система управления временем бенджамина франклина

Александр Левитас

«Если время — самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством»

На сегодняшний день в мире существует множество систем управления временем, как совсем новых, так и разработанных несколько веков назад. Данная статья посвящена одной из них — системе управления временем, которую разработал Бенджамин Франклин.

Справка: Бенджамин Франклин (17.01.1706 – 17.04.1790) — знаменитый ученый и талантливый журналист, опытный дипломат и умнейший политик. Портрет этого человека украшает стодолларовую купюру США. Мысли Бенджамина Франклина цитируют вот уже более 2-х столетий.

Суть системы управления временем Бенджамина Франклина

Система Франклина работает по принципу «от большего к меньшему». Система «утверждает», что каждое действие человека должно быть согласовано с его жизненными ценностями и направлено на осуществление глобальной жизненной цели. Для того чтобы путь к намеченной цели был более легким и быстрым, главную задачу делят на небольшие подзадачи, а их, в свою очередь, разделяют на несколько мелких заданий. Иными словами, система Б. Франклина построена по типу пирамиды, в нижней части которой располагаются жизненные принципы и глобальные цели, а в средней и верхней — долгосрочные и краткосрочные планы по достижению этих целей.

«Строительство» пирамиды начинается с основания. Именно от основания и будут зависеть все дальнейшие действия. На данном этапе следует определиться с жизненными принципами: обозначить свои ценности, разобраться, с тем, что важно, а что — не очень.

У каждого из нас свои приоритеты. У одних на первом месте наука, у других — деньги, у третьих — власть, у четвертых — известность, у пятых творчество и т. д. Одни дорожат семьей, и для них важно как можно больше времени проводить с близкими. Другие стремятся проявить себя в работе и ради этого готовы трудиться день и ночь. Кому-то важна близость с Богом, и они готовы отдаться служению церкви. А кому-то важнее служение людям, они искренне мечтают помочь всем страждущим и обделенным.

Этот этап можно назвать самым сложным — разобраться в своих чувствах и мыслях совсем не просто. Крайне важно найти именно свои ценности. Нередко то, что мы считаем ценностью, оказывается для нас «фальшивкой», навязанной обществом, семьей, друзьями и т. д. Например, вы можете думать, что для вас главное — это богатство. Но на самом деле для счастья вам нужна любящая семья и средний достаток. Это значит, что мысли о богатстве поселились в вашей голове под давлением коллег, друзей или навязчивой рекламы.

Составив список ценностей, тщательно изучите его еще раз. Исключите ценности, которые противоречат друг другу.

Записанные ценности стоит пересматривать примерно один раз в год. Время идет, и вполне нормально, что ваши жизненные приоритеты меняются.

Следующий этап напрямую зависит от предыдущего. Исходя из выбранных ценностей, человеку следует поставить перед собой конкретную цель. Самую большую и самую главную. Цель, к которой он будет стремиться последующие несколько лет или даже десятилетий.

К примеру, если для вас главное — творчество и известность, значит, вы можете стремиться к тому, чтобы стать знаменитым художником, писателем или артистом. Если для вас важнее всего финансовая независимость — значит, вашей глобальной целью может стать накопление значительной суммы денег, например, миллиона долларов.

Помните, глобальная жизненная цель не должна противоречить вашим жизненным ценностям. В противном случае ее достижение не принесет должного удовлетворения.

Пересматривать глобальную цель рекомендуется ежегодно.

3-я ступень пирамиды будет «возведена» тогда, когда вы составите генеральный план. В рамках системы Франклина под «генеральным планом» подразумевается общий план по достижению глобальной цели. Особенностью данного плана можно назвать отсутствие временной составляющей: в генеральном плане прописываются исключительно действия, а вот время их выполнения не указывается.

Так, если вы решили стать артистом эстрады, вам необходимо: получить соответствующее образование, овладеть ораторским искусством, найти хорошего продюсера и многое другое.

Вносить изменения в генеральный план следует каждый год.

Теперь самое время приступить к составлению долгосрочных планов — планов на ближайшую пятилетку. Этот план составляется с указанием конкретных дат реализации. Причем очень важно выставлять не абстрактную дату (например, «в этом году»), а четко прописывать сроки (например, «с сентября по ноябрь» n-го года).

