагматическая. Реализуется в процессе совместной деятельности (игры, учебной, производственной, научной и др.) В данном случае общение, т.е. установление контакта между людьми, необходимое средство обеспечения эффективности деятельности.

· Функция подтверждения. Еще У. Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Приветствия, обращения по имени, различные знаки внимания – указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит и хорошего самочувствия. Особенно значимо это для людей пожилого возраста, которые чаще могут ощущать себя одинокими. Можно сказать, что общение с другими людьми как бы отсрочивает старость.

· Функция проявления и поддержания межличностных отношений. Отношения к другим людям (симпатия или антипатия, любовь, ненависть, презрение и др.) не только проявляются в тех или иных ситуациях общения, но и формируются в них в зависимости от того, как складывается или организовано общение.

· Внутриличностная функция. Благодаря «диалогу» с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки.

· Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

· Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

· Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

· Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

· Экспрессивная — функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний.

· социального контроля — регламентации поведения и деятельности.

· социализации — формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Значение общения (смысл)

· источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);

· источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;

· общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Внимание к тем или иным значениям общения в его восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.

При всей значимости общения оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми.

Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения.

Личность и общение. Становление личности через общение.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.
Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

Источник:
Значение общения (смысл)
Самостоятельная работа студента По дисциплине: ________________________________________________ на тему: _______________________________________________________ группы курса
http://poisk-ru.ru/s1290t3.html

Лекция 3 Значимость и значение общения

Лекция 3 Значимость и значение общения

Прежде чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого общения, необходимо обозначить его наиболее важные аспекты с точки зрения значения (смысла) и значимости (места, занимаемого в жизни людей) для общества и личности.

фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, конформность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);

потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;

источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна [1].

Значение общения (его смысл):

1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);

2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;

3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Внимание к тем или иным значениям общения в его восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.

При всей значимости общения оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми.

Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения.

Рассмотрим феномен общения как фактора человеческой жизнедеятельности с нескольких позиций.

Общение – сущностная характеристика и условие бытия человека

общение как способ проявления человеческой сущности

Любая предметная (как материальная, так и духовная) деятельность предполагает в качестве условия своего успешного осуществления наличие нормального общения между людьми. Другими словами, общение – это не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. На это обстоятельство указывал еще Л. Фейербах [5], но он сводил всю многообразную структуру человеческих отношений к отношениям “Я” и “Ты”, а сущность человека – к его родовой принадлежности. За это его критиковал К. Маркс, указывая, что факт родового обособления человека и возможность персонифицированных межличностных связей обязаны своим происхождением процессу социализации на основе развития всего многообразия специфически человеческих форм деятельности и вытекающих из них социальных отношений [3].

Общение как фактор жизнедеятельности общности

Лекция 3 Значимость и значение общения

Прежде чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого общения, необходимо обозначить его наиболее важные аспекты с точки зрения значения (смысла) и значимости (места, занимаемого в жизни людей) для общества и личности.

фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, конформность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);

потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;

источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна [1].

Значение общения (его смысл):

1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);

2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;

3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Внимание к тем или иным значениям общения в его восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.

При всей значимости общения оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми.

Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения.

Рассмотрим феномен общения как фактора человеческой жизнедеятельности с нескольких позиций.

Источник:
Лекция 3 Значимость и значение общения
Лекция 3 Значимость и значение общения Прежде чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого общения, необходимо обозначить его наиболее важные аспекты с
http://infopedia.su/13×7603.html

Радость и идиотизм человеческого общения

Нет ничего более вдохновляющего и, одновременно, столь же идиотского, как человеческое общение.

Карикатуры Херлуфа Бидструпа

На эту тему даже как-то стыдно говорить, но она постоянно всплывает и в бизнес-консультациях, и в личном коучинге. Вот типичный пример, точнее два.

Милая дама жалуется на свою дочь: «Я ей говорю-говорю, а она меня не слушается…». Я спрашиваю: «Чего Вы хотите для свой дочери?». Милая дама отвечает, что хочет, чтобы дочка самостоятельно нашла свой путь в жизни. При этом, она непрерывно указывает ей, что и как делать.

Забавное противоречие. Не так ли? Человек хочет добиться от подростка самостоятельного и взрослого поведения, одновременно лишая его всякой возможности проявить свои желания и инициативы. Самое удивительное в том, что милая дама не видит в этом никакого противоречия. Оно ускользает от ее сознания. Как вы думаете, сможет ли она добиться желаемой цели и сделать дочку самостоятельным, взрослым человеком?

