Причины социального одиночества

Истоки и особенности одиночества как социального феномена

Истоки и особенности одиночества как социального феномена.

Социальное одиночество всегда воспринималось по-разному. В любом случае одиночество — это всегда противопоставление общности. Это два диаметрально противоположных способа существования человека: либо он в обществе, либо в одиночестве.

При всем многообразии концепций, описывающих одиночество, в них четко можно проследить две тенденции. Первая из них — оценка одиночества как резко отрицательного состояния, как патологии человеческих отношений, как вредного и неприемлемого. В описании одиночества используются такие определения, как «вынужденное», «тяжкое», «безысходное», «пугающее». Вторая тенденция — это определение одиночества как естественно присущего человеческой природе, более того — необходимого ей творческого, желанного, активного начала, без которого не может родиться полноценная личность. В случае такого подхода предпочтительным является термин «уединение».

Существуют две точки зрения на причины одиночества. Одна из них говорит, что одиночество — это субъективное переживание человека, не всегда совпадающее с реальной ситуацией, положением его в обществе. Другая же, наоборот, утверждает, что чело — век не виноват в своем одиночестве (это не есть его субъективное ощущение), а одиноким его делает окружающая среда, общество; одиночество для них — это плод особых социальных условий, заставляющих индивида замыкаться в себе, подавлять свою искренность и быть изолированным от окружающих. На мой взгляд, может быть предложена следующая концепция причин социального одиночества в современном обществе. Что касается видов социального одиночества, то их обычно делят на три группы:

  • 1) безнадежно одинокие — полностью не удовлетворенные своими отношениями;
  • 2) периодически и временно одинокие — в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны;
  • 3) пассивно и устойчиво одинокие. Несмотря на то что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как относящиеся к первому и второму типам. Эти лица смирились со своим положением, принимают его как неизбежность.

Как разновидность третьей группы иногда выделяют группу равнодушных.

Равнодушие в этом контексте представляет собой дефицит устремлений, в особенности в области чувств, связей с другими людьми и в ценностных отношениях. Равнодушный человек, как правило, нарциссически ориентирован, эгоистически самодостаточен, скрывает свое «я» от других. Своей индифферентностью к другим удаляет себя из сообщества, внутренне эмигрируя, удовлетворяется простым существованием, при этом опасается связей, открытости и ответственности.

Существует также классификация по частоте переживания чувства одиночества:

  • 1) временное одиночество — кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением межличностными отношениями;
  • 2) ситуативное одиночество является следствием стрессовых ситуаций: смерти близкого человека, разрыва личных отношений и т. д.;
  • 3) хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

Источник:
Истоки и особенности одиночества как социального феномена
Истоки и особенности одиночества как социального феномена. Социальное одиночество всегда воспринималось по-разному. В любом случае одиночество — это всегда противопоставление общности. Это два
http://studwood.ru/613752/psihologiya/istoki_osobennosti_odinochestva_sotsialnogo_fenomena

Одиночество как социальная проблема

Одиночество — социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь, заключающаяся в массовом наличии индивидов испытывающих такие — состояния.

Одиночество с научной точки зрения — одно из наименее разработанных социальных понятий. При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы. Первый тип — «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга. Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.

Второй тип — «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.

Третий тип — «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство среди них овдовевшие люди.

Возросшая брачно-семейная динамика (в первую очередь нуклеаризация семей и повышение уровня разводимости), деперсонализации больших городов, укрепление начал индивидуализма — все это факторы, в первую очередь влияющие на увеличение масштабов одиночества. Кроме того, социально-медицинскими факторами, положительно коррелирующими с расширением одиночества, являются рост психиатрических заболеваний (шизофрении) и пограничных состояний и распространения аутизма, т.е. болезненной неспособности к общению в результате дефектов родовспоможения («грубые руки врача») и воспитания.

Рост числа одиноких людей утверждение одиночества как приемлемого стиля жизни вызывают становление специфической индустрии услуг для такой категории населения. Установлено, что одинокие имеют возможность и желание тратить больше средств на свои увлечения, на туризм и отдых, они чаще приобретают дорогие товары, в первую очередь спортивно-туристического предназначения. За рубежом строятся специальные жилые комплексы для бессемейных; любые их потребности могут быть удовлетворены на рынке услуг. Разумеется, это относится только к тем людям, для которых одиночество — сознательный и комфортный выбор, и кто не испытывает потребности в семейных связях.

