как планировать время

Как научить ребенка планировать время: 5 правил и 2 истории

Как научить ребенка планировать время: 5 правил и 2 истории

Утренние сборы и домашнее задание: расписание из слов и картинок и помощь сыну по e-mail

Планирование — способность оценить наличие времени, распоряжаться им и укладываться в сроки, ощущение важности времени. Вероятно, вы знаете взрослых, которые превосходно справляются с планированием времени, и тех, для кого это крайне сложно.

Первым всегда удается вовремя выполнить обязательства; они могут оценить, сколько времени у них займет та или иная работа. Взрослые, не обладающие этим навыком, с трудом придерживаются графика, постоянно опаздывают и совершают ошибки при расчете времени, которое им понадобится на выполнение задачи.

Мы знаем, что маленькие дети не способны планировать время. Поэтому мы делаем это за них. Мы напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, по собственному разумению рассчитывая время, которого им должно хватить на выполнение задания. Или напоминаем, когда пора готовиться ко сну, чтобы они успели почитать, после того как наденут пижамы, почистят зубы и умоются.

Постепенно мы передаем ответственность за это самим детям. Когда они начинают определять время по часам (обычно ко второму классу), мы напоминаем, что пора посмотреть на часы. Если есть запланированные мероприятия, например спортивные секции, мы помогаем детям планировать свое время с учетом этих событий.

Иногда, перейдя в среднюю школу, дети сталкиваются с трудностями, потому что требования возрастают, а мы всё меньше времени уделяем контролю и надзору за ними. Количество обязанностей возрастает, как и число отвлекающих факторов. Как можно тратить время на выполнение домашней работы, если хочется играть в видеоигры, общаться в чате с друзьями, просматривать любимые сайты, слушать новую музыку и болтать по телефону? Для некоторых искушения слишком велики. В этом случае мы должны помочь им научиться более эффективно управлять своим временем.

К старшим классам многие дети становятся искуснее в жонглировании возможностями и обязанностями и планируют свое время более эффективно. Если ваши дети еще не освоили этот навык, отношения с ними могут ухудшиться, потому что в этом возрасте они сопротивляются любым указаниям родителей.

Приучение к планированию времени в повседневной жизни

  1. Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Если дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и то же время каждый день, принимают пищу по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому.
  2. Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел, например работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.
  3. Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. При работе над навыком планирования вы также усиливаете ощущение времени, потому что планирование подразумевает установление временных границ для выполнения задания. Когда вы обсуждаете с ребенком планы на день или время, которое потребовалось на выполнение задания, он понимает взаимоотношения между временем и заданиями. Это может даже приносить радость, если вы планируете развлечения, например день с другом. Попросите ребенка оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой и т.п. Уроки, которые сможет извлечь ваш ребенок, будут особенно полезными для него, если он поймет, что они с другом могут делать что хотят, потому что заранее предусмотрели для этого время.
  4. Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Некоторые родители вешают на видном месте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи. Благодаря этому подходу ребенок научится чувствовать время.
  5. Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.

Семилетний Гаррет — младший из четырех сыновей. Он всегда отчаянно хотел не отставать от старших братьев. Он желал быть независимым, однако часто складывалось впечатление, будто он теряет счет времени и плохо понимает, что такое срочность.

Особенно сложно ему давалось быть готовым в срок к выходу из дома. Ситуация ухудшалась, если Гаррет должен был пойти туда, куда не хотел (например, на прием к врачу). Однако он всегда медленно собирался, даже отправляясь в любимые места (например, в аквапарк). Чтобы поторопить его, родителям или кому-то из братьев приходилось постоянно напоминать и ворчать на него. И хотя этот подход в итоге срабатывал, он был источником неудовольствия остальных членов семьи.

Гаррет не испытывал трудностей в школе, у него не было особых проблем в учебе, но он часто сдавал работы последним. Учитель заметил, что мальчик может работать эффективнее, если ему надо закончить задание, чтобы заняться приятным делом, например пойти на перемену.

Родители Гаррета решили, что сын уже достаточно взрослый, чтобы учиться базовым навыкам планирования времени. Раз Гаррета надо научить заканчивать работу в срок, он сначала должен понять, чего от него ожидают. Родители решили сосредоточиться на задачах, которые ему нужно решить, чтобы выйти из дома: от полного утреннего «ритуала» (проснуться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д.) до совсем простых дел, например обувания. Поскольку как раз утром возникает больше всего проблем, родители решили начать именно с этих «ритуалов».