Руководитель жалуется, что все его подчиненные безынициативные «говноклюи». Я спрашиваю, что он с ними делает, для того, чтобы превратить их в инициативных «неговноклюев»? Он бодро отвечает: «Я на них ору и постоянно прикладываю «мордой об стол»! Я задаю следующий вопрос: «А что с ними происходит в эти моменты?». Руководитель незамедлительно и уверенно отвечает: «Они на глазах еще больше тупеют»!

Могут ли действия нашего чудесного руководителя привести к тому, что его подчиненные резко поумнеют, обретут инициативность и деловую хватку? Как вы считаете?

И милая дама, и опытный руководитель вступают в общение с окружающими людьми. Они вкладывают в него эмоции и энергию. Но результат неизменно противоположен тому, какой они хотят получить. Наверное, они никогда не слышали, а если слышали, то не обратили должного внимания на одну известную мудрость: смысл общения определяется его результатами, а не намерениями.

Смысл общения определяется его результатами, а не намерениями.

Вчитайтесь в эту фразу. Она кажется абсолютно понятной, как изречение «Капитана Очевидность». Беда в том, что эта очевидность никак не влияет на повседневное поведение почти 100% жителей земли!

В ходе общения мы что-то хотим от наших собеседников. При этом, мы воспринимаем их одновременно, как телепатов и роботов.

Да потому, что огромное количество наших сообщений, которыми мы «грузим» собеседников, являются продолжением наших мыслей или внутренних диалогов. При общении друг с другом мы, как последние ослы, пребываем в убежденности, что наши партнеры по коммуникации прекрасно понимают, о чем идет речь. А когда они этого не делают, мы необычайно удивляемся и сердимся. Ведь все же так очевидно! Нашему эгоцентричному уму не приходит в голову, что бедный собеседник абсолютно не в курсе того, о чем вы думали до того, как открыли рот и что-то изрекли. Ведь это происходило внутри нас. И только там. И никто другой об этом не знал.

Каков результат подобного общения? Раздражение, непонимание, часто конфликты и ссоры. Вы этого хотели?

Потому, что мы воспринимаем наших собеседников, как существ, лишенных эмоций, обладающих 100% памятью и скоростью переключения. Кроме того, мы отрицаем наличие у них привычек, смыслов, комплексов, убеждений, их жизненных ситуаций и т.п.

Вот как это выглядит.

Озверевший начальник орет на подчиненного: «Я тебе говорил, что в отчете нельзя так писать». По умолчанию, начальник предполагает, что:

  • подчиненный неспособен что-либо забывать,
  • у него нет привычек,
  • он может обучиться чему-то новому с первого раза.

И, самое главное, он не учитывает то, что шок от крика и оскорблений далеко не всегда способствует позитивному восприятию информации.

К каким последствиям может привести подобное общение?

Подчиненный окончательно убедится в том, что его начальник — скотина, хам и самодур, от которого лучше держаться подальше. Возможно, он описается или приобретет легкий невроз. Кроме того, с большой вероятностью, произойдет снижение его самооценки, возникнет неуверенность в себе и чувство вины.

Станет ли этот работник «лучшей версией себя» после такого разговора? У меня на этот счет есть большие сомнения.

Разве не напоминает эта ситуация поведение идиотов-родителей, которые бьют ребенка за двойки? Они хотят, чтобы их ребенок хорошо учился. И для этого выстраивают коммуникацию, которая связывает воедино учебу, насилие, унижение и отсутствие права на ошибку. Даст ли эта коммуникация, на самом деле тот результат, которого они хотят? Подумайте!

Маленькое упражнение, чтобы понять смысл вашего общения со сложными людьми.

Если в вашем окружении есть люди, которые злостным образом вас не слышат, не воспринимают, делают все наоборот и т.п., задумайтесь:

  • Чего вы на самом деле хотите получить в результате общения с ними?
  • Что вы получаете по факту?
  • Что вы делаете для того, чтобы получить желаемое?
  • Почему вы считаете, что именно эти действия позволят вам это получить?

Если вы письменно ответите на эти вопросы и будете абсолютно честны сами с собой, вас почти наверняка ждут серьезные открытия или даже потрясения. В качестве примера могу сказать, что руководитель, который орал на подчиненных, в результате такого упражнения понял, что ему просто нравится унижать людей и на их фоне казаться «Мистером совершенство». Это понимание стало серьезным испытанием для его самовосприятия. К счастью, он сумел с этим справиться.

В следующей статье я продолжу свои размышления о том, как наша субъективность искажает результаты общения.

