На чем строится общение

Как строится общение

Как строится общение

В 1955 году в Гарвардском университете британский фило­соф и лингвист Джон Остин () читал курс лекций под названием «How To Do Things With Words» («Как совершать по­ступки с помощью слов»), а в 1962 году он издал его отдельной книгой. Своими лекциями Остин заложил фундамент влиятельней­шего направления современной научной мысли, которое сейчас известно во всём мире как теория речевых актов.

Теория речевых актов генетически связана с так называе­мой лингвистической философией, которую также называют фи­лософией лингвистического анализа или философией обыденного языка. Лингвистическая философия продолжает аналитическую традицию в западной философской мысли, в рамках которой полу­чила наиболее полное выражение характерная тенденция всей фи­лософии XX века — своеобразный «поворот к языку». В отличие от «классики» современная философия уже не считает возможным абстрагироваться от логико-лингвистического аспекта философских проблем.

Аналитическая философия увидела в языке не просто средство передачи некоторого содержания, но и самостоятельный объект исследования.

Ядро новейшей аналитической философии составляют, как правило, программы и концептуальный аппарат, вырабатываемые в философии языка, а «периферию» — другие аналитические дисцип­лины: «философия сознания», «философия действия», «философия логики», «философия морали», аналитическая метафизика и другие. В последние годы аналитическая философия распространяет свои методы на новые предметные области, осваивает социокультурную проблематику, по-прежнему делая акцент на логико-лингвистической стороне рассматриваемых вопросов, на способах аргументации и обоснования.

В отличие от сторонников других разновидностей аналити­ческой философии представители лингвистической философии усматривают задачу «философа-аналитика» не в том, чтобы реформировать язык в соответствии с некоторой логической нормой, а в детальном анализе фактического употребления естественного разговорного языка, с тем чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употреблению речевых актов иногда называют лингвопрагматикой. Ключ к пониманию значения этого термина находится в из­вестном высказывании древнегреческого поэта и законодателя Со­лона (ок. 635 — ок. 560): «Слово есть дело». Остин заметил, что, произнося некоторое высказывание, мы совершаем определённое действие (по-греч. — pragma, род. п. — pragmatos), которое направле­но на адресата. Это действие обусловлено целью (намерением) го­ворящего и называется «речевой акт», «речевой поступок», «рече­вое действие».

Высказывания, которые в определённых условиях равно­значны совершению некоторых действий, Остин называл перформативами (от англ. to perform — осуществлять, действовать, испол­нять). Словами-перформативами являются, например, глаголы про­сить, обещать, благодарить, поздравлять и другие. Когда мы го­ворим Благодарю вас, мы самой этой фразой производим действие, совершаем поступок — выражаем благодарность. Обещаю тебе при­нести книгу — речевой акт «обещание»; Поздравляю — произносим мы и совершаем таким образом ритуал поздравления — тоже посту­пок, речевой акт.

Единый речевой акт в представлении Остина является трёхуровневым образованием, которое в отношении к используе­мым в его ходе языковым средствам выступает как локутивный акт (например, Он сказал мне: «Ты не можешь так поступить»). В отношении к цели и ряду условий своего осуществления речевой акт выступает как иллокутивный акт (например, произнося «Ты не можешь так поступать», говорящий протестовал против того, чтобы его адресат поступал определённым образом — иллокутивный акт протеста). В отношении к результатам речевой акт выступает как перлокутивный акт (например, произнося «Ты не можешь так поступать», говорящий препятствовал своему адресату, удер­живал его от совершения определённого действия, останавливал его, взывал к его здравому смыслу — перлокутивный акт препятствования, удерживания, запрещения).

При восприятии речевого акта слушающий, определяя, что хотел сказать говорящий, не только устанавливает, что этот говорящий стремится заставить его произвести некоторое действие, но и выясняет, каким образом реализуется это стремление: с помощью просьбы, моль­бы, приказа, требования, убеждения или уговоров. От результатов по­добного выяснения зависит то, какой будет реакция слушающего.