Неправильно: Я пройду курс театрального мастерства в ближайшие 2 года.

Правильно: Я пройду курс театрального мастерства в период с мая по сентябрь 2011 года.

Указание конкретного срока ускорит приближение к цели. Человек по своей природе довольно ленив и, «забыв» указать конкретный срок, вы будете постоянно откладывать выполнение задачи и переносить ее реализацию на более поздний срок.

Постарайтесь сопоставить каждый пункт долгосрочного плана с пунктом генерального. Вы должны точно знать, к реализации какого пункта генерального плана вы приближаетесь, стараясь выполнить конкретный пункт долгосрочного плана.

Вносить коррективы в долгосрочные планы желательно каждые 4-6 месяцев.

На данном этапе будет необходимо заняться составлением краткосрочных планов. Такие планы могут быть рассчитаны, как на несколько месяцев, так и на несколько недель. Каждый пункт краткосрочного плана должен «подчиняться» какому-либо из пунктов долгосрочного. Например, если в долгосрочный план вы внесли пункт «Обучение в консерватории», то в краткосрочный вам следует внести такие пункты, как: «Подготовка к вступительным экзаменам», «Подача документов в приемную комиссию» и т. д. Иными словами, каждый пункт долгосрочного плана придется поделить на несколько более мелких задач.

Краткосрочным планам, также как и долгосрочным, требуются четкие сроки исполнения, только тогда их составление будет не пустой тратой времени.

Пересматривать краткосрочные планы необходимо довольно часто. Желательно перечитывать (и вносить изменения в случае надобности) в краткосрочные планы 2 раза в месяц.

На последнем заключительном этапе вам придется заняться составлением ежедневных планов. Планы на каждый день будут напрямую зависеть от краткосрочных планов, которые вы разработали, «взбираясь» на предыдущую ступень. Так, если в предыдущем плане у вас числилась «Подготовка к вступительным экзаменам», то в плане на день вы можете, например, указать: «Подготовка к экзамену по вокалу». Если же уложиться в один день невозможно, то разбейте план на несколько дней. Например: 17 мая 2011 года — выучить текст песни и начать самостоятельно разучивать песню под музыку, 18 мая 2011 года — занятия с преподавателем по вокалу.

Желательно, чтобы каждый пункт плана имел четкие временные рамки. Например: «Занятия вокалом с преподавателем с 10.00 до 17.00».

Составлять план на день лучше накануне вечером. В течение дня план можно и нужно корректировать.

Составляя планы на день, нужно учитывать приоритетность того или иного дела. Обычно все дела можно отнести к одной из 3-х категорий.

  • Важные — дела, откладывать выполнение которых ни в коем случае нельзя. Эти дела следует выполнять в первую очередь. Их невыполнение или неверное выполнение может привести к нарушению краткосрочных планов.
  • Второстепенные — дела, выполнить которые желательно в ближайшее время. Правда сделать это можно не только сегодня, но и завтра или послезавтра. Главное сильно не затягивать, ведь даже самое несрочное дело может стать срочным, если о нем позабыть.
  • Малозначительные — дела, которые все же нужно выполнить. Конечно, лучше сделать их побыстрее, однако ничего страшного не произойдет, если и отложить их на недельку-другую.

Вначале следует приступить к выполнению важных дел, потом перейти к выполнению второстепенных и, если останется время, заняться малозначительными делами. Не стоит хвататься сразу за все, в противном случае можно вообще ничего не успеть.

К срочным делам можно отнести такие дела как: «Подача документов» (в случае, когда до конца работы приемной комиссии осталось пару дней), «Завершение рабочего проекта» (срывать сроки ни в коем случае нельзя), «Экзамен» (тут и пояснений не требуется) и т. д. К второстепенным делам можно зачислить: «Поздравление друга с профессиональным праздником» (конечно, поздравить нужно именно сегодня, но, экзамен или работа важнее), «Занятие с преподавателем по вокалу» (да, вы уже давно обо всем договорились, и переносить занятие не желательно, но в принципе — вполне возможно), «Покупку новых штор или новой бытовой техники» (и без штор, и без техники вы вполне сможете обойтись несколько дней).

