Методы взаимодействия с людьми

10 разумных методов взаимодействия с негативным человеком

10 разумных методов взаимодействия с негативным человеком

Негативные личности напоминают черные дыры в космосе: они возникают непонятно откуда и стараются все вокруг себя поглотить. Во-первых, что такое негативный человек? Это «милейшее» создание, отбирающее у вас энергию. Они станут нападать на вас, провоцировать и оскорблять или же вызывать у вас ощущение настороженности и напряженности. Если же у них не получается вас «достать», они будут атаковать ваше окружение. Возможно ли вообще адекватно взаимодействовать с подобными людьми? Да, это вполне реально. Попробуйте следующие методы, если у вас никак не получается уклониться от общения с ними.

Да, имеется в виду не брать в голову и не принимать к сердцу, даже если негативные люди попытаются опробовать на вас весь свой сарказм и яд. Принятие негатива слишком лично – это деструктивный путь, ведь они только и хотят зацепить вас и ждут вашей слишком эмоциональной реакции. Не доставляйте им такого удовольствия!

Пытайтесь избегать и предотвращать конфликты. Если вы будете вовлечены в диалог с негативным человеком, ни к чему хорошему это не приведёт. Такие люди не желают рассуждать с точки зрения логики. Им просто нужно сострадательное ухо, в лучшем случае.

Не все негативные люди ведут себя так намеренно. По какой-то причине они когда-то приняли негативное мировосприятие и сделали его своей привычкой. Тем не менее, если их поведение на вас влияет, озвучьте свое недовольство. Пусть они воспринимают вас как человека, с которым лучше не шутить.

Итак, не все, кто себя ведет негативно, делают это преднамеренно. Вы можете попытаться их понять, увязав их поведение с какими-либо смягчающими обстоятельствами (стресс на работе, личные проблемы, финансовые вопросы и т.д.). Возможно, с их стороны это просто отчаяние и неконтролируемая импульсивность.

Регулярное общение с таким человеком может быть физически и психически изнурительным. Если это для вас становится невыносимым, не постесняйтесь удалиться и держаться на расстоянии. У всех нас есть свои требования к нормальному общению, потому нечего этого стыдиться.

Когда негативный человек становится угрозой или вызовом, не опускайтесь до его уровня, то есть до аналогичного оскорбительного или импульсивного поведения. Да, вам может этого очень хотеться, однако включите здравый смысл и поймите, что это весьма контрпродуктивно.

Иногда восприятие окружающего мира у негативного человека искажается под влиянием, скажем, их детских травм или личного опыта (дома или на работе). Простой улыбки и вашего позитивного настроения может быть достаточно, чтобы обезвредить такую личность.

Контролируйте все то, что в ваших силах. Если вы создадите свою среду и установите барьеры, то это приведёт к какому-либо из следующих результатов: (1) защитит вас от постороннего негативного воздействия или (2) поможет этому человеку несколько откорректировать свое поведение.

У всех нас свой путь и свое развитие, а людям с негативным мышлением нередко просто не везет в жизни. Не осуждайте их токсичное поведение. Воздержитесь от оценочных суждений, как бы вам не хотелось озвучить все, что вы думаете по их поводу.

Будучи вполне сострадательным и заботливым человеком, вам, вероятно, захочется «исправить» негативного пессимиста. Не исключено, что ваше спокойное отношение в чем-то ему поможет. Но если потоки негатива продолжаются, тогда наберитесь смелости прекратить всяческие контакты и не поддавайтесь ни на какие внешние провокации с его стороны.

Источник:
10 разумных методов взаимодействия с негативным человеком
Негативные личности напоминают черные дыры в космосе: они возникают непонятно откуда и стараются все вокруг себя поглотить. Возможно ли вообще адекватно взаимодействовать с подобными людьми?
http://flytothesky.ru/10-razumnyx-metodov-vzaimodejstviya-s-negativnym-chelovekom/

Способы взаимодействия и формы объединения людей: примеры

Способы взаимодействия и формы объединения людей: примеры

Под социумом в широком смысле следует понимать совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей . Любое общество имеет внутреннюю структуру. В современном мире внутренне устройство социума довольно сложное. Связано это с многообразием вариантов взаимодействия людей и форм их объединения .

