Психологические нормы общения

Нормы общения (стр

1 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ…………………………………………. 6

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ…………………………………14

3 РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ………………………………………………. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26

В данной курсовой работе рассматриваются социальные, психологические и речевые нормы общения. Объектом моего исследования является правильное коммуникативное поведение человека в обществе.

Тема была неоднократно рассмотрена многими авторами, причем не только с точки зрения филологии, но и с точки зрения психологии и социологии. Я считаю, эта проблема уже достаточно подробно исследована, однако нормы постоянно меняются, и единого мнения о них нет. Много книг посвящено нормам общения и речевому этикету, так как соблюдение или несоблюдение этих норм оказывают огромное влияние на положение человека в обществе.

Новизна этого исследования заключается в том, что прежде эти нормы общения редко рассматривались вместе. Обычно все они исследуются по отдельности.

Цель моего исследования заключается в том, чтобы вывести основные правила, необходимые для успешного общения, проанализировать особенности социальных и психологических норм, речевой этикет, применение правильных форм слова и верного ударения, умение вести себя при беседе и некоторые другие признаки вербальных и невербальных коммуникаций.

Я собираюсь исследовать нормы общения на основе литературы на данную тему в области лингвистики и психологии, сравнить современные особенности поведения людей в обществе и особенности, существовавшие раньше, провести анализ речевого этикета в разных странах и определить основные различия.

1 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Человеческое общение в любой стране обязательно проходит в условиях социального контроля, поэтому подчиняется определенным нормам и правилам, установленным в данном обществе. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных.

Этикет представляет собой ядро культуры общения, образец коммуникативного поведения, поэтому я хочу немного рассказать о развитии этикета (в частности – речевого), начиная с эпохи античности и заканчивая современностью.

Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения – этикета, ряд исследователей относит к периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). Правила повседневного поведения лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Поведенческие нормы не указывали, как следует действовать в конкретных ситуациях, а давали только общее направление деятельности, представляя каждому максимальную свободу выбора поведения.

Тогда же формировались и представления об обходительности (нравственный прообраз того, что позже стали называть манерами). Согласно концепции Аристотеля, она бывает трех родов: «Первый род – в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй – когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности – когда бывают гостеприимными застольниками».

В эпоху средневековья этикет предстает перед нами совсем по-иному, когда он формируется и существует в своем классическом виде. Большинство исследователей истории культуры относят возникновение этикета как сложившейся нормативной системы именно к этому времени.

Средневековое общество Западной Европы было жестко иерархизировано. Общественное сознание той эпохи представляло его состоящим из трех разрядов — «молящихся, воюющих и работающих». Но постепенно класс феодалов стал расширяться за счет незнатных воинов (рыцарей). К XI в. В Западной Европе сложилось особое сословие — рыцарство, которое в XII-XV в.в. достигло своего расцвета. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества, создавшим свой образ жизни, свой кодекс морали и нравов. Они сформировали особые и ценности, позволившие им отделиться от неблагородных, простолюдинов. XIV-XV в.в. называют веком рыцарства, и для этого, действительно, есть все основания, поскольку в это время рыцарство окончательный образ жизни и, наконец, как определенный менталитет и культура.

Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его к «общему знаменателю»: надо было «вести себя как все», и «жить как все», и чтобы «все было как у всех». Он пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора, представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно.

В эпоху Нового времени этикет развивался на основе новой системы ценностей, главными в которой были принципы индивидуализма и полезности. От этого же зависело и общение.

Современный речевой этикет стал более простым и демократичным, так как деление на классы стало менее очевидным, но нормы общения от этого менее определенными не стали. Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы.

В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации.

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Для культуры каждой страны речевой этикет индивидуален. Так, например, в одних культурах принято жаловаться на трудности и проблемы, в других – не принято. В одних культурах рассказ о своих успехах является допустимым, в других – вовсе нет.

На примерах речевого этикета разных стран можно понять, как очевидна граница между культурами этих стран.

