Коммуникация между людьми

Коммуникации между людьми и их виды

Виды коммуникаций между людьми: формальные, неформальные, вертикальные, горизонтальные, межличностные. Командные коммуникации в пределах групп и коммуникационных сетей, роли «сторож», «лидер мнений», «связной». Детерминанты межкультурной коммуникации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коммуникации между людьми и их виды

1. Коммуникации между людьми и их виды

Выделяют следующее виды коммуникаций:

— формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления корректировать и отфильтровывать сообщения;

— неформальные коммуникации (напрямик, канал распространения, слухов);

— вертикальные (межуровневые) коммуникации — сверху вниз и снизу вверх;

— горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;

— межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.

Горизонтальные потоки сообщений в организации, имеют место чаще, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что люди более расположены говорить свободно и открыто с равными себе, чем со старшими.

Горизонтальный обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку у работников равного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных, идущихсверху вниз, — приказной. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию обратной связи о производственной деятельности.

Организационные структуры, как правило, препятствуют горизонтальным потокам информация между индивидами различных подразделений. Предполагается, что сообщения движутся по ступеням иерархии до общего начальника, а затем направляются вниз. Естественно, это замедляет скорость горизонтальных сообщений. А. Файользащищал идею специально предусмотренных механизмов поперечной коммуникации в организации, заметив, что имеется много видов деятельности, успех которых зависит от их быстрого исполнения, и что необходимо найти способы сочетания должного почтения к иерархическим каналам вудовлетворением потребности в быстрых действиях. Такой особый горизонтальный канал формальной коммуникации называют «мостиком Файоля».

Кроме этого Файоль и другие теоретики менеджмента в организациях выделяют два различных типа моделей коммуникационных сетей, по которымидут основные потоки информации.

2 Командные коммуникации

Командные коммуникации способствуют лучшему решению относительно простых задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем и уменьшают удовлетворенность членов группы выполняемой деятельностью.

При этом выделяют 4 коммуникативные роли:

«сторож» — контролирует течение информации к другому человеку в одной и той же коммуникационной сети (эту роль играют секретари, диспетчеры);

«лидер мнений» — способен оказывать влияние на установки и поведение некоторых других людей (влияние неформальным образом);

«связной» — связывающее звено между группировками в коммуникационной сети; «пограничник» — человек в коммуникационной сети, имеющий высокую степень связи с организационным окружением.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а)стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б)«предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в)плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

г)отсутствие внимания и интереса собеседника, — а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

д)пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствий достаточного числа фактов;

е)ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и. т.п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения. Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3)ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

коммуникация межличностный межкультурный детерминанта

Коммуникации — это передача информации от одного человека к другому способ доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей. Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Люди осуществляют коммуникацию с помощью слов, действий и образов.

Руководитель от 50 до 90% времени тратит на коммуникацию, ведь он должен довести информацию до подчиненных и подучить от них требуемую реакцию, а также осуществлять информационное взаимодействие с коллегами и вышестоящим руководством.. 80% зарубежных ру­ководителей считают, что обмен информацией — одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникаций — это главное препятствие на пути достижения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих щелей.

Для установления доверительных отношений нередко требуютсягоды, а для того, чтобы разрушить их, достаточно нескольких минут.

Нисходящие организационные коммуникации представляют собой поток информации от высших уровней руководства к нижним. Это, например, инструктаж, оценка деятельности подчиненных, новости, психологическая поддержка и т.п.

Если двусторонний информационный поток ослабевает в силу ограниченности восходящих коммуникаций, руководство компании начинает испытывать нехватку данных, необходимых для принятия взвешенных решений, утрачивает представление о потребностях сотрудников, а значит, утрачивает возможность обеспечить эффективное выполнение своих функций и социальную поддержку. В этой ситуации необходимо получать информацию от подчиненных, т.е. наладить восходящую коммуникацию.

Выделяют следующее виды коммуникаций:

— формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления корректировать и отфильтровывать сообщения;

— неформальные коммуникации (напрямик, канал распространения, слухов);

— вертикальные (межуровневые) коммуникации — сверху вниз и снизу вверх;

— горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;

— межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.

Командные коммуникации способствуют лучшему решению относительно простых задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем и уменьшают удовлетворенность членов группы выполняемой деятельностью.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения —совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умени

Рассмотрим более подробно структуру сообщений. С учетом того, что основные потребности индивида связаны с его общественной жизнью, а также с учетом того, что успешность социализации индивида определяет его статус можно утверждать, что индивид нуждается не только в рассказе о событии (общественно-значимом), но и в рассказе об оценках данного события значимыми для индивида членами общества.

Исходя из этого, информацию можно разделить на два вида — содержательную (10%) и оценочную (90%). В социально-значимых коммуникациях соотношение содержательной и оценочной информации составляет 10\90%, соответственно. Важно отметить, что внутри сообщения информация может передаваться различными способами, поэтому передача содержательной и оценочной информации может вестись параллельно по разным уровням.

# Семиотический уровень — (передача инфо с помощью знаков. Виды знаков по Пирсу — 1. Знаки, которые обозначают объект, например нарисован костер; 2 знаки, которые обозначают свойство, например нарисован дым; 3. Знаки по соглашению, например знак радиации.)