Они выделяются в зависимости от форм объединения людей и их взаимодействия . Основными социальными подсистемами считаются: политическая, экономическая и духовная.

В зависимости от субъектов, участвующих во взаимодействии, выделяют профессиональную, семейную, классовую, поселенческую, демографическую форму объединения людей .

Существует также классификация подсистем по типу общественных связей. По этому признаку выделяют такие социальные формы объединения людей , как группы, общности, институты, организации. Эти подсистемы считаются важнейшими звеньями общественной системы. Целю этих форм объединения людей выступает удовлетворение потребностей при осуществлении скоординированных совместных действий.

Под ней следует понимать относительно устойчивую форму объединения людей . Она характеризуется наличием более-менее одинаковых черт образа и условий жизни индивидов, входящих в нее, массового сознания, единство норм, интересов, ценностей.

Общности не формируются людьми сознательно. Они складываются в процессе объективного социального развития. При этом различается основа этих форм объединения людей. Примеры этому можно привести следующие: производственный коллектив, социально-профессиональная группа, общественный класс. Эти подсистемы образованы людьми с общим производственным интересом. Существуют формы объединения людей , возникшие на этнической основе. К ним, к примеру, относят нации, народности. Еще одним критерием объединения является демографический фактор (пол, возраст).

Существует следующая классификация этих форм объединения людей :

  1. Статистические. Они формируются для статистического анализа.
  2. Реальные. Эти общности выделяются по существующим в действительности признакам.
  3. Массовые. Эти формы объединения людей выделяются на основе различий в поведении. При этом отличия не являются фиксированными и зависят от ситуации.

К первым двум категориям можно отнести город. В статистическом плане общностью эта форма объединения людей будет с точки зрения регистрации по месту проживания. Если жители используют городскую инфраструктуру, то общность уже будет являться реальной. К третьей категории относят толпу и публику.

Считается, что общество – это совокупность всех форм объединения людей . Между тем, если какая-то из форм отсутствует или периодически исчезает, социум не перестает быть таковым. Дело в том, что совокупность форм объединения людей – это подвижная система. Она может изменять свою структуру под влиянием разных факторов. Примером могут служить первые формы объединения людей – племена и их союзы. Под влиянием разных факторов начали возникать другие общности, а прежние – исчезать. Однако и в современном мире есть территории, на которых проживают племена.

Сегодня изменчивыми формами объединения считаются публика и толпа. Последняя представляет собой кратковременное скопление индивидов. Они собираются в одном месте и имеют общие интересы.

В толпе отсутствует групповая структура, предусматривающая распределение статусов и ролей индивидов. Нет в ней и единых привычек и норма поведения. Отсутствует в толпе опыт прежнего взаимодействия. Если интерес, объединивший людей в толпу, исчезает, она рассеивается.

Характерными чертами этой формы объединения являются: внушаемость, анонимность, подражание, физическое соприкосновение. В толпе индивиды взаимодействуют друг с другом не как знакомые или близкие люди, а как посторонние.

Публика – это духовная общность. В ней люди физически рассредоточены, однако между ними имеется духовная связь. Она формируется на основе единства мнений.

Как полагал Г. Тард, публика как форма объединения возникла в светских салонах 18 века. Подлинный же ее расцвет пришелся на период активного развития печатных СМИ. Благодаря газетам, а впоследствии телевидению и радио огромное количество людей может активно участвовать в культурной и политической жизни, выражать личное мнение по поводу тех или иных событий.

Это понятие определяется по-разному. В широком смысле под ним понимают все общество на планете, т. е. все человечество. В узком смысле термин «социальная группа» используется для выделения в структуре общества относительно многочисленной совокупности людей. Они взаимодействуют друг с другом и ведут совместную деятельность для достижения общественных, коллективных и индивидуальных целей.

Если говорить простыми словами, социальной группой следует считать объединение людей, имеющих общие взгляды и связи друг с другом в сравнительно устойчивых моделях взаимодействия.

По мнению Р. Мертона, отличительными чертами этих форм объединения являются:

Социальная группа характеризуется как объединение людей, вступающих в определенные социальные связи, осознающих свою принадлежность к этой группе и являющихся ее членами с точки зрения окружающих.

