Мир человеческого общения

Конспект урока по ЧОП — Мир человеческого общения — 9кл

Конспект урока по ЧОП ‘Мир человеческого общения’ 9кл

Тема: Мир человеческого общения.

Цель: познакомить учащихся с понятием общение; разъяснить значение общения людей; познакомить с видами, сторонами и формами общения; развивать коммуникабельность и культуру общения.

Тип урока — получение новых знаний.

Оборудование — ИД, презентация, кластер, карточки с заданиями, таблица итогов.

1)Тренинг «Здравствуйте». Цель тренинга: поднятие настроения, положительный настрой на урок, воспитание чувства дружбы, уважения.

Здравствуйте — слово какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.

Здравствуйте — скажем мы новому дню! Здоровья желаем всем и всему!

Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!

2) Деление на группы: выбор спикера, и того кто будет следить за временем.

— У вас на партах лежат стикеры, подпишите каждый свое имя и наклейте его к тому смайлику, который подходит вам по настроению. ( рассмотреть настрой ребят на урок)

Задание №1. «Корзина идей». Распределите данную информацию на группы. Обоснуйте свой ответ. ( 2 балла) На эту работу вам дается время — 3 минуты, время истекает по-моему сигналу-стоп!.

— А что их всех объединяет?

— Какое общее определение можно им дать?

— А теперь откройте учебники на странице 34 и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника Жукешев, Сапаргалиев.

Тема нашего урока: «Мир человеческого общения». Эпиграф «Чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс

— Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Задание №2. Схема.

— Социальная природа человека прежде всего проявляется в том, что обязательным условием его существования является жизнь в обществе. Жизнь в человеческом обществе предполагает постоянный контакт с другими людьми-общение.

-А что мы вкладываем в понятие общение и какие стороны общения различают вы узнаете, воспользовавшись информацией учебника по страницам 35-36 и заполните схему. 6 мин. — на выполнение работы. Оценивается в 3 балла.

Проверка «1 звезда и 1 пожелание». ( спикеры остаются на местах, остальные проходят в другие группы и оценивают их работу: рисуют звезду- понравилось или сердечко- пожелание.)

-Итак, сколько звезд в 1 группе, во 2-й, 3-й?

Задание №3. Кластер. (3 балла+ 1балл за объяснение) 10 мин.

-Существуют виды и формы общения.

-А каким образом можно их классифицировать вы узнаете, воспользовавшись информацией учебника по страницам 35-38 и заполните класстер. 6 мин. — на выполнение работы. Оценивается в 3 балла.

— Теперь спикеры выходят к доске и рассказывают свой вопрос.

Задание №4. Обыграть вид или форму общения. — 2 мин- на выполнение, 2 балла.

Задание №5. Синквейн. 2 балла. 5 мин.

1 строка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка — два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка — фраза, несущая определенный смысл.

5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Домашнее задание: прочитать параграф 6, ответить на вопросы на с.39

Подсчитайте количество баллов и

10-9 баллов — «5» 8-7 баллов — «4»

Итог урока. Рефлексия:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил с ухмылкой, что целый день возил эти проклятые камни.

У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся, лицо его просияло: «А я принимал участие в строительстве Храма!»

Ребята, каждый для себя оцените свою работу.

Источник:
Конспект урока по ЧОП — Мир человеческого общения — 9кл
Конспект урока по ЧОП 'Мир человеческого общения' 9кл. Наш сайт Статейный холдинг ответит на ваши вопросы. У нас вы найдете интересные статьи и полезные советы.
http://teora-holding.ru/konspekt-uroka-po-chop-mir-chelovecheskogo-obshheniya-9kl/

Мир общения человека

Автор: tester. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Мир общения человека.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 214 КБ.

Тема: Мир общения. Богатство мира общения.

Цель: Выяснить, что это за мир- общение, какие законы лежат в его основе, какое значение оно имеет в жизни человека и общества.

Что это за особый мир- общение? Каково значение общения в жизни человека? В чём состоит многообразие мира общения? Какое значение имеет общение для развития общества? Что может привести к конфликту? Какие варианты выхода из конфликта существуют?