# Лингвистический (языковой) — Передача инфо при помощи слов

# Металингвистический (метаязыковой) — передача инфо при помощи слов, значение которых предварительно зафиксировано. Как правило, речь идет о терминологии. Термины всегда понимаются однозначно, а обычные слова чаще многозначно

# Паралингвисгический уровень.передача инфо говорящим невербальными средствами, например мимика, жесты)

# Синтетический (передача инфо с помощь

Структура межкультурной коммуникации.

С точки зрения коммуникативистики практическая жизнь представляет собой чередование ситуаций непосредственного общения. Понимание другого человека, его намерений, желаний, прогнозирование поведения окружающих, а также способность сделать себя понятным для других оказываются жизненно важными факторами. Возможность заимопониманиясвязана прежде всего с тем, что каждый человек должен владеть определенными приемами общения, схемами типизации как людей, так и окружающей социальной среды, способами обмена посланиями и т.д. Отсюда ясно, что процесс коммуникации является чрезвычайно сложным, включающим в себя причины, формы, виды, типы и результаты коммуникации.

В рассмотрении вопроса о структуре межкультурной коммуникации большинство зарубежных и отечественных специалистов в этой области придерживается точки зрения, согласно которой говорить о межкультурной коммуникации (интеракции) можно лишь в том случае, если ее участники представляют разные культуры и осознают все культурные явления, не принадлежащие к их культуре как чужие. По мнению сторонников такого подхода, отношения являются межкультурными, если участники процесса коммуникации не только прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, но и одновременно знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. При этом в данном процессе выявляются и характерные, и незнакомые свойства других культур, тождество и инакомыслие, привычноеи новое в отношениях, представлениях и чувствах, возникающих у партнеров по коммуникации.

На нашей планете существуют социокультурные системы, структурно и органически объединенные едиными культурными традициями, ценностями и особенностями. В качестве примеров таких систем можно назвать американскую, латиноамериканскую, африканскую, европейскую культуру и т.д. Чаще всего эти культурные системы выделяются по континентальному признаку, и в силу своей масштабности они получили название макрокультур. Вполне естественно, что внутри макрокультур обнаруживается как субкультурные различия, так и сходные черты, позволяющие говорить о наличии такого рода макрокультур, а население соответствующих регионов считать представителями одной макрокультуры.

Детерминанты межкультурной коммуникации

Отношение к природе

В отношении человека к природе возможны три варианта:

— природа воспринимается как контролируемая человеком;

— природа воспринимается какнаходящаяся в гармонии с ним;

— природа воспринимается как ограничивающая его.

Отношение к времени

Каждая культура имеет свой собственный язык времени, который необходимо выучить, прежде чем на нем общаться. Так, если западная культура четко измеряет время и опоздание в ней рассматривается как провинность, то у арабов, в Латинской Америке и в некоторых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, для нормального и эффективного общения там принято потратить какое-товреыя на произвольные беседы, не проявляя поспешности, которая может стать причиной культурного конфликта.

Практическим примером того, как обходятся с временем в разных культурах, служит отношение людей к пунктуальности. Во многих странах пунктуальности придается большое значение. Например, в Германии, Швейцарии и некоторых других странах Европы, а также в Северной Америке обычно ожидается своевременное появление собеседника. Причем существует определенная «шкала» опозданий и для каждой ступени этой шкалы предусматривается подходящая форма извинения. Так, неписаные правила делового этикеrа европейских культур позволяют опаздывать на встречу не больше чем на 7 мин. Большее опоздание является демонстрацией собственной несерьезности: 11 минут грозит потерей доверия партнера. Студенты, ждущие в аудитории преподавателя, могут покинуть ее через 15 минут и будут правы.

Ориентация на настоящее проявляется в тех культурах, где люди не интересуются прошлым, а будущее для них неопределенно и непредсказуемо. В таких культурах время фиксировано, люди пунктуальны, ценится соответствие планов и результатов. События происходят быстро, ибо время конечно, необратимо и поэтому очень ценно.

В процессе межкультурной коммуникации партнеры обычно руководствуются своими мерками времени и применяют их друг к другу. При этом обеими сторонами не учитываются те скрытые сигналы, та информация, которая содержится и выражается в другой временн6й системе. Так теряется важный источник информации, и общение оказывается малоэффективным. Чтобы уметь понимать скрытые сигналы и лучше ориентироваться в чужой культуре, необходимо хорошо знать ее временную систему.

Как правило, при взаимодействии ни один контакт между людьми, принадлежащими к различным временным системам, не обходится без стресса. При этом очень сложно избежать негативных эмоций, если приходится подстраиваться под другую временную систему. Здесь важно помнить, что на поступки людей из другой системы времени нельзя реагировать точно так же, как на те же поступки людей из своей временной системы. Многие вещи, например, опоздание или «внезапный» перенос встречи, имеют иное, а иногда и просто противоположное значение.

Отношение к пространству

Каждому человеку для нормального существования необходим определенный объем окружающего пространства, котopoe он считает своим личным. Размеры этого пространства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т.д. Этому личному пространству придается большое значение, поскольку вторжение в него обычно рассматривается как покушение на внутренний мир человека.

Чувства личного пространства люди интуитивно придерживаются при общении с представителями своей культуры, что, как правило, не создает проблем для коммуникации. Однако при общении с представителями других культур дистанция общения создает такие проблемы, поскольку отношение к пространству в каждой культуре обусловлено ее особенностями и может ошибочно пониматься представителями другой культуры. Дело в том, что большинство людей воспринимает пространство не только глазами, но и всеми остальными органами чувств. Начиная с детства, человек усваивает значение пространственных сигналов и в рамках собственной культуры может их безошибочно узнавать. Однако при общении с представителями других культур органы чувств человека не в состоянии точно истолковать незнакомые пространственные.сигналы, что может стать причиной непонимания или конфликта.