Такие совокупности индивидов отличаются большей устойчивостью, стабильностью, относительно высоким уровнем однородности, сплоченности. При этом они, как правило, входят в другие, более широкие социальные объединения как структурные их единицы.

Они представляют собой сравнительно устойчивые формы объединения индивидов. Они формируются для организации общественной жизни, обеспечения связей и взаимоотношений в структуре общества.

Отличительным признаком социальных институтов считается четкое разграничение полномочий и функций субъектов, вступающих во взаимодействие. При этом действия индивидов слаженные. Кроме того, имеет место довольно жесткий контроль за взаимодействием субъектов.

Каждое такое объединение имеет:

  • Более-менее четко сформулированные задачи и цели деятельности.
  • Набор определенных ролей и статусов, которые предписываются субъектам.
  • Комплекс санкций, посредством которых обеспечивается контроль поведения индивидов.
  • Частные и конкретные функции. Они направлены на удовлетворение имеющихся потребностей.

По мнению отечественного социолога Фролова, социальным институтам присущи:

  1. Модели и установки поведения.
  2. Набор культурных символов. С их помощью формируется представление об институте.
  3. Культурные утилитарные черты.
  4. Кодексы поведения (письменные, устные).
  5. Идеология. Она представляет собой систему идей, согласно которой индивидам предписывается и обосновывается определенное отношение к тем или иным действиям.

У любого социального института выделяют формальную и содержательную стороны. В содержательном плане объединение рассматривается как система стандартов поведения индивидов-носителей статусов. В формальном смысле социальный институт представляет собой совокупность субъектов, наделенных материальными средствами для реализации определенной социальной функции.

Классификация осуществляется в зависимости от задач, которые выполняет то или иное объединение. Основными считаются институты:

  1. Семьи и брака. В рамках этого объединения происходит воспроизведение новых индивидов, членов общества.
  2. Образования. В рамках этого института усваиваются накопленные знания и культурные ценности, которые впоследствии передаются следующим поколениям.
  3. Экономики. В его задачи входит обеспечение отдельных индивидов и всего общества, воспроизводства и распределения услуг и благ.
  4. Политические институты. Их функции связаны с установлением согласия между субъектами, группами, коллективами, контролем поведения индивидов с целью сохранения порядка, предупреждения и разрешения конфликтов.
  5. Культурные институты. Они обеспечивают сохранение накопленных духовных ценностей.

Под ней понимают совокупность субъектов и их групп, объединенных для реализации каких-либо задач на основании разделения труда и обязанностей, а также иерархической структуры.

Организацию следует рассматривать в качестве инструмента решения общественных проблем, средства достижения личных или коллективных целей. В последнем случае возникает необходимость создания иерархической структуры и системы управления.

Любую организацию можно охарактеризовать по комплексу элементов. В их числе:

  1. Цель.
  2. Тип иерархии.
  3. Характер управления.
  4. Уровень формализации.

Целью считается образ результата, в достижении которого заинтересована организация. Эта модель может быть представлена в виде задания, ориентации, связанных с интересами субъектов. Бывают также системные цели, достижение которых обеспечивает существование и воспроизведение организации.

Иерархическая структура предполагает разделение ролей на 2 группы: наделяющие властью и ставящие субъекта в подчиненное положение. В иерархическом плане выделяют нецентрализованные и централизованные организации. В последних имеют место координация и интеграция усилий.

Система управления – комплекс мер, направленных на воздействие на индивида для побуждения его совершать поведенческие акты, в которых заинтересована социальная организация. При этом сам субъект может и не иметь заинтересованности в совершении таких действий. Основными средствами управления считаются стимулирование и задания (распоряжения).

Формализация взаимоотношений связана с формированием стандартных моделей поведения субъектов. Она выражается в документальном закреплении норм и правил. Формализация позволяет преодолеть организационные проблемы.

Формы объединения людей и их групп , как видно из приведенных выше сведений, многообразны. При этом в каждой совокупности индивидов устанавливаются характерные для них связи. Можно определить следующие основные способы взаимодействия субъектов:

  • Кооперация. Она предполагает сотрудничество людей для решения общей проблемы.
  • Конкуренция. Она представляет собой борьбу (групповую или индивидуальную) за обладание благами (дефицитными, как правило).
  • Конфликт. Он представляет собой столкновение противоборствующих (конкурирующих) сторон. Конфликт может быть закрытым или открытым.