Воспользовавшись желанием Гаррета быть «большим мальчиком» и стать независимым, они обсудили с ним план утренних процедур. Они говорили, что, если он вовремя будет выполнять все действия, они перестанут ворчать на него. Но Гаррет не проявлял особого интереса, пока родители не сказали ему, что за выполнение плана он сможет получить приз.

Ему понравилось составлять расписание из слов и картинок. Родители разрешили ему почти полностью определить порядок выполнения заданий. Они сделали ленту на липучке, чтобы можно было менять порядок картинок и убирать их. По задумке после выполнения каждого задания Гаррет должен был снимать картинку и прятать ее в карман с надписью «сделано», прикрепленный под расписанием.

Вместо того чтобы установить для него время, когда он должен начинать, они договорились, что утром в течение двух дней будут фиксировать время, необходимое сыну для выполнения того или иного действия, и определят, сколько времени нужно на сборы.

Они сделали коробочку для приза, куда положили недорогую игрушку и сладость, и поместили фото коробки в конце расписания.

Чтобы увеличить шансы на успех, родители договорились, что в течение пары недель они дважды в день будут проверять выполнение плана.

Согласовав подход с учителем, родители настояли, что, если из-за медленного выполнения плана Гаррет опоздает в школу, он компенсирует это время за счет перемены или оставшись после уроков.

Применяя эту систему, Гаррет стал действовать более эффективно и независимо по утрам. Для других случаев, когда надо «подготовиться», родители используют мини-версию плана, включающую одну-две картинки, таймер и поощрение.

Родители Натана всегда ценили выдержанность сына-восьмиклассника. Он особенно выделяется на фоне сестры, паникующей всякий раз накануне экзамена. Но с тех пор как мальчик перешел в среднюю школу, родителей все больше стала беспокоить его привычка откладывать домашнее задание почти до отхода ко сну. Он делал все небрежно или не делал вообще. Ситуация усугублялась, когда Натан должен был сделать долгосрочный проект, потому что зачастую он откладывал его до дня сдачи.

Со временем мама поняла, в чем проблема: Натан не может оценить, сколько времени займет выполнение задания. Работа, которая, по оценке Натана, продлится полчаса, на самом деле требует двух часов; проект, на который он планирует потратить пару часов, занимает пять или шесть.

Родители несколько раз пытались помочь мальчику понять, что он неверно оценивает время на подготовку. Но даже если он знает, что предыдущую работу написал за два часа, в этот раз он уверен, что все равно уложится максимум в час, потому что понимает, о чем хочет написать, и уже придумал примерный план.

После очередного спора, в котором родители привели уйму аргументов, подтверждающих, что сын не может оценивать время, а Натан прямо им заявил: «Не лезьте в мои дела!» — родители решили, что нужно искать другой путь решения проблемы.

В субботу вечером они сходили вместе в кафе и предложили, чтобы каждый день по возвращении из школы Натан составлял список домашних заданий, которые ему надо сделать, и оценивал, сколько времени понадобится. Затем он должен определить, когда приступить к выполнению заданий, основываясь на своей оценке времени, но с условием, что он должен закончить работу до 9 вечера. Если он отстанет от графика более чем на 20 минут, на следующий день он должен сесть за уроки в 16:30. Если же его оценки окажутся верными, на следующий день он снова сам определит время начала выполнения домашней работы. Они также договорились, что Натан будет выделять время для подготовки к контрольным и делать небольшую часть долгосрочного проекта два-три раза в неделю, если выполнение домашних заданий займет не более двух часов.

Натан согласился, будучи уверенным, что так он сможет доказать родителям их неправоту. Вернувшись домой, он даже потратил час за компьютером, составив таблицу для учета времени и заданий. Он сказал маме, что будет пересылать ей таблицу по электронной почте каждый день, как только заполнит. Они договорились, что мама будет изучать план, а затем проверит выполнение всех заданий ко времени, указанному сыном.

