Тема общение по психологии

Лекции Психология общения

СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003 г. — 320 с.

Введение в основы процессов человеческой коммуникации. Оно включает в себя базовые сведения по социальной психологии, по психологии межличностного общения и малых групп, влияния речевых коммуникаций на социальные процессы.

Книга Кэтлин Вердербер — идеально сбалансированн.

Семиченко В.А. Психология общения.— К.: «Магістр-S» 1998г. — 152с.

Теоретическая часть.
Функция общения в жизни человека.
Структура и виды общения.
Общение как психологический фактор развития человека.
Взаимоотношения между людьми в процессах общения.
Социальная перцепция.
Качества, з.

В пособии рассматриваются сущность общения, его происхождение и функции. Особое внимание уделяется взаимосвязи общения с процессами развития и самопознания личности. Отличие данной книги от других, посвященных проблеме общения, — в ее психотерапевтической направленности. Во второй части пособия представл.

Учебное пособие / Кафедра культурологи и социологии ТУСУР. — Томск — 250с.

Любой специалист, особенно представитель профессий типа «человек – человек», приступив к самостоятельной работе, быстро понимает, что для профессионального успеха недостаточно знаний и умений профессиональных. Требуется еще и умение слушать собес.

Источник:
Лекции Психология общения
СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003 г. — 320 с. Введение в основы процессов человеческой коммуникации. Оно включает в себя базовые сведения по социальной психологии, по психологии межличностного общения
http://www.studmed.ru/search/?q=%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20-%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

План-конспект урока по психологии (10 класс) на тему: Курс лекций по дисциплине — Психология общения

План-конспект урока по психологии (10 класс) на тему:
Курс лекций по дисциплине «Психология общения»

«Единственная настоящая роскошь –это роскошь человеческого общения». Так говорио известный писатель Антуан де Сент Экзюпери. Курс лекций по психологии общения включает в себя теоретический и практический материал по всем основным темам дисциплины. Материал состоит из плана темы, основного теоретического материала, вопросов по содержанию.

Министерство образования Саратовской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Поволжский колледж технологий и менеджмента»

Курс лекций по дисциплине

Барсукова Ольга Дмитриевна

Тема: Общение. Структура и средства общения

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери

Общайтесь с людьми так, как будто они

на самом деле такие,

какими хотели бы быть, и вы

поможете им стать такими.

1.Что такое общение?

1.Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

2. В едином процессе общения выделяют три стороны :

  • коммуникативная — включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;
  • интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);
  • перцептивная — предполагает восприятие общающимися друг друга (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие).

3 . К средствам общения относятся:

  • язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
  • интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
  • мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
  • расстояние , на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Вопросы для проверки знаний по теме:

  1. Что такое общение?
  2. Какие вы знаете средства общения?
  3. Проанализируйте роль каждого из средств общения.
  4. Охарактеризуйте коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общения.
  5. Дайте характеристику духовному общению.
  6. В каких ситуациях складывается деловое общение?
  7. Чем отличается примитивный стиль общения от формально-ролевого?
  8. Охарактеризуйте светский стиль общения.

Тема: Невербальные средства общения

Говорим мы голосом, беседуем всем телом.

1.Основные каналы общения.

2.Особенности невербального общения.

3.Средства невербального общения.

1. Общение осуществляется по следующим каналам: речевому (вербальному – от латинского слова устный, словесный ) и неречевому (невербальному).

2. Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли», «окаменели». Гнев и злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости. Нервничающие люди «кусают губы».

Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

«Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам:

1.Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно.

2.Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой (невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности).

Невербальное общение как правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова.

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.

3.Средства невербального общения : поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд), направлении движения, длина паузы, интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель, рукопожатие, поцелуй, похлопывания, ориентация, дистанция.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Насчитывается около 1000 устойчивых поз. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, другие – закрепляются. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

— во время разговора говорящий наклоняется – говорит о внимании;

— разваливается на стуле, в кресле – неудобно с ним общаться;

— женщины предпочитают разговаривать склоняясь в сторону собеседника;

— мужчины предпочитают положение лицом к лицу;

— скрещенные руки или ноги – защитная установка;

— открытая поза – установка доверия;

— сидят, подбоченившись – неповиновение или готовность к работе;

— кивание головой – согласие или дает разрешение собеседнику продолжить разговор;

— руки, заведенные за голову – превосходство.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Жесты можно разделить на:

— коммуникативные : жесты приветствия, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.;

— модальные жесты (выражающие оценку и отношение) : жесты одобрения, неудовлетворения, доверия, недоверия, растерянности и т.п.;

— описательные жесты : имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать, противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, отражающим внутреннее состояние человека. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10% информации.