В список малозначительных дел можно внести: «Чтение нерабочей электронной почты», «Скачивание новой версии компьютерной игры», «Покупку нового костюма» и тому подобные занятия, не имеющие никакого отношения к вашей глобальной цели. Обратите внимание: если выполнение какого-то дела вы переносите уже в который раз, задумайтесь, а действительно ли оно имеет для вас хоть какую-то ценность, может его просто вычеркнуть из списка?

В Соединенных Штатах Америки продаются дневники, «расчерченные» по системе Франклина. Несколько первых или последних страниц такого дневника предназначены для фиксации жизненных ценностей и глобальных целей. Там же содержится и таблица для составления генерального плана.

Для записи долгосрочных планов всегда выделяется место в начале дневника, для записи краткосрочных — в начале каждого месяца и каждой недели. Планы на день записываются на страничку с соответствующей датой, причем каждому делу присваивается различная степень приоритетности (A — важные, B — второстепенные, C — маловажные). По мере выполнения дела дополнительно помечаются буквами Х — отмененные или V — выполненные. Перед делами, перенесенными на другой день, ставится новая дата их выполнения.

Подводя итоги, можно сказать, что главная ценность системы Франклина заключается в том, что она не только помогает экономить время, но и учит выстраивать планы, которые не противоречат жизненным ценностям. А значит — учит жить в ладу с собой

Система управления временем Бенджамина — Франклина

«Любишь ты жизнь? Тогда не теряй времени; ибо время ткань, из которой соткана жизнь».

Бенджамин Франклин был необыкновенно трудолюбивым человеком и, как результат своей работы, оставил систему управления временем, которой до сих пор пользуются многие бизнемесны и целеустремленные люди.

Система управления временем Б.Франклина

Системы хронометража, которым учат на многих курсах управления временем, «направлены назад» – в их основе лежит учёт уже использованного, отработанного времени, это своего рода дневник того, что сделано. Система Франклина же «направлена вперёд» – она работает с тем, что должно быть сделано. Глобальная задача дробится на подзадачи, те – на ещё более мелкие подзадачи. Визуально эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды, а процесс её применения – как процесс строительства этой пирамиды.

1) Сначала укладывается массивное основание пирамиды, служащее опорой для всех остальных этажей.

2) Следующий этап – построение второго этажа пирамиды, опирающегося на первый.

Исходя из составленного списка, человек должен решить, чего он хочет добиться. Некоторые ещё называют этот этап «выбором Достойной Цели». Например, если кто-то считает, что для него наиболее важны «известность», «власть» и «высокий социальный статус», он может решить, что он хочет стать президентом США. Надо поставить перед собой глобальную цель. Важно убедиться, что выбранная цель действительно отвечает всем жизненным ценностям из составленного на предыдущем этапе списка.

3) Третий этаж пирамиды опирается на второй.

Составляется генеральный план – что, по большому счёту, необходимо, чтобы достичь поставленной на предыдущем этапе цели. Например, для того, чтобы стать президентом США, надо сперва стать губернатором штата или мэром одного из крупных городов США, надо иметь партийную и/или финансовую поддержку, надо быть известным публике блестящим оратором, надо иметь незапятнанную репутацию, надо быть солидным женатым человеком, надо получить высшее образование в престижном учебном заведении и т.п. Так и пишется план. Поставив перед собой цель, следует составить генеральный план достижения цели.

4) Четвёртый этаж пирамиды – долгосрочный (на несколько лет) промежуточный план с указанием конкретных целей и конкретных сроков.

5) Пятый этаж – краткосрочный (на срок от нескольких недель до нескольких месяцев) план.

Глядя на долгосрочный план, человек спрашивает себя: «Что я могу сделать в ближайшие недели или месяцы, чтобы достичь той или этой цели?» Пункты долгосрочного плана разбиваются на более конкретные задачи. Например, если в долгосрочном плане стоит пункт: «Окончить Гарвардский Университет», то в краткосрочный план войдут такие пункты, как «Подать документы в Гарвардский Университет», «Пройти курсы по подготовке к экзаменам» и т.п. Следует составить план на срок от 2–3 недель до 2–3 месяцев и, как и на предыдущем этапе, указать конкретные сроки с точностью до нескольких дней.