Специфика российского одиночества преимущественно иная. В первую очередь, это результат высокого уровня смертности мужского населения (российские женщины живут значительно дольше мужчин) и смертности от неестественных причин (подсчитано, что примерно каждая третья мать имеет возможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одинокими или рискующими остаться одиноким людям, превращают одиночество в его российском варианте в достаточно злокачественную социальную болезнь.

Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди).

Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.

Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность — это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.

Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем другим людям, присуще так называемое паронормальность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности.

Одинокие люди более пессимистичны, чем не одинокие, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего — лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость.

Когда обнаруживается разрыв между реальными и действительными отношениями, характерный для состояния одиночества, то разные люди реагируют на это по-разному. Беспомощность как одна из возможных реакций на данную ситуацию сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убеждены, что сами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменить себя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будет активно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобы избавиться от одиночества.

Впечатляет перечень типичных эмоциональных состояний, которых время от времени охватывают хронически одинокого человека. Это — отчаяние, тоска, нетерпение, ощущение собственной непривлекательности, беспомощность, панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, охота к перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд, изоляция, жалость к себе, скованность, раздражительность, незащищенность, покинутость, меланхолия, отчужденность (список получен методом факторного анализа ответов множества одиноких людей на специальный опросник).

Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это — их защитная реакция, которая в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они сами себя не признают одинокими. Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.

Эмоциональные состояния одинокого человека — отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желания такого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э. Эриксона):

— возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочить приобретение взрослого статуса;

— смутное, но устойчивое состояние тревоги;

— чувство изоляции и опустошенности;

— постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится;

— страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

— враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей;

— презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного (хорошо там, где нас нет).

Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги.

Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т. д.).

Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т.д.). Сказать себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного вами одиночества.

Задания для категориального анализа для контрольных работ № 38-51

Личность — устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Индивид — представитель общества, принципиально неразложимый элемент бытия социума.

Социальная структура личности — сочетание индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств личности, проявляемых через отношение работника к окружающим явлениям и событиям.

Теория ролей — теория символ, интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей.

Социальная позиция — место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения.

Социальный статус — соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы.

Социальная свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Типы личности — абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей.

Диспозиции личности — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тыс.), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду.

Ценностные ориентации личности — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических.

Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности.

Ментальность — совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов.

Мотивация — активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий.

Социальная установка — фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Интериоризация — формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Конформность — склонность индивида усваивать нормы, привычки и ценности, изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других.

Аномия — психологическое состояние: — характеризующееся чувством потери ориентации в жизни; — возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм.

Социальная удовлетворенность — обобщенная в сознании индивида совокупность его восприятий и оценок условий своей социальной жизни, качества жизни.

Межличностные отношения — система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность.

Отклоняющееся поведение — форма проявления отношений индивидов и социальных групп к нормам и ценностям социальной системы, в которой они действуют.

Социальный контроль — механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Социальное самочувствие — феномен общественного сознания, преобладающего состояния чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени.

Социальные санкции — меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся в позитивном или в негативном смыслах от социальных ожиданий, норм и ценностей.

1. Согласны ли Вы с Г. Тардом, считавшим, что «так называемое «социальное давление» только содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности. Без этой опоры, оказывающей ему известное сопротивление, индивид не мог бы двигаться в общественной среде, подобно тому, как птица не могла бы летать без помощи сопротивляющегося ее крыльям воздуха» (Новые идеи в социологии. Сб.N2 // Социология и психология. СПб.,1914.С.80).

Преодоление барьера социального давления становится возможным при расширении степени внутренней свободы личности. В этом случае более свободная личность получает преимущества по сравнению с менее свободными — людьми, чье поведение предсказуемо и определено социальными нормами. Если такой человек расширяет количество своих социальных контактов, то его начинает выталкивать вверх подобно пробке из толщи воды. Причина в том, что в каждом межличностном контакте более свободная личность влияет на менее свободную. Чем в больших случаях это происходит, и если контакты имеют своей причиной некие общественно значимые вопросы, тем больше и сильнее влияние этого человека на общество в целом. Таким образом происходит распространение личной власти индивида на все большее и большее количество членов общества, что и является социальным успехом.