Взаимодействием в целом следует считать процесс воздействия индивидов и их объединений друг на друга. В нем каждое действие обуславливается и предыдущим действием и предполагаемым результатом со стороны других индивидов или групп.

В любом взаимодействии должно быть минимум 2 участника. Из этого следует, что взаимодействием можно считать разновидность действия, характерным признаком которого выступает направленность на другого субъекта или другое объединение.

Источник:
Способы взаимодействия и формы объединения людей: примеры
Под социумом в широком смысле следует понимать совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей. Любое общество имеет внутреннюю структуру. В современном мире внутренне устройство социума довольно сложное. Связано это с многообразием вариантов взаимодействия людей и форм их объединения.
http://fb.ru/article/348841/sposobyi-vzaimodeystviya-i-formyi-obyedineniya-lyudey-primeryi

Способы взаимодействия людей в процессе общения

Основные аспекты социально-психологического взаимо­действия. Межиндивидуальное общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны, и к борьбе, к дифференциации — с другой.

Идея полярности всех способов человеческого взаимодей­ствия и дифференциации их на формы борьбы и противодей­ствия, с одной стороны, и способы сотрудничества, содействия — с другой, получила широкое распространение в зарубежной социологической литературе.

Так, Ф. Знанецкий делит все виды социальных действий на две общие категории: приспособление и оппозицию. К пер­вой относятся все те действия, которые вызывают желатель­ное поведение индивидов или групп без угрозы каким-либо ценностям или возможностям партнера по общению. Ко вто­рой — все те, которые связаны с угрозами и репрессиями. К приспособлению как способу воздействия Ф. Знанецкий отно­сит приглашение, вовлечение, руководство в совместном тру­де, подражание и т. д. Это общие типы действий, проявляющиеся во всех обществах, в которых чужое поведение подвергается желательному изменению без угрозы субъекту, на которого направлено действие. К видам оппозиции Ф. Знанецкий отно­сит противопоставление себя другим, репрессии и бунт, агрес­сию, враждебность, сопротивление и т. д. [32].

Американский социальный психолог Бейлс разграничил всю совокупность социальных воздействий на двенадцать ка­тегорий — от эмоциональных положительных проявлений со­лидарности и одобрения до эмоциональных негативных образцов поведения — оппозиции и агрессии [33, с. 468]. Пред­ложенное им разграничение выглядит следующим образом.

Таблица 3

Разграничение социальных воздействий

Однако приведенные выше попытки зарубежных авторов дать характеристику способов взаимодействия и взаимовлия­ния людей друг на друга в процессе общения страдают не только неполнотой и ограниченностью, но и недостаточной строгос­тью и логической обоснованностью.

Так, не совсем ясно, почему все виды действий могут быть исчерпаны либо приспособлением, либо оппозицией. Вряд ли, например, сотрудничество может быть исчерпано приспособ­лением общающихся индивидов друг к другу, а их борьба — оппозицией. В рамках сотрудничества действуют самые раз­личные механизмы групповой интеграции, которые не сводят­ся ни к одностороннему, ни к взаимному приспособлению. Таковы механизмы заражения, внушения, убеждения и пере­убеждения и т. д., которые вряд ли можно свести к простому приспособлению общающихся друг с другом.

Кроме того, как борьба, так и сотрудничество предпола­гают и в том и в другом случае единство двух тенденций — интеграции и дифференциации групповой деятельности.

В соответствии с этим можно выделить два основных ас­пекта рассмотрения способов общения как процесса интерак­ции: во-первых, со стороны исследования собственно форм и способов групповой дифференциации; во-вторых, со стороны определения способов и средств групповой интеграции.

Групповая дифференциация. Групповая дифференци­ация, или структура групповых взаимоотношений, может рассматриваться с различных сторон в зависимости от кри­териев, каковыми, на наш взгляд, могут быть: эмотивный, коммуникативный и функциональный. Так, с точки зрения эмотивного подхода в структуре групповых взаимоотно­шений принято различать отношения симпатии, безразли­чия и антипатии.