Коммуникация Информация Диалог Монолог

Общение Виды общения Функции общения Обмен репликами

Общение имеет непреходящее значение в жизни человека. Именно общение позволяет человеку стать личностью в полной мере. Немецкий философ Л.Фейербах утверждал: «Общение облагораживает и возвышает: в обществе человек невольно, без всякого притворства держится иначе, чем в одиночестве». Общение как обмен информацией, мыслями, знаниями, чувствами и переживаниями обогащает жизнь, приносит людям радость и огорчение, от которых вряд ли кто-то откажется добровольно и навсегда.

«Человеческая сущность налицо только в общении , в единстве человека с человеком…» Л.Фейербах (1804-1872), немецкий философ. «Самое плодотворное и естественное украшение нашего ума – по-моему, беседа. Из всех видов жизненной деятельности она для меня – наиболее приятный. Вот почему , если бы меня принудили немедленно сделать выбор , я , наверно , предпочел бы скорее потерять зрение , чем слух или дар речи…» М.Монтень (1533-1592) , французский философ , писатель.

«Если вы хотите понравиться людям , соблюдайте правило : будьте хорошим слушателем.» Д.Карнеги Общение – это «единственная роскошь , которая есть у человека.» А.де Сент – Экзюпери , французский писатель.

с другим человеком с момента своего рождения. Учеными установлено, что с 1,5-2 месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста, особенно оно важно и желанно в пору юности Человек общается не только с реальным партнером, но и с иллюзорным и воображаемым.

Общение – сложное искусство. Там где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источники конфликтов могут быть самые разные. Ученые выделяют несколько наиболее общих. Полезно узнать, что источником конфликтов нередко является несовпадение мнений других о вас и вашего о себе.

Осознав ситуацию как конфликтную , участники общения могут выбирать один из вариантов.

Первый вариант – уход из ситуации. В нашем случае один из друзей прекратил общение, повесив трубку. В результате конфликт снимается за счет распада дружеской пары. В стратегии поведения ,видимо, это не лучшая стратегия. Она оправдывает себя лишь в крайних случаях. Второй вариант — отношения «переговоров» или «торга», в результате каждая сторона может получить если не все , к чему стремится ,то хотя бы какую-то часть , которая может ее удовлетворить.(Выйду гулять ,когда сделаю уроки.) Третий вариант- отношения «борьбы» , или собственно конфликтные , связанные со стремлением получить максимум желаемого.

Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо: -доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что он хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться; -уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек — высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо. Есть еще одна важная черта культуры общения, которую вы ожидаете от других всегда, но гораздо реже демонстрируете сами,- уступчивость.

Для человека важно полноценное настоящее общение. А оно, в свою очередь, зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать их людям. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям.

Общение- это обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками и чувствами. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста. Конфликтные ситуации нередко возникают вследствие низкой культуры общения. Общение происходит как с помощью речи, так и невербальных средств( мимики, жестов и др.)

Какой вид общения представлен в следующем отрывке? Знакомо ли вам произведение, из которого взят отрывок? Ей в приданое дано Было зеркальце одно Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело… А.С.Пушкин

О каком виде общения идет речь в следующих строках В.Высоцкого?

Во мне два Я — два полюса планеты, Два разных человека, два врага: Когда один стремится на балеты- Другой стремится прямо на бега. Я лишнего и в мыслях не позволю, Когда живу от первого лица , — Но часто вырывается на волю Второе Я в обличье подлеца. И я борюсь , давлю в себе мерзавца,- О, участь беспокойная моя! — Боюсь ошибки: может оказаться, Что я давлю не то второе Я.

Источник:
Мир общения человека
Презентация: Мир общения человека.ppt, Тема: Общение, Урок: Психология
http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/mir-obschenija-cheloveka/mir-obschenija-cheloveka.html

Мир человеческого общения

Тема урока: Мир человеческого общения.

Цели урока : 1. Образовательная : Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, и культуре общения, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

2.Развивающая: Формировать навыки речевого общения.

3.Воспитательная : Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

План урока:

1.Общение и формы общения

2.Язык и формы речи

3.Функции культуры общения

Тип урока: комбинированный

Методика обеспечения урока: учебник, доска, презентация.