Первые пару недель маме приходилось напоминать Натану о том, что он должен составить план и прислать ей по почте. Натан быстро понял, что он не так хорошо может оценивать время, как ему казалось. Но поскольку ему не нравилось садиться за домашнюю работу сразу по возвращении из школы, он постепенно улучшил свою способность оценивать, сколько времени она займет. Пару раз, когда он показывал родителям выполненные задания, они замечали, что работа сделана небрежно, возможно из-за попытки уложиться в срок. Они обсудили введение наказаний и предупредили, что наказания будут применяться, если небрежность войдет в привычку.

Как правильно планировать время

Один из пунктов плана — купить сыну морскую свинку:) Удастся ли реализовать?

Привет, дорогие читатели!

В прошлом посте я затронула актуальную, как оказалось, для многих тему прокрастинации – откладывания дел и написала, что правильное планирование дня является одним из важных факторов борьбы с этой проблемой. Поэтому сегодня я подготовила пост о том, как правильно планировать время. Приведу примеры того, как это делают высокоэффективные люди и я:)

В первую очередь, ответим на вопрос, а зачем вообще планировать? Спонтанная жизнь доставляет больше удовольствия. Очень часто, планируя и концентрируясь на одном, мы не замечаем другое. Да, но жизнь современного мира настолько усложнилась, что, не планируя, не управляя ею, скорее всего заблудишься и можешь оказаться совсем не там, где хотел. А ведь всем нам хочется где-то оказаться. И желательно не у разбитого корыта с золотой рыбкой неподалеку в океане:) Поэтому нужно планировать и ставить цели.

До цели может дойти только тот, у кого она есть. И быстрее до нее доберется тот, у кого есть карта. А карта – это и есть план с той единственной разницей, что план мы составляем сами, а карты – топографы. Но наверное, этим и интересна жизнь, что каждый из нас себе топограф:)

Итак, мои дорогие топографы, с чего начнем? Я начинаю с целей, а затем правильно расфасовываю их в структуру дня!

Периодически я рисую себе колесо жизненного баланса и намечаю цели. Затем они перекочевывают в план дел на месяц, неделю и день. Выглядит это примерно, как на картинке. Только я делаю это на магнитной доске — там можно легко стирать и добавлять новые цели.

Очень важно правильно планировать большие жизненные цели, так как они являются нашими автомагистралями, и он них зависит, попадем мы в светлое будущее или куда придется.

Большие жизненные цели – это то, о чем мы мечтаем. Отличие мечты от цели – это более четкая формулировка и срок исполнения (хотя бы примерный). Если вы сказали, что хотите квартиру, то это мечта. А если скажете, что хотите купить ее в 2014 году, то это уже цель.

Итак, прежде чем поставить что-то в ваш план времени, подумайте, а действительно ли мне это нужно? Если нужно, то обязательно составляем стратегическую картонку.

Стратегическую картонку придумала одна из участниц тренингов Глеба Архангельского. Она выписала все важные для себя цели на картонку, вставила его в ежедневник и смотрела на них всегда, когда составляла план на месяц, неделю и день. Этот способ действительно очень действенный. Он позволяет держать в фокусе внимания все важное и отбрасывать неважное.

Итак, прямо сейчас взяли лист бумаги, картонку или открыли нужную страничку на смартфоне (я пользуюсь для этого отдельной областью в программе Things) и пишем приоритетные цели на этот год.

Из стратегической картонки ваши цели будут перекочевывать в планы на месяц, на неделю и на день.

В целом, такое планирование называется «Планирование сверху». Оно позволяет держать в сфере внимания важные вещи, на которые в пылу жизни многие забивают. Планирование сверху, однако, не позволяет учитывать текущие задачи. Мы же не можем записать в стратегическую картонку: «Держать попу сына в сухости и чистоте». Это не цели и не мечта, это обязанность. Таких в жизни много. Все они называются бытом. Так вот, чтобы на этот быт не забить, есть «планирование снизу». Очень плотно к изучению этого вопроса подошел Дэвид Аллен. Он создал целую систему «getting things done».

Как запланировать все мелочи, которые не подходят под большие цели?

Почему мелочи тоже нужно планировать? Мелочи – это мелочи. Кажется, на них не нужно обращать большого внимания, но в этом вся и проблема. На мелочи мы обращаем как раз много внимания. Носок валяется, мусор не убран, ребенок опять сопли рукавом вытер, муж тарелки после ужина не убрал – все это мелочи. Они не крадут у нас времени, но крадут внимание. Они порождают в нас негативные эмоции, а, следовательно, крадут драгоценную энергию, которую нам придется направить на восстановление.

