Средство общения людей друг с другом это

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ.

Тема 5.

1. Общая характаристика процесса общения.

2. Психологическое содержание коммуникативной стороні общения.

3. Психологическое содержание коммуникативной перцептивной стороні общения.

4. Психологическое содержание коммуникативной интерактивной стороні общения.

Большую часть своей активной жизни человек проводит в общении с другими людьми. Общаясь, человек изучает окружающий мир и людей, перенимает опыт взаимодействия с этим миром, показывает другим себя в надежде завоевать людское внимание, симпатию, похвалу, рассказывает о себе, своих переживаниях, своем понимании окружающего, сравнивает его с пониманием, переживаниями других людей, отыскивая тех, кто ближе по духу, чтобы всегда иметь того, кто поддержит, поможет и к кому можно прийти с поддержкой и помощью. Общаясь, человек созидает или разрушает, обеспечивает себе долгую память или презренное небытие.

Если даже человек нелюдим и предпочитает жизнь отшельника, он все равно включен в процесс общения, ибо в мыслях своих, своем воображении он тоже ведет бесконечные диалоги с другими людьми, рассказывая им то, что постиг он в своем одиночестве, доказывая что-то, сожалея о чем-то, а иногда обвиняя. Без общения невозможно развитие в индивиде Человека! Ибо самые важные человеческие способности способность мыслить абстрактно, способность понимать самого себя — появляются только как результат этого процесса.

В самом раннем детстве мы оказываемся

включены в этот процесс. Исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной с детьми младенческого возраста, показали, что уже к 4 месяцам ребенок овладевает основными навыками общения — навыками «слушания» и «разговора». Оказывается, что маленькое существо не только может внимательно смотреть на ухаживающего за ним взрослого, когда тот разговаривает с ребенком, но и «отвечать» — гулить, улыбаться, двигать ручками и ножками, «рассказывая» что-то. Более того, малыш уже в этом возрасте способен понять, когда от него требуют «слушания», когда — «говорения».

Для сравнения отметим, что в 4 месяца ребенок еще не владеет своим телом, большая часть малышей не умеет даже переворачиваться с боку на бок, сидеть, им с трудом удается удерживать в руке даже самые легкие игрушки, поэтому говорить о возможности деятельности маленького человека вообще не приходится. Значит, главной формой активности растущей личности, формой, обеспечивающей развитие ее психики в младенчестве, является именно общение. Вот почему так важно уметь правильно общаться.

Однако, что значит — правильное общение? Так как все люди включаются в этот процесс практически с рождения, то к тому моменту, когда они начинают задумываться над его особенностями, им кажется, что они могут и умеют делать все в этой области правильно. Вероятно, чтобы понять, так ли это на самом деле, надо в первую очередь разобраться в качественном своеобразии содержания и функциональных особенностях общения.

Общение определяют как сложный многоплановый процесс, в ходе которого между партнерами устанавливается контакт, они обмениваются информацией (общекультурного, профессионального, бытийного, интимно-личностного характера), организовывают, согласно социально-психологическим законам взаимодействие друг с другом, испытывают разнообразные гаммы переживаний, во многом определяемые качеством понимания внутреннего мира собеседника.

Это определение позволяет обозначить три относительно самостоятельные стороны общения. Одна из них будет связана с передачей информации, ее пониманием, обработкой, кодированием. Она получила название «коммуникативной стороны общения». Надо полагать, что именно ею обуславливается основное функциональное значение этого процесса, т.е. основная задача общения — передача и получение информации об окружающем мире и самом себе.

Вторая сторона общения названа интерактивной, она предполагает взаимодействие партнеров друг с другом, обмен между ними поведенческими актами. Функционально с ней будет связано решение проблемы взаимодействия людей.

Наконец, третья сторона общения – перцептивная. Ее функция — обеспечить понимание партнерами друг друга, видение в другом участника единого процесса взаимодействия. Эта сторона связана с воссозданием в сознании партнеров по общению образов друг друга, имеющих не только определенное внешнее представительство, но и особый внутренний мир. Возникновение образа другого порождает тотчас и определенное эмоциональное отношение к нему, которое, окрашивая весь процесс общения, может весьма существенно влиять на ход этого процесса.

