тайм менеджмент для школьников

Классный час на тему — Тайм-менеджмент для школьников

Классный час на тему "Тайм-менеджмент для школьников"

Цель – погружение в тему и мотивация детей на освоение новых знаний и умений.

Задачи:

  • актуализировать знания о понятии «Время»;
  • изучить индивидуальные особенности: хронотип, умение ощущать течение времени;
  • создавать и поддерживать эмоционально благоприятный климат в классе во время занятия.

Описание группы учащихся – учащиеся старшего звена, по 10-12 человек (можно класс разбить на подгруппы).

Необходимые ресурсы – фломастеры, бумага формата А4 по количеству участников, бланк ответов и ключ к ответам анкеты «Ваш хронотип» (см. Приложение 1) по количеству участников, доска или любое другое место возможное для оформления информационного стенда на тему: «Тайм-менеджмент для школьников», изображение часов (см. Приложение 2).

Подробный сценарий занятий

  • Оформление информационного стенда на тему: «Тайм-менеджмент для школьников» (см. Приложение 3).
  • Вступительное слово. Обсуждение пословицы: «Делу время – потехе час». Где и как найти время для отдыха и работы? (2 минуты).
  • Упражнение «Чувство времени» (5-7 минут).

Цель: участники тестируют себя – насколько точно они ощущают течение времени.

Инструкция. Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали" уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками особенности школьной жизни (режим дня, школьные нагрузки, отдых, грамотная организация своего времени и др.).

Упражнение разделено на 2 части.

Первая часть проводится в кругу. Время —10 минут. Основные этапы методики следующие:

Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего школьника. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу школьника, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы") испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них.

Если игроков мало (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

Вторая часть. Дети выбирают макеты часов. На каждом изображении отображен один час (например, час дня, пять часов вечера и т.д.). Число изображений часов должно соответствовать количеству участников. Если время на изображении будет совпадать, дети могут разбиться по парам, работать совместно. Детям раздается бумага формата А4, сверху листа фломастером они фиксируют свое выбранное время. Затем получают общую инструкцию: «распишите все ваши дела в течении выбранного вами часа, постарайтесь это сделать как можно более подробно. Расписывая свою деятельность за основу берите выходные дни». Для индивидуальной работы учащимся дается 5-7 минут, затем дети зачитывают или вывешивают на доску заполненные листы, учитывая поочередность времени.

При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день школьника, особенности организации школьной жизни и внешкольной деятельности. Необходимо сделать акцент на школьных нагрузках, общем режиме дня и рациональной организации деятельности.

  • Анкета Остберга «Ваш хронотип» (см. Приложение 4).
  • Подведение итогов. Распространение памяток (см. Приложение 5).

Рефлексия (самоанализ) проведенного занятия

Опыт показывает, что классный час обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже немало уставать, поэтому необходимо быть внимательным и своевременно реагировать на эмоциональное состояние участников. Возможно перестановка упражнений местами или сокращение времени необходимое для того или иного упражнения.

Тайм-менеджмент для мам и школьников

Модное ныне выражение тайм-менеджмент, а проще говоря, разумное управление временем, — все более востребованная тема в наше ускоряющееся время. Этой темой я впервые заинтересовалась будучи аспиранткой, а уж когда стала мамой, она стала моей насущной проблемой. Ну как же успевать все за эти маленькие 24 часа в сутки?

Методом проб и ошибок я научилась управлять своим временем — выделяя главное, планируя и используя многочисленных помощников (практически все — механические, как в статье «Мой безотказный помощник«).

Недавно у меня появились две книги по тайм-менеджменту для мам и школьников. В первой — в простой и увлекательной форме рассказывается о маленьких секретиках успевания вседелания в семье.

А во второй — в интересной форме рассказывается как научить детишек планированию радостной и интересной жизни.

Семь навыков эффективных родителей. Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все /А. Мороз, М. Хайнц

Авторы этой книги — известные в рунете блогеры Алена Мороз и Мария Хайнц.

Цель книги — помочь родителям найти время на семью, работу и личные увлечения.

Для этого нужно научиться определенным навыкам:

Для начала нужно научиться брать ответственность на себя и стать руководителем своей семьи. Нужно перестать винить себя и других в неуспевании и ничегонеделании и начать искать пути успевания.

Книжка начинается с жуткого эксперимента, который был проведен английским психологом С. Милгрэмом в 1963 году.