Мимикой выражаются шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.

Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Рот обычно открыт

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Глаза раскрыты или прищурены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Блеск глаз не выражен

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Походка человека – это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.

Взгляд – общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи. Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком.

Межличностное пространство – как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Им мы выражаем наше отношение к говорящему: держимся подальше, если нам не нравится человек или кого боимся; чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят.

Существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками:

-интимная (до 46 см): родственники, возлюбленные, друзья, встречается в спорте;

-личная (46 – 120 см): неформальные социальные и деловые отношения;

-социальная (120 – 360 см): официальное общение;

-публичная (более 360 см): сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей.

Чрезмерно близкое или чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении. Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола и уровня культуры, от социального статуса.

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Что такое невербальное общение?

2.Назовите особенности невербального общения

3.Назовите приемы невербальной коммуникации. Приведите примеры того, как они отражают эмоциональное состояние человека.

4.Каково значение межличностного пространства в невербальной коммуникации?

5.Приведите классификацию невербальных средств общения.

6. как дистанция между субъектами влияет на психологический комфорт беседы?

7.Какую информацию можно получить, наблюдая за изменением степени открытости глаз?

8. В каких случаях мы доверяем в первую очередь «невербалике» (жестам, мимике, интонации), а затем содержанию слов?

9.Какие эмоции легче всего распознать по невербальным проявлениям?

10. Какие мимические признаки вы могли бы назвать в качестве характерных для разных эмоциональных состояний большинства людей?

Тема: Вербальное общение. Речевые средства общения

1.Функции вербального общения.

2.Виды вербального общения.

3.Речевые средства общения.

Вербальное общение бывает письменным и устным.

Функции вербального общения:

  1. Обмен информацией между людьми.
  2. Организация взаимодействия между людьми.
  3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Виды вербального общения:

  1. Открытое – закрытое;
  2. Монологическое – диалогическое;
  3. Ролевое – личностное

Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.

Личностное общение – общение по душам.

Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.

Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы.

Распознавание эмоций по голосу можно научиться путем работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

Темп и громкость речи . В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:

  • когда взволнованы или обеспокоены чем-либо;
  • когда они говорят о личных трудностях;
  • когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя. Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса . Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик.

Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

Форма изложения своих мыслей – правильность речи, ясность, логичность, простота и в то же время богатство, живость, находчивость. Достичь искусства говорить хорошо, изучив специальный предмет – риторика. Главное практика – выступать перед аудиторией.

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. В чем заключается роль в общении интонации, темпа речи, паузы?

2. Почему важно выбирать определенную форму изложения своих мыслей?

3. Есть ли у вас собственные наблюдения: что значат разные интонации?

4.Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги. Ваша задача будет определить,

какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам

людей, а где манипуляция:

  1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. (О)
  2. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему. (М)
  3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом. (М,О)
  4. Улыбнитесь. (О)
  5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. (О)
  6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других. (О)
  7. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе. (О)
  8. Взывайте к благородным побуждениям. (М)
  9. Бросайте вызов. (М)
  10. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. (О)
  11. Давайте людям почувствовать их значительность. (О)
  12. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что хотите. (М)

Тема: Стили общения

Умение общаться с людьми – это товар,

который можно купить так же, как сахар и кофе.

И я заплачу за такое умение больше,

чем за что-либо на свете.

2.Техники эффективного знакомства.

Все стили общения условно можно поделить на три группы в зависимости от цели общения и ролей, какие вы играете.

Эта классификация условна и в реальной жизни в общении чаще применяется комбинация, смешение этих стилей.

Проблема коммуникации – самая главная в жизни любого человека. При общении важны: доброжелательность, внимание, диалог, информативность. Знание и использование всего четырех принципов общения могут повысить ваши шансы на успех. Как показывает практика, люди, добившиеся успеха — известные политики, модельеры, артисты, бизнесмены – длительное время овладевали приемами общения.