При описании структуры речевого акта с позиций говоря­щего нужно отметить, что, произнося в некоторой ситуации обще­ния (речевой ситуации) определённое высказывание, выражающее его намерения (или интенции), он производит действия четырёх различных типов: 1) локутивное действие собственно произнесения высказывания, 2) действие по соотнесению языковых знаков с той реальной ситуацией, которая описыватся с их помощью, 3) иллоку­тивное действие — выражает определённое намерение, направлен­ное на адресата (похвалу, просьбу, обещание и прочее), 4) перлоку-тивное действие — осуществляет воздействие на адресата и стремит­ся изменить его поведение или его мировоззрение.

Понятие иллокутивной силы нужно отличать от понятия иллокутивной цели высказывания. Понятие иллокутивной силы производно от нескольких элементов и представляет собой ком­плексное образование, в котором иллокутивная цель является толь­ко отдельно взятой составляющей, выделение которой, тем не ме­нее, служит основанием для классификации речевых актов.

Речевой акт реализует то или иное намерение говорящего, поэтому целенаправленность есть одна из основных черт поведения этой единицы коммуникативного поведения человека: одно наме­рение — один речевой акт. Все речевые акты можно подразделить на 1) репрезентанты, представляющие положение дел, которое от­ражает и описывает действительность; 2) директивы, которые служат побуждениями к совершению того или иного поступка (на­пример, приказ, просьба); 3) комиссивы, посредством которых на говорящего возлагаются определённые обязательства (например, обещание); 4) экспрессивы, служащие для выражения оценок и эмоций (например, Ах, как хорошо!); 5) декларативы, которые оформляют ритуализованные общественные действия, такие, как назначение на должность или объявление войны; 6) информативы, которые информируют участников коммуникации о намерениях говорящего (например, Я не прошу, а требую!).

Здесь мы можем остановиться и дать определение понятию «речевой акт».

Речевой акт — это основная единица речевого общения и речевого поведения человека, реализующая одно речевое намере­ние говорящего и служащая для достижения определённого резуль­тата. Таким результатом могут быть изменение «картины мира» у адресата (если говорящий сообщает дополнительную информацию, или убеждает в чём-либо, или передаёт слушателю своё эмоцио­нальное видение мира, своё настроение), или реальные поступки адресата (если говорящий побуждает к конкретным действиям), или, наконец, просто приятное времяпрепровождение.

Изучение речевой деятельности в отечественной лингвис­тике привело к созданию в 70-е гг. XX века теории речевой комму­никации. На место акта речи она поставила более широкое понятие акта коммуникации, учитывающего достижения как психологии, так и лингвистики ‘.

В теории речевой коммуникации наиболее известна схема речевого коммуникативного акта, предложенная Романом Якобсо­ном. Она включает следующие основные компоненты:

СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ (КОНТЕКСТ)

Под контекстом, или ситуацией общения, понимается об­становка, в которой производится высказывание (допустим, офици­альное собрание, дружеская встреча, семейный обед); канал пред­полагает возможность не только устной, но и письменной комму­никации; код подразумевает язык (или речевую разновидность), на котором производится высказывание.

Теория речевой коммуникации учитывает прежде всего то, что коммуникация — это не передача информации, а обмен инфор­мацией между собеседниками. В процессе коммуникации они по­очерёдно меняются ролями (я — говорящий, ты — слушающий), вы­сказываясь об общем предмете разговора.

Понять другого — значит верно разгадать подлинное рече­вое намерение собеседника по его речевому поведению и словам. Сами по себе слова могут ввести и нередко вводят в заблуждение. Следовательно, возникают возможности для самых разнообразных нарушений понимания. Всё зависит от ситуации, от речевой цели говорящего и от умения адресата отличать прямой смысл сказанно­го от того значения, которое высказывание должно получить (по намерению говорящего) в данной конкретной речевой ситуации. Приведём пример. Я плохо себя чувствую, — сообщает один из собе­седников. В зависимости от его целей и ситуации это может озна­чать:

(а) «Мне нездоровится»;

(б) «Надо вызвать врача, если ты меня любишь, бросайся к телефону и покажи мне, что я для тебя — главное в жизни»;

(в) «Я обижен и хочу, чтобы ты это понял; жду извинений»;

(г) «Не хочу с тобой разговаривать, уходи»;