Источник:
Нормы общения (стр
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..4 1 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ …6 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ …14
http://mirznanii.com/a/63426/normy-obshcheniya

Психологические механизмы влияния этических норм взаимодействия на эффективность общения

Психологические механизмы влияния этических норм взаимодействия на эффективность общения

Этические нормы общения — не искусственные конструкции, целенаправленно создаваемые учеными-психологами и практиками. Они — результат многочисленных проб и ошибок, спонтанно возникающий продукт многовекового опыта общения людей. Причины их появления и закрепления в практике профессиональнго взаимодействия состоят в том, что этические нормы по существу являются своеобразными психологическими механизмами влияния на поведение общающихся.

Этические нормы профессионального общения создают ряд психологических эффектов, которые модифицируют восприятие, оценки, отношения, эмоциональные состояния, намерения и поступки людей, придают процессу взаимодействия упорядоченный, стабильный, предсказуемый, безопасный характер (рис. 1.2).

Наиболее сильное воздействие на партнеров по общению оказывает так называемый гало-эффект или «эффект ореола». Его суть состоит в том, что люди склонны распространять впечатление, вызванное восприятием отдельных личностных качеств и поступков другого человека, на оценку всей его личности. Сотрудник, соблюдающий нормы этики общения, воспринимается другим как человек, уважающий его личное достоинство, взгляды, интересы, желания и, следовательно, как симпатичный, порядочный и надежный человек.

Рис. 1.2. Психологические эффекты, создаваемые этическими нормами профессионального общения

В многочисленных психологических исследованиях показано, что люди, воспринимаемые как симпатичные и порядочные, пользуются большим доверием окружающих, обладают большей силой влияния на партнеров по общению, чем другие. Поэтому немаловажен «эффект первичности», т.е. необходимости произвести сразу благоприятное впечатление, и «эффект новизны».

Руководители различного уровня, специалисты по ведению переговоров, наделяемые перечисленными качествами, обладают высоким потенциалом убеждения, внушения, психического заражения, программирования поведения окружающих.

Другим психологическим результатом соблюдения этических норм является эффект придания относительной безопасности процессу профессионального взаимодействия. Этические правила поведения, несмотря на их определенную условность и необязательность, все же представляют собой разновидность социальных норм поведения.

Любая социальная норма — это совокупность сообща выработанных требований к поведению людей в конкретных ситуациях их социального взаимодействия. Целью выработки таких норм является упорядочение, облегчение взаимодействия людей путем временного ограничения, блокирования их психологических качеств и состояний, мешающих общению (например, агрессивности, некорректности, недоверчивости, плохого настроения и др.).

А какова, например, будет реакция человека в противовес сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось? Людям свойственно подсознательно проиводействовать, срабатывет так называемый эффект бумеранга.

Нарушение этических норм профессионального общения карается применением специфических социально-психологических санкций, таких, как недоверие, неуважение, презрение окружающих, психологическая и деловая изоляция нарушителя. В ряде случаев эти санкции оказываются более ощутимыми, чем правовые. Нередко человек, нарушивший этические нормы взаимодействия, вытесняется из сообщества, перестает рассматриваться в качестве коллеги или руководителя.

Поэтому соблюдение этических норм придает процессу общения психологическую безопасность (гарантии уважительного отношения партнера), доверительность, предсказуемость и, как следствие, большую эффективность.

Немаловажное значение для делового общения имеет содержащийся в этических нормах эффект упорядочения взаимодействия. Соблюдение правил этикета предопределяет последовательность, этап- ность, периодичность, чередование ролевых позиций общающихся, допустимый арсенал средств психологического воздействия друг на друга и др. Это позволяет преодолеть возможную импульсивность общающихся, стремление безусловно и явно доминировать над партнером, превратить общение в монолог, инструктаж, процесс предъявления претензий и требований, т.е. всего того, что дезорганизует, разрушает взаимодействие.

Этические нормы и принципы указывают на то, какие действия в процессе делового взаимодействия приемлемы, а какие нет, в чем выражается служебная дисциплина, каковы нравственные эталоны поведения. Особенной нравственной «емкостью» отличаются отношения руководителя и подчиненных. Они во многом задают характер общения и нравственно-психологический климат в коллективе. Без соблюдения этических норм общения руководителем и всеми членами коллектива сотрудники чувствуют себя психологически и нравственно незащищенными.