В соответствии с параметром отношения к пространству культуры подразделяются на те, в которых преобладающая роль принадлежит: 1) общественному пространству; 2) личному пространству.

Для культур первого типа характерно небольшое расстояние между индивидами в процессе общения, частые прикосновения друг к другу, совместное проживание в одной комнате, отсутствие личных офисов на рабочих местах и т.д. Для представителей таких культур считается нормальным осмотреть личные вещи других людей, прочитать любые открытые тексты в чужих помещениях, заглянуть в гости к друзьям без предупреждения.

В культурах второго типа прикосновения допустимы преимущественно между близкими людьми или носят сугубо ритуальный характер, дистанция общения — не менее вытянутой руки; как правило, члены семьи имеют отдельные комнаты, а на работе все сотрудники — отдельные офисы, почтение какого-либо текста, предназначенного для другого лица, расценивается как грубый поступок, визиты заранее согласовываются, поскольку появление без предупреждения рассматривается как вторжение в личное пространство.

Пространственный фактор в коммуникации может также служить для выражения отношений господства — подчинения. Однако в каждой культуре приняты разные сигналы, выражающие отношения во власти.

Например, в Германии и США верхние этажи офисов обычно предназначены для руководящих сотрудников фирмы или отдела. При этом угловые офисы с наиболее широким обзором занимают, как правило, главные менеджеры или владельцы фирм. В России руководящие сотрудники стараются избегать верхних этажей, предпочитая размещать свои офисы на средних этажах здания. Похожая картина наблюдается и во Франции. Это объясняют тем, что власть и контроль в этих странах обычно исходят из центра.

Отношение к общению

Этот критерий подразделяет культуры на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные.

Тип информационных потоков

Например, в североевропейских странах (особенно в Германии), которые относятся к монохронным культурам с низким контекстом, передаваемая информация важнее, чем та, которая уже находится в памяти, поскольку в культурах этих стран ,образно говоря, люди «отгораживаются» от окружающего мира. Это тип культуры с низкой скоростью распространения информации. В этих странах все должно иметь свою структуру и порядок, все предельно точно определено правилами, а пространство для личной инициативы незначительно. Люди вовлечены в поток информации, перегруженный мельчайшими деталями. Для того чтобы переработать такой огромный объем информации, требуется большое число правил, регулирующих ее распространение.

Подобные правила в конечном итоге приводят к тому, что в тех культурах, где информация подготавливается заранее и носит формальный характер, люди имеют дело с толстыми стенами, двойными дверьми и перегруженным расписанием. Все это в буквальном смысле слова осложняет подход к другим людям и делает поток информации максимально узким и избирательным. По этой причине люди из этих культур воспринимаются как недоступные и ограниченные только кругом своих интересов.

Отношение к личной свободе

По данному критерию культуры разделяются на индивидуалистские и коллективистские. Для первых характерен акцент на личном Я и на личности как основной единице и ценности общества. В условиях культур этого типа индивид независим от других индивидов в рамках культурных норм данного общества и несет ответственность за все свои действия и поступки. В таких культурах высоко ценятся личнaя инициатива, личные достижения, решения принимаются индивидуально, во всем преследуются личные цели, распространено стремление полагаться только на себя, положительно оценивается конкуренция с другими индивидами. В поведении представителей индивидуалистских культур прослеживаются действия, направленные на то, чтобы их заметили и признали их личные достижения.

В коллективистских культурах главным является понятие Мы. В соответствии с этим достижения каждого индивида ассоциируются с совместной, групповой деятельностью. Здесь групповые цели, взгляды, потребности доминируют над личными и поэтому личность во всем зависит от коллектива и делит с ним ответственность за все происходящее. Наиболее ценными здесь признаются такие качества человека, как сотрудничество, совместная деятельность, скромность. В этих условиях считается неприличным подчеркивать собственные достоинства и достижения. Для коллективистских культур характерно ожидание признания собственных достоинств через оценки, высказанные другими.

Отношение к природе человека

Источник:
Коммуникации между людьми и их виды
Виды коммуникаций между людьми: формальные, неформальные, вертикальные, горизонтальные, межличностные. Командные коммуникации в пределах групп и коммуникационных сетей, роли
http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00189753_0.html

Коммуникация и ее особенности

Коммуникация и ее особенности. Манеры коммуникативного общения

Коммуникация – это:

  1. передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу;
  2. взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации;
  3. линия или канал, соединяющие участников обмена информацией.

Особенности коммуникаций между людьми:

  1. возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков (вербальные и невербальные коммуникации);
  2. коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);
  3. возможность возникновения коммуникативных барьеров.

Взаимозависимости в процессе коммуникации:

  1. отправитель должен удостовериться, что его сообщение не только получено, но и понято должным образом;
  2. отправитель должен заранее идентифицировать личность того, кому он хочет отправить сообщение, он должен знать, как аудитория будет его интерпретировать;
  3. отправитель должен убедить получателя, что сообщение заслуживает внимания;
  4. сообщение должно восприниматься даже в условиях помех (шума) в канале, а обратная связь должна интерпретироваться правильно.

Передача информации выражается коммуникационным посланием. Оно облечено в конкретную форму: визуальную, текстовую, символическую. Оно поступает к получателю через конкретный канал коммуникации.