(д) «Ты меня не любишь; это ты виноват в том, что я заболел; почувствуй свою вину»;

(е) «У меня нет времени для беседы с вами; я спешу» и т. д.
В лингвистике и современной риторике высказывание, которое должно быть «отгадано», «расшифровано» в прямом смыс­ле (см. выше, вариант (а), т. е. смысл которого складывается из значений употреблённых в нём слов), называют прямым сообщением (прямым речевым актом); все остальные (варианты (б) — (е) и другие) называют косвенными сообщениями (косвенным речевым актом), или метасообщениями. Для понимания собеседника нужно уметь различать прямые и косвенные сообщения. Иначе неизбежны проблемы и неприятности.

Чтобы высказывание достигло своей цели, должны быть соблюдены некоторые условия. Например, у вопроса как речевого акта есть четыре условия успешности: предполагается, что гово­рящий не знает ответа; хочет знать ответ; адресат речи знает ответ; готов этим знанием поделиться.

Если какое-то условие успешности речевого акта наруше­но, говорящего постигнет коммуникативная неудача. Например, он не получит ответа на свой вопрос. Так, в диалоге из кинофильма «Берегись автомобиля» адресат косвенным образом даёт понять, что не знает ответа (нарушено третье условие успешности речевого акта вопроса):

« — Почему он привязался именно к вашей машине?

— Вы меня спрашиваете?»

Коммуникативная неудача может постигнуть говорящего из-за того, что он и слушатель вкладывают разный смысл в одни и те же слова. Обратимся к «Алисе в стране чудес»:

«- Сними свою шляпу,сказал Король Болеанщику.

— Она не моя,ответил Болванщик».

В результате Болванщик всё последующее время продол­жает сидеть в шляпе — Короля постигла коммуникативная неудача.

Как правило, участники речевой коммуникации имеют об­щую цель — достичь взаимопонимания. Это один из основных принципов общения, который получил название принципа коопе­рации. Из этого принципа американским логиком П. Грайсом были выведены универсальные постулаты коммуникации, своего рода эффективного общения.

Постулаты делятся на четыре группы: постулаты информа­тивности («твоё высказывание должно быть достаточно информа­тивным»); постулаты истинности («не говори того, что ты считаешь ложным»); постулаты релевантности («говори то, что в данный мо­мент имеет отношение к делу»); постулаты ясности выражения («избегай неоднозначности»; «будь краток»).

Коммуникативные постулаты, своеобразные правила игры, позволяют говорящему вкладывать, а слушающему извлекать из высказывания большее содержание, чем в нём непосредственно выражается. Заключения, которые делает слушающий, исходя из того, что говорящий соблюдает принцип кооперации, называются импликатурами (от лат. implicatio — «сплетение», «переплетение»).

В фильме «Берегись автомобиля» милиционер спрашивает у водителя, выехавшего утром на немытой машине: «Скажите, вы сами по утрам умываетесь?» Фактически он предъявляет водителю обвинение: «У вас немытая машина», и это коммуникативное наме­рение адресат легко вычисляет именно с помощью постулатов об­щения. Постулаты общения позволяют понять в соответствующей ситуации высказывание Здесь душно как просьбу открыть окно, и крик Машина! — как предупреждение: «Осторожно, тебя может сбить машина».

Изучаемые в большинстве традиционных грамматик пол­ные предложения очень часто выглядят неестественно. Они встре­чаются лишь в учебниках языка да в некоторых особых стилях язы­ка — например, в деловых бумагах, где важно однозначное понима­ние. Обычно люди говорят совсем не так. Несколько преувеличенно естественная речь передана в старом английском анекдоте, состоя­щем из трёх разговоров врача с пациенткой: Ожог? — Ушиб. — Компресс. Лучше? — Хуже.Ещё компресс.

Лучше?Здорова. Сколько?Ничего. Такой немного­словной пациентки я ещё не видел.

Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и мне стыдно от взглядов соседей.

Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я всё время спотыкаюсь.

Меня очень утомляет громкая музыка.

Заметьте, все эти предложения содержат личные местоиме­ния: я, мне, меня.

Но можно сказать и иначе:

• Ну что у тебя за вид!

• Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!

Ты не мог бы потише?!