Любой контакт – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения. Что мешает непринужденному знакомству, что отталкивает от нас людей? Это неуверенность, самоуглубленность, категоричность, плохое настроение, чрезмерное умничанье, постоянные поддакивания, банальные темы, банальные рассуждения.

Техники эффективного знакомства – основа обучения во всех разведках мира. Система разведки строится по шаблону: необходимо войти в контакт, получить информацию, завербовать агента и создать агентурную сеть. В проекции на нашу жизнь это выглядит так: непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. Какие существуют стили общения?

2. Какие качества человеку мешают ему общаться?

3. Перечислите техники эффективного знакомства.

3. Способы манипулирования людьми и как им противостоять?

Каждый из нас сталкивается с ситуацией, когда нам приходилось делать далеко нетто, что хотелось бы. причем явного давления мы не ощущаем, а просто оказываемся жертвами чьей-то манипуляции. Нашими действиями исподтишка руководят. Манипуляции стали столь обычной, повседневной частью нашей жизни, что мы перестаем их замечать.

Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнерами своих собственных целей.

Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество).

Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (для манипулятора важно, чтобы адресат считал мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них).

Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – чувство собственного достоинства, чувство собственности, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и др.

Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно.

  1. Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)
  2. Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)
  3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)
  4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.
  5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

Типы манипулятивных систем. Существует 4 типа манипулятивных систем:

  1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов (угрожает, заставляет, шантажирует, внушает, что для вас гораздо лучше будет ему уступить)
  2. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. Он преднамеренно демонстрирует свою слабость, неумение справиться с проблемой, он бьет на вашу жалость.
  3. Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Он демонстрирует, что ему уже ничего не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно его оскорбленное самолюбие. Для того чтобы его не обидеть, ему уступают.

Какие существуют наиболее распространенные способы манипулирования людьми и как им противостоять?

Источник:
План-конспект урока по психологии (10 класс) на тему: Курс лекций по дисциплине — Психология общения
  "Единственная настоящая роскошь –это роскошь человеческого общения". Так говорио известный писатель Антуан де Сент Экзюпери. Курс лекций по психологии общения включает в себя теоретич
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/04/15/kurs-lektsiy-po-distsipline-psikhologiya-obshcheniya

Психология общения (курс лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играет важную роль в общении.

Межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей занимают важное место. Существование межличностных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Но взаимодействие и коммуникация с другими людьми бывают затруднены потому, что мы редко воспринимаем людей объективно. Чаще всего наше восприятие других людей основывается лишь на впечатлениях, а также на истолковании и оценке мотивов их поведения в зависимости от того, какие качества мы в них предполагаем и в какой ситуации они находятся.

Обычно наше восприятие другого человека базируется на поиске впечатлений, отражающих основные характеристики его личности. Раз проявившись, эти характеристики позволяют нам объяснить разные поступки человека и приводить их в соответствие с впечатлением о нем. Очень часто наше первое впечатление оказывается и самым прочным Речь идет об эффекте первичности. У школьников, получавших в начале года отличные отметки, а затем переставших работать, больше шансов оставить у преподавателя благоприятное впечатление, чем у учеников, посредственные результаты которых в начале года сменились неуклонным прогрессом, продолжавшимся до его конца.

Эффект первичности проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную, все равно помнить и учитывать вы будете больше первичную. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное, в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно настроиться на него.

Эффект ореола проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно.

Эффект проецирования проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: Все люди подобны мне или Другие противоположны мне. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через розовые очки и ошибиться.

Эффект последней информации проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно.

Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы. Пытаясь определить черты личности другого человека на основании своих первых впечатлений, мы часто ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого человека, либо, наоборот, в элементах той ситуации, в которой он оказался.

Если нет доводов, позволяющих говорить о внутренних причинах, поведение обычно связывают с ситуацией. В других случаях, при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным, отличающимся и обычным или нет.

Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их классифицируем — подростки, преподаватели, женщины, политические деятели и т.д. Подобно тому, как восприятие отдельных разных предметов или событий со сходными особенностями позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи)

Создающиеся таким образом стереотипы часто порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о людях, если мы затем устанавливаем с этими людьми контакт, заранее зная, чего от них можно ожидать, такое представление нередко лишает нас выгод, связанных с познанием отдельной личности.

Посредством общения деятельность человека организуется и обогащается. Построение плана, например, совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого ее участника. Согласование деятельности отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется обратное влияние общения на деятельность. Важно понимать, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Одна из главных особенностей человека — это наша способность передавать друг другу посредством речи информацию о событиях, подчас очень далеких во времени и пространстве. Коммуникация, однако, может происходить и без участия нашего сознания — посредством всего нашего невербального поведения, включающего взгляды, выражение лица, позы, межличностную дистанцию, интонацию голоса. Исключит коммуникацию невозможно, поскольку всякое поведение в присутствии другого человека уже есть коммуникация.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от лат. устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. В структуру речевого общения входят:

– значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность, доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость.

– речевые звуковые явления: темп речи, тональность голоса, дикция речи.

– выразительные качества голоса (смех, хмыкание, плач, шепот).

Вербальный означает словесный паралингвистический означает связанный с речью. Парадокс состоит в том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают прежде всего о словах, которые они скажут. Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать. По известной формуле Меграбяна, при первой встрече каждый из нас на 55 процентов верит невербальным сигналам другого человека, на 38 процентов — паралингвистическим и лишь на семь — содержанию речи. При последующих встречах это соотношение может измениться, однако значение невербальных и паралингвистических сигналов не стоит недооценивать.

Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.

Общение — проявление фундаментальных свойств психики. Человек общается всегда. Многие ученые, работающие в области изучения этого вопроса, большое внимание уделяют разработкам различных техник и видов слушания, чтобы облегчить и сделать оптимально комфортным общение людей.

1.Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2 Поддакивание (ага, угу, да-да, ну, кивание).

3. Эхо-реакция — повторение последнего слова собеседника.

4. Побуждение (Ну и. И что дальше).

5. Уточняющие вопросы (Что ты имел в виду?).

6. Наводящие вопросы (Что? где? когда? почему? зачем?).

7. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

8. Эмоции (ух, здорово, ах, смех, скорбная мимика).

9. Невежливые реакции (Глупость, Ерунда все это. ).

10. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл. А в ряде случаев вообще не поступает реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации. И отсюда ее искажение, эти варианты обозначаются как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова. Но придают им иное значение. Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит. Когда люди. Получив какую-либо информацию. Более заняты своими чувствами. Предположениями. Чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом. Слова имеют первичное буквальное значение и вторичное эмоциональное.

Возникает барьер непонимания из-за погрешностей в самом канале передачи информации, это так называемое фонетическое непонимание (диалекты, жаргон, сленг, слова-паразиты и т. д.).

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения.

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми. Его поведение в процессе общения, а приемы – предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прежде чем вступить в общение с другим человеком. Необходимо определить свои интересы. Соотнести их с интересами партнера по общению. Оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения необходимо контролировать его ход и результаты. Уметь правильно завершить акт общения. Оставив у партнера благоприятное и неблагоприятное впечатление о себе и сделать так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло стремление продолжить общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы. Как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов,. тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнера действий. Направленных на его преднастройку. В процессе общения применяются различные виды техники и приемы разговора, основанные на использовании обратной связи.

Прием «имя собственное» – основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым он общается. Это показывает внимание к личности. способствует утверждению личности. вызывает у него чувство удовлетворения.

Прием «зеркало отношений» – состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица. Возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и формирует аттракцию.

Прием «золотые слова» – заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Это ведет к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к собеседнику.

Прием «терпеливый слушатель» — вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей – потребности в самоутверждении. Ее удовлетворение. Естественно, ведет к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к партнеру по общению.

Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимании к хобби, увлечениям людей, что также повышает его вербальную активность.

В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

Человек как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель информации» со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Психологическое влияние, вербальное влияние, паралингвистическое влияние, невербальное влияние, эмпатия, техника слушания.

ГЛОССАРИЙ

Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Термин «эмпатия» введен Э.Титчером, который обобщил в нем близкие по содержанию идеи о симпатии, а также положения концепции вчуствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной детельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодйствия.