Ход урока

I. Орг.момент: (объявление темы и цели урока)

II. Проверка домашнего задание:

1.Что вы понимаете под словом человек и культура

2.Какую роль играет культура в жизни человека

3.Почему необходимо быть культурным

III.Объяснение новой темы:

1.Как вы думаете, что такое общение?(совместная деятельность, обмен информацией, эмоциональный контакт)

2.Какое общение может быть?(деловое, личностное)

3.Для чего мы общаемся?

«Общение» — это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или занимаются какой-либо практической деятельностью. Можно сказать, что общение с другими людьми — «обработка людей людьми». А можно ли сказать, что общение с самим собой — «обработка человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах говорил:«Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». Общение — это не только взаимоотношения, контакт между людьми, , но это и главное условие и способ существования и развития людей.

Люди всегда задумывались о сути общения. Давайте обсудим высказывания:

«Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком».

«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли»

На каком из изречений вы хотели бы остановиться? Обоснуйте свой выбор.

Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Культура общения начинается с овладения родным языком. Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку. Так что же такое язык? Давайте послушаем притчу.

Притча. «Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Выделяются два вида общения вербальное (речевое) и невербальное (неречевое, жесты)

Функции вербального общения:

1. Обмен информацией между людьми.

2. Организация взаимодействия между людьми.

3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Структура вербального общения

1. Открытое — закрытое

2. Монологическое — диалогическое

3. Ролевое – личностное

Открытое общение — это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека. Закрытое общение — это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправданно в конфликтных ситуациях.

Монологическое общение — речь человека в форме монолога. Диалогическое общение — речь двух и более людей.

Ролевое общение — общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение — общение по душам.

Ребята, как вы считаете: к какой стратегии общения будет относиться:

а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое)

б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое)

в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)

Тактика вербального общения

1. доброжелательная позиция принятия собеседника

4. доминирование (общение «сверху”)

5. общение на равных

6. подчинение (общение «снизу”).

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, неречевое взаимодействие — 53%. Т.е. более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения.

Личная зона (45 — 120см) — беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.

Социальная зона (120 — 400 см) — официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 см) — общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п.

Давайте вернемся к нашим видам общения. Пусть сейчас выйдет представитель вербального общения и выведет с собой троих друзей. При вербальном общении не вся информация передается в сохранности, часть ее теряется. Мы с вами сейчас в этом убедимся благодаря игре, которая называется «Австралийские аборигены” (Приложение 1). Игра «Австралийские аборигены”. Один человек остается в классе, трое выходят. Оставшемуся пересказывают текст «Австралийские аборигены”, он запоминает его и пересказывает второму учащемуся, второй пересказывает третьему и т.д. Последний участник пересказывает текст всему классу.

Невербальное общение

1. мимика — движение мышц лица;

2. жестикуляция — жесты человека;

3. пантомимика — изучает движения всего тела;

4. таксика — прикосновения при общении: поцелуи, поглаживания, отталкивания, рукопожатия.

Мимика человека — движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Она дает истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Лоб, брови, подбородок, нос, рот, глаза — основные части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, печаль, удивление и т.д. Давайте сейчас проверим, так ли это: Давайте сыграем в игру «Пантомима” (Приложение 2). Я попрошу выйти представителя невербального общения и выбрать себе троих человек. Вы получите карточки с заданием, и вам нужно будет без слов, с помощью мимики показать написанное задание так, чтобы другие ребята угадали ваше задание.

Вы убедились, что жесты при общении несут много информации, каждое движение тела — определенный жест, их великое множество. В языке жестов, как и в языке слов, есть слова и предложения. Богатейший «алфавит жестов” можно разбить на 6 групп:

1. жесты — иллюстраторы — жесты — сообщения, «вот такого размера”, «указывающий перст”

2. жесты — биты («отмашка”), движение руками, соединяющие воображаемые предметы;

3. жесты — регуляторы — жесты, выражающие отношения к чему-либо говорящего (улыбка, кивок, направление взгляда);

4. жесты — эмблемы — заменители слов или фраз в общении, например, «привет”, «пока”;

5. жесты — адапторы — привычки человека, связанные с движением рук;

6. жесты — эффекторы — выражающие через движения тела и мышцы лица, определенные эмоции.