2. «Чем примитивнее общество, тем более сходства между составляющими их индивидами» (Дюркгейм Э. Метод социологии. М.,1990.С.129). Как Вы понимаете это высказывание?

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. В примитивных обществах, основанных па механической солидарности, индивидуальное сознание во всем следует и подчиняется коллективному. Личность здесь не принадлежит себе, она поглощается коллективом.

3. Согласны ли Вы с утверждением, что в женщине больше развито начало индивидуальности, а в мужчине — личности? Аргументируйте свой ответ.

Согласен. Индивидуальность — это проявление в физическом пространстве сути женщины — её души, поэтому в индивидуальности содержится истинное обаяние и красота женщины. У большинства мужчин же выход из состояния эгоизма занимает очень много времени.

4. Подтвердите или опровергните данное суждение: «Современные науки исходят из того, что каждый отдельно взятый человек олицетворяет все человечество. Он неповторим со своими индивидуальными особенностями, в то же время он повторим, ибо в нем собраны все обличительные особенности человеческого рода».

Истинный человек — это человек всемирный, он вмещает в себе целое человечество. Однако, находясь в поврежденном состоянии, движимые эгоизмом, в котором заключена отчужденность от других личностей, люди ограждают себя в своей обособленности и не в силах даже увидеть единство человеческого рода, не могут принять и вместить в себе все человечество. Единство человечества — это не пустое понятие, оно имеет реальное основание в человеческих личностях. От того, как живет человек, зависит, объединяет ли он или разделяет всецелое человечество.

5. Ниже приведено суждение. Внимательно ознакомьтесь с ним: «Ресоциализация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Она включает многое: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной подготовки рабочих. Психотерапия — также одна из форм ресоциализации: люди пытаются найти выход из конфликтных ситуаций, изменить свое поведение» (Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни //Социально-политический журнал. 1995. N 3. С.122). Как Вы думаете, правильно оно или нет? Что называется ресоциализацией и какие виды человеческой деятельности к ней относятся? Аргументируйте свой ответ.

Ресоциализация (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.

7. Докажите или опровергните данное положение: Личность — результат правильно протекающего процесса социализации. Социализация — продолжающийся всю жизнь процесс освоения социальных норм и усвоения культурных норм.

Развитие личности можно рассмотреть как прогрессивное преобразование данного организма по мере того, как он справляется с новыми ситуациями. Также при рассмотрении личности человека имеют ввиду и такие ее свойства, которые могут быть описаны в социальных или социально-психологических терминах, где психологическое берется в его социальной обусловленности и наполненности. Социализация — это больше, чем формальное образование, поскольку она включает в себя приобретение взглядов, ценностей, поведения, привычек, навыков, передаваемых не только школой, но и семьей, группой сверстников, средствами массовой информации.

Источник:
Одиночество как социальная проблема
Одиночество — социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида; также
http://studbooks.net/633589/sotsiologiya/odinochestvo_sotsialnaya_problema

ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Кафедра социальной педагогики

ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Выполнил (а): студентка 1 курса направления подготовки «Психолого-педагогического образования» профиль «Психология и социальная педагогика» очной формы обучения

Проверил: к.п.н., старший преподаватель кафедры социальной педагогики
Тимонина Анастасия Андреевна

2) Что такое одиночество? …………………………………………………. 4

3) Актуальность проблемы одиночества ……………………………………5

5) Плюсы и минусы одиночества ……………………………………………8

6) Пути преодоления одиночества …………………………………………10

7) Мои размышления на тему одиночества ………………………………..12

Что такое одиночество?

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

Одиночество — это тяжелое психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями.

Одиночество — это эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

Зилбург опубликовал первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность — «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество — это непреодолимое, постоянное ощущение. Неважно, чем человек занят, но одиночество, как «червь», разъедает его сердце. Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы «изобличить» других. «Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность», направленную как вовнутрь, так и вовне.

Актуальность проблемы одиночества

Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми. Одиночество как состояние нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии.

воздействовать как на их эмоции, так и на средства его преодоления.

Например, если студенты считают, что они бессильны перед причиной своего одиночества, они могут опустить руки и погрузиться в уныние. К таким причинам можно отнести постоянные качества характера. Однако если причина, по их мнению, поддается воздействию (сюда относятся ситуативные причины), они чаще всего с настойчивостью пытаются наладить общение.
Таким образом, чтобы преодолеть одиночество студентам нужно научиться реалистически оценивать свое положение, поскольку такая оценка даст им возможность справиться с одиночеством и поддержит в них стремление продолжать попытки окончательно его преодолеть.

