тайм менеджмент для детей

Тайм-менеджмент детям: история одной игры

Началось все в августе 2002 года, на даче. Ребенок попросил денег. Не просто на мороженое или игрушку, а «вообще», в качестве постоянного источника, на карманные расходы. Потому что уже подружкам в школе дают, а ей все еще не дают.

Не задолго до этого папа прочитал книжку Р.Кийосаки «Богатый ребенок, умный ребенок», в которой автор, в частности, делится своими мыслями о том, когда и сколько карманных денег давать ребенку, и «за что» их давать, а «за что» — не давать никогда. Вот и пришла пора испытать полученные знания. Жена делегировала мне право ведения переговоров: «Ты у нас теперь умный, ты и договаривайся».

Первое желание, которое появилось у меня — это желание поторговаться. Раз ребенку что-то надо от родителей, значит надо ему какие-то условия поставить. Так и сделаем. Ставлю ребенку условие, что это не просто будет еженедельная дань, которую родители платят ребенку, а напротив, деньги нужно заслужить. Будет назначена система поощрительных и штрафных очков, которая будет влиять на получаемую сумму. Сам размер суммы еще не обсуждался.

Полинка, на удивление, сразу согласилась.

Мы забрались с ней на второй этаж подальше от всех, сели на кровать и стали придумывать за что мы будем ставить «плюсики» и «минусики». Начали, естественно, с минусиков. Как у многих детей в ее возрасте, у Полинки существует букет «детских поведенческих болезней»: неорганизованность, непослушание, плохое поведение, и т.п. Вот все эти «болезни» мы попытались выписать. Я называл критерии «минусиков», а она покорно записывала. Я даже удивился, что дочка совсем не возражает против моих предложений. Действительно, дети иногда доверчивы и мягки, как пластилин. Так что я понял, что нельзя переусердствовать. Поэтому после каждого критерия по минусикам, я спрашивал ее, согласна ли она с моим предложением. Поскольку дочка у меня оказалась самокритичной, отказов не наблюдалось. Оснований для минусиков набралось девять, хотя в итоге осталось восемь. Про выбытие одного из критериев я скажу позже.

Затем мы перешли к придумыванию оснований для плюсиков. Их оказалось гораздо меньше: вначале всего три, а чуть позже мы одно из оснований исключили. Но об этом ниже.

Правила, которые мы придумали, после обсуждения с мамой и нескольких редакционных правок приняли вид «договора», который приведен в Приложении 1.

По ТМ-привычке я засек время на порождение этого документа. На минусики у нас ушел час, на плюсики — полчаса. Запись, естественно, вела Пося. К сожалению через неделю после написания правил листок-оригинал потерялся при возвращении с дачи, так что для истории этот документ не сохранился.

Хотелось бы отметить важность именно письменной формы закрепления договоренностей. Представления людей, а особенно детей, очень быстро меняются, поэтому нужно как-то фиксировать эти первые договоренности ребенка с родителями. Кроме того, письменная фиксация взаимно согласованных правил, позволяет и родителям, и ребенку, отнестись к ним как к правилам игры, а не как к инструкции. Это означает, что возникает возможность взаимного контроля за их соблюдением, а не одностороннего (со стороны родителей). Обе стороны выступают как в роли игроков, так и в роли рефери.

У нас были случаи, когда мы начинали громко ругать Полинку, а она резонно осаживала нас: «можете минусик поставить, а про ругать у нас в правилах не записано».

3. Почему оснований для плюсиков меньше, чем оснований для минусиков?

Сами удивляемся. Изначально мы не предполагали, что так получится, и для нас было неожиданным такое сочетание шансов в пользу минусиков. Но в жизни, нам кажется, так и бывает: шансов потерять больше, чем шансов найти. Во всяком случае, мы сохранили возможность увеличения оснований для плюсиков, причем инициативу в этой части ожидаем со стороны ребенка.