6) Наконец, шестой этаж пирамиды – это план на один день.

Составляется он, как нетрудно догадаться, на основе краткосрочного плана – малые задачи решаются целиком за один день, более крупные разбиваются на подзадачи. Например, задача «Подать документы в Гарвардский Университет» разбивается на такие подзадачи, как «Выяснить, какие документы и кому надо подать», «Оформить необходимые документы», «Отослать документы» и «Убедиться, что документы получены», каждую из которых можно назначить на какой-то определённый день. Обычно план на день не просто составляется за день до того, а складывается из списка различных дел, которые были назначены на этот день в течение нескольких предыдущих недель, зачастую в него также вносятся коррективы в течение дня. Составляя план на день, желательно указать время выполнения для каждой задачи.

Как Вы понимаете, все эти планы отнюдь не являются чем-то неизменным – наоборот, рекомендуется регулярно пересматривать их:

  • План на день скорее всего будет изменён Вами несколько раз в течение дня.
  • Краткосрочные планы рекомендуется пересматривать каждые одну-две недели.
  • Долгосрочные планы должны пересматриваться раз в четыре-шесть месяцев.
  • Генеральный план следует пересматривать раз в год.

Раз в год рекомендуется критически взглянуть и на поставленную Вами глобальную цель – привлекает ли она Вас по-прежнему? Не хотите ли Вы внести какие-то коррективы? Тогда же стоит попытаться переосмыслить записанные Вами жизненные ценности.

В рамках одного дня используется другой способ управления временем. Все задачи делятся на три категории: первоочередные, второстепенные и малозначительные.

Как явствует из названия, первоочередными являются задачи, не терпящие отлагательства – кровь из носа, но решить! Второстепенными являются задачи, которые также желательно решить как можно быстрее, но не произойдёт ничего страшного, если, в крайнем случае, они будут задержаны на день-два (впрочем, если тянуть с решением второстепенной задачи слишком долго, она может перейти в разряд первоочередных). Наконец, малозначительными считаются задачи, которые надо когда-нибудь решить (хорошо бы, конечно, сегодня), но сроки не поджимают и, если сегодня нет времени, то можно отложить их на завтра, на послезавтра или на начало следующего месяца.

В течение дня человек должен выделять время в порядке приоритетов – сперва заняться первоочередными задачами, когда они будут решены – перейти к второстепенным, и только если останется время, он может заняться делами малозначительными. Чтобы пояснить эту мысль на живом примере, приведу список своих задач на сегодня (16 марта 1999 года):

  1. Закончить внесение изменений в программу и передать её заказчику.
  2. Закончить статью «Система управления временем Б. Франклина».
  3. Поздравить приятеля с днём рождения.
  4. Получить в университете информацию об апрельских курсах.
  5. Забрать куртку из химчистки.
  6. Купить стиральный порошок и туалетную бумагу.
  7. Ответить на письма по поводу прошедшей игры «Что? Где? Когда?».

Первая задача является для меня первоочередной, т.к. сегодня истекает срок работы над программой и заказчик должен получить её сегодня, максимум – завтра, но не позже 8 часов утра. Первоочередной является также третья задача – человека надо поздравить с днём рождения именно в этот день (впрочем, если бы разговор с ним мог отнять много времени, я бы отнёс эту задачу к второстепенным, так как работа над программой всё-таки важнее).

Четвёртая и шестая задачи являются второстепенными – необходимо сделать и то, и другое в течение ближайших дней, было бы неплохо сделать это сегодня, но если я буду слишком занят и не смогу уделить время этим делам, я могу безболезненно отложить их на завтра.

Вторая, пятая и седьмая задачи являются для меня малозначительными – я могу сколь угодно долго откладывать их без особого ущерба для себя.

В результате список, если отсортировать его по степени приоритетности задачи, должен будет принять следующий вид:

  1. Обязательно закончить внесение изменений в программу и передать её заказчику.
  2. В перерыве – обязательно поздравить приятеля с днём рождения.
  3. Если успею – получить информацию об апрельских курсах.
  4. Если успею – купить стиральный порошок и туалетную бумагу.
  5. В свободное время закончить статью.
  6. В свободное время забрать куртку из химчистки.
  7. В свободное время ответить на письма.