По уровню коммуникативности, то есть по степени сооб­щаемости и согласия членов группы друг с другом, можно раз­личать несколько категорий членства. Если распределить эти категории в порядке возрастания статуса индивида в группе, то получим такую последовательность: 1) изолированные; 2) не изолированные, но пассивные; 3) активные; 4) «звезды». С точки зрения функционального подхода правомерно раз­личать два плана в структуре групповых взаимоотношений — институциональный и неинституциональный. Под первым имеется в виду структура отношении, вытекающая из официаль­ного статуса, занимаемого каждым индивидом в той или иной социальной организации и в данной конкретной группе. Инсти­туциональные отношения предполагают обычно документаль­но закрепленные правила поведения индивидов по отношению друг к другу и к общему предмету деятельности.

Под неинституциональными же отношениями имеются в виду те личные отношения, симпатии или антипатии, между людьми, которые документально не регламентированы и ко­торые складываются между индивидами как в процессе непос­редственной производственной деятельности, так и за ее пределами.

Установка на исследование малой группы, ее структуры, взаимоотношений между лидером и другими членами группы, на изучение социальной дистанции между ее членами, а также социальных стереотипов восприятия, предрассудков и ценнос­тей, стандартов и норм группового поведения, группового дав­ления, функций и ролей личности в группе и многих других вопросов оказала, несомненно, большое положительное влия­ние на развитие зарубежной социологической и социально-пси­хологической мысли, привела к накоплению большого и интересного фактического материала и заслуживающим вни­мания выводам.

Однако наряду с ценным эмпирическим и эксперимен­тальным материалом работы микросоциологов содержат и ряд спорных положений, например, представление о механизме со­циально-психологического общения, развиваемое в работах американского социального психолога А. Хэйра. Все влияния социальной среды на человека, по мнению последнего, обяза­тельно опосредованы через психологическую структуру ма­лой группы, которая выступает в таком случае в качестве фильтра и аккумулятора всех воздействий социальной среды на индивида.

При такой абсолютизации роли и значения малой группы в процессе социально-психологического отражения человеком воздействий социальной среды совершенно необоснованно упус­кается из виду возможность прямого воздействия на индивида (помимо малой группы) традиций, настроений, ценностей и норм поведения как больших социальных групп, так и непреходящих социальных ценностей в целом.

За абсолютизацией роли малой группы как фильтра, че­рез который проходит вся идущая к личности информация, не трудно видеть и факт недооценки самой личности как факто­ра, опосредующего поток внешних влияний.

Между тем из признания факта значимости микросре­ды вовсе не вытекает вывод о том, что личность абсолютно слепо, автоматически отражает психологические воздействия других людей. Личность соотносит, во-первых, различные воздействия между собой и, во-вторых, соотносит эти влия­ния с социальной практикой. Социальная практика служит основным критерием истинности знаний, впечатлений, в том числе отражения личностью социально-психологических вли­яний (А. Г. Ковалев).

Групповая интеграция. Одним из важнейших аспектов ин­теракции является интеграция групповой деятельности и отно­шений. Последняя представляет как большой научный, так и бесспорный практический интерес, поскольку от уровня интег­рации групповой деятельности, от степени согласованности ак­тов индивидуального поведения в коллективе самым прямым образом зависит эффективность усилий группы в целом.

Не случайно поэтому различные аспекты групповой ин­теграции являются предметом пристального внимания иссле­дователей. Разрабатываются вопросы интегративной оценки групповой активности, психологической совместимости инди­видов в группе, конформности (податливости групповому мне­нию) и гомфотерности (сбитости, сплоченности) группы и др.

Большое значение для понимания факторов интеграции групповой деятельности имеют исследования конформности, осуществленные в 20-е гг. (Ф. Г. Оллпорт, В. М. Бехтерев, В. Меде, С. Аш и др.) и позднее, в 60—70-е гг. (М. Гомелаури, А. П. Сопиков, Н. В. Голубева, М. И. Иванюк и др.).

Ценны результаты исследований (осуществленных в эти же годы) и степени организованности группы и социально-психологической природы последней (Л. И. Уманский, А. С. Чер­нышев, А. Н. Лутошкин, И. С. Полонский и др.).

Эксперименты, проведенные в социально-психологической лаборатории Курского педагогического института под руковод­ством Л. И. Уманского (1960—1970 гг.) позволили установить, в частности, что организованность группы определяется следу­ющими основными факторами группового взаимодействия: а) общностью межличностных отношений; б) организационной зависимостью; в) психологическим настроем на деятельность; г) сенсомоторной согласованностью реакций.