Источник:
Радость и идиотизм человеческого общения
Нет ничего более вдохновляющего и, одновременно, столь же идиотского, как человеческое общение. Смысл общения определяется его результатами, а не намерениями.
http://mkazantsev.ru/radosti-i-idiotizm-chelovecheskogo-obshheniya/

Смысл общения

Смысл общения

Во многих семьях я наблюдал у родителей привычку заканчивать обращения к детям словами: «ты слышишь?» Иногда это вызывает протест детей: «Я что глухой или глухая?». Они не понимают, что сами вызвали необходимость в такой тактике родителей, так как в течение длительного времени, ни как не реагировали на то, что им пытаются донести их родные. Этого бы не было, если бы они осознавали философский смысл общения. Важно как-либо реагировать на любое обращение к вам.

Философский смысл общения – в реакции собеседника. Если вы не хотите с кем-то общаться, это объясняется отсутствием от него реакции, одобрения или протеста. Если кто-то не хочет общаться с вами – значит, вы не правильно реагируете или не реагируете вообще. Людей сильно раздражает, когда не реагируют на то, что они говорят!

Это в частотности находит подтверждение в том, что когда, мы не реагируем на какое-то поведение или критику, то обидчики ищут новые подходы или утихают. Еще один пример. Что побуждает ребенка начать говорить? Человек учится говорить для того, чтобы выразить свои потребности. Это подтверждают следующие факты. Есть случаи, когда дети не говорили до 6 лет, так как не чувствовали в этом необходимости. У глухонемых родителей часто наблюдается: когда ребенок хочет привлечь внимание, он плачет, но беззвучно, понимая, что в этом нет необходимости.

Поскольку общение – ключ к хорошим отношениям с окружающими, очень важно знать, что разговор, построенный на взаимной основе, оказывается одним из самых приятных и полезных видов умственной и общественной деятельности. Он расширяет кругозор, как путешествия. Он питает душу, как дружба.

Смысл в клеточку Чтоб тебе жить в эпоху перемен. (Китайское проклятие)Обратите внимание на название главы. Мне нравится. Смотрите: легко запоминается, есть интрига — смысл, да еще в клеточку. Это порождает вопросы: какой смысл и в какую клеточку?Название оригинальное — вы

СМЫСЛ Может показаться странным, что до сих пор я не часто использовал слово «смысл», хотя его следовало бы признать важнейшим понятием, когда речь идет о потоке, водной логике и восприятии. Причина заключается в том, что прежде я хотел заложить основу для введения понятия

Смысл Когда я был в Москве, мне рассказывали, что красная звезда как символ Советской Армии на самом деле возникла вследствие интереса, который Троцкий питал к каббале[18], и происходит от пентаграммы — одного из важных каббалистических знаков. Штаб военного ведомства США

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Смысл жизни Смысл жизни искали тысячелетия, тысячи людей. Для этого они уходили в леса, горы, пустыни, запирались в монастырские кельи, годами неподвижно сидели перед стеной или как Будда под деревом.Когда отшельники появлялись вновь в обществе людей и им начинали

Смысл впереди Приходит на прием женщина среднего возраста с жалобами на головную боль, бессонницу, сниженное настроение. Когда начинаем разбираться, что происходит в ее семье, оказывается, что, разведясь с мужем, она уже несколько лет ухаживает за престарелым отцом.

А был ли смысл? В распространенном ныне подходе к собственной жизни есть забавный момент, можно даже сказать «глюк сознания», а именно подсознательно внедренная зависимость от моделей предсказания. Но если сами модели предсказания являются механизмом мозга, то

А был ли смысл? В распространенном ныне подходе к собственной жизни есть забавный момент, можно даже сказать «глюк сознания», а именно подсознательно внедренная зависимость от моделей предсказания. Но если сами модели предсказания являются механизмом мозга, то

5. Радость интимного общения или общения в компании

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

Смысл жизни Мы пришли в этот мир, чтобы спасти его от наших ложных представлений о Себе. Мы подошли к ещё одному важному вопросу духовно-нравственной основы Предпринимателя Жизни. Люди, обладающие обыденным сознанием, часто считают, что искать ответ на вопрос о смысле

2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни

2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Евангелие от Марка, 8: 36 Мы должны найти два разных смысла: во-первых, смысл нашего собственного существования, во-вторых, смысл мира,

Смысл жизни Я неохотно берусь за тему смысла жизни, потому что очень трудно обсуждать ее так, чтобы это было полезно каждому. В этой области сломано немало копий, написано много слов, потрачена куча времени, а толку никакого. Данная тема настолько личная, субъективная, что

Источник:
Смысл общения
Смысл общения Во многих семьях я наблюдал у родителей привычку заканчивать обращения к детям словами: «ты слышишь?» Иногда это вызывает протест детей: «Я что глухой или глухая?». Они не
http://psy.wikireading.ru/26567

COMMENTS