Для эксперимента Милгрэм пригласил 3 человек: руководителя, добровольца (человека с улицы) и «ученика» (подставное лицо).

Добровольцы должны были тренировать память «ученика». За неправильные ответы «учеников наказывали» небольшими разрядами тока, повышающимися с количеством ошибок.

«Ученик» находился в отдельном помещении, а доброволец общался с ним по рации. Невероятно, но факт: 65% людей, сняв с себя всякую ответственность и полагаясь на руководителя, готовы были наказывать своих «учеников» до смерти, давая им разряд тока в 450 вольт.

На самом деле конечно-же «ученикам» не давали никакого тока, но для добровольцев ситуация была правдоподобной — они слышали крики, стоны, просьбы, молчание и продолжали «наказывать».

Как такое могло быть? Люди «отключали» свою голову, подчиняясь руководителю, говорящему «Продолжайте», «Эксперимент нужно проводить до конца».

Люди любят перекладывать ответственность на других.

А нужно научиться брать ответственность на себя, хотя бы в семье. Взять на себя ответственность — это совсем не значит делать все самой за всех членов семьи. Наоборот, нужно каждому члену семьи дать свои зоны ответственности, чтобы дети тоже учились быть «руководителями» своей собственной жизни.

Книга Алены Мороз и Марии Хайнц «Семь навыков эффективных руководителей» мне понравилась. Придется она по душе всем родителям, которые устали от коротких суток и хотят научиться максимально использовать все драгоценное время нашей жизни.

Чаще всего планированием времени в семье занимается мама. Так было всегда и у нас. Сначала мы со Златой вместе планировали ее распорядок дня, потом и с Олесей. Постепенно я стараюсь приучать дочек к самостоятельности.

Злата (15 лет) сейчас полностью планирует свой режим (в рамках общего семейного плана). В приоритетах у нее: школа, шахматы, игра на гитаре, прогулки с друзьями.

Олесюнька наша (7 лет) тоже уже 1,5 года планирует свое расписание.

Сначала она составила себе простое расписание занятий, используя календарь на планшете. Дополнительно мы купили расписание и повесили его на стенку в комнате.

Полгода назад Олесечка наша завела себе блокнот, в который записывает свои желания (цели) и пути их достижения.

Самая большая мечта Олеси — покупка собственной лошади или пони (о наших занятиях на лошадках я писала в статье «Иппотерапия для детей«).

Лошадь стоит 50 тысяч рублей. За 7 месяцев Олеся накопила 27 тысяч рублей. Причем, половину из них она заработала на шахматных турнирах.

Олесю сейчас очень интересует тема рационального использования времени — дочка уже заметила необычное свойство времени «тянуться», когда что-то ждешь и «ускорения» — когда занимаешься чем-то интересным.

Поэтому, книжка «Тайм-менеджмент для школьника» оказалась нам как нельзя кстати.

Главный герой книги — Федя Забывакин, как и наша Олесюнька, влюблен в лошадей. И первая история как раз и рассказывает о том, как Федя катался на лошадях. Заодно в этой истории появился первый список дел, связанный с лошадками:

Вскоре Федя уже составляет и свой первый подробный план на день:

Правда, знакомо? Кто из нас не писал записки с телефонами, имена которых потом так и не вспомнились ;)?

Такой план не особо пригодился и Феде, который половину дел забыл из-за того, что не мог вспомнить свои сокращалки. Мама объяснила Феде, что планы дел нужны для того, чтобы помнить, что нужно делать . Поэтому нужно обязательно записывать действие .

И вскоре у Феди уже появился новый — понятный — план:

Вот в таком формате Марианна и рассказывает детям о том, как правильно организовывать свою жизнь. В книжке много цветных картинок, которые приятно дополняют текст.

Книга «Тайм-менеджмент для школьника» понравилась и мне и нашей младшей дочке (7 лет). Вместе с главным героем книги — Федей Забывакиным — мы учимся строить планы, ставить достойные цели, живя радостно и интересно. Книжка эта полна забавных историй, привлекающих внимание детей к Его Величеству Времени.

Друзья, поделитесь своими ноу-хау в области управления временем? Как Вы «раздвигаете» сутки-недели-месяцы-годы? Каков Ваш семейный тайм-менеджмент ?