Весьма существенный свет на механизмы групповой ин­теграции был пролит экспериментальными исследованиями Н. Ф. Масловой, (1968) объектом изучения у которой была не искусственно организованная извне группа, как это имело ме­сто в экспериментах В. Меде, С. Аша и др., а стихийно, спон­танно, самопроизвольно возникающие группы. Исследование Н. Ф. Масловой показало, что процесс образования группово­го мнения здесь качественно отличается от явления конформиз­ма, сознательного желания приспособиться, внешне согласовать свои действия с суждениями и поступками других лиц.

В отличие от конформизма как результата одностороннего давления группы на отдельного индивида механизм образования мнения в самопроизвольно возникшей группе характеризуется процессом взаимодействия и взаимовлияния друг на друга мне­ний группы и отдельных индивидов, группы и лидера.

Наряду с эффектом групповой интеграции, проявляющим­ся в самых различных формах — от внутренней согласованно­сти, спонтанной гомфотерности коллективных действий до внешней подогнанности совокупного поведения под общий об­разец (эффект конформизма), — следует различать сами меха­низмы, посредством которых достигается эта согласованность групповой деятельности.

Последние, в свою очередь, нужно подразделять на меха­низмы влияния и отражения влияний в процессе группового вза­имодействия. К ним следует отнести прежде всего заражение, внушение, убеждение. Соответственно к способам отражения влияний, или воздействий, относятся подражание, мода и др.

Типы и виды общения

Типологические особенности общения. Наряду со спосо­бами следует различать и типы общения.

Если способы общения представлены теми или иными сред­ствами группового коммуникативного поведения людей (интегра­ция или, наоборот, дифференциация, даже дезинтеграция и т. д.), то типы — это различия в общении по его характеру, т. е. по спе­цифике психического состояния и настроения участников ком­муникативного акта.

Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер. Таковы пары общения:

— делового и игрового;

— безлично-ролевого и межличностного;

— духовного и утилитарного;

— традиционного и инновационного. Психологическая специфика делового и игрового общения

При всей относительности различий названных типов они ка­чественно альтернативны по своему характеру.

Так, особенностью делового в отличие от игрового обще­ния является высокая степень регламентированности и одно­значности первого.

В деловом общении заранее задано почти все — от сцена­рия отношений между взаимодействующими индивидами, сути выполняемых ими ролей, норм их активности, дистанции отно­шений до достаточно высокой степени определенности ожида­емых результатов.

В игровом же общении нет такой жесткости в регламен­тации отношений, складывающихся в ходе взаимодействия субъектов. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, уровень их доминирования находится в зависимости от хода игры. Столь же неопределенным, т. е. непрогнозируе­мым оказывается часто и результат игрового общения.

Особенностью игрового общения является и многознач­ность ролевых отношений, складывающихся между его участ­никами. Если отступление от определенности и однозначности передаваемой в деловом общении информации может его ос­ложнить, то в игровом общении, наоборот — чем выше уро­вень многозначности (неопределенности и подтекста), тем выше эффект его эмоционально-стимулирующего воздействия как на самих участников, так и на зрителей.

Неопределенность результата игрового общения — во многом продукт его незаданности и степени включенности уча­стников игры в ее ход. Отсюда же и более высокий уровень психологической вовлеченности, состязательности и азарта в игровом в отличие от делового общения.

Психология ролевого и межличностного общения. Если в основе различий делового и игрового общения лежит прежде всего степень их регламентации или заданности, то специфика психологии функционально-ролевого и межличностного типов общения связана с их различием по характеру направленности внимания субъектов данного процесса.

В эпицентре внимания субъектов функционально-ролевого взаимодействия находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реа­лизации, адекватность реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации, и требования, которые она предъявляет к роли или статусу индивида в ситуации делового общения. При этом личность, тем более индивидуальность уча­стников делового общения может в полной мере и не принимать­ся в расчет. Особенно если это касается отношения старшего к младшему по должности субъекту.

Альтернативность межличностных отношений функцио­нально-ролевым состоит в том, что здесь в центре внимания оказывается как раз прежде всего личность, даже индивиду­альность участников взаимодействия.