Человек, вдумчиво планирующий свой день, успевает, как правило, решить все первоочередные задачи, зачастую хватает времени и на то, чтобы разобраться с второстепенными, а если повезёт, то и на малозначительные задачи остаётся время.

Если же человек не умеет расставить приоритеты, если в течение дня хватается то за одно, то за другое – времени катастрофически не хватает и нередко самое главное дело как раз и остаётся несделанным.

Если задача не решена в течение дня, она переносится в план на следующий день. Если же какое-то дело кочует с одной страницы ежедневника на другую, так и оставаясь неоконченным – хорошенько подумайте, нужно ли вообще заниматься этим делом? Если нужно – уверены ли Вы, что правильно определили его приоритет?

Американцы используют специальные ежедневники, позволяющие облегчить использование системы Франклина. Я не знаю, можно ли найти такие дневники в Вашем городе, но Вы без труда можете расчертить подобным образом любой ежедневник.

Первые (либо последние) страницы ежедневника отведены под список жизненных ценностей (1-й этаж пирамиды), описание глобальной цели (2-й этаж) и таблицу для записи генерального плана (3-й этаж).

В начале ежедневника несколько, соответствующим образом размеченных, страниц, выделенных под список целей на год (фактически, долгосрочный план – 4-й этаж).

В начале каждого месяца и/или каждой недели одна страница выделена под таблицу задач на этот период (краткосрочный план – 5-й этаж).

Наконец, для каждого дня отводится своя страница с таблицей для списка задач на день (6-й этаж).

В таблице предусмотрены два специальных столбца – для обозначения приоритета задачи («Пр.») и для обозначения статуса. Эти столбцы следует заполнять по ходу работы и обязательно проверять в конце дня. Зачем они нужны?

Поскольку задачи заносятся в список в произвольном порядке, столбец приоритетов служит для того, чтобы, закончив планирование, Вы чётко видели, за какую задачу Вам следует взяться в первую очередь. Чтобы не спутать приоритет задачи с её порядковым номером, рекомендуется обозначать первоочередные задачи буквой «A», второстепенные – буквой «B» и маловажные – буквой «C».

Столбец статусов служит для того, чтобы Вы видели, что происходит с каждой задачей, выполнена ли она, или же отменена либо отложена. Завершённые дела рекомендуют отмечать значком ∨ (птичкой). Отменённые – по той или иной причине – значком x (крестиком) , желательно также вписать причину, по которой задача была отменена. Для отложенных дел запись копируется в план другого дня (чаще всего – следующего), а в графе «Статус» за текущий день ставится значок «→» (стрелка) и вписывается дата, в план дня которой внесено эта задача. Возможно также выделение разных статусов цветом.

Например, в конце рабочего дня табличка может выглядеть вот так:

Это означает, что первая, третья и четвёртая задачи были выполнены, пятая и шестая задачи были отменены, так как они были решены без меня, и, наконец, вторая и седьмая задачи не были выполнены в течение дня, поэтому я перенёс их на послезавтра (и на страничке за 18/3/99 появились соответствующие записи).

Многие люди, применяющие систему Франклина, отмечают, что она помогает значительно повысить эффективность работы – как за счёт более эффективного управления временем, так и за счёт планирования самой работы.

В заключение следует обратить внимание на то, что использование системы Франклина ни в коей мере не входит в противоречие с применением какой бы то ни было системы хронометража. Наоборот, одновременное использование обеих систем может быть вдвойне эффективно, т.к. позволяет взглянуть и «вперёд», и «назад».

Автор: Александр Левитас, Источник

Нажмите на кнопки — поделитесь с дузьями интересным материалом!

Источники:
Система управления временем Бенджамина — Франклина
На сегодняшний день в мире существует множество систем управления временем, как совсем новых, так и разработанных несколько веков назад. Данная статья посвящена
http://timestep.ru/2010/11/30/sistema-upravleniya-vremenem-bendzhamina-franklina
Система управления временем Бенджамина Франклина
«Любишь ты жизнь? Тогда не теряй времени; ибо время ткань, из которой соткана
http://jeejoo.com/sistema-upravleniya-vremenem-bendzhamina-franklina/

COMMENTS