Почему люди предпочитают живому общению виртуальное

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ 0, 686

Почему люди предпочитают живому общению виртуальное

В последние годы развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые в популярной и научной литературе получили название «виртуальной реальности». Развитие техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, разработка специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи (надеваемых на голову стереоскопических дисплеев, перчаток и костюма, в которые встроены датчики, передающие на компьютер информацию о движениях пользователя) — всё это создало новое качество восприятия и переживаний, осознанные как виртуальные реальности.

Современный мир предоставляет широкий спектр информационных услуг, мир становится ближе, расстояние и время сокращаются. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету и социальным «сетям». Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу по поводу того, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в Интернете. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а его вытесняет.

Большинство людей убегают от реальных проблем в виртуальный мир. Проходит некоторое время и, не осознавая это, мы начинаем воспринимать виртуальный мир как часть реального. Многие подростки затрудняются ответить на вопрос: где вы по-настоящему больше общаетесь с удовольствием, в реальной или виртуальной жизни? Зачастую случается так, что общение с близкими людьми, друзьями даётся нам с трудом. А в виртуальном мире такое общение – легко, просто и приятно. Пользователи социальных сетей пребывают в иллюзии близости, общения. Виртуальное общение пропитано обманом, как любые другие формы зависимости. Кто-то, к превеликому сожалению, зависим от алкоголя, наркотиков, курения, кто-то от социальных сетей.

Причины обращения к виртуальному миру

Неумение и нежелание общаться в реальной жизни. Эта причина противоположна предыдущей, то есть у человека есть возможность реального общения, но он сознательно от него отказывается, так как не желает прикладывать усилия на развитие своих коммуникативных качеств. Нередко это можно наблюдать и в жизни: очень часто находясь среди людей, даже знакомых, человек достает телефон и выходит в Интернет, выбирая виртуальное общение.

Проблема свободного времени у молодежи. Многие выходят в Интернет «от нечего делать», чтобы скоротать время, что является признаком неправильного распределения свободного времени. Этому способствует отсутствие детских и молодежных клубов, нежелание самой молодежи принимать участие в активной деятельности, которая слоняется по улицам или сидит дома, родительская невнимательность к развитию детей, которых не отдают в спортивные секции или другие кружки, где дети могли бы непосредственно учиться общению.

Социальные сети в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей во всем мире. Различные сервисы позволяют людям объединяться в группы с теми, кто разделяет их интересы. Кроме того, с их помощью удобно искать бывших одноклассников, сослуживцев, однополчан и знакомых из других городов. По этой причине огромное количество людей проводит массу времени на этих сайтах, общаясь со старыми друзьями и находя новых приятелей. Вряд ли при этом они задумываются о преимуществах и недостатках социальных сетей.

Попытаемся рассмотреть их сущность:

Социальные сети имеют массу положительных качеств. Во-первых, как уже было сказано, они позволяют людям находиться на связи, даже если они проживают в разных городах и даже странах. При этом можно полноценно общаться с собеседниками, делиться с ними новостями из своей жизни, демонстрировать собственные фотографии, давать ссылки на интересные сайты.

Впрочем, сегодня социальные сети используются не только в развлекательных целях. В настоящее время многие ищут с их помощью работу, занимаются самообразованием, а число тех, кто обрел свою вторую половину благодаря данным сервисам, постоянно растет. И, тем не менее, социальные сети имеют не только плюсы, но и минусы и мы попытаемся их выявить.

Как это ни удивительно, недостатки данных сервисов являются ничем иным, как обратной стороной их достоинств. Так, все знают, что социальные сети являются удобными платформами для разностороннего общения. Однако, многие настолько погружаются в это общение, что не замечают ничего вокруг. Целыми днями они просиживают на любимых сайтах, постоянно просматривая страницы друзей и обмениваясь сообщениями с ними. Работа и учеба при этом нередко уходят на второй план, ведь они гораздо менее интересны, чем возможность неотрывно следить за жизнью друзей.

Погружаясь в виртуальный мир, люди теряют интерес к реальности. Уход в виртуал — легкий способ решения проблемы, но иллюзорный. Наиболее опасными ситуациями для возникновения компьютерной игромании являются возрастные кризисы, особенно подростковый. Поэтому подростков-игроманов больше, чем взрослых. Компьютерные игры обладают невероятной привлекательностью для подростков, дают почувствовать себя освободителем, мстителем, повелителем, хозяином положения. Любая игра с активным сюжетом сопровождается выбросом адреналина в кровь, подросток быстро привыкает к этому, и уже сам начинает искать этого ощущения. В подростковом возрасте авторитетным становится группа сверстников, подростку важно быть принятым группой, не стать «белой вороной». Поэтому, если большинство подростков увлечены новой игрой, а ты в ней не разбираешься, то можешь стать аутсайдером.

Часто подростки, заигравшись, переносят этот мир в реальную жизнь. Учеными-психологами давно уже установлена взаимосвязь между жестокостью в компьютерных играх и агрессивным поведением в жизни. Подростки активно участвующие в компьютерных войнах считают агрессивное поведение нормой, насилие эффективным способом разрешения конфликтов. У них снижена эмоциональная чувствительность к пострадавшим. Примером такой жестокости является ситуация, когда подростки снимают избиение своего товарища на камеру мобильного телефона.

Данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Помимо психологического наблюдается негативное влияние компьютерных технологий и на физическое здоровье людей. Для него характерны такие физические симптомы:

— головная боль, болезненные ощущения в области мышц лица и шеи

— заболевание глаз: чувство острой рези в глазах, слезоточивость, жжение

— нарушение визуального восприятия: неясность зрения на дальнем расстоянии, неясность зрения на близком расстоянии, неясность зрения усиливается в течение дня, изображение на экране двоится, очки становятся слабыми;

— ухудшение сосредоточенности и снижение уровня работоспособности, невозможность сохранить внимательность в течение длительного времени, раздражительность во время работы за компьютером и после.

— ЭМИ компьютеров отрицательно влияет на память школьников. Всего 30 минут активной работы за компьютером снижается уровень способности к запоминанию. Мозг до такой степени адаптируется к возможностям техники, что память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке в компьютере она лежит.

Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, — в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение — поверхностным. В итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется.

Интернет учит многозадачности — возможности выполнять несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Исследования показали: чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания. Снижается наблюдательность, внимание становится рассеянным, когда в интернете следишь за всем сразу, ни на чем не сосредотачиваясь.

Виртуальный мир интересен. В нем мы пытаемся убежать от реальных проблем, и даже от самого себя. Порой, в виртуальном мире мы можем раскрыться, рассказать то, чего мы не можем сказать в реальном мире даже близким друзьям, но виртуальное общение не может заменить контакт с живыми людьми. Виртуальный мир – это лишь частичка реального.

Таким образом, вывод напрашивается один, необходимо заниматься профилактикой и преодолением негативного воздействия ИКТ на физическое здоровье людей и, прежде всего, школьников, их психику, стереотипы поведения в обществе и личной жизни, моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности.

Конечно, запретами и нравоучительными проповедями технический прогресс не остановишь. Тем более что сам по себе он не является злом — научные законы, как и все в мире, созданы Богом, ученые их только открывают. А вот в каких целях используются эти достижения, зависит от человека, от его свободного выбора. Очевидно, что чем больше будет среди специалистов по современным технологиям нравственных людей, тем больше вероятность, что они будут использоваться в благих целях.

Источник:
ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ 0, 686
Почему люди предпочитают живому общению виртуальное В последние годы развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые в популярной и научной
http://applied-research.ru/ru/article/view?id=10706

Исследовательская работа СОЦИАЛЬНЫЕ «СЕТИ»

исследовательская работа СОЦИАЛЬНЫЕ «СЕТИ». ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЖИВОМУ ОБЩЕНИЮ ВИРТУАЛЬНОЕ

Х Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Глобализация – реальность современного мира»

Х Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Глобализация – реальность современного мира»

ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ

ПРЕДПОЧИТАЮТ ЖИВОМУ ОБЩЕНИЮ ВИРТУАЛЬНОЕ

8 А класс, МБОУ СОШ №20, г. Нижнекамск

Зубкова Ольга Александровна

учитель английского языка

Глава 1 «Современное общение»…. ………………………….…….5

1.1. Общение как социальная потребность…………………………. 5

1.2. Особенности общения через Интернет…………………………..6

1.3. Причины обращения к виртуальному миру……………………..8

1.4. Социальные сети: польза или вред. 9

Глава 2 Практическая часть. Анализ опроса «Социальные сети» ……………………………………………………………………………11

Список использованной литературы и электронных ресурсов .19

Общение — это обмен информации с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Стремительное развитие техники привело к появлению – виртуального общения. Данный вид общения становится все более и более популярным, человеку незачем выходить на улицу, чтобы дойти до магазина, нет необходимости ходить в гости, в театр в кино, все можно через Интернет (и купить что-нибудь, и познакомиться с человеком).

Как часто в школе на уроках можно увидеть такую ситуацию, что учащиеся вместо того, чтобы слушать учителя, работать, усваивать новые знания сидят в социальных «сетях», или на переменах также рассматривают фотографии на своих страницах. Исходя из этого, можно сделать вывод, что современные подростки часто имеют низкие коммуникативные навыки, так как в основном общаются виртуально. Виртуальный мир позволяет каждому человеку рассказывать о своих переживаниях, впечатлениях, предоставляет доступ к личной информации других людей. Но здесь возникает вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией с всемирной паутиной, а не с близкими людьми? Я попробую разобраться в причинах проблемы, и выяснить пути ее решения.

Целью данной работы является выявление причины, почему виртуальное общение доминирует над реальным.

1. Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.

2. Определить степень опасности и пользы виртуального общения.

3. Определить, какой тип общения преобладает у старшеклассников МБОУ СОШ №20.

4. Разработать рекомендации по преодолению зависимости от общения в социальных «сетях» для старшеклассников

Гипотеза: если люди будут проводить в социальных «сетях» каждый день более пяти часов, то с течением времени виртуальное общение вытеснит реальное.

Объект исследования: социальные «сети».

Предмет исследования: предпочтения людей в общении.