В первой редакции Правил мы записали в качестве основания для «плюсиков» — «наличие доброго дела» в этот день, а в качестве основания для минусика — его отсутствие. Я даже соответствующие графы в плане и отчете ввел. Но очень быстро мы поняли, что добрые дела должны быть выведены из пространства «очково-денежных» отношений. Иначе ребенок начинает манипулировать своей добротой. Да, мы сохранили соответствующие графы в плане и отчете (помните, как Мюнхгаузен планировал совершение подвига), но при этом форма реакции родителей осталась лишь в пространстве морального поощрения (или сожаления, если доброго дела не было). Добрые дела должны делаться от души, а не в обмен на очки.

5. План и отчет как формы осуществления договоренностей.

Конечно, по ТМ-науке, нужно начинать с долгосрочного планирования. Это была первая трудность: можно ли всерьез рассчитывать, что ребенок назовет свои долгосрочные (тем паче, жизненные) цели? Так что ограничились годом и фиксацией «хотелок» года. Я просто взял и распечатал «пинарик» имени Литвака, добавил к нему поля «хотелки года» и предложил дочке записать в них то, что бы она хотела бы в конце года достичь. Естественно, она начала перечислять названия игрушек. Что же, пусть будут игрушки. Поглядим что будет на следующий год. По крайней мере, понятно на что она будет копить «карманные» деньги.

Далее. Пинарик — вещь очень действенная, но для взрослых людей, которые уже почувствовали протяженность времени и ограниченность жизни. Для ребенка пинарик не будет выполнять своей основной стимулирующей функции. Поэтому вместо зачеркивания клеточки каждого дня мы договорились, что Полинка будет закрашивать эти клеточки в цвета, соответствующие ее настроению в этот день. Хорошее настроение — оранжевый, похуже — синий. Совсем плохое — черный. А в конце года взглянем какая картинка получилась. А на следующий год сравним какой год был «счастливее».

Первое, с чем пришлось столкнуться, это с неприменимостью «взрослых» органайзеров. Дело в том, что взрослый человек (я, по крайней мере), оказывается, гораздо более свободен в выборе своей загрузки. Если даже не свободен, то эта загрузка более разнообразна, чем у ребенка. В случае моего ребенка оказалось, что можно составить расписание «типовой недели». Расписание занятий в школе и во всяких кружках известно, все перемещения расписаны до минуты, особо не распланируешь. Время для какого-то планирования остается, в основном, в выходные. Так что основная масса дел у нас оказалась «привязанной ко времени». Но время для планирования-отчета мы все же нашли: ежедневно с 20.00 до 20.30, за час до сна.

На наш взгляд, такая ситуация не оставляет детям пространства самоопределения. У них не остается свободного ресурса, к которому можно приложить планирование и хронометраж. Возможно, что это — инфантилизирующая ситуация. Она не приучает к самостоятельному выбору, хотя приучает к дисциплине (но не к самодисциплине, а к внешней дисциплине). Во взрослой жизни при условии отсутствия внешних регуляторов существует опасность «слететь с катушек» и набить шишек, пока не выработаются собственные критерии самодисциплины. Да и не у всех они вырабатываются.

Кроме того, в ежедневный план мы включили «Доброе дело», а позже «Учебную цель дня: (уроки и целевые оценки)» и «Прогнозы на учебу: (уроки и прогнозные оценки)».

«Доброе дело» должно было как-то сохраниться, хотя скажу сразу, что нечасто удается порадоваться доброму делу, совершенному ребенком. Это, скорее, задача родителей как-то нацеливать ребенка на продумывание возможностей совершения для кого-то доброго дела. Например, один из родителей может совершить «заговор» с ребенком, чтобы сделать приятный сюрприз другому родителю. Это как раз тот случай, когда необходимо совместное творчество доброты.

Пример формы плана на неделю см. в Приложении 2.

Тайм-менеджмент для детей

В наш искрометный век, когда дни летят за днями, яркие события сменяются другими увлекательными событиями, а шквал информационного потока зашкаливает все мыслимые и немыслимые измерения, все более актуальным становится эффективное распределение времени, управление собственной жизнью.