В отличие от могущих быть совершенно безличными, т. е. не опосредованными вниманием друг к другу как к индивиду­альности, функционально-ролевых отношений, отношения, складывающиеся в ситуации межличностного контакта сфо­кусированы прежде всего на личности партнера по общению.

Это предполагает поддержание и развитие взаимного интереса к мотивации и целям взаимодействия, степени взаимного пони­мания друг друга как уникальных индивидов и партнеров по общению.

При этом наиболее высокой формой межличностного об­щения является непосредственность, естественность, незави­симость ни от каких других факторов и интересов того внимания, которое общающиеся уделяют и проявляют в от­ношении друг друга.

Относительность различий ролевого и межличностного об­щения. Несмотря на обозначенные выше качественные разли­чия рассматриваемых типов общения, они могут находится в отношениях не оппозиции, а взаимодействия и усиления друг друга.

Так, наиболее высокой и продуктивной формой функцио­нально-ролевых отношений в отличие от их безличной модифи­кации являются личностно-опосредованные деловые отношения.

Равно как и наоборот, межличностные по своей приро­де отношения могут только выиграть, когда они дополняют­ся общностью и деловых интересов, и соответствующего этому общения.

Традиционное и инновационное общение. Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано. Од­нако здесь степень регламентации является значительно более высокой. Если в деловом общении регламентированы только функции и рамки роли, то в традиционном общении, например при исполнении свадебного обряда, детально регламентирова­на вся процедура, весь ритуал коммуникативного поведения как молодых, так и членов их ближайшего окружения, т. е. сам способ исполнения роли, а не только она сама.

Естественной типологической альтернативой традицион­ному общению является общение инновационное. В этом жан­ре общения предусмотрено достижение наивысших ступеней внутреннего, психологического раскрепощения мысли и вооб­ражения его участников.

Варианты инновационного общения многообразны, но в основе своей они всегда имеют диалогическое взаимодействие! партнеров.

Если цель традиционного общения состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта комму­никативного поведения, то цель инновационного общения пря­мо противоположна — разрушение любых сложившихся представлений и стереотипов, если они препятствуют дости­жению нового знания.

Одной из наиболее популярных и эффективных форм орга­низации инновационного общения является диспут, полемика, в частности ее игровой вариант, известный как мозговая ата­ка. Этот вариант инновационного общения интересен прежде всего тем, что он исключает какое бы то ни было осуждение или даже критику выдвигаемых в процессе дискуссии идей. Тем самым дается мощный психологический импульс творческому воображению участников, создается благоприятная атмосфе­ра для поиска и предложения новых, оригинальных решений обсуждаемых проблем.

С аналогичной точки зрения можно смотреть и на такие типологически различные пары общения, как духовное и ути­литарное, праздничное и будничное и др.

Виды общения. Если типологические особенности общения обусловлены их характером, то видовые различия обще­ния — их предметной направленностью. Так, правомерно говорить о психологической специфике политического или ре­лигиозного, научного или экономического общения и др.

Здесь психологические особенности коммуникативного по­ведения партнеров задаются их предметной принадлежностью. Так, психология политического общения характеризуется ис­ключительным многообразием форм и масштабов, динамично­стью, остротой, способностью перерастать из одного состояния в другое и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов.

В отличие от него религиозное общение протекает, как правило, в рамках давно сложившихся традиционных риту­алов и канонов. Если в политическом общении чаще всего проявляется энергетика противоборства, мятежности и не­примиримости, то в религиозном общении — скорее дух сми­рения и умиротворенности.

Аналогичным образом можно говорить об особенностях научного общения, где должен доминировать дух разума, и веч­ного стремления к постижению сущности окружающего мира, к истине, где критерий истинности — аргументы и доказатель­ства, а не вера, как в религиозном общении.

В экономическом общении доминирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Необходимо, конечно, различать специфику общения и по критерию его масштабности от межличностного до группово­го, коллективного и массового.

Микрообщение, его возможности и границы. Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, во взаимном понимании и сопережи­вании друг другу является так называемое микрообщение или преимущественно межличностное общение «лицом к лицу» (fase to fase). Варианты микрообщения — диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность участников более 10— 12 человек.

Общение, происходящее в небольшой группе людей, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основано на об­щности интересов, их моральной ценности, открывает большие возможности для эмоциональной наполненности складываю­щихся отношений.