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия. В отдельных актах коммуникации реализуется управленческая, информативная, эмотивная функции.

Вербальный – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Психология человеческих взаимоотношений и общение.

2. Роль общения в жизни человека и её функции.

3. Психологическая структура общения.

4. Роль общения в развитии личности. Одиночество.

5. Техника общения. Искусство говорения.

6. Техника слушания и его психологическая сущность.

7. Возрастные и индивидуальные особенности общения.

8. Секреты эффективного общения.

9. Своеобразие общения детей и взрослых.

10. Техника и стратегия делового общения.

11. Секреты влиятельного общения.

12. Великие мыслители об этике и мастерстве общения.

13. Этика и психология человеческих взаимоотношений.

14. Социально-психологический тренинг и способы обучения людей к межличностному общению.

Источник:
Психология общения (курс лекций)
Статья по предмету книги по психологии, книги по педагогике, методические пособия по психологии, методические пособия по педагогике. На тему Психология общения (курс лекций)
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=634

ТЕМА 7

7.1. Общая характеристика общения:
понятие, функции, виды и структура

Общение понимается как деятельность – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие, понимание другого человека и выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров и выполняет определенные функции:

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения—разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Выделяют следующие функции общения: 1) информационно-коммуникативную (передача, прием информации); 2) аффективно-коммуникативную (обмен эмоциями); 3) регуляционно-коммуникативную (влияние на поведение другого).

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.

1) Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

2) Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

3) Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.

Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

4) Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

5) Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио– и видеотехники).

6) Также выделяют законченное и незаконченное общение; кратковременное и долговременное; вербальное и невербальное и др.

Структура общения. Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента.

Структуру общения можно характеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Схематично структура общения может быть изображена следующим образом:

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Естественно, что все эти термины весьма условны. В реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

7.2. Общение как процесс коммуникации:
передача информации и средства общения

Понятие «коммуникация» является производным о латинского communicatio, что означает «сообщение; передача; общее, разделяемое со всеми; общение». Иначе говоря, коммуникацияэто передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков; это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами как в живой, так и неживой природе.

Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:

1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров (социальных или психологических). В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Средства распространения. Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия—недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная – принятой.

Содержание и тип информации. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникативный барьер – это социальное или психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.

Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория (реципиент) — обратная связь. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно, выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Главное назначение вербальной коммуникации – установление, поддержание, развитие осмысленного информационного контакта.

Виды вербальной коммуникации:

u Письменная: определенность источника; постоянство информации; возможность адекватного донесения.

u Устная: возможно невербальное подкрепление; можно отредактировать и уточнить. Информация может быть предметной (в зависимости от предмета) и модальной (показывает является ли то, о чем говорится существенным, желательным, необходимым, возможным).

Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации, т.е. их функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Виды невербальных средств общения:

1. Визуальные средства общения – это:

u кинесика (жестикуляция) – движения рук, ног, головы, туловища;

u направление взгляда и визуальный контакт;

u выражение глаз;

u выражение лица (мимика);

u поза (пантомимика), в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;

u кожные реакции (покраснение, появление пота);

u дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

u вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения – это:

u паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

u экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения – это:

u физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

u такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения – это:

u приятные и неприятные запахи окружающей среды;

u естественный и искусственный запахи человека и др.

Все невербальные средства имеют значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщают о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряют партнера к продолжению диалога, наконец, способствуют тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

92.54.94.84 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
ТЕМА 7
7.1. Общая характеристика общения: понятие, функции, виды и структура Общение понимается как деятельность – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей
http://studopedia.ru/5_84329_tema—psihologiya-obshcheniya.html

Тема общение по психологии

1. Понятие и виды общения.

2. Роль общения в психическом развитии человека.

3. Техника и приемы общения.

4. Развитие общения.

1. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

В структуре общения можно выделить содержание, цель и средства.

Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах.

И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

Однако люди способны обмениваться накопленными знаниями, жизненным опытом, умениями и навыками.

Цель общения – это побудительная сила возникновения данной активности.

Например, распространенной целью общения у животных является предупреждение об опасности или побуждение другого к определенным действиям.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др.