Структура послания должна отвечать на три вопроса:

  1. сделать ли в обращении четкий вывод или предоставить это право аудитории;
  2. когда приводить наиболее веские аргументы – в начале или в конце послания;
  3. изложить ли только аргументацию «за» или предоставить доводы и «против».

Коммуникативные стили общения – способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения.

Манеры коммуникативного общения:

  1. доминантная (снижение роли других в коммуникации);
  2. драматическая (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
  3. спорная (агрессивная или доказывающая манера коммуникативного общения);
  4. успокаивающая (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);
  5. впечатляющая (поведение, ориентированное на то, чтобы произвести впечатление на партнера по переговорам);
  6. точная (нацеленная на точность сообщения);
  7. внимательная (выказывание интереса к тому, что говорят собеседники в процессе коммуникативного процесса);
  8. воодушевленная (частое использование невербального поведения – контакт глаз, жестикуляция, движение тела);
  9. дружеская (открытое поощрение собеседника);
  10. открытая (представляющая стремление выражать свое мнение, чувства, эмоции).
  • Виды коммуникаций
  • Канал коммуникации
  • Восприятие информации. Барьеры коммуникации
  • Модель коммуникативного процесса
  • Коммуникационный менеджмент

Источник:
Коммуникация и ее особенности
Коммуникация – это передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу.
http://be5.biz/ekonomika/u001/34.html

Общение как коммуникация

Общение может выступать в форме коммуникации. Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей.

1. Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

  • 2. Присутствие взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.
  • 3. Осуществление обмена информацией лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).
  • 4. Существование возможности возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Каждый акт коммуникационного общения предполагает определенную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение. И каждый акт общения – это цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

  • – вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
  • – оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятной или неблагоприятной);
  • – ориентация в коммуникативной ситуации;
  • – постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;
  • – оценка эмоционально-психологического состояния партнера;
  • – оценка степени готовности партнера к вступлению во взаимодействие;
  • – выработка подхода к партнеру по взаимодействию;
  • – пристройка к партнеру по взаимодействию;
  • – самонастройка субъекта общения на эмоциональнопсихологическое состояние партнера;
  • – привлечение внимания партнера;
  • – выведение эмоционально-психологических состояний партнера на уровень психологически ресурсного состояния;
  • – коммуникативное воздействие субъекта общения на партнера;
  • – оценка субъектом общения реакции партнера;
  • – стимулирование ответного хода партнера;
  • – ответный ход партнера по общению.

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия – недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная – принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером ее может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

Информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория – обратная связь.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

  • открытую (когда коммуникатор публично объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения);
  • отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто);
  • закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

В процессе коммуникации осуществляются взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т.п.

Должное внимание следует уделить также таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание – применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда цель общения со стороны говорящего – «излить душу», эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дастся слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается также в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров.

В процессе передачи информации люди воспринимают не только содержание вербальной и невербальной информации, но и способ, которым она передается, т.е. стиль общения, указывающий на то, как смысл послания должен быть подлинно интерпретирован и понят.

Обычно выделяют десять основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения:

  • 1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);
  • 2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
  • 3) спорный (агрессивный или доказывающий);
  • 4) успокаивающий (расслабляющая стратегия, направленная на снижение тревожности собеседника);
  • 5) впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление);
  • 6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);
  • 7) внимательный (высказывание интереса к тому, что говорят другие);
  • 8) воодушевленный (частое использование невербального поведения, контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);
  • 9) дружеский (тенденция поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);
  • 10) открытый (тенденция выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего «я»).

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

Источник:
Общение как коммуникация
Общение может выступать в форме коммуникации. Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей. 1. Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом.
http://studme.org/92135/psihologiya/obschenie_kommunikatsiya

Психология общения

Что такое психология общения? Каждый успешный человек и развитая личность не может жить без коммуникации. Далее пойдет речь о том, как успешно и результативно организовать общение между людьми.

Человек – существо социальное, потому общение является неотъемлемой частью его жизни. Обладая навыками общения, мы можем адаптироваться в обществе, однако зачастую минимальных навыков недостаточно. Они требуют постоянного развития и усовершенствования.

Прежде нужно разобраться с понятием «психология общения», которое подразумевает в своей основе особенности и разновидности общения, а также определения всех понятий, которые способствуют достижению успешного результата в работе над этой задачей.

Начиная разговор в том или ином виде, люди должны четко осознавать, с какой целью он ведется и каковые должны быть прогнозируемые результаты беседы.

Понятие общения в психологии подразумевает некую классификацию последнего:

  • Дружеское
  • Интимное
  • Деловое общение.

Последний вид, на первый взгляд, считается самым планируемым видом беседы. Но и такой вид коммуникации зачастую оказывается бессмысленным.

По утверждениям психологов, любая коммуникация не может начаться, если на то нет причин. Как правило, они подсознательно генерируются, и основа успеха любого общения – это осознание тех мотивов, которые нами движут в этом случае.

Чтобы понимать эти мотивы, нужно обращать внимание на необходимость общения, которая вытекает из наших основных потребностей.

Перед тем, как появится необходимость в беседе с каким-то человеком, нужно спросить у себя, зачем это. Как только вы для себя ответите на этот вопрос, тогда станет понятен и принцип построения будущего диалога, и его логические части, и даже возможные результаты.