Практическая значимость работы: рекомендации, разработанные в результате исследования можно применять взрослому поколению при воспитании и общении с детьми и подростками.

Научная новизна работы: разработка социологического опроса, выявляющего предпочтения в способах общения, степень зависимости от интернет — общения, анализ предпочтений в общении старших школьников.

Современный мир предоставляет широкий спектр информационных услуг, мир становится ближе, расстояние и время сокращается. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету и социальным «сетям». Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу о том, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а его вытесняет, значит необходимо подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

Глава 1. «Современное» общение»

1.1. Общение как социальная потребность

Сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга – это мы и называем общение. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

В содержании информации могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цели общения могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. [1]

Средства общения могут быть разнообразны. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

1.2. Особенности общения через Интернет

Виртуальный мир и общение в Интернете стало настолько популярным, что многие люди порой забывают об общении реальном. Всемирная паутина предлагает нам разнообразные способы обмена информацией. Каждый выбирает то, что ему «по вкусу». Сейчас существуют сайты, где ты можешь найти человека, которого не видел много лет. Наиболее универсальное средство компьютерного общения — это электронная почта. Она позволяет пересылать сообщения, фотографии, презентации, документы за считанные секунды в любой угол мира. Каждый пользователь e-mail имеет свой электронный адрес. Электронная почта гораздо удобней обычной «бумажной».

Во-первых, для отправки письма вам не нужно покупать конверт и идти до ближайшего почтового ящика. Достаточно просто воспользоваться Интернетом.

Во-вторых, ваше письмо приходит адресату сразу же после отправки. Это очень удобно, так как вы тут же можете получить ответ и отреагировать на него.

В-третьих, копию вашего письма можно отправить сразу же нескольким адресатам.

Так что в целом, e-mail – средство скорого, простого и продуктивного общения. Кроме того, через электронную почту можно обмениваться файлами, такими как видео, фото или музыка.

Основные особенности виртуального общения, которые так привлекают молодежь — это:

— анонимность и невидимость. За счет анонимности и невидимости подростки скрывают чувства или показывают отсутствующие переживания. Многие теряют значение возраста, социальный статус, внешнюю привлекательность или умение общаться.

— добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

— стремление к нетипичному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, проигрывают не реализуемые роли, сценарии поведения. В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, слова для вас без ограничений характерных для материального мира.

— стремление к эмоциональному наполнению текста. Это выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций — «смайликов» или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). [2]

  1. Причины обращения к виртуальному миру

Неумение и нежелание общаться в реальной жизни. Эта причина противоположна предыдущей, то есть у человека есть возможность реального общения, но он сознательно от него отказывается, так как не желает прикладывать усилия на развитие своих коммуникативных качеств. Нередко это можно наблюдать и в жизни: очень часто находясь среди людей, даже знакомых, человек достает телефон и выходит в Интернет, выбирая виртуальное общение.

Проблема свободного времени у молодежи. Многие выходят в Интернет «от нечего делать», чтобы скоротать время, что является признаком неправильного распределения свободного времени. Этому способствует отсутствие детских и молодежных клубов, нежелание самой молодежи принимать участие в активной деятельности, которая слоняется по улицам или сидит дома, родительская невнимательность к развитию детей, которых не отдают в спортивные секции или другие кружки, где дети могли бы непосредственно учиться общению.

Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не удавшихся в реальной жизни, с помощью общения в Сети. Позволяет это сделать некоторые особенности Интернета, такие как анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком.

1.4. Социальные сети: польза или вред?

Социальные сети в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей во всем мире. Эти сервисы позволяют людям объединяться в группы с теми, кто разделяет их интересы. Кроме того, с их помощью удобно искать бывших одноклассников, сослуживцев, однополчан и знакомых из других городов. По этой причине огромное количество людей проводит массу времени на этих сайтах, общаясь со старыми друзьями и находя новых приятелей. Вряд ли при этом они задумываются о преимуществах и недостатках социальных сетей. Каковы же они на самом деле?

Социальные сети имеют массу положительных качеств. Во-первых, как уже было сказано, они позволяют людям находиться на связи, даже если они проживают в разных городах и даже странах. При этом можно полноценно общаться с собеседниками, делиться с ними новостями из своей жизни, демонстрировать собственные фотографии, давать ссылки на интересные сайты.

Впрочем, сегодня социальные сети используются не только в развлекательных целях. В настоящее время многие ищут с их помощью работу, занимаются самообразованием, а число тех, кто обрел свою вторую половину благодаря данным сервисам, постоянно растет. И, тем не менее, социальные сети имеют не только плюсы, но и минусы. Каковы же их отрицательные черты?

Как это ни удивительно, недостатки данных сервисов являются не чем иным, как обратной стороной их достоинств. Так, все знают, что социальные сети являются удобными платформами для разностороннего общения. Однако, многие настолько погружаются в это общение, что не замечают ничего вокруг. Целыми днями они просиживают на любимых сайтах, постоянно просматривая страницы друзей и обмениваясь сообщениями с ними. Работа и учеба при этом нередко уходят на второй план, ведь они гораздо менее интересны, чем возможность неотрывно следить за жизнью друзей. Если вы замечаете у себя признаки зависимости от социальных сетей, обязательно установите для себя определенные ограничения на их посещение (к примеру, пообещайте себе проводить там не более двух часов в день)

Глава 2. Практическая часть. Анализ опроса «Социальные сети»

Так что же притягивает подростков посещать и днем и ночью просторы Интернета? Почему же порой они забывают про личное общение, а некоторые даже начинают тратить свои деньги на платные ресурсы? Со временем у человека может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем.