Выделение коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон позволяет сделать более глубоким и более детальным анализ общения, однако не следует забывать, что выделение их все же искусственное, в реальной жизни это целостное явление, в котором всегда интегрировано представлено содержание всех трех составляющих.

Конечно, в зависимости от конкретной ситуации в акте общения может преобладать одна из названных сторон: либо потребность передачи и получения информации, либо необходимость организации взаимодействия, либо процесс будет полностью зависеть от эмоциональных переживаний партнеров. Так, например, на уроке-лекции, которую читает мало знакомый человек, общение будет определяться тем, как сможет он организовать передачу информации
и насколько ценной она окажется для окружающих. Когда же мы едем в городском транспорте и сталкиваемся с кондуктором, то можем обойтись вообще без слов: отдаем кондуктору определенную сумму денег, получаем билет и сдачу, спокойно отворачиваемся. А вот в общении с близкими друзьями, особенно когда мы просто ищем понимания и поддержки, главным будет являться характер возникающей перцепции.

Источник:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ. Тема 5. 1. Общая характаристика процесса общения. 2. Психологическое содержание коммуникативной стороні общения. 3. Психологическое
http://studopedia.ru/15_104159_psihologicheskie-osnovi-obshcheniya-lyudey-drug-s-drugom.html

Средства общения

Общение человека поддерживается определенными средствами. Свои чувства, мысли человек способен выражать и закреплять в словах и жестах, давая коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют ее внутренний мир и мир внешний, объективный. Такими средствами, которые человек использует в своем общении, являются вербальные (словесные) и невербальные средства (мимика, пантомимика, выразительные движения тела).

Вербальные средства общения

Вербальная коммуникация использует как знаковую систему язык наиболее универсальное средство человеческого общения, который обеспечивает содержательный аспект взаимодействия и взаимопонимания в процессе совместной деятельности. Точность понимания слушателем содержания высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», то есть когда реципиент станет коммуникатором и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл содержание информации.

Общение вербальными средствами есть не что иное как использование живого слова в передаче информации. Только человеку свойственно вербализировать свои чувства, эмоции, поведение через слово, доводит ее до высшей степени развития по сравнению с другими представителями животного мира. Язык является явлением не только лингвистическим, но и психологическим, эстетическим и общественным, она охватывает все сферы общественной жизни: науку, образование, искусство и др.

В обществе выделились различные виды речи.

Внутренняя язык- это язык для себя. Например, решая математическую задачу, вы думаете, но ваших мыслей никто не слышит. Отличительной чертой такого вида языка является то, что ее не слышат другие люди, и она поняла только одному человеку — вам.

Внешняя речь — Ее еще называют устной, то есть та, которую слышит человек, находящийся рядом с вами. Это разновидность речи, которое воспринимается собеседниками на слух. Она считается экономной, то есть требует меньше слов.

Диалогическая или разговорный язык — язык повседневного спроса, включает в себя диалектные и жаргонные выражения, используемые в определенной местности или представителями определенной профессии или вида деятельности.

Монологическая речь — произносится одним человеком при обращении к другой. Примерами монолога могут быть объяснения учителя, ответ ученика, диктора и др. Монологическая речь сложная по своему строению: она длится достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки.

Литературный язык — язык, соответствующий определенным нормам и является свидетельством языковой культуры.

Искусственные языки: азбука Морзе, речь глухонемых, шифры, компьютерные языки (благодаря которым происходит общение человека с компьютером).

Письменная речь позволяет общаться с представителями прошлых и будущих поколений.

Голосовые характеристики языка

Важное значение для процесса коммуникации имеет акустическая система языка, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения.

Темп речи может быть очень медленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя слушать окружающие. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово возвращается медленно, как шар, наполненный ртутью», — так говорил о темп речи известный режиссер К.С. Станиславский.

Норман Миллер и его коллеги из университета Северной Калифорнии обнаружили, что ощущение правдивости возрастает, когда человек говорит быстро. Жители Лос-Анджелеса и его окрестностей, что слушали записи как на тему «Опасность употребления кофе», оценивали тех, кто говорил быстро (около 190 слов в минуту), как более объективных, интеллигентных и эрудированных, чем те, которые говорили медленно (около 110 слов в минуту). Они также считали быстро произнесенные сообщение более убедительными.