Структура общения в психологии анализируются разными психологами. Каждый предлагает свой принцип классификации.
По целям и средствам:

  1. По сути содержания
  2. По разноплановости целей
  3. По используемым средствам для общения

Первый тип подразделяется на:

  • материальное общение;
  • когнитивное;
  • деятельностное;
  • кондиционное;
  • мотивационное.

Общение по целям может быть биологическим или социальным, а по средствам – непосредственным (когда принимают участие органы чувств), опосредованным (использование каких-то средств); прямым (личные контакты) и косвенным (коммуникация с привлечением вторых лиц).

Коммуникация включает в себя множество составляющих, которые можно разделить на три основных компонента:

  1. Взаимообмен информацией.
  2. Обмен действиями.
  3. Восприятие и оценка партнера.

Работая слаженно, все три стороны общения влекут за собой совместную деятельность людей, способную усовершенствовать их качества и развивать их.

Психология и этика общения имеет свои характерные особенности, учитывая которые, можно организовать процесс коммуникации и добиться тех целей, которые поставлены:

  • Умение правильно говорить.
    Само общение начинается с осознания того, что собеседник может понять вас не так, как вы планировали. Для того чтобы этого избежать, нужно правильно формулировать мысли, используя свой тембр голоса, тональность, эмоциональность и прочие качества.
  • Взаимопонимание.
    В общении нужно быть максимально понятным и выразительным, потому что с человеком открытым и идущим на диалог общаться намного приятнее.

Источник:
Психология общения
Известно, что общение является базовой потребностью человечества. Именно поэтому мы посвятили данному термину целый раздел нашего сайта. Здесь вы узнаете тайны и возможности коммуникаций.
http://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/

Роль коммуникации в практике социальной работы

Так, например, социальной психологии коммуникация понимается как одна из сторон единого процесса общения. Общение характеризуют путём выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная сторона (коммуникация), интерактивная сторона (интеракция), перцептивная сторона (социальная перцепция). При таком выделении, коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмене не только знаниями, умениями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Коммуникация, как и общение вообще, является основным процессом любых отношений между людьми, в независимости от направления науки, её рассматривающей.

Специфика социальной работы заключается в её направленности на клиента, субъекта коммуникации.

Соответственно, коммуникация — это основное средство взаимодействия социального работника и клиента. Уместно употреблять понятие коммуникации как синоним общения, но следует помнить, что общение — это всегда более широкая категория.

Первоначальное значение термина «коммуникация» (от лат. communication — путь сообщения) с течением времени несколько изменилось и в настоящее время переводится с романских языков (communication) как сообщение, процесс передачи информации.

Например, в «Большой советской энциклопедии» дается следующее определение: «Коммуникация, общение. Обычно коммуникация определяется как «передача информации» от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы — речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки».Такое определение не учитывает специфику именно человеческой коммуникации, которая подразумевает что:33

1. Общение между людьми нельзя рассматривать лишь как отправление информации одним человеком и приём её другим. Каждая из сторон коммуникации является активным субъектом этих отношений, общение между людьми — это обмен информацией. В каждом коммуникативном процессе в единстве даны — деятельность, общение и познание.

2. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством знаков партнеры могут повлиять друг на друга, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Это не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта (участника коммуникации) на другого с целью изменения его поведения.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий её (реципиент) «говорят на одном языке». Это важно потому, что реципиент и коммуникатор в процессе коммуникации постоянно меняются местами. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Такие барьеры носят социальный или психологический характер — это могу быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Таблица 1. Типология коммуникации (общения)

1. Используемые знаковые системы

Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков.

Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором — пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения

2. Характер связи общающихся

Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу».

Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками.

3. Количество участвующих в общении

Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах.

Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации.

4. Значимость социальных ролей

Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны.

Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны.

5. Отношение к другому человеку

Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения — императив и манипуляцию.

Субъет-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров.

6. Направленность на задачу

Общение направленно на дело, на результат.

Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей.

Следует пояснить, почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой «монологическое общение». Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам собой. Он увлечен своими целями и задачами, он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, т.е. видит самого себя. Человек ведет монолог с самим собой, глядя на окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.

При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Звуковой язык совместно с языком тела составляет естественную систему знаков в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке (например, в логике, математике, искусстве и т.п.).

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. В самом общем смысле язык определяется как система знаков, служащих средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык — средство передачи социального опыта, культурных норм и традиций.

Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация.

Невербальная коммуникация — это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты, использование предметов. Людьми также выработаны системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и д.р.39 Если по словесному каналу в основном передается чистая информация, то по невербальному — отношение к партнеру по общению, его эмоциональное состояние. Любое переживание человека, так или иначе, проявляется в его внешнем облике, мимике, жестах, позах, интонациях голоса. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что в процессе общения 55-65% информации о партнерах человек получает посредством наблюдения за ними. Если слова человека — чаще всего плод его сознания, то невербальные проявление — реакция подсознательных процессов.40

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуальных психологических и социальных характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. В социальной психологии разработаны различные классификации невербальных средств общения (Таблица 2).

Таблица 2. Невербальные средства общения41

Кинесика (выразительные движения)

Паралингвистика (не связанная со смыслом слов их звуковая характеристика)

Источник:
Роль коммуникации в практике социальной работы
Так, например, социальной психологии коммуникация понимается как одна из сторон единого процесса общения. Общение характеризуют путём выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная сторона
http://studbooks.net/664066/sotsiologiya/rol_kommunikatsii_praktike_sotsialnoy_raboty

Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы

Выше уже говорилось о том, что «коммуникация» в широком понимании этого слова отождествляется с понятием «общение». Относительно узкого толкования , межличностная коммуникация представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходит не только обмен информацией (это формальная сторона дела), но и то, как она формируется, отправляется, получается, уточняется, переделывается, обсуждается, развивается. То есть, что человек думает перед тем, как произнести информацию, каким образом он выражает свое мнение, как доносит эту мысль до собеседника, как получает от него информацию о том, чтобы мысль была правильно интерпретирована, как собеседник на нее реагирует, каким образом происходит процесс обсуждения.