Есть мелочи, которые не делаются неделями, месяцами, годами. Мы знаем, что надо бы это сделать, но все руки не доходят, все времени нет. Думаем об этом по нескольку раз на дню, а розы все стоят в саду необрезанными:) Эти задачи тянут из нас соки, энергию, даже если мы этого не замечаем. Со временем они превращаются в «дохлых лошадей», которых мы все на себе тащим (о том, как избавляться от дохлых лошадей, я писала здесь)

Более того, наша оперативная память не бесконечна. Ученые доказали, что обычный человек может держать в своей голове в одно и то же время до 7 вещей. Потом начинается конкретный перегруз мозга. Это может закончиться для вас сердечным приступом, если кто-нибудь в этот момент решит сделать вам укольчик деревянным шприцом или романтично обнять. Просто нервная система больше не выдерживает. Поэтому свой мозг нужно постоянно разгружать от этих мелочей.

Что предлагает Дэвид Аллен? Нужно создать систему, куда вы можете записывать такие дела. Типа ящичка, куда поступает вся входящая информация. Сегодня для смартфонов разработаны прекрасные программы, в которых есть все эти функции (things, 2do, remember the milk и т.д.). После того, как мы сгрузили все дела в одну кучу, вечером их нужно просматривать и расфасовывать в структуру дня или помещать в другие удобные для этого дни.

Например, нужно забрать что-то с почты, заплатить по счету в банке и купить сапоги. Все это удобно будет сделать в один день, когда вы будете в городе. Если планировать заранее, то действительно много времени экономится на таком совмещении дел.

Дэвид Аллен еще предлагает регулярно обходить свои владения (даже если это одна комната и кухня) и записывать, что нужно сделать и когда это сделать.

Итак, план задач у нас готов: есть глобальные задачи, есть ежедневные задачи, но чего-то еще не хватает. Если все время делать то, что нужно, то жить будет скучно и грустно. Нужно обязательно добавить то, что хочется сделать. Отдыхать в течение дня все равно нужно. Подзаряжать себя тоже. Поэтому очень важно иметь небольшой список дел, которые вам всегда хотелось сделать (спрыгнуть с парашютом, прогуляться по осеннему парку с малышом, сфотографировать мыльный пузырь в момент, когда он лопает), чтобы не тратить время отдыха на просмотр очередного выпуска криминальной хроники. Думаю, она никогда не попадет в список дел, которые вы всегда хотели сделать. Ну об отдыхе мы еще поговорим. Приступим к планированию дня.

Планирование дня очень сильно зависит от двух факторов: находитесь вы одни или не одни. Когда вы одни, вам нужно бороться только с собственной ленью, что на самом деле, очень просто:) Если вы не одни, вам нужно бороться с ленью других людей. Шучу. Бороться не нужно (это все равно бесполезно), но нужно учитывать, что другим ничего не известно о ваших планах на день. И если коллегам по работе это можно как-то объяснить, то маленькому ребенку не объяснишь. Поэтому сначала разберем, как планировать, если ты один и не сильно зависишь от окружающих.

В первую очередь, нужно определить свои фазы биоритма. В какую фазу ты наиболее работоспособен, а в какую наименее. Большинство людей наиболее работоспособны в первые несколько часов после пробуждения, то есть утром. Именно на это время нужно планировать самые трудные и энергоемкие дела. Лучше всего, если это задачи из вашей стратегической картонки.

Послеобеденное время – самое трудное для работы на месте, поэтому лучше планировать какую-то более активную работу, связанную с передвижением, разговорами, чтобы не уснуть. Если есть возможность поспать, то это идеально. У.Черчиль прожил долгую жизнь только благодаря своей привычке спать после обеда. «Кто спит днем, тот может себе позволить не один рабочий день, а два», — говорил он. Исследования показали, что короткий послеобеденный сон восстанавливает силы на 100%. Те, кто не спит, работает на 50% своего потенциала.

К 16 часам силы у людей обычно восстанавливаются и начинается новый подъем, в который тоже много можно успеть. Около 19.00 начинается снова спад. Изменить его можно только спортом около 16-18.00 или вечерним сном (я частенько засыпаю в 20.00 с детьми на полчаса и потом могу работать до 24.00 без ущерба для здоровья).