У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека – это еще и удовлетворение культурных, эстетических, социальных, познавательных и других потребностей.

Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация.

В отличие от животных у человека в качестве основного средства общения выступает язык и другие знаковые системы, технические средства, письменность.

Виды общения. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

1. По содержанию:

1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности, служащими для удовлетворения насущных потребностей;

2) кондиционное – общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

3) мотивационное – в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;

4) когнитивное – передача знаний друг другу;

5) деятельное – передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

2. По целям:

1) биологическое – общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;

2) социальное – общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

3. По средствам:

1) непосредственное (путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.);

2) вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

4. В зависимости от мотивов общения:

1) деловое – возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

2) личностное – передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

Таким образом, процесс общения, особенно человеческого общения, очень богат по своему содержанию, целям и использованию средств.

2. От природы человек наделен определенным набором простейших форм поведения, которые являются необходимым условием как для выживания в первые дни после рождения, так и для психического развития в дальнейшем.

Но будет ли человек Человеком, если его лишить общения с себе подобными?

Рассмотрим этот вопрос на реальных жизненных примерах.

В мае 1928 г. в немецком городе Нюрберге на улице подобрали юношу, не умеющего ни говорить, ни даже ходить. В письме, которое было при нем, указывалось, что юноша провел 16 лет в полном одиночестве, ничего не видя и не слыша, а пищей его были вода и хлеб.

Только через пять лет этот молодой человек начал немного говорить, при этом его представления об окружающем соответствовали уровню малого ребенка.

К сожалению, вскоре он погиб.

Будущий физиолог-лингвист Гавино Ледда в возрасте семи лет согласно воле своего отца стал пастухом в горах и до 18 лет был почти лишен человеческого общения.

Ему потребовались огромные усилия, чтобы вернуться в человеческое общество и стать его полноправным членом.

1920 г., Индия. Рид Сингх в стае волков заметил двух человеческих детенышей, которые оказались девочками (Амала, на вид ей было примерно 1,5 года, среди людей она прожила год, и Камала, внешне она соответствовала 8-летнему возрасту.

Камала прожила в человеческом обществе до 17 лет.

За четыре года она смогла выучить шесть слов, а еще через семь лет – 45 слов.

К 17 годам ее отучили от волчьих повадок, однако в минуты опасности она вставала на четвереньки, а ее умственное развитие соответствовало 4-летнему ребенку.

В труднодоступных районах Парагвая и по сей день живет племя гуайякимов.

Этот народ ведет примитивный образ жизни, избегает людей, их основная пища – мед диких пчел, в поисках которого они постоянно кочуют.

В 1957 г. французским этнографом Вилларом была предпринята экспедиция с целью изучения жизни этого племени.

На одной из стоянок, торопясь ее покинуть, члены племени оставили маленькую девочку, которую ученый взял с собой во Францию.

Спустя 20 лет эта девушка стала ученым-этнографом, знающим несколько языков, и ничем не отличалась от своих европейских сверстниц.

Приведенные примеры являются ярким свидетельством того, что только благодаря человеческому общению младенец получает возможность нормального психического развития.

Находясь в человеческом обществе, посредством общения с себе подобными ребенок с первых дней получает всю необходимую для индивидуального развития информацию.

Еще одно средство психического развития – предметная деятельность – появляется лишь ко второму году жизни.

Выделенные в первом параграфе виды общения развивают различные стороны психики и поведения.

Рассмотрим это подробнее.

Деловое общение – способствует формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей человека.

Личностное общение – влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т. п.

Материальное – обеспечивает получение необходимых предметов материальной и духовной культуры.

Кондиционное – способствует возникновению готовности к научению, оптимизирует другие виды общения.

Когнитивное – развивает интеллектуальные способности.

Мотивационное – дополнительный энергетический источник человека.

Деятельное – обогащает и совершенствует различные виды деятельности.

Биологическое – необходимый источник самосохранения организма.

Социальное – служит развитию общественных форм жизни: групп, коллективов и т. д.

Непосредственное – дает возможность использования данных от природы простых и эффективных средств и способов научения.

Опосредованное – развивает способность к самообразованию и самовоспитанию человека.

Невербальное – обеспечивает возможность психического развития до начала активного использования речи.