Источник:
ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Костромской
http://poisk-ru.ru/s40606t3.html

Социальное одиночество

Гамлет: Ну что же, превосходно. Однако что нового?

Розенкранц: Ничего, принц, кроме того, что в мире завелась совесть.

Гамлет: Значит, скоро конец света.

Самое трагическое завоевание человечества вовсе не разрушительное ядерное оружие и не возможная экологическая катастрофа, а знакомое каждому из нас социальное одиночество. Если бы нужно было создать психологию психотерапевтического толка на основе всего лишь одного понятия, как это сделали, например, А. Адлер, основываясь на «комплексе неполноценности», или В. Райх, опиравшийся на понятия оргазма и оргонной энергии, то, вне всякого сомнения, основой для этой теории должен был бы стать феномен социальное одиночество.

Таким образом, при внешней оценке ситуации получается, что человек сам повинен в своем одиночестве. Но подобный вывод является ошибочным, в социальном одиночестве виноватых нет, просто есть само это социальное одиночество. Однако же, сам человек винит окружающих, а окружающие винят его самого.

Наше мышление диалогично, даже если нет ни борьбы мотивов, ни конкурирующих «субличностей», оно все равно диалогично. Человек мыслит значениями, а выражает свои мысли в знаках, которые интерпретируются собеседником исходя из его собственных значений этих знаков. Так что, наше мышление диалогично по самой своей структуре, генезу. Поскольку же мы сами, как нам кажется, вполне можем себя понять (по крайней мере, в данной ситуации при определенном наборе вводных), у нас и возникает иллюзия, что мы можем быть поняты. Разумеется, мы не свободы и от иллюзии, что прекрасно, лучше их самих, понимаем окружающих. Но кто отдает себе отчет в том, что мы понимаем себя еще до того, как мы сформулировали свою мысль? И кто из нас готов отказаться от собственной, всегда такой удобной для нас, интерпретации поведения других людей? Вряд ли таковых много.

Ощущение того, что тебя «не поймут никогда», – тяжелейшее переживание социального одиночества. Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского абсолютно уверен в том, что его никто не сможет понять, он даже бравирует этим ощущением, этой уверенностью. Он словно специально рассказывает о своем преступлении Заметову, возвращается на место преступления, где, как будто возвещая о себе, звонит в дверной колокольчик, здесь же его странное отношение со Свидригайловым, Порфирием. Какая-то абсолютная уверенность в своем одиночестве – звоню, бью в колокол, а все равно не услышат! Вот слова, которыми он отвечает Соне на ее призыв раскаяться: «Не пойду. И что я скажу: что убил, а денег взять не посмел, под камень спрятал? – прибавил он с едкою усмешкой. – Так ведь они же надо мной сами смеяться будут, скажут: дурак, что не взял. Трус и дурак! Ничего, ничего не поймут, они, Соня, и недостойны понять» 130 .

Итак, мы показали узловые точки проблемы. Теперь наша задача состоит в установлении очень важной дефиниции, которая проистекает из нашего положения об анти-сущностности социального одиночества. И здесь мы обратимся к размышлениям Ф. Ницше о паре «аполлонизм-дионисийство», на которую, отнюдь не случайно, обратил свое внимание К. Юнг.

Для того же, чтобы окунуться в омут дионисизма, нет нужды ни в таком труде, ни в такой внутренней стойкости, достаточно небольшой таблетки. И уж, конечно, здесь ожидать грандиозной духовной работы не приходится, впрочем, она в дионисийстве и не привествуется. Дионисизм подобен черной дыре – засасывающей и разрушающей, а аполлонизм – это расширяющаяся «через-внутрь-себя» Вселенная. Аполлонизм, понятый именно таким образом, а не как одна лишь индивидуация, решает проблему социального одиночества. Да, содержательное взаимопонимание невозможно, но взаимность на уровне сущностей, индивидуальных отношений дает больше, нежели содержательный консенсус.