Если дел много и невозможно обращать внимание на фазы биоритма, то лучше всего использовать систему Pomodoro, о которой я писала здесь. Она повышает производительность любого человека в 1,5-2 раза.

Система Помодоро строится на принципе 25 минут работаем, 5 минут отдыхаем. Если вы ее применяете, что как раз в эти 5-10 минут отдыха делайте мелкие дела (я делаю в это время домашние дела). Они будут казаться отдыхом.

Очень многие “высокоэффективные” люди думают, что они высокоэффективны засчет того, что отказывают себе в отдыхе, что работают от зари до зари только на силе воле. Так вот такое мышление очень далеко от высокой эффективности. В лучшем случае человек заболеет и одумается, а в худшем случае умрет лет в 40, так и не поняв, что наш организм – это не компьютер и не робот. Мы оптимально функционируем, если 8 часов спим, 8 часов работаем и 8 часов занимаемся всем остальным, что не относится к первому и второму.

Если вы читали мои посты по энержи-менеджменту и книгу Тони Шварца «Жизнь на полной мощности», знаменитые спортсмены достигали максимального успеха только когда заменяли часть тренировок (физическое развитие) на другую: смотрели фильмы, встречались с друзьями (эмоциональная деятельность), решали кроссворды, читали (умственная деятельность), помогали другим (духовная деятельность). В результате у них восстанавливался внутренний баланс и появлялось больше энергии.

Если мы работаем только в одной сфере (в офисе или дома), то постепенно истощаем свои силы. Их нужно регулярно пополнять. И чем более регулярно и прицельно мы это делаем, тем больше у нас будет сил, тем более мы эффективны.

Как правильно планировать день, чтобы успевать выполнять задачи и отдыхать от них?

Чтобы успевать выполнять задачи и не уставать, нужно планировать день ритмично. Причем одна фаза — рабочая (когда вы отдаете энергию, отдаете себя делу полностью) должна сменять другую — противоположную (когда вы полностью отвлекаетесь и желательно пополняете энергию). Например, поработали полчаса. потом съели два яблока в течение пяти минут и снова за работу.

Очень хорошо все это вписывается в систему Помодоро. Главные, самые важные дела выполняются в течение каждых 25 минут. Подпитка энергией (еда, проветривания, прогулки, просмотр юмористических видео или прослушивание музыки) и улаживание мелких дел (стирка, уборка, звонки и др.) – в течение пауз. Лично я не всегда строго следую правилу 25 минут. Если чувствую, что процесс пошел, до работаю, пока идет, но потом делаю паузу подлиннее. Главное, чтобы она была.

Итак, определили задачи, определили время, когда лучше работается, запланировали на это время самые сложные задачи, остальные – на менее работоспособное время, запланировали паузы на подзарядку энергии. Ну и выполняем! Не забыли про сон и те меры, которые позволяют нам спать меньше, а высыпаться лучше (я писала об этом здесь).

Это планирование подходит, если вы не сильно зависите от других. Если на вас — ребенок, а то и два, то планировать нужно по-другому. Я обязательно напишу об этом в одном из следующих постов, а на сегодня — все.

Да, кстати, в качестве результата того, что моя система планирования работает, прилагаю доказательство.

Сын получил на День рождения морскую свинку, как было запланировано

И все же не забывайте про спонтанность. Она может принести в жизнь много прекрасных моментов. Раз в неделю нужно обязательно устраивать отдых от планирования и делать то, что хочется, хотя бы пару часов. Вот, что у нас получилось из этого:)

Теперь у нас две морские свинки:)

А как же быть с прокрастинацией? Правильное планирование дня — это основа, но, к сожалению, не 100% средство от прокрастинации. Здесь нужно средство посильнее. Я открыла его для себя буквально на днях. И в следующем посте я обязательно расскажу о нем. Только благодаря ему я сегодня завершила этот пост и не только его:)

Буду рада, если вы в комментариях поделитесь своими секретами, как правильно планировать время.

Что брать с собой в отпуск на море с детьми, чтобы там было удобно, — об этом вы прочитаете в моем новом посте «Что брать с собой в отпуск с детьми на море»

Как работающей маме все успеть? На этот вопрос отвечает эта статья с секретами о том, как работающей маме все успеть.