В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. Их можно назвать «Ты-сообщениями».

На первый взгляд разница между «Я-» и «Ты-сообщениями» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удоб­нее». Однако в ответ на них собеседник, и особенно ребёнок, оби­жается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать.

Ведь каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику собеседника. Вот типичный диалог:

Когда ты, наконец, начнёшь убирать свою комнату?!

(Обвинение.) — Ну, хватит, пап. В конце концов, это моя комната!

Как ты со мной разговариваешь? (Осуждение, угроза.)

А что я такого сказал?

Используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое Вы сейчас испытываете, и именно такой интенсивности. Оказывается, это не так просто: мы привыкли думать о СЛОВАХ, которые НАДО сказать, а не о наших ЧУВСТВАХ, которые порой загоняем внутрь. Учёный уже не может ограничиться анализом изолирован­ных предложений, он должен уметь изучать целый текст. Одно из перспективных направлений современной науки о языке — лингвис­тика текста. Она изучает правила, по которым строится связный текст: способы связи (прежде всего семантические) между предло­жениями, средства, позволяющие начать текст, сменить его тему или, наконец, завершить его, и т. д.

Теория речевых актов (прагмалигагвистика), лингвистика пресуппозиций, лингвистика текста, теория речевого воздействия, теория речевой коммуникации — все эти новые области науки о языке имеют несомненное прикладное значение.

Вплоть до начала XX столетия казалось, что лингвистика — это оторванная от жизни наука. Теперь она всё больше служит практическим потребностям. Её заслуги — и рациональные методы преподавания иностранных языков, и разработка машинного пере­вода, и подготовка орфографических реформ, и выработка языко­вой политики.

О языке известно, пожалуй, больше, чем о многих других видах человеческой деятельности, но всё ещё очень мало. Мы лишь частично можем ответить на вопрос о том, как человек говорит, и почти ничего не в состоянии сказать о том, почему и для чего он это делает. Решение фундаментальных проблем науки о языке — дело будущего.

1. Выберите из ответов родителей, перепечатанных из кни­ги «Общаться с ребёнком. Как?», тот, кото­рый больше всего отвечает «Я-сообщению».

Ситуация 1. Вы который раз зовёте дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять од­
но и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребёнок то и дело его прерывает. Ваши слова:

1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

2. Не мешай разговаривать.

3. Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я раз­
говариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).

1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!

2. Уберите за собой посуду.

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

2. Дайте этическую оценку поведению мужчин.

А) К известному певцу сквозь толпу молоденьких поклон­ниц его таланта пробиралась старушка.

— Не могли бы Вы дать автограф и пожилой женщине? — спросила она.

Певец, известный не только своим талантом, но ещё и остроумием и. (вставить нужное слово), ответил:

— Охотно! Но где же она?

Б) — Ну как, милый, вкусно? — спрашивает молодая жена своего мужа после первого сваренного ею обеда.

— И ты ещё спрашиваешь: одна соль! Ну и женушку я се­бе нашёл: быстро ноги протянешь от её обедов.

В) — Ну как, милый, вкусно? — спрашивает молодая жена своего мужа после первого сваренного ею обеда.

— Неплохо. Однако в следующий раз не забудь к соли добавить немного супа, дорогая.

3. Ниже приведено несколько отрывков из романа М. Булга­кова «Мастер и Маргарита». В них описываются ситуации обще­ния, в которых говорящим не удалось достигнуть поставленных ими целей. Каковы были эти цели в каждом из примеров? Какие компоненты ситуации общения не были учтены говорящими? Как следовало бы им построить свою речь для того, чтобы добиться успеха?

А) пытается рассказать врачу-психиатру о событиях, связанных с трагической гибелью своего знакомого литератора Берлиоза.

— Ага, — сказал врач, — а почему вы так спешили? Какое-нибудь деловое свидание?

— Консультанта я ловлю, — ответил Иван Николаевич и тре­вожно оглянулся.

— Вы Берлиоза знаете? — спросил Иван многозначительно.
-Это. композитор?

— Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор – это однофамилец Миши Берлиоза.

Б) Иван Бездомный звонит из психиатрической клиники в милицию.