Так что же приводит людей к добровольной зависимости? Психологи вывели для себя любопытный термин «одиночество в толпе». Это значит, что подросток имея много знакомых, друзей и родственников, тем не менее одинок. И вот здесь он начинает проводить большую часть своего времени наедине с компьютером, и это, конечно же, не может не накладывать свой отпечаток на особенности поведения личности. А между тем, человеку нужна не только возможность чувствовать себя частью общества, но и также очень важно выделиться как личность, чему очень способствует нахождение в социальных сетях. Время, проводимое подростком за просмотром фотографий и видео из жизни знакомых, иногда сильно превышает время, отведенное на выполнение профессиональных обязанностей, это приводит к снижению работоспособности.

К сожалению, при знакомстве люди чаще стали давать адреса своей персональной страницы, нежели номера телефонов, и очень многим гораздо проще спросить простое «Как дела?» посредством Интернета, чем позвонить и поинтересоваться лично.

Выполняя данную исследовательскую работу, мне было необходимо узнать, какая часть опрошенных школьников общается в социальных «сетях», какое общение они больше всего предпочитают, и действительно ли виртуальное общение доминирует над реальным.

Участниками данного исследования являются учащиеся 6-9-х классов МБОУ СОШ №20 г. Нижнекамска, всего 115 человек.

Метод: анкетирование (см. Приложение 1).

Первый вопрос: «Зарегистрированы ли вы в социальных «сетях?»

Можно сделать вывод, что 100 человек, из 115 (это примерно 90%) опрошенных пользуются интернетом несколько раз в день.

Второй вопрос: «Как часто вы общаетесь в социальных «сетях?»

Можно сделать вывод, что 100 человек, из 115 опрошенных общаются в социальных сетях больше пяти раз в день.

Третий вопрос: «В каких соц. сетях вы зарегистрированы?»

Однако, об этом интернет — ресурсе есть и много негативной информации. Например, что на страницах «Вконтакте» можно найти фотографии порнографического содержания, видеоролики, призывающие к насилию, масса нецензурной лексики. Этот факт также должен заставить задуматься как детей, которым нравится эта сеть, так и взрослых, которые их окружают (родителей, педагогов).

Четвертый вопрос: «Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?

На основании диаграммы можно судить, что преобладающая часть учеников проводит в соц. сетях более 1 часа в день. Наиболее распространенный временной промежуток 3- 4 часа. Тревожный знак, особенно если учесть рекомендации врачей и психологов о том, что за компьютером нужно проводить не больше двух часов в день с перерывами. Бесконтрольное

погружение в виртуальную реальность отрицательно влияет и на психику и на физическое здоровье. [5]

Пятый вопрос: «C какой целью вы общаетесь в социальных «сетях?»

На основании данных диаграммы можно сделать вывод, что большинство опрошенных используют социальные «сети» для организации досуга. Также, нужно обратить внимание на тот факт, что 22% опрошенных заходят на свою страничку в сетях «от скуки». Это достаточно большая цифра. Можно говорить о признаках зависимости от виртуального мира.

Шестой вопрос: «Сколько у вас друзей?

На основании диаграммы можно сделать вывод, что у большинства опрошенных учеников примерно 100-200 друзей. Количество друзей в социальных «сетях» не говорит о популярности человека в реальной жизни. Это, скорее, является показателем престижности. О человеке, у которого мало друзей на странице у пользователей складывается впечатление, что он необщителен, замкнут. Происходит подмена понятий «друзья». В действительности, даже на страницах, человек общается только с 1-5 «друзьями».

Седьмой вопрос: « Всегда ли вы размещаете в социальных «сетях» подлинную информацию?»

Примерно половина опрошенных размещают в социальных «сетях» ложную информацию. Это говорит о том, что не всегда нужно верить виртуальным данным. В среде школьников это проявляется особенно ярко. Причем, сами социальные «сети» провоцируют такую ситуацию. Это связано с простыми условиями регистрации своего аккаунта.

Восьмой вопрос: «Какие, по-вашему, преимущества виртуального общения?»

Важная особенность виртуального общения — возможность общаться анонимно, то есть скрывать информацию о себе (половина опрошенных).

Девятый вопрос: «Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?»

40% опрошенных школьников считают, что виртуальное общение будет преобладать, в связи с развитием новых технологий. Но пока, по мнению других респондентов, живое общение имеет место быть и играет важную роль в жизни человека. На вопрос: «Почему?», чаще всего высказывалось мнение, о том, что живое общение приятнее, эмоциональнее.

Интернет-общение является наиболее распространенным видом общения. Люди вследствие развития технологий и распространения Интернета стали больше времени проводить за виртуальным общением. В этом мире они чувствуют себя уверенней, здесь можно оставаться анонимным или просто не показывать эмоций, которые видны при реальном общении. Работая над темой, мы пришли к следующим выводам:

— большинство подростков в свободное время посещают Интернет.