Оказалось, что значимым фактором является именно темп речи. Когда рекламу ускоряли на 25%, слушатели понимали ее, как и раньше, хорошо и оценивали говорящего как более интеллигентного и всего, а именно сообщение считали интересным. Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем начнет снижаться ее понимания слушателями. Джон Ф. Кеннеди, известный как исключительно эффективный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту. Для американцев быстрая речь не дает слушателю времени сделать эффективных выводов, она также отвергает любые нежелательные мысли.

Некоторые люди говорят очень медленно, их приходится как бы «тянуть за язык», а другие как бы «строчат из пулемета», о них говорят: «За твоей языке поспеет босиком». Важно уметь говорить не очень быстро, но и не очень медленно, чтобы всем было понятно. Однако в некоторых случаях лучше говорить медленно (если нужно что-то объяснить или если разговариваешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык, и др.) Или быстро (если ты или твой собеседник спешит).

Тон речи — это окраска голоса, с которым произносятся слова, помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержание речи, придать ему противоположного содержания. Попробуйте, например, произнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удивленно, со злостью) и вы сами почувствуете разницу.

Не меньшее значение имеют и различные вкраплювання в язык — паузы, покашливание, смех, плач и др. Голоса различаются по свойству влиять на других. Поэтому различают голоса невзрачные, обычные, не привлекают нашего внимания. Есть голоса, сразу привлекают наше внимание, надолго запоминаются.

Голос также является выразителем наших чувств. По громкостью речь достаточно изменяется от очень тихой, тихой, тихой, чем обычно, к громкой, очень громкой, к крика. Когда человек говорит очень громко или очень тихо, слушать неприятно — плохо слышать и трудно понять. Однако бывают ситуации, когда нужно говорить очень тихо (если в доме кто-то работает, болеет или отдыхает; в учреждениях культуры: в музее, во время концерта, в театре и др.) Или очень громко (если нужна помощь, кто-то заблудился, выступает перед большой аудиторией и т.д.).

В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение и возбуждает интерес, а «напряженная», быстрая и громкая речь может восприниматься как признак агрессивности. Тихим голосом конечно разговаривают люди робкие, неуверенные в себе. Плохое впечатление оставляет человек, явно декламирует в ходе разговора ранее заученные фразы. К таким окружающие относятся с недоверием.

Известный французский писатель как-то заметил, что есть всего один способ написать слово «нет» и один единственный способ- слово «да». Но существует тысяча способов произнести слово «нет» и столько же — слово «да». С помощью интонации, тембра голоса можно «да» вымывает с негативным оттенком, а слову «нет» оказать положительного значения. Вспомните известную фразу: «кушать подано!». Именно с нее многие актеры начинали свою жизнь в театре. Попробуйте добавить ее звучанию различные оттенки. Если получилось больше десяти, то можно сказать, что вы хорошо владеете своей акустической системой.

Выделяют следующие характеристики устной речи.

Эмоционально-эстетические особенности отражают отношение человека к предмету разговора. Мы всегда безошибочно даем понять собеседнику, приятно нам разговаривать о чем-то.

Биофизические особенности позволяют нам определить пол, возраст, темперамент, внутреннее состояние человека. Эксперты, прослушивая запись разговора, могут определить возраст того, кто говорит, с точностью до одного года. Кроме того, такая система дает возможность оценить состояние здоровья человека. Причем выделяют не только временное расстройство здоровья, например хрипота — простуду, но и диагностируют длительные, хронические болезни.

Индивидуально-личностные показатели отличают одного человека от другого. Благодаря этим характеристикам можно без труда узнать голос знакомого человека по телефону, даже если она не представилась вам. Пародисты, копируя любой язык, опираются именно на эти признаки.

Социально-профессиональная система показателей связана с социальным статусом человека в обществе, с ее профессией. Недаром мы замечаем: «Говорит, как начальник, или: ты всех поучаешь, как учитель». Голос может подсказать, как человек относится к себе. Так, если человек полна чувствами собственного достоинства, гордости и важности за свое дело, то речь в ней будет ритмической, размеренной, с правильными, законченными фразами.