Виды жестов ( Приложение 3):

1. Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание.

2. Жесты уверенности: раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол, пирамиду.

3. Жесты нервозности, неуверенности: переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.

4. Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, человек вцепился в подлокотники кресла.

5. Жесты ожидания — потирание ладоней.

6. Жесты отрицания — сложенные на груди руки, скрещенные руки, отклоненный назад корпус.

7. Жесты расположения — прикладывание руки к груди, прерывистые прикосновения к собеседнику.

8. Жесты доминирования — резкие взмахи сверху вниз, большие пальцы напоказ.

9. Жесты неискренности — прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд.

Повторение и закрепление материала.

IV.Домашнее задание. П.6, читать, приготовить примеры вербального и невербального общения

Просмотр содержимого документа
«Мир человеческого общения »

Тема урока: Мир человеческого общения.

Цели урока : 1. Образовательная : Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, и культуре общения, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

2.Развивающая: Формировать навыки речевого общения.

3.Воспитательная : Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

1.Общение и формы общения

2.Язык и формы речи

3.Функции культуры общения

Тип урока: комбинированный

Методика обеспечения урока: учебник, доска, презентация.

I. Орг.момент: (объявление темы и цели урока)

II. Проверка домашнего задание:

1.Что вы понимаете под словом человек и культура

2.Какую роль играет культура в жизни человека

3.Почему необходимо быть культурным

III.Объяснение новой темы:

1.Как вы думаете, что такое общение?(совместная деятельность, обмен информацией, эмоциональный контакт)

2.Какое общение может быть?(деловое, личностное)

3.Для чего мы общаемся?

«Общение» — это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или занимаются какой-либо практической деятельностью. Можно сказать, что общение с другими людьми — «обработка людей людьми». А можно ли сказать, что общение с самим собой — «обработка человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах говорил:«Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». Общение — это не только взаимоотношения, контакт между людьми, , но это и главное условие и способ существования и развития людей.

Люди всегда задумывались о сути общения. Давайте обсудим высказывания:

«Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком».

«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли»

На каком из изречений вы хотели бы остановиться? Обоснуйте свой выбор.

Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Культура общения начинается с овладения родным языком. Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку. Так что же такое язык? Давайте послушаем притчу.

Притча. «Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Выделяются два вида общения вербальное (речевое) и невербальное (неречевое, жесты)

Функции вербального общения:

1. Обмен информацией между людьми.

2. Организация взаимодействия между людьми.

3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Структура вербального общения

1. Открытое — закрытое

2. Монологическое — диалогическое

3. Ролевое – личностное

Открытое общение — это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека. Закрытое общение — это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправданно в конфликтных ситуациях.

Монологическое общение — речь человека в форме монолога. Диалогическое общение — речь двух и более людей.

Ролевое общение — общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение — общение по душам.

Ребята, как вы считаете: к какой стратегии общения будет относиться:

а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое)

б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое)

в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)

Тактика вербального общения

1. доброжелательная позиция принятия собеседника

4. доминирование (общение «сверху”)

5. общение на равных

6. подчинение (общение «снизу”).

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, неречевое взаимодействие — 53%. Т.е. более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения.

Личная зона (45 — 120см) — беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.

Социальная зона (120 — 400 см) — официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 см) — общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п.

Давайте вернемся к нашим видам общения. Пусть сейчас выйдет представитель вербального общения и выведет с собой троих друзей. При вербальном общении не вся информация передается в сохранности, часть ее теряется. Мы с вами сейчас в этом убедимся благодаря игре, которая называется «Австралийские аборигены” (Приложение 1). Игра «Австралийские аборигены”. Один человек остается в классе, трое выходят. Оставшемуся пересказывают текст «Австралийские аборигены”, он запоминает его и пересказывает второму учащемуся, второй пересказывает третьему и т.д. Последний участник пересказывает текст всему классу.

1. мимика — движение мышц лица;

2. жестикуляция — жесты человека;

3. пантомимика — изучает движения всего тела;

4. таксика — прикосновения при общении: поцелуи, поглаживания, отталкивания, рукопожатия.