— интернет используют для общения в социальных сетях.

— подростки в день тратят примерно от 3х часов и более в социальных сетях.

— многие общаются в Интернете для того, что бы быть анонимным

— большинство считают, что виртуальное общение не заменило реальное.

Виртуальный мир интересен. В нем мы пытаемся убежать от реальных проблем, и даже от самого себя. Порой, в виртуальном мире мы можем раскрыться, рассказать то, чего мы не можем сказать в реальном мире даже близким друзьям. Виртуальное общение не может заменить контакт с живыми людьми. Виртуальный мир – это лишь частичка реального.

Источник:
Исследовательская работа СОЦИАЛЬНЫЕ «СЕТИ»
Х Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Глобализация – реальность современного мира»
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/11/09/issledovatelskaya-rabota-sotsialnye-seti-pochemu-sovremennye-podrostki

Почему люди предпочитают живому общению виртуальное

Подростки все чаще общаются в интернете, а не в реальной жизни

Американские дети не считают запретным общаться с незнакомцами в сети и слабо различают реальное и виртуальное общение. Это приводит к ряду социальных и психологических проблем. В России вопрос пока стоит не так остро, но с развитием интернета живое общение также может уступить место социальным сетям.

Тинейджеры в США предпочитают больше общаться в социальных сетях или онлайн-играх через текстовые сообщения, нежели лично. Многие подростки сообщили, что, познакомившись в играх и получив совместный игровой опыт с виртуальными друзьями, они чувствуют с ними более тесную связь.

Исследование показывает рост настороженности родителей к глобальной сети

для подрастающего поколения грань между реальным и виртуальным общением сильно размыта, и дети устанавливают глубокие и значимые для них взаимоотношения с друзьями как офлайн, так и онлайн.

В России проблема стирания границы между реальной жизнью и виртуальным общением пока еще не стоит так остро. Согласно социологическому исследованию, проведенному фондом «Общественное мнение» и поисковиком «Спутник», по оценкам родителей, их несовершеннолетние дети почти не тратят время в интернете на общение (40%), а если и тратят, то до двух часов в день (25%). Напротив, на просмотр видео и фотографий, прослушивание музыки и онлайн-игры больше двух часов в день тратят 61% детей. На поиск информации по учебе — более 45%. При этом около 94% родителей пользующихся интернетом подростков считают, что взрослые должны следить за тем, какие сайты посещают дети.

Однако с ростом проникновения смартфонов, мобильного интернета и социальных сетей в России ситуация будет меняться. Американские эксперты по семейным отношениям считают, что в США именно рост интенсивности онлайн-коммуникаций бросает новые вызовы молодежи и родителям.

Тревожным последствием сильного переплетения онлайновой и офлайновой жизни детей становится усложнение для них нормальной социализации.

Несмотря на заметный рост интенсивности онлайнового общения, многие из юных участников опроса Pew Research Center отметили, что чувствуют себя опустошенными перед большой аудиторией в реальности и испытывают давление, связанное с необходимостью поддерживать свой идеализированный онлайн-образ.

Кроме того, американские тинейджеры считают, что могут сохранить тесные взаимоотношения с друзьями, даже не встречаясь с ними лично. Согласно опросу 1060 подростков от 13 до 17 лет, текстовые сообщения остаются самой популярной формой онлайн-общения между ними. Только 25% опрошенных детей отметили, что встречаются со сверстниками вне школы каждый день.

Даже с лучшими друзьями американские подростки предпочитают проводить время друг у друга дома для совместного времяпрепровождения онлайн в социальных сетях или на игровых платформах. Виртуальное пространство становится гораздо популярнее кафе и торговых центров.

Для мальчиков онлайн-игры стали центром социальной активности: 84% из них играют в игры в интернете. Для сравнения, у девочек этот показатель составляет 59%. Мальчики также чаще заводят новых друзей онлайн: шесть из десяти сказали, что познакомились в интернете в играх или других мобильных приложениях, при этом 40% из них начали общение с обмена игровым опытом.

Согласно исследованию Pew Research Center, 53% тинейджеров считают свою связь с друзьями более тесной после того, как они поиграли с ними в интернете.

Девочки предпочитают использовать социальные сети, такие как Facebook и Twitter, для поддержания связи со своими друзьями. Однако восприятие социальных сетей у подростков менее однозначно. Почти девять из десяти тинейджеров признались, что сталкивались с излишне откровенной информацией в социальных сетях, при этом 85% уверены, что пользователи социальных сетей обрабатывают и отбирают фотографии, чтобы выглядеть лучше, чем в реальной жизни.

Однако подавляющее большинство детей считают, что социальные сети позволяют им лучше поддерживать связь с друзьями и быть осведомленными об их чувствах и важных событиях в их жизни.

«В России дети испытывают меньше проблем с выходом в офлайн, — говорит семейный и детский психолог Светлана Филяева. — Однако родители должны позаботиться об их безопасности».