Вербальное – способствует усвоению и развитию речи.

Итак, значение общения в жизни человека огромно.

С помощью общения происходит формирование личности человека.

3. Техника общения – это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению, и его поведение в ходе общения.

Приемы общения – наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения.

Для эффективного протекания процесса общения перед его началом важно определиться с наиболее подходящей техникой и приемами общения.

Они должны быть соотнесены с собственными интересами и с интересами партнера по общению.

На начальном этапе техника общения заключается в принятии определенной позы, выражения лица, выборе соответствующего тона, жестов, правильно подобранных начальных слов.

Выражение лица должно выражать отношение к партнеру, соответствовать цели сообщения и желаемому результату.

Такие же требования предъявляются и к занимаемой позе. Иногда человек сознательно занимает ту или иную позу, принимает выражение лица, использует определенные жесты, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого результата.

Рассмотрим более подробно значение некоторых жестов, которые могут влиять на ход общения.

Психология жестов. Передаваемая словесно информация может быть воспринята неверно, если она сопровождается несоответствующими жестами.

Знание психологии жестов поможет изменить свое поведение, вовремя закончить переговоры и т. д., если что-то идет не так, как хотелось бы.

Жесты открытости:

1) раскрытые руки (руки ладонями вверх);

2) расстегивание пиджака.

Жесты защиты:

1) руки, скрещенные на груди;

2) руки, зажатые в кулак.

Раздумье и критическая оценка:

1) палец вдоль щеки;

2) наклоненная голова (поза внимательного слушания);

3) почесывание подбородка («хорошо, давайте подумаем»);

4) жесты с очками (медленно снятие, долгое протирание стекол и т. д.), к жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, обдумывая ответ;

5) хождение по комнате;

6) пощипывание переносицы.

Подозрение и скрытность:

1) взгляд в сторону («что ты имеешь в виду?»);

2) защита рта рукой: во время речи – лживость; во время слушания – чувствует, что собеседник лжет;

3) прикосновение к носу – вариант 2 в замаскированной форме;

4) потирание века;

5) почесывание или потирание уха.

Предостережение – нельзя возводить рассмотренные жесты в абсолют.

Может быть, человек замерз и поэтому скрещивает руки, или у него просто чешется нос или ухо.

Отношение к беседе:

1) ноги (или все тело) обращены к выходу – свидетельство того, что человек хочет закончить встречу, поэтому следует либо закончить разговор, либо перевести его в более интересное русло;

2) подпирание ладонью щеки и подбородка – свидетельство скуки, иногда путают с жестом внимательного слушания, но в этом случае указательный палец направлен вертикально к виску.

Территориальные права:

1) интимная зона (от 15 до 46 см) – это психологическая собственность человека, право нарушить эту зону имеет только очень близкий человек, при вторжении чужого, например, при давке в общественном транспорте, человек испытывает раздражение и дискомфорт;

2) личная зона (от 46 см до 1,2 м) – расстояние для вечеринок и официальных встреч;

3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) – зона для общения с посторонними людьми, например, на таком расстоянии следует находиться хозяину квартиры и сантехнику, чтобы не вызывать раздражения друг у друга;

4) общественная зона (более 3,6 м) – расстояние для общения с большой аудиторией.

В ситуациях, когда ваш собеседник сидит, не следует нависать над ним, так как это воспринимается как ваше превосходство, а собеседник при этом чувствует себя очень маленьким.

В условиях вынужденной скученности, когда нарушается интимная зона, рекомендуется придерживаться следующих правил:

1) не следует разговаривать даже со знакомыми людьми;

2) нельзя смотреть в упор на других;

3) нежелательно проявление на лице каких бы то ни было эмоций;

4) при наличии газеты, журнала, книги желательно погрузиться в чтение, хотя бы для видимости;

5) движения должны быть сдержанными;

6) при движении в лифте сосредоточьтесь на указателях этажей.

Знаки внимания – это обращенные к собеседнику высказывания или действия, цель которых – поддержать человека, улучшить его самочувствие.

Комплимент – это словесный знак внимания, который не учитывает конкретной ситуации общения.

Например, делая сотруднице комплимент о ее внешнем виде, не обращается внимание на то, что она очень расстроена.