Мимика человека — движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Она дает истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Лоб, брови, подбородок, нос, рот, глаза — основные части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, печаль, удивление и т.д. Давайте сейчас проверим, так ли это: Давайте сыграем в игру «Пантомима” (Приложение 2). Я попрошу выйти представителя невербального общения и выбрать себе троих человек. Вы получите карточки с заданием, и вам нужно будет без слов, с помощью мимики показать написанное задание так, чтобы другие ребята угадали ваше задание.

Вы убедились, что жесты при общении несут много информации, каждое движение тела — определенный жест, их великое множество. В языке жестов, как и в языке слов, есть слова и предложения. Богатейший «алфавит жестов” можно разбить на 6 групп:

1. жесты — иллюстраторы — жесты — сообщения, «вот такого размера”, «указывающий перст”

2. жесты — биты («отмашка”), движение руками, соединяющие воображаемые предметы;

3. жесты — регуляторы — жесты, выражающие отношения к чему-либо говорящего (улыбка, кивок, направление взгляда);

4. жесты — эмблемы — заменители слов или фраз в общении, например, «привет”, «пока”;

5. жесты — адапторы — привычки человека, связанные с движением рук;

6. жесты — эффекторы — выражающие через движения тела и мышцы лица, определенные эмоции.

1. Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание.

2. Жесты уверенности: раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол, пирамиду.

3. Жесты нервозности, неуверенности: переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.

4. Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, человек вцепился в подлокотники кресла.

5. Жесты ожидания — потирание ладоней.

6. Жесты отрицания — сложенные на груди руки, скрещенные руки, отклоненный назад корпус.

7. Жесты расположения — прикладывание руки к груди, прерывистые прикосновения к собеседнику.

8. Жесты доминирования — резкие взмахи сверху вниз, большие пальцы напоказ.

9. Жесты неискренности — прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд.

Повторение и закрепление материала.

IV.Домашнее задание. П.6, читать, приготовить примеры вербального и невербального общения

Источник:
Мир человеческого общения
Тема урока: Мир человеческого общения.Класс: 9 БЦели урока: 1. Образовательная :Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, и культуре общени
http://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/uroki/mir-chieloviechieskogho-obshchieniia

Мир человеческого общения

Особенности диалога как формы общения использовались с древних времен в философской литературе. Еще в ранние тексты, повествующие о Будде, включены беседы наставника с учеником. В ходе этих бесед Учитель преподает ту или иную сокровенную истину, а ученик, слушая его, выражает свое согласие.

Широко использовалась форма диалога в произведениях древнегреческого философа Платона. Этот жанр философской литературы возник из записей речей знаменитого в древности философа Сократа. Записи делали ученики Сократа и позже использовали их в своих произведениях. Причем Платон не столько стремился воссоздать идеи Сократа, сколько развивал собственные философские взгляды в диалогах, составленных от имени Сократа. О платоновские диалоги можно сказать, что они были диалогами по форме, а по содержанию монологами, в которых автор выражал истины, слушатели же выступали не равными партнерами, а учениками, пассивными объектами ученой мудрости.

Позже форма диалога широко использовалась философами, мудрецами, богословами. Во всех случаях авторы или опирались на опыт Платона, или в условной форме вопросов и ответов давали поучительный изложение собственных взглядов.

Реальный диалог не только по форме, но и по сути предполагает столкновения, сопоставления точек зрения, их равноправное существование и самостоятельную ценность.

Итак, согласившись, что в процессе общения участвуют равноценные и равноправные субъекты, рассмотрим многообразие видов общения в зависимости от различия этих субъектов. Субъектом могут выступать отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом. Субъекты, участвующие в общении, можно разделить на реально существующие, иллюзорные и существующие в воображении.

Первый вид общения — общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми). До сих пор в основном об этом виде общения и шла речь. Сюда включается общение, связанное с практической деятельностью в процессе труда, в совместных усилиях по созданию условий сохранения жизни человечества, в различных проявлениях общественной жизни (войны, революции, движения — об этом речь пойдет ниже). Реально и духовное общение: как непосредственный духовный контакт в дружеском общении, так и опосредованное — переписывание, своеобразный «обмен живыми голосами», Интернет.