Общение в соцсети — это неотъемлемая часть жизни современного подростка, считает эксперт. Родителям необходимо обратить внимание на то, чтобы в семье четко были обговорены правила безопасности поведения при онлайн-общении. При этом зачастую родители требуют от детей выполнения правил, которые сами не понимают и о которых им не сообщают.

Сможет ли предфильтрация интернета защитить юных пользователей

«Часто мама и папа считают, что все ясно «по умолчанию», и ребенок «не сделает глупость». На самом деле вы должны научить детей правилам поведения в соцсети, так же как вы учите их переходить дорогу и не разговаривать с незнакомыми на улице», — рассказала Филяева «Газете.Ru».

Психолог рекомендует начать с основного: ни при каких обстоятельствах не сообщать незнакомцу личные данные и не давать в публичный доступ на странице адрес и телефон. Не рассказывать о семейных событиях, например об отъезде в отпуск. Не соглашаться на встречи у кого-то дома. Договориться о порядке действий и к кому обращаться за помощью, если ребенку кто-то угрожает.

Родители могут зайти на социальные ресурсы с информацией по онлайн-безопасности, например на detionline.com, и ознакомиться там с рекомендациями для родителей. Не поленитесь распечатать и повесить простые правила поведения на видное место — повторение важно для подростка.

«Помните, что любопытство, жажда приключений и незнание своих возможностей могут привести к нежелательному опыту перевода онлайн-знакомых в реальное пространство», — подытоживает психолог.

Источник:
Почему люди предпочитают живому общению виртуальное
Американские дети не считают запретным общаться с незнакомцами в сети и слабо различают реальное и виртуальное общение. Это приводит к ряду социальных и психологических проблем. В России вопрос пока стоит не так остро, но с развитием интернета живое общение также может уступить место социальным сетям.
http://www.gazeta.ru/tech/2015/08/07/7671913/children-internet-safety-and-socialisation.shtml

Социальные сети

Социальные сети. Почему люди предпочитают живому общению виртуальное

Основные причины перехода от реального общения к виртуальному, определение степени его опасности и пользы. Использование всемирной сети для коммуникации в социальных сетях и поиска информации. Способы преодоления зависимости от общения в Интернете.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ижевская средняя общеобразовательная школа №16»

Почему люди предпочитают живому общению виртуальное?

Ученица 9 класса «В»

Учитель истории и обществознания

Куликов Иван Вячеславович

1.Общение реальное и виртуальное

2. Социальные сети или виртуальное общение

3. Основные способы общения в Интернете

4. Общение в интернете: польза или вред?

5. Почему онлайн общение — зло?

6. Анализ использования общения в Интернете

Цель работы: выявить причины, почему виртуальное общение вытесняет реальное.

1. Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.

2. Определить степень опасности и пользы виртуального общения.

3. Выяснить причины популярности Интернет — общения?

4. Определить способы преодоления зависимости от общения в Интернете.

Гипотеза: Я считаю, что виртуальное общение доминирует над реальным.

Современный мир предоставляет нам огромное множество информационных услуг, мир становится ближе. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету. Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу о том, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а оно его вытесняет, необходимо подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, так как большинство современных подростков обладают стационарными или мобильными устройствами для выхода в Интернет.

1. Общение реальное и виртуальное

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Можно сказать, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным. В общении можно выделить ряд моментов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их более подробно.

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Из определения общения можно сказать, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

1. Обмен информацией между людьми;

2. Организация взаимодействия между индивидами;

3. Процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.

Изучая материал по теме общения в современном мире, я столкнулась с проблемой, которую поднимают родители, психологи, учителя. Современные дети и подростки все больше времени проводят сидя за компьютером, телефоном в сетях Интернета.

На реальное общение времени остается все меньше и меньше. Меня очень заинтересовала эта проблема, я решила выяснить, насколько виртуальный мир вытесняет реальность. Большинство людей убегают от реальных проблем в виртуальный мир. Проходит время и, не осознавая это, человек начинает понимать виртуальный мир как неотъемлемую часть реального.

В Интернете возможно найти близких людей с одинаковыми интересами, и взглядами на жизнь. Интернет — знакомые не знают вас лично, и можно открыться им, рассказать свои мысли, переживания и мечты. Это то, что мы можем позволить в виртуальном мире. Здесь возможно легко забыть о проблемах. Пользователи социальных сетей пребывают в иллюзии близости, общения.

Виртуальное общение наполнено обманом, как любые другие формы зависимости. Кто-то, зависим от алкоголя, наркотиков, курения, кто-то от социальных сетей.

2. Социальные сети или виртуальное общение

Для начала давайте узнаем, откуда же всё, таки пришел термин «Социальная сеть» и, что это вообще такое.

Википедия даёт нам следующее определение: социальная сеть (англ. social network) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними. Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно, современных интернет-сетей, ещё в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом. Во второй половине 20 века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция. Сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции веб 2.0, которую как понятие впервые ввёл Тим О’Рейли 30 сентября 2005 года в своей статье «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0».

Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года — день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных интернет-сетей.

И вот в 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалось успешной и с далёкого 2005 года она развивается и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир и МойКруг.

Давайте разберёмся в особенностях общения через интернет:

* Анонимность и невидимость.