Здесь возникают условия, как правило, благоприятные для более полного самовыражения личности, для психологической совместимости людей, для их полного взаимопонимания и вза­иморасположения.

Этот вид общения существенно отличается от тех форм свя­зей, которые несут на себе печать непродолжительности, безлич­ности, стандарта, формальности, фрагментарности и спешки.

В отличие от многообразных форм массового общения в ситуации эмоционально-непосредственного межличностного контакта достигается его высокая степень персонифицирован-ности, стабильности, психологической раскрепощенности и комфорта.

Потребность в глубоком, духовном, личностном контак­те особенно остро переживается в юношеском возрасте, когда стремление подростка к осознанию своей индивидуальности, к самовыражению требует как зеркала (другого Я), так и прояв­ления соучастия.

Но и общение в микросреде не всегда может гарантиро­вать удовлетворение потребности личности в полном понима­нии, в глубоком эмоциональном отклике, в сочувствии, соучастии и сопереживании. Даже при самом тесном дружес­ком общении люди далеко не всегда адекватно понимают и оценивают друг друга.

Как показывают исследования и повседневный опыт, на пути взаимопонимания людей лежит немало препятствий, пре­одоление которых требует и знаний (в частности учета возраст­ных и характерологических особенностей личности), и умения (в частности умения говорить с человеком и слушать его, уме­ния адекватно воспринимать и оценивать его состояние и поступ­ки, умения адекватно реагировать на действия людей и т. д.).

При отсутствии же необходимых знаний и подготовки тре­буется по крайней мере хотя бы время, для того чтобы методом проб и ошибок достичь более полного контакта и взаимопони­мания с другим человеком. Однако ныне ставка на фактор вре­мени в условиях его дефицита становится ненадежной.

Источник:
Способы взаимодействия людей в процессе общения
Основные аспекты социально-психологического взаимо­действия. Межиндивидуальное общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны, и
http://lektsii.org/5-36857.html

Способы взаимодействия между людьми: «За кого вы меня принимаете! »

Способы взаимодействия между людьми: «За кого вы меня принимаете?!»

Способы взаимодействия между людьми:

«За кого вы меня принимаете?!»

Что мы можем извлечь из этих знаний для понимания сущности человека и возможностей эффективного взаимодействия с ним? Прежде чем ответить на этот вопрос, проведем небольшой мысленный эксперимент. Представьте себя (постарайтесь взглянуть на это дело со стороны) в отношениях с собственными родителями, а потом взгляните на себя, но в отношении с супругом или любовником (любовницей). Так ли вы ведете себя в отношении с собственными детьми, сотрудниками по работе, с друзьями и т. п.? В каждой ситуации мы ведем себя абсолютно по-разному – иначе реагируем, иначе воспринимаем те или иные события, даже думаем мы, в зависимости от ситуации, по-разному.

Допустим, что какая-то невинная, в сущности, пошлость слетает с уст ваших родителей, потом – она же, но в исполнении вашего ребенка, далее – то же самое произносится вашим супругом или возлюбленным, наконец, другом, сотрудником, случайным прохожим. Вы услышите одну и ту же пошлость? Нет, вы услышите множество совершенно разных высказываний – в одном случае это действительно будет пошлость, в другом – хамство и «сплошное неприличие», в третьем – глупость, в четвертом – милая игра и сигнал к половой активности, в пятом – проявление доверия, в шестом… Надо ли перечислять дальше? В каждой из этих ситуаций, вы и сами будете разными. Почему? Потому что в каждой из них вы будете исполнять разные роли.

Каждый человек имеет право быть дураком, против этого ничего нельзя возразить, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.

Вполне естественными можно было бы признать комплиментарные отношения, при которых оба участника отношений или проявляют в них свою индивидуальность, или отыгрывают свои я-отождествленные роли, или, опять же, оба производят спектакль, в котором участвуют их я-неотождествленные роли.

Источник:
Способы взаимодействия между людьми: «За кого вы меня принимаете! »
Способы взаимодействия между людьми: «За кого вы меня принимаете?!» Способы взаимодействия между людьми: «За кого вы меня принимаете?!» Что мы можем извлечь из этих знаний для понимания
http://psy.wikireading.ru/59257

COMMENTS