Общение реальных субъектов может проходить и в форме обряда или игры. Об игре речь шла, а участники обрядов играют некоторые обобщенные роли — счастливый воин, жених, младший член семьи и тому подобное. Причем в качестве эти заранее определены, а общение протекает через ритуальные действия с использованием символов, масок и т.д. (вспомните спутников бога Диониса в дни праздников в его честь в Древней Греции).

Разновидностью общения между реальными субъектами являются представительное общения. Его участники проявляют себя как выразители некоторых групповых предпочтений, интересов. Наиболее типичный пример — переговоры между дипломатами. В их общении личностные позиции, вкусы, симпатии отходят на второй план перед задачей поиска взаимопонимания высоких договаривающихся сторон.

Второй разновидностью общения является общение реального субъекта с иллюзорным партнером, которому будто присваиваются несвойственные ему черты субъекта общения. Наиболее типичный пример — общение с животным, рассматривается не как объект познания, разведения, охоты и т.д., а как партнер, способный понять, посочувствовать, ответить. Это Капитанка, Белый Клык и тому подобное. Каждый из вас сможет дополнить этот список.

С детства приносит человек способность общаться с неодушевленными предметами как с живыми существами — Котигорошком, Козой-дереза, Спящей красавицей и тому подобное. Общение с этими партнерами удовлетворяет потребность человека в расширении сферы своего общения, в «очеловечивании» окружающей его предметной среды.

Третьей разновидностью общения является общение реального субъекта с воображаемым партнером. Прежде всего оно проявляется во внутреннем диалоге, так сказать, в «самоспилкуванни». Это не только внутренний голос, который говорит с нами, позволяя то осознать, понять, осмыслить, но и диалог с образом другого человека. Этими «переводами» пропитаны произведения Н. Гоголя, Т. Шевченко.

Особым типом воображаемого партнера по общению является художник, создатель произведений искусства. Художественная информация не сообщается, не ссылается автором, она рождается в процессе активного восприятия, в совместном творчестве художника и зрителя, читателя, слушателя. Если такой совместного творчества не возникает, значит, не происходит и общения с искусством, процесс ограничивается коммуникацией («видел — не впечатляет . «). М. Гегель писал: «Хотя художественное произведение и образует согласующий в себе и завершенный мир, все-таки он как настоящий, обособленный объект существует не для себя, а для нас, для публики, созерцает художественное произведение и наслаждается им». Поэтому любое произведение искусства является диалогом с каждым человеком.

Своеобразное общение с воображаемым субъектом происходит во время заклинаний, ритуальных действий. Это внутренний диалог, в ходе которого предполагается общение с божеством, идолом и т.д., как существом, способным слышать, понимать, реагировать. ей сообщают тайные надежды, помыслы, переживания с расчетом на сочувствие, помощь, покровительство.

Наконец, четвертым видом общения является общение воображаемых партнеров — художественных персонажей. Поскольку художественный образ по своей природе есть не что иное, как модель субъекта (если допустимый такое выражение применительно к произведению художника), то художественное произведение всегда является системой образов, взаимодействующих между собой, а отношения персонажей — не что иное, как общение. Особенно явно это проявляется в сценическом искусстве, где пьеса всегда, — изображение процесса общения.

Искусство в любом виде помогает людям познавать сущность человеческого общения через проникновение во внутренний мир персонажей. Мы учимся понимать поступки, слова, состояния героев разных эпох, темпераментов, возрастов. Искусство не только бесконечно углубляет наше понимание реального общения, но и расширяет его сферу, обогащая наш опыт, помогая ориентироваться в широком мире общения.

Действительно, приходится согласиться, что общение — целый мир, богатый и разнообразный. Его познания безгранично, возможности неисчерпаемы, оно абсолютно необходимо человеку, чтобы быть человеком.

Источник:
Мир человеческого общения
Особенности диалога как формы общения использовались с древних времен в философской литературе. Еще в ранние тексты, повествующие о Будде, включены беседы наставника с учеником. В ходе этих бесед
http://studbooks.net/10728/sotsiologiya/dialog

COMMENTS