Тайм-менеджмент для школьников

Тайм-менеджмент для школьников. Практикум. Часть 3. Презентацию подготовила Логачева Александра Вячеславовна – учитель русского языка и литературы ГБОУ. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВладлена Щедухина

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Тайм-менеджмент для школьников. Практикум. Часть 3. Презентацию подготовила Логачева Александра Вячеславовна – учитель русского языка и литературы ГБОУ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тайм-менеджмент для школьников. Практикум. Часть 3. Презентацию подготовила Логачева Александра Вячеславовна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1946

2 Уважаемые коллеги, данную презентацию я готовила на основе материалов курсов повышения квалификации, которые я прошла в 2013 году, надеюсь, что материалы будут вам интересны и смогут пригодиться в процессе нашей с вами «нелегкой» работы. С уважением Логачева А.В.

3 Тайм-менеджмент это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм- менеджмент» не вполне корректный: управлять временем нельзя, организовать его можно. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы.

4 Программа. Общая структура программы по формированию навыков тайм- менеджмента для школьников должна включать четыре модуля: «Мотивация», «Осмысления понятия «Время», «Целеполагание и выбор» «Приемы планирования».

7 Далее дети выбирают одного человека, который расскажет о результатах обсуждения в группе. После того как представи- тели от групп выступили, ведущий задает следующий вопрос. Ведущий. Ребята! Мы услышали такие разные характери- стики, а знаете ли вы, что два предмета в ваших сундучках были одинаковыми и лишь один предмет отличался? Как вы думаете, чем отличалось содержимое сундучков? (Ответы детей.) Услышав ответы, ведущий делает вывод о том, что многое о человеке можно сказать, если знаешь, какими делами или событиями наполнен его день. Этот вывод записыва- ется внутрь плаката, где нарисован сундук. Ведущий. Один мудрец сказал, что каждый человек имеет только один-единственный сундук времени. И у одного чело- века в нем пустота, а у другого бесценное сокровище.

10 5. Участники садятся так, чтобы было удобно выполнять индивидуальное задание. Дети получают бланк 2. Давая инструкцию, педагог может привести следующие примеры: «Мои родители экономисты, и в доме часто звучат такие слова, как декада и квартал», или «У меня маленький брат. Его надо кормить по часам, и у нас сейчас звучат такие слова, как час, полчаса» и т. д. Примечание. Это задание можно предложить ребятам в виде творческого домашнего задания или индивидуального проекта. Можно объединить усилия классного руководителя и учителя русского языка (или истории) для обсуждения вме- сте с детьми этих вопросов. 6. Учащиеся зачитывают то, что написали на бланке. 7. Подводя итог, педагог говорит о том, что в жизни человека измерение времени играет важную роль. В разные периоды жизни мы используем разные отрезки времени, чтобы струк- турировать свою жизнь.

12 1. Почему тайм-менеджмент важен для моих учеников? (кратко объясните) 2. Как я могу замотивировать детей моего класса на изучение приемов тайм-менеджмента? (кратко объясните) 3. У детей есть время для того, чтобы заняться изучением этого вопроса? (ответы «Да» и «Нет») 4. У меня есть время для того, чтобы систематически работать с детьми в этом направлении? (ответы «Да» и «Нет») 5. Как можно привлечь коллег и родителей для этой про- граммы? (кратко объясните)

13 Важно! Начинать с детьми программу по тайм- менеджменту целесообразно только в том случае, если вы положительно от- ветили на все вопросы. В противном случае ваша работа в этом направлении будет конкурировать с более актуальными для вас и ваших детей задачами.

14 Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

Тайм-менеджмент для школьников: приемы, методы, инструменты

Тайм-менеджмент для школьников: приемы, методы, инструменты

Учим детей мобилизовываться и действовать быстро и успешно

В первые дни сентября вряд ли мы увидим за партами собранных и деловитых ребят. Летние каникулы расхолаживают. Как дать ребятам настрой на учебу? Каждый это делает по-своему. Кто-то сразу предлагает контрольную посложнее, чтобы подчеркнуть необходимость серьезного отношения к учебе; кто-то дает обзор предстоящей программы, нарочно заостряя внимание на трудностях, а кто-то ограничивается небольшой словесной встряской: мол, пора за работу и все тут. Однако есть и более тонкие подходы к проблеме организации учебной деятельности детей. Правда, они не «лобовые» и на моментальный результат не рассчитаны…

Однажды мне довелось работать со школьником, который тратил на приготовление уроков 12 часов в день. Когда я попросила его описать, как это происходит, он ответил: «Я сперва решу один пример, потом чаю попью, потом еще один решу, потом с кошкой поиграю, потом опять вернусь к примерам…»

Этот случай в разряд единичных не отнесешь: проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, самые распространенные.