И некогда незнакомое слово » тайм-менеджмент « стало уже настолько часто слышимым, что даже и не нуждается в дословном переводе («управление временем»). К тому же этот самый тайм-менеджмент «делится» на разные категории: от бизнеса до дел домохозяйки, хотя, суть и смысл от этого не меняется: научиться гармонично и эффективно планировать и использовать 24 часа в сутках.

Современные дети испытывают колоссальную информационную нагрузку с раннего детства. Конечно, во многом их режим зависит от родителей, но и учить их успевать больше при минимуме затрат — вещь полезная и нужная. Обо всем этом и не только можно почерпнуть из книги Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей. Книга для продвинутых родителей» от умного издательства «Альпина-Паблишер».

Успех в этом мире — вещь не последняя ни по значимости, ни по эффективности. Автор книги Марианна Лукашенко убеждена, что с помощью тайм-менеджмента можно вырастить успешного ребенка. Ибо успешный ребенок — тот, кто умеет ставить цели и организовывать себя ради их достижения.

И здесь я полностью согласна с автором, умение ставить перед собой цели, умение двигаться к их достижению — чрезвычайно важное качество современного человека.

Книга «Тайм-менеджмент для детей. Книга для продвинутых родителей» — это шикарнейший сборник приемов и технологий детского тайм-менеджмента, упражнений, нацеленных на эффективное и гармоничное обучение и общение с детьми.

Книга построена таким образом, что за небольшой теоретической частью следует упражнение, которое следует выполнять самим или с детьми. Все они тщательно описаны и расшифрованы. Дается итог и смысл всей затеи. В конце каждой главы предлагаются краткие выводы о прочитанном, некое резюме, готовое к примененению.

Марианна Лукашенко охватывает в книге «Тайм-менеджмент для детей. Книга для продвинутых родителей» такие темы, как:

  • Как стать успешным
  • Как действовать, добиваясь успеха
  • Что делать с лавиной домашних школьных заданий (эта глава особенно актуальна, ведь «на носу» новый учебный год)
  • Что мешает ребенку все успевать и как с этим бороться
  • Возрастные особенности детского тайм-менеджмента
  • Как выбрать профессию.
  • И многое, многое другое

Весьма важно и родителю, и ребенку знать его сильные и слабые стороны. Ведь слабые стороны можно развить, или компенсировать сильными. И М.Лукашенко предлагает выполнить всей семье следующее упражнение:

1. Ребенок на листе бумаги пишет свое качество, которое его не совсем устраивает. Например, «Я очень стеснительный».

2. Ребенок подходит к маме и называет свое качество: «Мама, я очень стеснительный». Мама отвечает: «Да, но зато ты. » и называет другое обязательно позитивное качество ребенка. Например, «зато ты очень настойчивый».

3. Ребенок должен обязательно записать на листке то положительное качество, которое назвала мама.

4. Так ребенок, обойдя всех членов своей семьи, получит целый список своих сильных (!) качеств.

Главное условие данного упражнения: не отрицать утверждение ребенка и не говорить: «Нет, ты не. ». Также это упражнение полезно делать всей семье, передавая листочки по кругу, пока автор не получит на руки один свой недостаток и несколько своих сильных характеристик. Самооценка поднимается мгновенно, причем не зашкаливая)))

Мало того, что книга «Тайм-менеджмент для детей. Книга для продвинутых родителей» — это готовая к применению инструкция, она еще и выполнена очень качественно. На ярких белых страницах красивый шрифт, четко разделенные списки и задачи, оформление каждой главы продумано до мелочей и дополняет идею.

Лично для меня эта книга стала настольной. Так как прочитав, я возвращаюсь к ней снова, выбираю то, что подходит более всего ко мне и моим детям и пробою внедрить в нашу жизнь. Так, мини-анкетирование ребенка позволило мне лучше узнать и понять ребенка и его предпочтения. К тому же размышления над некоторыми вопросами весьма сближают родителя и ребенка.