Поэтому характеризовать коммуникацию только как обмен информацией — это не только сводить ее к процессам, которые происходят в любых информационных системах, но и не замечать ее специфики.

  • коммуникация предполагает наличие единого коммуникативного пространства;
  • участники коммуникации являются активными субъектами взаимного информирования, то есть, направляя информацию, один участник общения предусматривает активность другого. Другой, в свою очередь, также должен ориентироваться на мотивы, цели, установки партнера, анализировать их (кроме конечно, анализа собственных мотивов, целей и установок);
  • в ходе озвучивания мнения каждым участником налаживается совместная деятельность;
  • активность субъектов коммуникации предполагает не формальное «движение информации», а активный обмен ею;
  • в процессе коммуникации происходит взаимопонимание (недоразумение), которое достигается наличием обратной связи, а также значимости информации;
  • информация, которая прошла с одного конца в другой и вернулась назад, объединяет партнеров в единое информационное поле;
  • общий смысл производится при условии, что информация не просто принята, но и осмысленна , т.е. происходит процесс совместного постижения предмета разговора;
  • характер обмена информацией определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, а эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удачным является это воздействие;
  • информация, которая зародилась в процессе обмена, намного глубже, чем предыдущая; она может существенно различаться по смыслу от предыдущей;
  • коммуникативное влияние возможно лишь при условии, что человек, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е., другими словами, люди должны говорить на одном языке;
  • коммуникация психологически возможна при условии, если знаки, закрепленные за ними значения (это отражение наиболее обобщенных сторон предметов и явлений) и смыслы (это тот субъективный смысл, который приобретает слово в конкретном контексте) известны всем участникам коммуникативного процесса;
  • у участников коммуникации должно быть идентично понимание ситуации общения;
  • в ходе обмена информацией могут возникнуть коммуникативные барьеры.

Есть люди, которые как бы от природы наделены способностью обмениваться информацией в процессе общения, формировать, уточнять, переделывать, развивать и обсуждать ее. Они интуитивно угадывают, как надо себя вести в различных ситуациях и с разными людьми, что сказать, как донести свою мысль до собеседника, какую информацию сделать доступной для него, а какую скрыть.

Делается это с разной целью : чтобы произвести на них приятное впечатление и вызвать симпатию к себе; зачаровывать присутствующих своей внешностью, своим голосом, манерой поведения, своей эрудицией, способом подачи информации, умением слушать и отвечать собеседнику; получить определенную информацию, необходимую для дальнейшего взаимодействия и т.д.

Вспомнить хотя бы Чичикова из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, которого даже Собакевич после первого знакомства назвал «наиприятнейшим человеком». Конечно, Чичиков не может быть для нас примером для подражания, но его умение «зачаровывать» людей, слушать и произносить информацию привлекает наше внимание.

Сказанное наводит на мысль о том, что достичь взаимопонимания во время коммуникации и создать общее информационное поле — дело чрезвычайно сложное. Казалось бы, и коммуникатор и реципиент желают, чтобы их информация была понятной. Вместе с тем, чтобы она действительно стала таковой, необходимо осилить сложный коммуникативный процесс, который и называется межличностной коммуникацией.

Сложность коммуникации указывает немало исследователей. В частности, ученые предлагают рассматривать ее с позиций функционального подхода, который более полно охватывает всю многогранность и весь опыт коммуникаторов, которые посылают, получают, перерабатывают и обсуждают многочисленные сообщения, предназначенные друг для друга. При этом коммуникаторы стараются не только передать информацию, но и оформить свои сообщения таким образом, чтобы создать и сохранить положительную самооценку.

Поэтому коммуникация — это многофункциональная игра, иногда эмоционально окрашена, а в другие моменты — тактически приемлема.

Исследователи выделяют две общие функции коммуникации: функции коммуникативного контроля и аффилиации (под этой функцией понимают неизбежную естественную последовательность коммуникативного поведения).

Функция коммуникативного контроля предусматривает, что любое сообщение содержит информацию о распределении контроля между участниками беседы. При этом сообщение имеет смысл, как на рациональном, так и на содержательном уровне, где управляет тем, как необходимо принимать сообщения или как его следует понимать.

Относительно контроля как понятия, то в данном контексте под ним понимается определенный набор ограничений, которые люди накладывают друг на друга в ходе произношения информации и построения разговора, что, в свою очередь, ограничивает выбор средств, которые есть в распоряжении участников общения.

То есть человек контролирует другого в той мере, в какой способен ограничить следующий поступок партнера при условии, что он действует уместно, логично, последовательно и разумно. Контроль может осуществляться через различные манипуляции: к примеру, через лингвистический выбор, применяя и молчание, либо через взгляд, направленный на партнера или отведенное от него.

Поведение человека в разговоре можно рассматривать как контрольные «ходы», которые проявляются в таких действиях: говорить больше, чем партнер; использовать официальную манеру обращения; смотреть внимательно. Среди основных свойств контроля называют прерывание разговора как интегрального элемента системы перехвата очередности в беседе. Для этого партнерами используются усилители (так значительно и др.), необязательные слова (ну, понимаете, вежливые формы, расчлененный вопрос т.д. ) . Прерывание выполняет и позитивные функции, такие как выражение поддержки или проявление интереса.