Для начала я обратила внимание самих детей на эту проблему, спросила их, как они распоряжаются своим временем. Из наиболее характерных ответов моих учеников: «Я всегда тяну время, когда надо делать что-то по дому… Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться… Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы. Я делаю уроки иногда до 2.30 ночи».

Итак, они не могут себя заставить сесть за уроки, до последнего момента откладывают их выполнение; не знают, чем и как себя можно занять, кроме смотрения телевизора и игры на компьютере; ни на чем не могут сосредоточиться. Около половины детей признаются, что не планируют свой день, не имеют режима дня, а сами жалуются на нехватку времени, потому что оно целиком уходит на приготовление уроков.

Из этого следует, что тайм-менеджмент – задача не только для взрослых.

Чтобы сформировать навыки, связанные с управлением временем, мы разработали программу «Тайм-менеджмент для малышей». В нее включили специфические для тайм-менеджмента приемы: анализ количества потерянного времени с помощью календарика-пинарика и листа-хронометража; планирование дня, фиксация дня в виде плана и его проживание с использованием золотых правил управления временем; ведение ежедневника; оценка выполнения запланированного и фиксация итогов.

В рамках программы дети знакомятся с главными инструментами управления временем: календариком-пинариком, хронометражем, планом на день.

Метод проектов предполагает поиск школьниками способов решения проблем и непосредственно решение проблемы. В рамках программы наши школьники создают два проекта. Первый: школьники решают проблемную ситуацию, произошедшую с героем, который тратил время впустую. Обсудив в команде, дети предлагают решения проблемы и представляют свой результат в виде небольшой сценки, которую разыгрывают участники команды.

Второй проект итоговый: «Как научить школьника младших классов управлять своим временем?». Каждая команда предлагает свою книжку-малышку или газету, прочитав которую никому не захочется терять время впустую.

На всякий случай напомню читателям этапы проектной деятельности, без соблюдения которых вряд ли что-то может получиться: постановка задачи, объяснение технологий и способов действий, обсуждение временного регламента, проговаривание технологий группового взаимодействия, самостоятельная проектная работа школьников. На протяжении всей работы педагог оказывает поддержку школьникам в проектировании содержания организации командной работы. Наконец, проходит презентация итогов проектной работы и дальнейшая трансляция итогов: выставка проектных продуктов, передача их адресатам (такая задача ставилась).

Нельзя забывать о проведении итоговой рефлексии: Каковы ваши впечатления по поводу работы над проектом: что понравилось, что не понравилось, что было трудно? Была ли работа вам полезна? С какими трудностями сталкивались и как их решали? Все ли участники команды работали? Как была организована работа в команде, кто какую часть проекта выполнял? Возникали ли разногласия по ходу работы над проектом? Из-за чего они возникали и как вы их разрешали? Хватило ли вам времени для выполнения проекта?

Вопрос о времени здесь – центральный. Ведь проектные задания составлялись таким образом, чтобы дети успевали достичь цели за определенное время. Например, команде надо создать книжку-малышку за 40 минут. Если из команды будут работать 2–3 человека, а остальные займут позицию наблюдателей, то времени не хватит! Дети понимают это и работают дружно, согласованно.

Театрализованные формы позволяют ребенку увидеть свое поведение со стороны, порой в гиперболизированном виде. Это дает мощный толчок к самоизменению. В организации работы на первом месте – лимит времени. Десять минут на подготовку инсценировки не позволяют долго раскачиваться, поэтому разрабатывать сюжет и готовить его постановку дети начинают мгновенно.

Используются ситуации-тексты, например описание одного дня, проведенного школьником, который, как понимают дети, потрачен впустую. Их работа состоит в том, чтобы найти ошибки и исправить их, описав другой день, проведенный без потери времени.

Удобны и ситуации-сценки. Несколько человек из класса спонтанно или после минимальной подготовки представляют в виде сценок ситуации, в которых люди нерационально используют время. Другие команды определяют и называют ошибки и затем «исправляют их», показывая правильный вариант.

Календарик-пинарик – это табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час. Он ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван мотивировать ребенка на более полезное использование времени.

Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом. Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, обещал, что играть будет только 1 час, а затем займется разными делами. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом.

После того как день прожит, подсчитывается общее количество закрашенного времени и цифра записывается в колонке «Итоги». По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.