Источник:
Социальное одиночество
Гамлет: Ну что же, превосходно. Однако что нового? Розенкранц: Ничего, принц, кроме того, что в мире завелась совесть. Гамлет: Значит, скоро конец света. Самое трагическое завоевание
http://psy.wikireading.ru/26272

Социальное одиночество и его роль в жизни людей

Довольно распространено мнение, что социальное одиночество – проблема больших мегаполисов и чем больше людей нас окружают, тем сложнее отыскать «родственную душу».

Стоит выяснить, какую роль играет одиночество, как социальная проблема в жизни людей.

Социальное одиночество, какую роль играет в жизни

Социальными аспектами одиночества являются распад всяческих отношений и связей внутреннего духовного мира человека. Социальное одиночество не обязательно должно отождествляться с состоянием физической изолированности человека, довольно часто человек может быть одинок не в изоляции, а в окружении своей семьи, лучших друзей и коллег по работе. Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Одиночество бывает культурным, космическим, межличностным и социальным видами и типами.

«В отличие от многих внешних факторов, таких как вредные выбросы, опасные производства, табак и алкоголь, наибольшую опасность для молодых людей, по данным ученых, представляет отсутствие социального взаимодействия, или, проще говоря, одиночество«.

Космический тип одиночества охарактеризован чувством утраты связи с бытием, личностной обособленностью во всем мире.

Культурный вид одиночества часто испытывают эмигранты и переселенцы, переживающие изменение привычной для них социальной среды, либо же люди, убежденные, что общепринятые культурные нормы и ценности не могут быть приемлемыми для их внутреннего мира.

Межличностный тип одиночества является эпизодическим обостренным чувством напряжения и беспокойства, связанным с необходимостью иметь дружеские или интимные связи и отношения. Он может быть вызван отсутствием желаемого круга общения и характеризуется ощущениями социальной и эмоциональной изоляции. Межличностный вид одиночества может перейти в безнадёжную апатию, если станет хроническим.

Социальному типу одиночества подвержены люди, ощущающие себя непринятыми окружающим социумом и миром в целом. Особо острые и хронические формы одиночества, как социального явления называются «неприятием», «остракизмом», «изгнанием», «отставкой».

Людей, страдающих от социального вида одиночества часто отличает сконцентрированность на своём внутреннем личностном пространстве, низкая самооценка, излишняя застенчивость. Одинокие люди ощущают себя нелюбимыми, никчемными, ненужными. В их собственном понятии и по мнению окружающих их людей отсутствие любимой половинки, друзей или близких является признаками неудачника. Вероятность социальной проблемы одиночества велика у разведённых и овдовевших людей, находящихся на длительном лечении в больнице или недавно сменивших место проживания.

Холостые люди более подвержены испытывать чувство социального одиночества, чем семьянины, а среди холостых быстрее ощутит на себе все социальные аспекты одиночества тот, кто был женат ранее. Решающим моментом социального типа одиночества здесь является отсутствие всяческой любовной привязанности.

Одиночество сильнее распространено в юном возрасте, чем в зрелом, и более остро ощущается молодыми людьми. Разведённые и овдовевшие люди старшей возрастной группы реже ощущают себя одинокими, чем подверженные одиночеству молодые люди в подобной ситуации. Исследование поведения и поступков разведённых людей выявило, что социальное вид одиночества заставляет их заниматься поисками кого-то большего, чем просто собеседника или партнёра для любви. Одиночество, как социальная проблема исчезает только тогда, когда появляется уверенность в надёжности и доверии к партнеру, в стабильности отношений.

В различных демографических группах количество и соотношение страдающих от одиночества мужчин и женщин постоянно меняется, причем с возрастом число одиноких женщин увеличивается.

Социальный тип одиночества мужчин и женщин имеет свои особенности и отличия.

Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины, однако есть женщины, которые не страдают от социального вида одиночества, не имея при этом семьи. Такой тип женщин легко меняет одного партнёра за другим, ни к кому при этом не привязываясь и не желая узаконивать свои отношения.

В результате длительного приспособления к самой себе и постоянного прислушивания к собственному состоянию, социальный тип одиночества часто способен порождать эгоизм у таких женщин.

Источник:
Социальное одиночество и его роль в жизни людей
Довольно распространено мнение, что социальное одиночество – проблема больших мегаполисов и чем больше людей нас окружают, тем сложнее отыскать «родственную душу». Стоит выяснить, какую роль играет одиночество, как социальная проблема в жизни людей.
http://atlasnews.ru/sotsialnoe-odinochestvo/

COMMENTS