Другая коммуникативная функция — аффилиация (от англ. affiliate — присоединяться; попытка человека быть в обществе других людей) — рассматривается как параметр любви — ненависти в коммуникативных отношениях.

Самораскрытие индивида, т.е. добровольное сообщение информации о себе, которая в данный момент недосягаемая для других, используется обычно для эскалации отношений в сторону положительной аффилиации, которая характеризуется понятиями «продуктивный», «эффективный», «открытый» коммуникативный обмен.

Это достигается путем требования от партнера эквивалентной реакции, т.е. одно раскрытие должно породить иное, равноценно (речь идет про положительную или отрицательную информацию, которую должен сообщить партнер), что и приведет к более доверительным, интимным отношениям. Процесс этот чрезвычайно сложен и зависит от многих факторов. Считается, к примеру, что позитивная информация с низкой интимностью наиболее эффективная для создания позитивной аффилиации во время знакомства. Однако, если слишком интимная информация раскрывается в ходе первоначального налаживания контактов, то потенциальному партнеру скорее всего будет отказано по причине того, что он таким образом требует от собеседника также сообщить о себе что-то очень интимное.

Указанная специфика человеческой коммуникации проявляется в конкретных ситуациях коммуникативного процесса. В зависимости от направленности информации, выделяют аксиальний и ретиальний виды коммуникации.

При этом аксиальная (от лат. Axis — ось) коммуникация — направляет свои сигналы на отдельного получателя информации, т.е. на отдельное лицо или группу людей, а ретиальная (от лат. Rete – сеть ) — имеет своим адресатом многих реципиентов. Особенности аксиальной коммуникации в основном применяются в ситуациях непосредственного межличностного общения, а массовое общение использует модели ретиальной коммуникации.

По характеру воздействия информация, идущая от коммуникатора, может быть побудительной и констатирующей.

Побудительная информация выражается в приказе, просьбе, совете, инструкции. Этот вид информации рассчитан на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Исходя из этого она выполняет следующие функции:

  • активизация поведения, т.е. побуждение к действию в заданном направлении; интердикция — импульс, который не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности;
  • дестабилизация, которая предусматривает нарушения отдельных автономных форм поведения.

Констатирующая информация передается в форме сообщения. Она имеет целью изменение поведения не напрямую, а опосредованно. По целям сообщения различают регуляторную (побуждает партнера к действию), эмоциональную (адресована к чувствам и переживаниям реципиентов) и осведомительную (передает только сведения об объекте) информацию.

Относительно форм передачи информации, то обычно выделяют непосредственно межличностную коммуникацию, массово и стихийно организованную.

Массовая организованная (официальная) коммуникация — это систематическое распространение специально подготовленных сообщений с применением технических средств тиражирования информации (радио, телевидение, кино, пресса, видеоклипы, звукозаписи и т.п.), имеющих социальное значение и используются с целью влияния на установки, поведение, мысли и оценки людей. Массовая систематическая коммуникация значительно расширяет круг интересов людей. С одной стороны, их все больше волнуют проблемы социального характера, а с другой — средства массовой коммуникации, в частности телевидения, кино, наряду с другими факторами, провоцируют агрессию в поведении определенной части индивидов, насилие в отношении друг друга.

Обычно зрители имитируют экранные модели поведения в повседневном межличностном общении. И если эти модели социально одобрены в обществе, то можно говорить о положительном образовательно-воспитательном аспекте массовой культуры, если же нет, то мы имеем дело с отрицательным образовательно-воспитательным контекстом телевидения и других средств массовой коммуникации.

Массовая организованная коммуникация выполняет ряд функций:

  • распространяет знания о действительности;
  • имеет образовательно-воспитательный характер (вопрос лишь усталость, чему учит);
  • осуществляет социальное регулирование;
  • распространяет массовую культуру и развлечения;
  • удовлетворяет потребность людей в получении соответствующей информации и т.д.

При этом источником информации (коммуникатором) есть определенная организованная группа людей, которая действует в рамках интересов другой группы, массовой аудитории (реципиента), удаленная от коммуникатора пространством или временем или тем и другим. Основными признаками массовой систематической коммуникации является прежде публичность, темп передачи и быстротечный характер информации.

Получение и восприятие такого вида информации массовой аудиторией дает ряд типичных эффектов: утилитарный (удовлетворение от информации при решении различных жизненных проблем), престижный (утешение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели и ценности определенной группы, к которой принадлежит и реципиент ), эстетический (радость эстетического обогащения), эмоциональный (эмоциональная разрядка) и т.д.

К стихийным формам передачи информации принадлежат слухи, под которыми обычно понимают информацию, поступающую от одного или более человек, ничем не подтвержденными событиями. Они появляются тогда, когда система официальной коммуникации не дает тем или иным событиям разъяснений, которые бы снимали психическое напряжение.

Слухи могут, как спонтанно возникнуть, так и преднамеренно распространяться с целью пропаганды или влияния. Информация, которая содержится в слухах, как правило, удовлетворяет определенную психическую потребность человека или группы людей, которая не удовлетворена другими путями. Поэтому недовольство и ожидания получить удовольствие от информации является важным мотивом восприятия и воспроизведения услышанного.