Всем без исключения детям поначалу интересно вести хронометраж своих дней: «Сорок один час потерянного времени в неделю – это очень много?» – спрашивают удивленно некоторые.

Ребенок, собственноручно отмечающий потерянные часы, чувствует, что именно от него зависит качество прожитого времени. И ему хочется зачеркнуть как можно меньше квадратиков.

Опыт показал, что обязательным является самостоятельное ведение календарика в течение двух-трех недель. Ученику этого срока достаточно, чтобы у него появилось внимательное отношение к своему времени, а педагогу – чтобы заметить и обсудить с ребенком происходящие изменения.

По окончании работы необходима рефлексия: ваши впечатления от заполнения календарика-пинарика? Было ли ведение календарика полезным, почему?

Хронометраж – это тоже инструмент для анализа личного времени. Надо зафиксировать на листе бумаги все события своего дня от подъема до момента, когда ложишься спать. Так можно точнее узнать, на что именно уходит время. Ребенку предлагается делать это в течение одного-двух дней, один из них – выходной. Далее следует индивидуальное обсуждение полученных наблюдений.

Мне запомнился самый короткий хронометраж: с утра до обеда компьютер, после обеда до позднего вечера – телевизор. Ничего другого в дне этого мальчика не было. При обсуждении ребенок сам удивился однообразию своего времяпрепровождения и попытался по-другому спланировать следующий выходной.

И снова напоминаю про необходимость рефлексии, главный вопрос которой: «Была ли работа с хронометражем полезным для вас делом? Почему?»

План на день – еще один удобный инструмент в управлении временем. Обычно день планируют школьники, которые занимаются в секциях, кружках дополнительного образования. Им надо везде успеть. Большинство же детей планируют не время, а дела. Причем выяснилось, что дела по дому они планировать вообще не склонны.

Обучение планированию дня начиналось с осмысления того, что предстоит сделать завтра-послезавтра: какие мероприятия уже намечены, какие планы у родителей в отношении ребенка, что ему предстоит сделать из дел учебных, полезных и свободных.

После того как ребенок сумел очертить круг предстоящих дел, пусть он назовет наиболее важные для себя, их можно пометить специально придуманными значками. Далее очень важно и не менее интересно для ребенка перейти к планированию порядка и времени выполнения того или иного важного дела. Пусть он потренируется прикидывать в воображении порядок и время выполнения намеченного дела.

Итог работы, рефлексия по планам на день, проводится в форме рассказа ребенка о выполненных и невыполненных делах, о причинах неисполнения задуманного. Идет коррекция возникших трудностей планирования, главная из которых – желание ребенка занести в план абсолютно каждый свой шаг, в то время как вычленить из потока жизни именно дела ему очень трудно.

Тем не менее двухнедельная практика ведения планов при регулярном анализе результатов помогает сформировать у ребенка привычку действовать более целенаправленно.

Внешними атрибутами успешности работы можно считать введение в обиход детей разных форм напоминаний (напоминалок): SMS или телефонный звонок от родителей в назначенное время; поставленный на нужное время будильник, метки на руке, узелки на память, приклеенные на видном месте липкие бумажки – самые разные способы установления личных отношений с временем.

Источники:
Классный час на тему — Тайм-менеджмент для школьников
Актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый – проектный стиль деятельности. Тайм-менеджмент для школьников – это возможность развивать в детях самостоятельность, умение планировать, умение ставить и реализовывать свои цели. Работа по формированию навыков тайм-менеджмента строится в трех направлениях: «Цель», «Время», «Управление». В работе с детьми важно учитывать возрастные особенности и специфику организации жизни ребенка в школе.
http://festival.1september.ru/articles/633401/
Тайм-менеджмент для мам и школьников
Это статья о тайм-менеджменте для мам — с советами как успевать делать все самое главное.
http://wunderkind-blog.ru/taym-menedzhment-dlya-mam-i-shkolnikov/
Тайм-менеджмент для школьников
Тайм-менеджмент это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм- менеджмент» не вполне корректный: управлять временем нельзя, организовать его можно. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы.
http://www.myshared.ru/slide/599379/
Тайм-менеджмент для школьников: приемы, методы, инструменты
Тайм-менеджмент для школьников: приемы, методы, инструменты Учим детей мобилизовываться и действовать быстро и успешно В первые дни сентября вряд ли мы увидим за партами собранных и деловитых
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200701620

COMMENTS