Я рекомендую всем родителям иметь такое пособие у себя «под рукой», причем запасаться ею следует сразу же после выписки из роддома, и по мере необходимости внедрять в жизнь свою и любимого ребенка. Даже самый предвзятый читатель найдет здесь то, что нужно именно для их семьи.

А как вы относитесь к детскому тайм-менеджменту? Считаете ли его нужным или пусть все идет своим чередом? Буду признательна узнать ваше мнение по этому вопросу.

Тайм-менеджмент для детей

Дата публикации 26 октября 2014 . Опубликовано в Статьи по воспитанию

Наши привычки сильнее всего формируются в молодости и от них зависит, какой образ жизни мы будем вести и чего мы добьемся в конечном итоге. Так что, если у вас есть ребенок, то вы можете уже сейчас сделать изменения, которые приведут его к успеху.

На книжных прилавках есть множество книг на темы: как ухаживать за ребенком, как с ним играть и что делать, если он заболел. Но очень сложно найти практичные книги, которые обучат ваших детей достижению целей и умению эффективно управлять своим временем. Одна из таких книг — Марианна Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей».

Чем раньше ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет». Глеб Архангельский

Из книги вы получите советы по «детскому» тайм-менеджменту, который можно применять при достижении любых целей. Но главное, чему вы можете научить своего ребенка, так это понимание того, что главный ресурс, который у него есть — это время. И если он еще с детства научится ценить время, правильно распоряжаться временем, достигать поставленных целей, то уже в школьные годы ему будет намного легче учиться, он будет быстрее справляться с домашними занятиями и успевать наполнять свою жизнь другими интересными делами.

Книга поделена на 6 частей:

Одним из самых важных решений в жизни подростка является выбор ВУЗа. К сожалению, подростки часто не готовы правильно сделать свой выбор и часто полагаются на своих родителей, друзей или свое туманное представление о взрослой жизни. В этой главе вы найдете упражнения, благодаря которым ваш ребенок сможет легче определиться со своими жизненными целями и своим призванием, что даст возможность сделать правильный выбор будущей профессии.

Самое главное в достижении успеха — цель. Нужно понять свою цель, решить, каким способом к ней двигаться и начинать свое движение. Но если цели нет, то и движения нет, а значит человек стоит на месте. Так и с ребенком — он может развиваться и постепенно приближаться к своей цели изо дня в день. Но для этого вам нужно будет помочь ребенку в первую очередь — “увидеть” свою цель. В главе объясняется, чему вы должны научить ребенка и каким образом направить его к своей цели.

В этой части книги основное внимание уделено обучению ребенка планировать свои дела и контролировать их выполнение. Это очень важно, ведь 10 минут времени, потраченные на планирование дня, позволят вашему ребенку сэкономить часы на реализацию всех запланированных задач. Но также, важно уметь легко и быстро контролировать выполнение дел, чтобы не сбиться с пути.

3. Как быть, если каждый предмет в школе — “самый главный”

Здесь вы узнаете как справиться с лавиной домашних заданий и при этом не перегрузить ребенка. Наша образовательная система направлена не на качество предоставляемой информации, а на ее количество. И больше всего от этого страдает ребенок, которому очень тяжело справляться с такими объемами информации. Но есть способы, которые помогут сократить время сидения за учебниками и при этом учиться на хорошие оценки, а также больше уделять времени своим увлечениям, родителям и друзьям.

4. Что мешает ребенку все успевать и как с этим бороться

Данная часть книги поделена на 4 важных пункта: как не делать все в последний момент, как справляться с ленью и отвлечениями, как мотивировать ребенка читать и меньше сидеть у компьютера, как бороться с распорядком в комнате. Думаю, многие родители только ради этой главы готовы прочитать книгу. Тут затронуты очень важные и популярные проблемы, с которыми не каждой семье удается справиться.

Глава поделена на три категории: тайм-менеджмент для учащихся начальной школы, для учащихся основной школы и учащихся старших классов. С каждым годом ребенок стремительно меняется, и поэтому подходы к нему также меняются.

Вы узнаете основные различия общеобразовательных учреждений — школы, гимназии и лицея, на что обратить внимание при их выборе. А если ваш ребенок уже учится в школе, то из книги вы узнаете как ускорить выбор высшего учебного заведения.