Похвала – знак внимания, содержащий оценку, сравнение сдругими, причем в пользу того, к кому обращена похвала.

«Вы лучше кого-то» подразумевает, что «кто-то хуже вас».

Взрослые, считая, что ребенка надо чаще хвалить, и постоянно сравнивая его результаты с результатами других детей, могут сформировать зависимость от одобрения.

Не получая этого одобрения во взрослой жизни, человек начинает испытывать дискомфорт.

Поддержка – оказание человеку знака внимания тогда, когда ему это необходимо, и относительно того, в чем в данный момент имеются затруднения.

Когда человеку оказывается поддержка, то обращаются к его личности вне зависимости от его успехов и неудач, ошибок и достижений.

Техники слушания.

Важнейшее условие продуктивного общения – это умение слушать. Умение слушать не означает простого молчания, это активный и достаточно сложный процесс, призванный повысить эффективность общения.

Можно выделить следующие виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание предполагает уточняющие вопросы, парафраз по типу: «Правильно ли я вас понял, что…», причем следует обязательно дождаться ответа.

Эта техника активно применяется в том случае, если собеседники обмениваются информацией.

В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмоционального стресса, сильного эмоционального возбуждения, эффективно пассивное слушание.

Активное слушание бесполезно, так как человек не очень хорошо понимает свои действия и не контролирует эмоции.

Сочувствующий собеседник дает возможность высказаться, демонстрируя свою готовность к поддержке.

Следует не просто молчать, а показывать свою заинтересованность с помощью таких слов: «угу», «да-да», «конечно же» и т. п.

Задача слушающего – поддерживать разговор до тех пор, пока собеседник не выговорится, поэтому можно использовать уточняющие вопросы: «А ты что?», «А ты как ответил?» и т. п.

В случаях, когда в процессе общения решаются проблемы, значимые для личности, эффективно применение эмпатического слушания.

Эту технику следует использовать тогда, когда человек сам готов с вами поделиться своими проблемами.

Эмпатическое слушание предполагает, что отражаются чувства собеседника, его переживания, не допускаются замечания, интерпретирующие его мотивы («так это у тебя потому, что…»).

Итак, техника и приемы общения достаточно разнообразны и зависят от коммуникативных способностей человека, его возраста, профессиональной деятельности, вида общения.

4. Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.

В процессе филогенеза меняется содержание общения.

Это изменение проявляется в следующем:

1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных свойствах окружающего мира + знания о мире.

Первые два этапа общие для человека и животных, третья ступень присуща только человеку;

2) появление новых потребностей приводит к обогащению целей общения;

3) развитие средств общения происходит по нескольким направлениям:

а) развитие органов, приспособленных для коммуникации, например, рук;

б) появление возможности экспрессивных движений (мимика, пантомимика);

в) изобретение и начало использования знаковых форм;

г) появление, совершенствование технических средств.

В онтогенезе общение развивается следующим образом ( Немов, 1995):

1) от рождения до 2–3 месяцев – контактное, биологическое по содержанию общение, направленное на удовлетворение органических потребностей младенца.

Основное средство – элементарная жестикуляция и мимика;

2) от 2–3 месяцев до 8-10 месяцев – этап начального познания, начало деятельности органов чувств, появление потребности в новых ощущениях;

3) от 8-10 месяцев до 1,5 лет – общение становится скоординированным, невербальным – вербальным, основная цель – удовлетворение познавательной потребности; к концу периода начинает активно использоваться язык как средство общения;

4) от 1,5 до 3 лет – появляется деловое и игровое общение, что обусловлено развитием предметной деятельности и игры.

Здесь начало разделения делового и личностного общения;

5) от 3 до 6–7 лет – способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа; развитие сюжетно-ролевого общения;

6) школьный возраст – ускоренный интеллектуальный и личностный рост ребенка приводит к большому разнообразию содержания общения, дифференциации целей и совершенствованию средств; наблюдается четкое разделение делового и личностного общения.

Таким образом, психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения.

Источник:
Тема общение по психологии
1. Понятие и виды общения. 2. Роль общения в психическом развитии человека. 3. Техника и приемы общения. 4. Развитие общения. 1. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей,
http://psy.wikireading.ru/28678

COMMENTS