Слухи классифицируют по разным признакам. Согласно информационной характеристики (определяет объективную меру достоверности) слухи делят на: абсолютно недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные; достоверные слухи с элементами неправдоподобности.

По признаку «экспрессивная характеристика» (определяет общий тип эмоциональной реакции) выделяют такие слухи: слух-желание; слух страшилка; агрессивный слух.

К важнейшим факторам и мотивам, которые влияют на возникновение и распространение слухов, можно отнести следующие:

  • компенсация эмоциональной недостаточности (тот, кто сообщает информацию, получает удовольствие от реакции слушателя; слушатель также получает удовлетворение от восприятия нового, ранее не слышанного, неизвестного, такого, которое, по его мнению, является чрезвычайно важным);
  • утверждение личности (с помощью того или иного слуха лицо пытается завоевать авторитет в группе, сформировать определенную установку в отношении себя, доброжелательного отношение к себе членов группы);
  • действительное желание людей предупредить других о определенной опасности;
  • неосознанно стремление уменьшить собственное напряжение, разделить свой страх, свое волнение со слушателями (особенно это касается панических слухов);
  • личностное озлобление, враждебные чувства по отношению к другим (эти мотивы служат для распространения агрессивных слухов) и др.

Для предотвращения слухов необходимы профилактические средства и активное противодействие. При этом профилактические задачи, связанные с эффективностью действий средств массовой информации и пропаганды, наличием обратной связи между руководством и основной массой населения. Активное противодействие, прежде всего, связано с контрпропагандой, которая должна исходить из того, что замалчивание слухов приводит к их распространению и накоплению. Одним из эффективных способов прекращения или уменьшения слухов есть широкая и последовательная подача правдивой информации авторитетным и престижным источником.

Рассматривая виды и формы коммуникации, стоит обратить внимание на их детерминации культурными традициями. Прежде всего, речь идет о древнейших культурных нормах, которые влияют на восприятие информации и имеют запрещающий характер, табу.

Различают языковые табу, которые предусматривают запрет произносить отдельные слова и словосочетания; тематические табу, которые характеризуются полным отказом вести разговоры на те или иные темы; контактные табу — это запрет на некоторые или любые виды коммуникации между представителями определенных социальных ролей, например между зятем и тещей.

В зависимости от вида невербальной коммуникации табу бывают мимические, паралингвистические , кинетические, проксемические .

Любой этикет, сценарий, сообщение состоит из табу, императивов и факультативов. Императив определяется как обязательный минимум в действиях коммуникатора. Сфера табу царит за пределами разрешенного диапазона таких действий. В факультативах понимаются различные элементы общения, которые предоставляют коммуникации информативности и эмоциональной насыщенности. Например, в европейской культуре принято, здороваясь со старшим, пожать потянув руку. Не сделать так — считается вести себя невежливо. Хотя плескания старшего по плечу может расцениваться как вызов.

Ведя речь о влиянии культурно-бытовых традиций на коммуникативный процесс, следует остановиться и на так называемых стереотипных ситуациях общения. Стереотипы (в переводе с греческого — твердый отпечаток) проявляются в наших суждениях, высказываниях, в нашем образе мышления.

Здороваясь и прощаясь, люди невольно используют различные способы, приемы, которые являются неизменными для привычных ситуаций, но могут быть разными в зависимости от конкретной культуры того или иного этноса. Культурными стереотипами в своем поведении мы руководствуемся неосознанно, они как бы входят в плоть и кровь человека через традиции, обычаи, образцы поведения. Стереотипы обычно могут больше сказать о человеке, чем его одежда или обувь. Есть немало примеров, которые это подтверждают.

Так, в одном из горных поселений Кавказа старый абхазец неустанно следил за тем, чтобы не только в его доме, но и в жилье его детей, проживающих поблизости, двери кухни были всегда открыты. Этим символизируется традиционное восточное гостеприимство.

Известно, что американцы, также привыкли работать при открытых дверях, но совсем по другой причине. Они этим будто хотят сказать: «Я в распоряжении окружения. Мне нечего скрывать ». Обмен информацией в стереотипных ситуациях, конечно, имеет этикетные характеристики, которые представляют собой нечто вроде формальной рамки, в которой разворачивается коммуникативный процесс. В некоторых случаях стереотипы объективно необходимы. В частности, знание ритуальных пожеланий добра, небольших по объему речевых формул по случаю рождения ребенка, покупки и т.д. служат помощниками в налаживании контактов и развертывании коммуникативного процесса. Однако при определенных обстоятельствах и условиях стереотипы не «действуют».

К примеру, если в сельской местности обычным является здороваться при встрече с незнакомым человеком, то в городе такое поведение вызовет недоумение. Не срабатывают отдельные стереотипы и на межэтническом уровне общения. Поскольку этнический стереотип дает субъективное восприятие представителя другой культуры и возникает чаще всего из-за ограниченности межэтнической коммуникации, это приводит к тому, что постепенно черты, манера говорить, высказывать мнение, присущие некоторым представителям этого этноса, распространяются на всю культуру, вызывая этнические симпатии или антипатии в процессе общения.

Преодоление негативных стереотипов в коммуникативном процессе может происходить путем своевременного обновления привычных представлений о той или ином народе, его языковые культурные особенности, путем накопления коммуникативных знаний об объекте внимания. Все это способствует совершенствованию умений и навыков коммуникатора проникать в глубинную суть особенностей обмена информацией с иным этническим представителем.

Источник:
Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы
Все о человеческой комуникации
http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=10

COMMENTS