Как все успевать с тремя детьми? Советы интернет-тренера, мамы трех детей

Психология личной эффективности — это новая замечательная книга Нейла Фьоре о том, как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы.

15 комментариев к записи “Как правильно планировать время”

Записала в ближайший план действий: приобрести доску для записей. Я любительница забывать мелочи)))

А секреты планирования времени Вы уже все раскрыли в своем блоге)))

У кого гет доски для записи, можно писать смывающимся маркером на белом холодильнике:) хотя доска, конечно, удобнее, но ее еще нужно в правильное место прибить: для сем.план.- в коридор, доя личного — в спальную

Спасибо, Мария! Планирование — важная штуковина. При правильном раскладе, стандартная “куча” дел перекочевывает в разряд дел выполненных, причем в нормальном темпе, и абсолютно без суеты.Уже не куча. С методом “Помидора” знакома, но думаю, что производительное время — 25 минут можно и увеличить. Иногда требуется завершить дело до конца. А вот отдых — обязательно! Мелочи и все мелкие дела-обязанности — не стоит их копить. По возможности — разгребать))), и желательно в срок. Особенно это касается всевозможных платежей))).

Согласна, Галина, что производит.время можно увеличить. Со временнм приходит выносливость, но для начинающих 25 минут — это самое то:)

С удовольствием читаю Вашу рассылку! Огромное спасибо за титанический труд. Очень полезная статья, как и все предыдущие! Жду с нетерпением следующих.

Маша, спасибо за заряд энтузиазма и ценные “мелочи”. Давно собираюсь прописать цели и нарисовать колесо — но…. (пора от этих но избавляться и браться за дело).

Буду ждать продолжения — о планировании с детьми!

Желаю удачи! Цели, прописанные на бумаге, намного крепче, чем “плавающие” в уме:)

Мария, моя великая проблема в неумении планировать! Мне кажется нужна железная сила, чтобы постоянно планировать) Я первый раз в жизни три дня назад записала видео о своих целях на 2015 год, и знаете ощущаю, что иду к ним. Это невероятно, потому что, получила уже подарок, при чем неожиданный, который меня может приблизить к цели!

Я думаю, что если есть потребность, планировать всегда можно научиться. Все, что нужно, это найти удобный для себя способ. Например, если вы спец по технике, то нужно использовать смартфон и соответствующие программы. Если не спец, то ежедневник или блокнот. Начать с того, что каждый вечер записывать, а как лучше спланировать день, чтобы и дела успеть, и удовольствие получить?

Я вот тоже продолжаю учиться планированию… И смартфон использую и блокнотов куча, да только мало планировать, надо ведь еще это все делать, а у меня почему то всегда находятся разные отвлекающие факторы и в итоге, от того, что запланировано, делается только 30% как правило. Это если уже совсем дела срочные, тогда конечно. В общем нет концентрации — нет результатов. Вроде это понимаю, но заставить себя не получается…….

Константин, делайте что получается:)

Мария, можно технический вопрос? Как сделать такой квадратик с галочкой “оповещать о новых комментах к этой статье”?

Константин, все технические вещи мне делает специалист — ссылку на его сайт вы найдете справа во вкладке “Мои рекомендации” — “Установка и настройка вордпресс”

Здравствуйте, очень хорошая статья, для тех кто учится планировать, но я лично склоняюсь к тому, что ежедневное планирование нужно, но не постоянно. Нужно например после отпуска, чтобы втянуться в новый график, или когда только начинаешь ставить какую-то цель, чтобы адаптироваться. Гораздо важнее планировать долгосрочно, хотя бы на месяц или на год вперед, а лучше и на 5-10 лет.

Любое использование материалов возможно только с указанием активной ссылки на источник.

Источники:
Как научить ребенка планировать время: 5 правил и 2 истории
Навык планирования времени у подростка. Как научить ребенка планировать время. Опоздания, домашние задания и секции.
http://www.7ya.ru/article/Kak-nauchit-rebenka-planirovat-vremya-5-pravil-i-2-istorii/
Как правильно планировать время
Как правильно планировать время? В этом мега-посте вы узнаете все необходимое о том, как правильно планировать время
http://superhappy.ru/kak-pravilno-planirovat-vremya.html

COMMENTS