В дополнение к ценной информации в книге вы получаете:

— шикарный подарок для себя, благодаря которому вы сможете помочь своему ребенку добиться успеха;

— прекрасно оформленную книгу с иллюстрациями, графиками, таблицами, которые очень помогают в восприятии информации;

— множество интересных историй родителей, которые побывали на тренингах автора;

— книгу, в которой нет “воды”, которая снабжена лишь важными советами и приемами — на любой странице вы можете найти что-то полезное для себя.

Марианна Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей»

Книга на официальном сайте издательства — «Альпина Паблишер»

О книге одной фразой: прекрасная книга для родителей, которые помогают ребенку стать успешным.

Тайм менеджмент для детей

Эта бизнес идея подойдет для любой страны. Почти каждый родитель встречался с капризами ребенка. Ребенка долго невозможно уложить спать, потом с утра он не хочет вставать и это не самое страшное. Ребенок ищет, чем бы ему заняться и не слушает родителей. За ним нужен, присматривать каждую секунду, если оставить одного то он будет дела все, что угодно только не порученное ему задание. И такое происходит из дня в день и очень сложно изменить это.

Мосхель Кадокура мать трех детей по совместительству стала изобретателем. Она придумала чудо игрушку для детей. Многие родители знают, что самый простой способ заставить ребенка выполнить задание это назвать его игрой и поручить ему важную миссию, которую сможет выполнить только он. Мосхель долго думала над этой идеей и в итоге у нее получилось чудо игрушка которая, по сути, является системой и называется Он Таск Он Тайм фор Кидс.

Данная игрушка состоит из пластмассы и представляет собой корпус, в котором присутствуют крутящиеся механизмы и заставки, которые символизируют собой время суток. Три заставки каждая, из которых опознает свое время это утро (подготовка ребенка к школе), день (выполнения домешенного задания и помощь родителям) и вечер (подготовка ребенка к сну). В комплект к игре входит 52 цветных стикера с изображениями различных видов деятельности ребенка (чистка зубов, уборка игрушек).

Игра работает по такому принципе, что ребенок может видеть то, что он уже сделал то, что сейчас должен делать и то, что будет делать дальше. Такая система сможет дисциплинировать ребенка в ходе игры. Также система тайм менеджмент для детей поможет родителям превратить выполнение ребенком домашних обязанностей, подготовки к школе в веселую игру.

Родителям, которые уже пользуются данной системой, не приходится постоянно кричать на ребенка через всю квартиру и не контролировать его каждые пять минут. Ребенок сам сможет передвигать стикеры с выполненными заданиями в раздел выполненных заданий.

Бизнес идея: Тайм менеджмент для детей можно воплотить и у нас. Многие мамаши приобретут такую игру сразу и облегчат себе жизнь.

Источники:
Тайм-менеджмент детям: история одной игры
Сайт посвящен организации времени. Содержит огромное кол-во информации по тематикам: управление временем, тайм менеджмент и организация труда и многое другое. Подробно описываются инструменты повышения личной эффективности, достижения успеха, для развития фирмы и т.д.
http://www.improvement.ru/zametki/child/child01.shtm
Тайм-менеджмент для детей
Тайм-менеджмент для детей. Эффективное управление временем. Как научить ребенка планировать. Как научить ребенка быть успешным.
http://tsvetyzhizni.ru/knigi-dlya-detej-i-ix-roditelej/tajm-menedzhment-dlya-detej.html
Тайм-менеджмент для детей
Если у вас есть ребенок, то вы можете уже сейчас сделать изменения, которые приведут вашего ребенка к успеху.
http://www.vitamarg.com/deti/article/4601-tajm-menedzhment-dlya-detej
Тайм менеджмент для детей
Тайм менеджмент для детей это новая игра для детей которая учит жить их по распорядку и превращает домашнюю рутину в игру.
http://vse-temu.org/tajm-menedzhment-dlya-detej.html

COMMENTS