— Милиция? — закричал Иван в трубку, — милиция? Товарищ дежурный, распорядитесь сейчас же, чтобы выслали пять мотоциклетов с пулемётами для поимки иностранного консультанта.
Что? Заезжайте за мною, я сам с вами поеду. Говорит поэт Иван Бездомный из сумасшедшего дома. Как ваш адрес?

шёпотом спросил Бездомный у доктора, прикрыв трубку ладонью, а потом закричал в трубку: — Вы слушаете? Алло. Безобразие! — вдруг за­вопил Иван и швырнул трубку в стену.

В) К Маргарите, которая одиноко сидит на скамейке в саду, подсаживается незнакомый мужчина и пытается начать разговор.

— А я вас не знаю, — сухо сказала Маргарита.

— Откуда ж вам меня знать! А между тем я к вам послан по дельцу. .

— Ничего не понимаю, какое дело?
Рыжий оглянулся и сказал таинственно:

— Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости.

— Что вы бредите, какие гости?

— К одному очень знатному иностранцу, — значительно сказал рыжий, прищурив глаза.

Маргарита очень разгневалась:

— Новая порода появилась: уличный сводник, — поднимаясь, чтобы уходить, сказала она.

— Вот спасибо за такие поручения! — обидевшись, воскликнул рыжий и проворчал в спину уходящей Маргарите: — Дура!

Источник:
Как строится общение
Как строится общение В 1955 году в Гарвардском университете британский фило­соф и лингвист Джон Остин () читал курс лекций под названием «How To Do Things With Words» («Как совершать
http://pandia.ru/text/78/283/91905.php

На чем строится общение?

А недавно я беседовала с другим товарищем, и примерно на шестом часу разговора он вдруг сказал: «слушай, а у нас есть общие интересы. «. И вот как мы ни старались, никаких не нашли! Он читает биографии, новости и книжки по экономике, а живописью, архитектурой и музыкой не интересуется вообще. А я не интересуюсь фильмами и за новостями не слежу, уж особенно в экономической сфере. То есть у нас не противоположные вкусы, а вообще непонятно что. И однако ж проболтать несколько часов нон-стоп — запросто!

И вот встал вопрос, а так ли важны одинаковые интересы для общения? И что тогда, если не интересы?

Для меня в общении самое важное — искренность собеседника. И со мной, и с собой. Увы, похвастаться тем, что вижу фальшивых людей насквозь, не могу. Я, наоборот, как дебил верю, даже если меня откровенно и неумно обманывают. И если шутят — тоже верю. Поэтому в долгосрочной перспективе надо либо меня качественно и художественно обманывать, либо. ждать неизбежного разочарования. И я СТОЛЬКО раз в людях разочаровывалась. Когда узнавала, что они привирают, приукрашивают, сочиняют красивую белиберду или являются не такими необыкновенными, какими стараются казаться. Вот сейчас вспоминаю все случаи своих разочарований, сильных штук 30-40 точно наберется, а мелкого калибра — пара сотен. И вот думаю, КАААК я ещё живу с убеждением, что большинство людей искренние, хорошие и не обманывают наивных блондинок?! Мозгами понимаю, что надо быть более критичной. а без толку все эти «понимания» 🙂

Но есть исключения! И, когда их находишь, они стоят всех разочарований!
Приятней всего общаться с ЧЕЛОВЕКОМ, а не с его маской. Когда никто не задумывается, насколько «социально одобряемо» выглядит, когда каждый внимательно слушает собеседника и старается его понять (избегая ярлыков и стереотипов). И там уже пофиг, интересы-не интересы. 🙂

Со всеми друзьями/хорошими знакомыми у меня интересы пересекаются слегка, но в основном мои вздохи по домикам в стиле Ар Нуво не интересны никому кроме мамы с папой 😀

А что для вас самое главное в общении? Может, всё-таки интересы? Что больше всего разочаровывает в людях?