За счет анонимности и невидимости подростки скрывают чувства или показывают отсутствующие переживания. Многие теряют значение возраста, социальный статус, внешнюю привлекательность или умение общаться. Большинство пользователей интернета считают, что «легче вести серьезный разговор», «люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно — все равно не видно, как ты обижаешься», «можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению», «можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше».

* Добровольность и желательность контактов.

Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

* Стремление к нетипичному поведению.

Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, проигрывают не реализуемые роли, сценарии поведения. Можно создавать о себе любое впечатление по своему выбору, быть тем, кем захочешь, конструировать сво? «Я» по своему выбору. «В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, слова для вас без ограничений характерных для материального мира»

* Стремление к эмоциональному наполнению текста.

Это выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций-«смайликов» или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

3. Основные способы общения в Интернете

Самый простой мотив общения в Интернете — потребность в контакте с другими людьми, также присутствующими в данный момент в сети. Обычные люди вовлечены в виртуальное общение в зависимости от индивидуальных склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни люди просто читают, что пишут другие, иные же вставляют пару своих слов в любой замеченный разговор. Но, так или иначе, очень немногие используют только одно средство общения в Интернете.

Теперь давайте кратко поговорим про них:

Наиболее универсальное средство компьютерного общения — это электронная почта. Она позволяет пересылать сообщения практически с любого компьютера на любой.

ISeekYou? — «Я ищу тебя». Иногда данную программу в народе называют «Интернет-пейджер» или же просто «Аська». Такой способ общения напоминает перебрасывание записочками или SMS. Данная программа позволяет общаться друзьям в онлайн времени, то есть, в реальном. ICQ действует по тому же принципу, что и электронная почта, но гораздо быстрее. Каждый пользователь «Аськи» имеет свой определенный номер, по которому может связываться с остальными людьми. Через эту программу происходит не только общение, но и обмен файлами разного рода. Кроме того, собеседника, с которым вы не желаете общаться через ICQ, можно отправить в игнор, нажав для этого определенные кнопки.

Чаты создаются непосредственно для группового общения в основном молодых людей. Общение проходит в виде полилога часто незнакомых людей, преследующих цель — заведение знакомств.

4. Общение в Интернете: польза или вред?

Общение в Интернете сравнимо с общением, встречающихся в пути людей, где каждый знает, что можно говорить, что угодно, и не отвечать за сказанное, ибо не проверишь услышанное тобой. В сети мы знаем, каждый выйдет на своей остановке и больше не встретится в жизни. У каждого свои причины для посещения Интернета: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поиска полезной информации. Спрос на общение в Интернете растет с каждым днем, затягивая всё больше людей самой разной возрастной категории. С одной стороны, общение в Интернете упрощает жизнь современного человека, но далеко не каждый понимает, какую опасность несет в себе online-общение.

5. Почему онлайн общение — зло?

6. Анализ использования Интернет — общения

Выполняя данную исследовательскую работу, мне стало интересно узнать, какая часть учеников моей школы общается при помощи Интернета, какое общение больше всего предпочитают мои одноклассники, какими средствами общения в Интернете пользуются учащиеся, и действительно ли виртуальное общение доминирует над реальным.

Участники опроса: учащиеся 9 «а», 9 «б», 9 «в», 9 «г» классов.

Исходя из диаграммы, можно сделать вывод, что более половины подростков(69,12%) находится в сети от 1 часа до 5 часов. 50%- более 5 часов. А что самое досадное, что есть такие люди и их не мало (44,12%) которые находятся в сети целый день, что может существенно отразится на их здоровье. виртуальный интернет зависимость

На основе диаграммы можно судить о том, что большинство опрошенных учеников, а именно 53% общаются в реальном мире более 8 часов. 15% опрошенных общаются от 1 часа до 3 часов. 32% от 3 до 5 часов.

Популярность виртуального общения можно объяснить тем, что практически все старшеклассники имеют доступ к сети Интернет, 88% опрошенных.

Большинство опрошенных ответили, что имеют стационарный выход в Интернет, то есть с домашнего компьютера или ноутбука. На общение с друзьями в реальности остается меньше. Около 60% имеют выход в Интернет с мобильного устройства, что позволяет им сочетать реальное и виртуальное общение. Часто можно наблюдать такую картину, когда общаясь в компании подростки, параллельно используют для виртуального общения свои гаджеты (мобильные телефоны, планшеты).

На основании диаграммы 5 можно сделать вывод, что общение в Интернете не является основной деятельностью, 80% опрошенных чаще всего используют Интернет для общения и чуть больше 90% респондентов Интернет используют так же для поиска информации.

Наиболее популярной социальной сетью для старшеклассников, является «ВКонтакте» что составляет 98% , кроме этой социальной сети популярностью пользуется Twitter, Facebook. Социальная сеть «ВКонтакте» является самой массовой в Рунете более 20млн. пользователей и ориентировано на молодежную аудиторию.

Среди средств виртуального общения наиболее актуальны формы e-mail, и Skype, так как эти средства позволяют обмениваться любой информацией и заводить новые знакомства. Skype позволяет видеть своего собеседника. Чем самым сокращает географическое расстояние между людьми.

Более половины старшеклассников особенностью общения в социальных сетях считают открытый характер информации о себе.