Национально-социальные характеристики голоса различаются по акценту народов разных стран: вьетнамцев, украинском, эстонцев и др. Даже если мы никогда не учили языки, все равно сможем отличить, например, немца от грузина. Эта характеристика невольная и формируется еще в глубоком детстве. Даже зная язык в совершенстве, от акцента трудно избавиться. Сюда же можно отнести различия в языке городских и сельских жителей.

Невербальные средства общения

Невербальная коммуникация включает различные знаковые системы: оптико кинетическую, пара- и экстралингвистические, пространственно-временную, контакт «глаза в глаза», которые имеют свои особенности.

Оптико-кинетическая система знаков использует жесты, мимику, пантомимику. В общем эту систему можно представить как восприятия свойств общей моторики различных частей тела (рук- жестикуляция, лица- мимика, пози- пантомимика). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека, поскольку

включение оптико-кшетичнои системы знаков в ситуации коммуникации придает общению определенных нюансов, которые воспринимаются неоднозначно при использовании одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что выделилась особая область исследований — кинесика, которая изучает эти проблемы.

Паралингвистического система — это система вокализации речи, характеризуется качеством голоса, его диапазон, тональности и выражает чувства и состояния человека. Так, спокойный и солидный голос снимает напряженность, возбуждает интерес, а раздраженный — воспринимается как признак агрессивности.

Экстралингвистическая знаковая система — это включение в речь пауз, других нелингвистических компонентов (покашливание, смех), темп речи.

Большое значение имеет распознавание психологического состояния человека на основе «языка тела». В психологии общения собрано очень много знаний о «языке тела», либо не вербальное общение. Важно показать самые разные варианты распознавания и использования невербальных средств общения, а также обратить внимание на неполную достоверность таких выводов.

В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, его жесты. Случается, что ваше сообщение воспринимается неправильно по той простой причине, что оно сопровождается «противоречащими» движениями, позами. Ведь они — как слова в языке. их точность, соответствие тому, что мы хотим выразить, позволяет понять, как это воспринято (с одобрением или враждебно), открытые слушатели заперты, занятые самоконтролем или скучают. «Бессловесный» обратная связь может предупредить, как нужно изменить свое поведение, чтобы достичь нужного результата.

К этим средствам относятся такие, которые не являются основными в передаче информации, а являются лишь дополнительными, усиливающими общения. Язык невербального общения является язык жестов, мимики, пантомимики, то есть языком тела, выражает чувства, эмоции человека. Человек использует для усиления аудиального эффекта самые движения (жесты, экспрессия лица, позы, интонационно-ритмические особенности голоса, прикосновение), которые выражают ее психические состояния, его отношение к партнеру, к ситуации общения в целом.

Выразительные движения тела и интерпретация невербального поведения зависят от возраста, личностных особенностей людей, а также от ситуации общения, коммуникативных задач и коммуникативных установок.

Выделим виды невербальных средств общения. L Визуальные:

кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка;

выражение лица, глаз

поза, осанка, положение головы;

направление взгляда, визуальные контакты;

кожные реакции: покраснение, побледнение, потливость;

проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы)

средства преобразования природной телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках.

паралингвистични (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука;

экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

такесика: прикосновение, пожатие руки, объятия, поцелуй.

приятные и неприятные запахи окружающей среды;

природный и искусственный запахи человека.

Много информации может предоставить жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно: языке учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем.

Существуют народы, через свои национальные особенности и традиции уделяют жеста очень большое значение. Например, ученые подсчитали, что во время разговора мексиканец течение одного часа использует в среднем 180 жестов, француз- 120, итальянец — 80, финн — 1, англичанин — 0.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Наблюдая за выступающими по телевидению, обратите внимание на то, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Эмоциональные жесты

Наше вещание очень часто бывает эмоциональным. Волнение, радость, восторг, ненависть, грусть, огорчение, недоразумения, растерянность, смятение — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие различные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали в-значимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь и тому подобное.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказы: «Откройте то окно», «Эту книгу бери, возьми вот ту», если они произносятся без жестов? Ответ будет один: «Нельзя!». В таких случаях требуется указательный жест. С помощью этого жеста говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, указывает место (рядом зверзу, там), подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного). Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела и тому подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указывать.