Источник:
На чем строится общение?
Был у меня один знакомый, с которыми общих интересов — выше крыши. Архитектура, музыка, живопись, литература… причем одинаковых со мной видов и жанров! И даже политические взгляды одинаковые! По всем параметрам мы должны были запойно общаться и друг друга обожать. Но мы не могли разговаривать!…
http://whatblondiesays.livejournal.com/212423.html

Общение человека с человеком: значение, проблемы и особенности

Общение человека с человеком: значение, проблемы и особенности

Каждый день человек проделывает массу различных манипуляций, о которых часто даже не задумывается. В данной статье мы поговорим о том, на чем же основано общение человека с человеком, и какие при этом могут возникать проблемы.

В первую очередь нужно разобраться в самом понятии «общение». Психология дает следующее обозначение данного термина: это некое специфическое взаимодействие между людьми, которые являются членами общества. Важным окажется и следующий момент: именно в общении реализуются все социальные роли человека.

Стоит сказать и о том, что существует три стороны общения, которые неразрывно связаны друг с другом:

  1. Коммуникативная. Цель – обмен информацией между людьми для дальнейшего ее использования.
  2. Интерактивная. Это некая организация взаимодействия для продуктивного общения. Например, иногда человеку нужно поднять настроение или настроить его на рабочий лад.
  3. Перцептивная. Это установление особой связи на уровне внутреннего мира между людьми, которые находятся в процессе общения.

Какие же средства используются, когда происходит общение человека с человеком? На первый взгляд, определить это сложно, однако психология выделила несколько важных подпунктов:

  1. Язык – это целая система слов, выражений, предложений, благодаря чему строится речь человека, на которой и основывается общение.
  2. Интонация. Это выразительность, эмоциональность, тональность, с которой разговаривает человек. От одной только интонации может меняться смысл фразы.
  3. Мимика. А также взгляд, поза человека могут многое выразить в общении и «сказать» о том, о чем не было заявлено во всеуслышание.
  4. Жесты. Предназначены для усиления сказанного. Они могут быть общепринятыми или же экспрессивными.
  5. Расстояние. Также весьма важный элемент. Только по одному расстоянию между собеседниками можно сделать вывод об их отношениях.

Рассматривая тему «Общение человека с человеком», стоит также рассказать и о том, какие существуют виды общения:

  1. «Контакт масок» или же формальное общение. В таком случае у человека нет цели понять и проникнуться личностью собеседника. Однако данный вид взаимодействия нужен, чтобы иметь возможность при необходимости отгородиться от того, с кем нет желания близко общаться, скрыть истинные эмоции.
  2. Примитивное. В таком случае общение человека с человеком строится только на выгоде: если нужен кто-то для достижения цели, с ним взаимодействуют, если же не нужен, контакт мгновенно прекращается.
  3. Формально-ролевое. Необходимо для достижения одной социальной цели.
  4. Деловое. В этом варианте собеседник учитывается как личность, однако бизнес-цель является выше, нежели личностные разногласия при выяснении вопросов.
  5. Духовное межличностное общение. Присуще друзьям, когда товарищ даже без слов может понять настроение и сделать все для его изменения в нужную сторону.
  6. Манипулятивное. Существует исключительно для достижения выгоды благодаря собеседнику.
  7. Светское. Данный вид общения предполагает разговор о том, о чем нужно, а не о том, о чем действительно хочется поговорить.

Интересной окажется и та информация, что деловое и светское общение имеют свой определенный кодекс, который людям, его использующим, нужно обязательно соблюдать.

Стоит сказать и о том, что часто у человека существует проблема общения с людьми. Почему так происходит, в чем причина? Так, психологи выделяют несколько пунктов, которые помогут разобраться с данным фактом:

  1. Комплекс неполноценности. Часто люди считают себя хуже, глупее или даже просто некрасивее остальных, благодаря чему стараются свести общение к минимуму.
  2. Комплекс превосходства. Полная противоположность предыдущему пункту. В таком случае человек считает себя настолько лучше других, что просто не находит для себя равного собеседника.
  3. Излишняя агрессивность. В таком случае часто окружающие сами отказываются общаться с человеком из-за его неуравновешенного характера или слишком острых высказываний и взглядов.
  4. Недостаток опыта. Данный пункт может показаться смешным, однако не все так просто. Люди, которые мало общаются с окружающими, часто не знают, как это делать правильно.