Важная особенность виртуального общения — возможность быть на связи в любом месте и в любое время (59%).

На данный вопрос 54,4% учащихся ответили, что виртуальное общение вытесняет реальное. 45,6% считают, что виртуальное общение не будет преобладать. А на вопрос: «Почему?», чаще всего высказывалось мнение, о том, что живое общение приятнее, эмоциональнее.

Интернет-общение является наиболее распространенным видом общения. Люди вследствие развития технологий и распространения Интернета стали больше времени проводить за виртуальным общением. В этом мире они чувствуют себя уверенней, здесь можно оставаться анонимным или просто не показывать эмоций, которые видны при реальном общении.

Работая над темой, я пришла к следующим выводам:

1. Большинство подростков в свободное время посещают Интернет.

2. Интернет используют для общения в социальных сетях и поиска информации.

3. Распространенным сайтом является «ВКонтакте».

4. Средство общения для многих — электронная почта и Skype.

5. Информация в Интернете о себе у подростков открытая.

6. Многие общаются при помощи Интернета из-за его мобильности.

7. Большинство считают, что виртуальное общение заменило реальное.

Моя гипотеза, что виртуальное общение заменило реальное, подтвердилась. Так стоит ли тратить все свое свободное время на социальные сети? Тем более, если у вас нет никаких интересов, кроме как бродить бессмысленно по просторам Интернета. Возможность посещать Интернет безгранична: можно общаться с друзьями, поиграть, послушать музыку, посмотреть фильмы, найти материалы необходимые для учебы, но не становиться рабом своего компьютера. Стоит очень серьезно задуматься, не являетесь ли вы зависимыми от Интернета.

1. Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. Издательство: Эксмо, 2006 год.

2. Кондратьев Г.Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт. Издательство: Питер. 2005год.

3. Климкович Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков. Издательство: Красико-Принт, 2011 год.

4. Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ. 2005 год.

Источник:
Социальные сети
Основные причины перехода от реального общения к виртуальному, определение степени его опасности и пользы. Использование всемирной сети для коммуникации в социальных сетях и поиска информации. Способы преодоления зависимости от общения в Интернете.
http://revolution.allbest.ru/sociology/00339449_0.html

Учебно – исследовательский проект «Социальные сети» — почему люди предпочитают живому общению виртуальное?

Учебно – исследовательский проект «Социальные сети» — почему люди предпочитают живому общению виртуальное?

«Социальные сети» — почему люди предпочитают живому общению виртуальное? – ученица МКОУ «Поворинская ООШ» Сонина Лилия.

В наш век компьютерных технологий каждый знаком с таким понятием как Интернет. Сегодня даже ребенок имеет доступ к информационным ресурсам всемирной паутины. Всевозможные сетевые сообщества стали едва ли не самым важным атрибутом современного мира, люди отдают всё большее предпочтение виртуальному общению.

Социальные сети в наше время порой становятся заменой традиционному общению. Почему это происходит?

Целью данной работы является исследование влияния социальных сетей на общение подростков.

У каждого свои причины для регистрации в социальных сетях, но спрос на социальные сети растёт с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Постоянная тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, во время которой происходит полная замена реальных отношений на виртуальные.

Поэтому на сегодняшний день остаётся актуальной проблема возвращения подростков к живому общению.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Выявить положительные и отрицательные моменты общения в социальных сетях.

2. Определить признаки зависимости от социальных сетей и способы её преодоления.

Социальные сети: польза или вред?

У каждого свои причины для регистрации в социальных сетях: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растёт с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Нельзя в полной мере оценить сетевые ресурсы как позитивные или негативные. С одной стороны – это очень упрощает жизнь современного человека, но далеко не каждый понимает ту степень опасности, которую несёт в себе онлайн-общение.

Ребёнок, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны. Польза социальных сетей для ребёнка будет в первую очередь зависеть от его личности, которая в нежном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещёнными» темами?

Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребёнка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. Проблемы социализации, неумение общаться со взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребёнка. При неблагоприятном стечении обстоятельств может сформироваться социофобическая, не приспособленная к реальной жизни личность.

Люди заменяют живое общение виртуальным из-за ряда причин. В этом списке причин – отсутствие свободного времени для встречи (работа, учёба, семья), отсутствие возможности позвонить (нет номера, надо звонить в другой город (страну), вторая половинка ревнует), отсутствие возможности встретится (разные города, страны, другие причины), довольно лёгкий способ для знакомства (знакомство в социальной сети, плавно перетекающее в реальное знакомство), какие-то другие причины.

Но всё равно некоторые люди до сих пор понимают и ценят реальное общение. Собраться дружной компанией и съездить в лес, на природу, на речку, озеро. И пока есть такие компании, для которых виртуальное общение не стало дороже реального – ещё не всё потеряно.

Источник:
Учебно – исследовательский проект «Социальные сети» — почему люди предпочитают живому общению виртуальное?
Учебно – исследовательский проект «Социальные сети» — почему люди предпочитают живому общению виртуальное? «Социальные сети» — почему люди предпочитают живому общению виртуальное? –
http://pandia.ru/text/78/499/26138.php

COMMENTS