Изобразительные жесты

Давайте проведем эксперимент. Спросите того, кто находится рядом с вами или близко от вас: «Что представляют собой винтовые лестницы и рябь на воде?». В ответ услышите: «Это лестница вот такие (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь — такие (волнообразное движение рукой по горизонтали)».

Изобразительные жесты применяются в случаях:

если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

если одних слов недостаточно по каким-то причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает)

если необходимо усилить впечатление и повлиять на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, следует соблюдать чувство меры: нельзя язык слов подменять жестами.

Безусловно, вы бывали в театре, на концерте, смотрели выступления актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с аудиторией. Наиболее используемый жест — поклон как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, словно обнимает сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует искреннее отношение, любовь актера к зрителям.

Другой пример. Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда его называют, встает, поворачивается лицом к залу, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется, четвертый приветливо машет рукой.

Каждый жест, который человек использует при невербальном общении, имеет свою интерпретацию. Рассмотрим их.

В этой группе жестов можно выделить следующие:

раскрытие рук ладонями вверх — жест искренности и открытости. Он может сопровождаться приложением ладоней к груди или поднятия плеч. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют свою вину, прячут их в кармане или за спину;

пиджак, который расстегивают, — так делают люди открытые и дружеские к вам. Например, отмечено, что когда деловые переговоры успешные, наблюдается такая жестовый группа: сидячие участники расстегивают пиджаки, расправляют ноги, передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

К этой группе относим жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации:

руки, скрещенные на груди, — собеседник принял защитную позицию. Поэтому если мы видим такой жест, необходимо

пересмотреть то, что делаем или говорим, потому что партнер начинает бежать от обсуждения.

Эти жесты имеют отношение к задушевности и мечтательности:

жест «рука щеке» означает, что человек погружен в размышления;

жест критической оценки (рука возведена в лицо, подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, другие — ниже рта) означает, что человек слегка скептически относится к тому, что происходит в данный момент (позиция «подождем-посмотрим»)

-нахилена Председатель свидетельствует о заинтересованности, внимание. Поэтому можно оценивать, насколько хорошо воспринимается то, что вы говорите;

почесывание подбородка выражает занятость процессом принятия решения (позиция типа «хорошо, давайте подумаем»)

манипулирование очками (протирает стекло, берет в рот дужку очков и др.) имеет место в случаях, когда собеседнику нужно время для обдумывания перед тем, как сделать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос («пауза для размышления»)

походжування сигнализирует о решении сложной проблемы. С тем, кто походжуе, не стоит начинать разговор: это может нарушить ход его мыслей и помешать сделке;

пощипывание переносицы (обычно сочетается с закрытием глаз) говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлений.

Подозрение и скрытность

жест «рука прикрывает рот» перед или во время высказывания — человек хочет скрыть свою позицию по обсуждаемому вопросу;

взгляд в сторону означает недоверие;

ноги (или все тело), возвращены к выходу, — свидетельство желания закончить встречу, беседу или то, что происходит. Если большинство слушателей в аудитории или на совещании принимают такую позу — это сигнал о необходимости завершить мероприятие;

потягивания или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) — знак сомнения. Этот жест часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей.

«Доминантность — подчиненность» — когда кто-то крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить физическое превосходство;

если же протягивает руку для приветствия ладонью вверх, то демонстрируют готовность принять подчиненную роль;

когда человек стоит рядом с сидящей, нависая над ней, это заставляет чувствовать себя незащищенным и воспринимается как преимущество;

рука партнера при разговоре небрежно задвинута в карман пиджака, а большой палец находится снаружи — это выражает его уверенность в превосходстве над вами. Если же встречаются два человека, привыкли принимать такое положение, то они обычно воздерживаются от этого жеста в знак уважения друг к другу.

В процессе общения люди занимают разное пространственное размещение относительно друг друга. Наука, которая изучает нормы пространственной и временной организации общения («пространственная психология»), называется Проксемика. Основателем пространственной психологии является американский исследователь Э. Хом, который исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.


Е. Хом выделил четыре зоны межличностного общения.

Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии общаются знакомые, родители с детьми, очень близкие люди. Кроме близких, в эту зону допускаются врачи, медсестры, парикмахеры и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь в общении с кем-то войти в эту зону, вы тем самым намекаете на то, что хотели бы считать его другом.

Зона личного общения (0,5-1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им касаться друг друга, пожать друг другу руку, похлопать по плечу. Большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей. Например, когда вы сидите в кафе, где есть свободные места, и новый посетитель садится к вам, то вы будете чувствовать себя неудобно. Или другой пример. В переполненном транспорте люди избегают визуального контакта друг с другом, пытаются смотреть в окно или на стену, чтобы таким образом выдерживать границы личного пространства.

Зона формального общения (1,5-3 м). На такой дистанции ведут деловые, а также случайные и малозначимые разговоры. Существует выражение «выдержать дистанцию», с помощью которой описывают отношения начальника и подчиненного.

Зона публичного общения (более 3 м). Пространство, отделяющее человека от оратора в зале, является зоной публичного общения. В такой ситуации комментарии, интимные жесты не является остроумными (например, пожать руку лектору, похлопать по плечу).

Таким образом, основными задачами невербального общения являются следующие:

-создание И поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;

-добавление Новых значимых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;

-вираз Эмоций, оценок, ролей, содержания ситуации.

Сделаем краткий вывод сказанному. Человек в процессе общения использует два вида средств: вербальные и невербальные. На первый взгляд кажется, что больше процентов при передаче информации приходится на вербальное общение, но хотим отметить, что около 70% мы общаемся невербальными средствами и 30% — вербальными или словесными. Итак, больше о человеке может сказать ее слово, а ее тело, взвешивая на их конгруэнтность.

В психологической науке понятие конгруентнисть- термин, который означает соответствие между вербальными и невербальными факторами сообщения согласованность всех его составных частей, продиктованы стремлением «подстроиться» под собеседника, найти с ним контакт.

Источник:
Средства общения
Общение человека поддерживается определенными средствами. Свои чувства, мысли человек способен выражать и закреплять в словах и жестах, давая коммуникативное пространство, в котором объединяются,
http://studbooks.net/3822/psihologiya/sredstva_obscheniya

Средства общения

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный). Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.). Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.

Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.

Невербальные средства общения изучают различные науки:
1. Кинестика — занимается изучением внешних проявлений чувств и эмоций человека, к которым относятся: мимика (изучает движение мышц лица); жестика (исследует жестовые движения отдельных частей тела); пантомимика (изучает моторику всего тела — позу, осанку, походку, поклоны);
2. Такесика — изучает прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т. п.);
3. Проксемика — исследует расположения людей в пространстве при общении.

Мимика — это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке. Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информацию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником. Замечено, что в таких случаях он смотрит прямо в глаза партнеру менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой (фиксируется в области лба собеседника); светский (взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня его губ) способствует созданию непринужденного светского общения; интимный (взгляд направлен не в глаза собеседника, а на другие части тела до уровня груди) говорит о большей заинтересованности собеседника в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Отдельные части тела — лоб, брови, рот, нос, глаза, подбородок— выражают основные эмоции человека: страдание, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, радость, счастье и пр. Положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Основную познавательную нагрузку в определении истинных чувств человека несут брови и губы. Доказано, что левая сторона лица чаще выдает эмоции человека, так как правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.

Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движение глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.

Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:
а) жесты оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание, прохаживание и др.);
б) жесты уверенности (раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол пирамиды);
в) жесты нервозности и неуверенности (постукивание пальцами по столу, переплетение пальцев рук, сутулость);
г) жесты отрицания (сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус);
д) жесты расположения (прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
е) жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз, долгий пристальный взгляд в глаза собеседника);
ж) жесты неискренности (бегающий взгляд, поворот корпуса в сторону от собеседника, прикосновение к носу как замаскированная форма прикрытия рта и др.)..

Умение замечать, понимать и трактовать жесты людей, а также делать соответствующие выводы позволяет лучше разбираться в людях и ориентироваться во внешней среде.

Источник:
Средства общения
Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный). Невербальные — это неречевые средства (мимика,
http://psyera.ru/4543/sredstva-obshcheniya

COMMENTS