Что же можно сделать человеку, чтобы изменить ситуацию и научиться общаться, преодолев различные коммуникативные проблемы? Психологи создали простой алгоритм действия, выполняя даже некоторые пункты из которого, можно довольно-таки легко справиться со своими проблемами:

  1. В первую очередь нужно признать то, что данная проблема существует. И только после этого можно начинать что-то предпринимать.
  2. Предметы-помощники. Если кто-то боится контактировать с людьми, первый выход для него – общение человека с природой (или же предметами). Так, обо всем, что происходит в жизни, поначалу можно рассказывать березке в саду, плюшевому мишке или дневнику. Однако с этим не стоит затягивать, все же лучше как можно скорее переходить к следующим советам.
  3. Если же пока еще страшно общаться «вживую», можно начать с телефонных разговоров. Просто набирать любой номер и спрашивать, допустим, Петю. А потом извиняться, что не туда попали. Однако не стоит слишком затягивать и с таким способом обучения, лучше как можно раньше переходить к общению реальному.
  4. Главное правило: нужно начать как можно больше общаться с людьми. Однако это не значит, что надо заводить длительные разговоры о политике или автомобилестроении. Достаточно просто подходить к людям на улице и спрашивать «который час», «как пройти в библиотеку» и т. д.
  5. И самый, казалось бы, странный совет: нужно как можно больше читать. И на этом фоне формировать свое мнение о прочитанном. А позже делиться этим сначала с родственниками (на которых можно тренировать свои коммуникативные навыки), далее – с друзьями, а потом уже будет легко общаться и с коллегами, и с одноклассниками.

Стоит также сказать и о том, что каждая категория людей требует особого вида общения. И об этом стоит помнить. Так, например, общение с пожилыми людьми должно строиться на принципах уважения, почитания старости. Этому важно научиться, ведь часто люди старшего возраста требуют довольно много внимания и контактов. Особым пунктом окажется общение с трудными людьми. Однако данные навыки, скорее, понадобятся тем, кто работает в больницах (в т. ч. и психиатрических), тюрьмах и т. д. В быту же трудными людьми часто называют товарищей и родственников, с которыми практически невозможно общаться из-за их характера. В таком случае единственное правило – набраться терпения и следить за своим эмоциональным состоянием в моменты коммуникации с такими личностями.

Источник:
Общение человека с человеком: значение, проблемы и особенности
В данной статье мы расскажем о том, на чем же основано общение человека с человеком. А также о том, почему могут возникать проблемы и как научиться коммуникациям с окружающими.
http://fb.ru/article/146938/obschenie-cheloveka-s-chelovekom-znachenie-problemyi-i-osobennosti

Эффективное общение

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

•коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

•интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

•перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

— » Правило трех двадцати «:

20 сек. вас оценивают.

20 сек. как и что вы начали говорить.

20 см улыбки и обаяния.

— 6 правил Глеба Жеглова:

Проявлять искренний интерес к собеседнику.

Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

Относиться к нему с уважением.

— Как увеличить полезность контакта:

Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

Всегда настаивать на правде.

Строить сообщения просто и понятно.

Не приукрашивать, не набивать цену.

Помнить, что 1/2 аудитории – женщины.

Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Как результат вы получите:

Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

Вы завоюете собеседника.

Вы повысите вашу самооценку.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Правило трех «плюсов»».

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его Ребенку (То же касается и окончания беседы или встречи).

Существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

На первый взгляд, комплимент – самое простое в общении. Но сделать его мастерски — высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, «помешанному» на собаках – его любимца, родителю – ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала – ужас от мысли о смерти, а потом – неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса» последствия могут быть для нас плачевными.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для того, кто делает комплимент. «Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены:

Чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Самое трудное в комплименте – это достойно на него ответить. Это невозможно сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство состоит в умении изящно ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

Улыбка – это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который – расположение собеседника к нам. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает более привлекательными.

Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка – открытой и искренней.

Помнить имя собеседника

Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Руководитель, желающий производить хорошее впечатление, может использовать следующий прием: завести блокнот и записывать имена всех своих деловых партнеров и подчиненных и иногда просматривать его, чтобы иметь возможность при встрече обратиться по имени. На людей производит неизгладимое впечатление, что человек, стоящий значительно выше по служебной лестнице, помнит их по имени.

Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.

Поднятие значимости собеседника

Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных сем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.

Любой работник хочет, чтобы другие ценили его труд, признавали его занятость, полезность и незаменимость. Поэтому нам никогда не повредит, обращаясь к нему, извиниться за «причиненное беспокойство», хотя выполнение нашей просьбы и входит в круг его «служебных обязанностей».

Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Например, фраза «Я хотел бы с Вами посоветоваться!». Люди читают их так: «Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?» Конечно, эта фраза – общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.

Главное – искренне попросить у человека той или иной помощи.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

Правило 1: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать».

Правило 2: «Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их».

Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Существуют специальные приемы понимающего слушания, которым может научиться каждый человек:

Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

Выяснение – это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание, что называется, «на корню». Выяснение полезно в случаях, когда нам необходимо точно понять позицию собеседника, когда малейшая неточность может привести к негативным последствиям; когда человек говорит путано, не делает необходимых пояснений, перепрыгивает с одного на другое, ведь выяснение помогает в этом случае понять суть рассказа. Выяснение помогает и говорящему. «Выясняющие» вопросы показывают говорящему, что его слушают (что, естественно, придает уверенности), и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.

Перефразировать – значит сказать ту же мысль, но несколько иначе. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника, и двигаться дальше с уверенностью, что до сих пор все понято правильно. Перефразирование – практически универсальный прием. Его можно использовать и в деловой беседе, и в личном общении.

Резюмирование – это подведение итогов. Суть этого приема слушания в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза – это речь собеседника в «свернутом» виде, ее главная идея. Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, суть которого в повторении каждой мысли собеседника, но своими словами, что показывает ему нашу внимательность и понимание. При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль.

Отражение чувств – это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания, не обращая внимания на содержание речи, существо которой подчас не имеет особого значения и для нас самих.

Понимание невербальных сообщений

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.

Дружеский взгляд: даже когда вы просто поддерживаете необязательный разговор, расположенный к вам человек будет часто смотреть на вас, особенно когда вы говорите. Психологи используют для обозначения этого выражение «поедать глазами» – значит, неотрывно смотреть на другого человека, особенно ему в лицо, но не всегда встречаться глазами.

Стоит учесть, что, например, женщины не только склонны сами больше «поедать глазами» своего собеседника, но и более положительно относятся к тому, что и на них много смотрят. Мужчины в целом относительно менее склонны к тому, чтобы позволять часто на себя смотреть, даже в знак теплых и дружеских отношений.

Теплые интонации: мы всегда следим за тембром и интонациями голоса как средствами выражения эмоционального содержания слов, которые мы слышим, и в разговоре можем отличить их от смысла самих слов. Голос лучше выражает положительные, чем отрицательные эмоции, и вам, вероятно, приходилось на основании одних только интонаций обнаружить, что вы нравитесь собеседнику. Кстати, ученые утверждают, что именно таким путем проще определить, пытаются ли вас ввести в заблуждение, или говорят прямо и откровенно.

Тепло прикосновения. Прикосновения к другому человеку, лишенные сексуальной окраски, скажем, к руке или плечу, являются сильнейшим средством передачи теплого отношения и симпатии. Когда нет оснований, что это будет негативно воспринято, не стесняйтесь прикосновений, если у вас это выходит естественно. Те, кто умеют в разговоре дотронуться до собеседника, обычно воспринимаются как милые и привлекательные, однако нужно быть очень внимательным к возможной реакции другого человека.

Зеркальное отражение (позиционное эхо) – это еще один признак, по которому с уверенностью можно сказать, что двое отлично ладят друг с другом. Понаблюдав за тем, как люди стоят, сидят, двигаются, можно заметить у них тенденцию настолько подражать друг другу, что кажется, будто это один человек, отражающийся в зеркале. Этот процесс идет на уровне подсознания, в его основе лежит несловесное сообщение: «Посмотри, я совсем такой же, как и ты». Ненавязчиво копируя некоторые жесты человека, его легче расположить к себе, успокоить и расслабить.

Жесты и позы: человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п.

Источник:
Эффективное общение
Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная
http://studfiles.net/preview/1474876/

COMMENTS