Этика профессионального общения основывается на нормах поведения людей, которые способствуют развитию сотрудничества, укрепляют сущностную основу профессиональной деятельности. Суть этических правил состоит в укреплении взаимного доверия, предупреждении другого человека о своих целях, интересах, намерениях, недопущении лжи во взаимоотношениях. Соблюдение этических норм профессионального общения сопровождается рядом психологических эффектов, делающих взаимодействие упорядоченным, стабильным, предсказуемым, комфортным, психологически безопасным и эффективным. _)

Источник:
Психологические механизмы влияния этических норм взаимодействия на эффективность общения
Психологические механизмы влияния этических норм взаимодействия на эффективность общения Этические нормы общения — не искусственные конструкции, целенаправленно создаваемые учеными-психологами и
http://studref.com/512356/psihologiya/psihologicheskie_mehanizmy_vliyaniya_eticheskih_norm_vzaimodeystviya_effektivnost_obscheniya

Психологические нормы и принципы делового общения

Психологические нормы и принципы делового общения

Высокий уровень культуры делового общения определяется следующими личностными психологическими качествами.

1. Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

2. Доброжелательность – уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступков, готовность поддерживать других.

3. Аутентичность – способность быть самим собой в контактах с другими людьми.

4. Конкретность – умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

5. Инициативность – способность идти вперед, устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

6. Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую.

7. Открытость – готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность.

8. Принятие чувства – умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.

9. Самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

10. Терпимость к чужому мнению, высокая степень включенности и взаимопомощи.

Так, можно выделить основные психологические характеристики делового человека:

• по отношению к труду – трудолюбие, инициативность, творчество, ответственность, усердие;

• по отношению к людям – общительность, вежливость, доброжелательность, откровенность, чуткость;

• по отношению к самому себе – чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, самодисциплина.

Для делового общения принципиально важны и такие психологические свойства, как:

• уверенность в себе;

• наличие творческого потенциала;

• решительность (умение быстро принимать решения);

• дальновидность, проницательность (дает возможность представить интересы человека, с которым имеешь дело, заговорить с ним на его языке, что очень ценится в деловом мире);

• контактность (необходимо уметь завязывать и поддерживать деловые связи);

• надежность и верность данному слову;

• способность доводить дело до конца;

• трудолюбие и жизнестойкость, умение работать с людьми.

Кроме того, в деловом мире важны следующие социально-психологические умения:

• психологически верно и ситуативно вступать в общение;

• поддерживать общение, стимулировать активность партнера;

• психологически точно определять точку завершения общения;

• прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;

• психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника; овладевать и удерживать инициативу общения;

• провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;

• преодолевать психологические барьеры в общении;

• снимать излишнее напряжение; психологически соответствовать собеседнику;

• мобилизоваться на достижение поставленной задачи.

Не менее важным требованием являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи, а также умение слушать.

Итак, в настоящее время для будущих деловых людей знание психологии и этики деловых отношений имеет особую значимость. Это убережет от многих ошибок, способных поставить крест на карьере предпринимателя. Отсюда необходимость знания общих психологических принципов в деловом мире, которые определяют: личные качества, необходимые для успешного управления, поведение отдельных людей, возможности раскрытия и развития собственного потенциала, особенности отношений с коллегами, партнерами, технологии самовыживания делового человека.

Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров, а этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности – частной либо коммерческой.

Знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять их поведение к желательному результату, – все это признаки культуры делового общения. В основе ее – признание неповторимости и ценности каждой личности, т. е. определенные психологические и этические нормы.

Конвергенция деловых культур на основе общечеловеческих, универсальных нормативных принципов является общей тенденцией в мире. Для человека, избравшего профессию предпринимателя, бизнес – дело жизни, и ему необходимо владение нормами общепринятого поведения.

Источник:
Психологические нормы и принципы делового общения
Психологические нормы и принципы делового общения Высокий уровень культуры делового общения определяется следующими личностными психологическими качествами. 1. Эмпатия – умение видеть мир
http://psy.wikireading.ru/98655

COMMENTS