Как люди учатся говорить

Алтарь Инитаксы

Канал магии и эзотерики.

Недавно голландский ученый Барт де Бур выяснил, когда древние люди начали говорить. Это произошло в промежутке от 3,3 до 1,2 миллиона лет тому назад, когда у гоминид окончательно исчез воздушный горловой мешок. Его же попытки представить, какое слово человек сказал самым первым, дало весьма интересные и в то же время курьезные результаты…

Не знаю как вам, а мне всегда было интересно, какое слово было первым, которое сказал человек, когда овладел искусством речи? И когда это произошло? К сожалению, до недавнего времени ученые не могли ответить на этот вопрос — не хватало археологических данных. Ведь останки предков человека находят не так часто, как нам бы этого хотелось.

Тем не менее, на вопрос «когда» сейчас уже можно ответить достаточно определенно. По данным антропологов, австралопитек афарский (Australopithecus afarensis), один из самых ранних предков современного человека, еще не мог говорить (а жил он около 3,3 миллиона лет назад в Африке), а вот Homo antesessor, обитавший 1,2 миллиона лет назад в Европе, уже мог. Следует заметить, что в данном случае речь идет не о звуковых коммуникациях вообще, а о возможности говорить членораздельно. Так вот, у австралопитека ее просто не было — как показали реконструкции, это существо еще обладало характерным для всех приматов горловым (или гортанным) воздушным мешком, который мешал любой внятной болтовне.

Данный орган является расширенным ответвлением верхней части трахеи. Он присутствует у всех обезьян (кроме современного человека, разумеется) и выполняет функцию резонатора при звуковых коммуникациях. Во время вдоха или выдоха воздух проходит через него, он надувается и тем самым усиливает любой звук. Именно благодаря весьма развитому горловому мешку южноамериканские обезьяны-ревуны (Aloautta) и могут издавать свои ужасные вопли, способные свести с ума любого неподготовленного туриста.

Из человекообразных обезьян этот орган наиболее развит у гиббонов (с помощью него самцы могут петь затейливые «серенады» дамам своего сердца), а вот у орангутанов, шимпанзе и горилл он уже куда меньшего размера. Небольшой рудиментарный мешочек сохранялся и у австралопитеков, а также первых видов рода Homo — H. habilis, и, возможно, ранних H. erectus. И лишь у поздних «людей прямоходящих», к которым близок и Homo antesessor, он, судя по всему окончательно исчезает. Это достаточно легко определить по положению подъязычной кости в останках: если она «задрана» высоко, как у шимпанзе, то мешок еще присутствовал, а если опущена низко, как у нас — значит, его уже не было.

Почему же из-за воздушного горлового мешка общение с помощью внятной речи наподобие человеческой оказалось невозможным для ранних гоминид? Недавно это установил специалист по эволюции речи из университета Амстердама (Нидерланды) Барт де Бур. Он провел любопытный эксперимент: сначала построил из пластиковых трубок искусственный речевой аппарат человека. Примечательно, что у одной половины моделей воздушный горловой мешок присутствовал, а у другой — отсутствовал. Далее исследователь пропустил через эти устройства воздух. В результате ему удалось записать несколько десятков звуков, как аналогичных гласным, так и согласным.

Затем ученый воспроизвел звуки 22 добровольцам и попросил их определить, что это были за гласные и согласные. Если участники опроса отвечали правильно, то де Бур проигрывал им звук снова, но уже с добавлением шума, затруднявшего понимание. Если же ответ был неверным, то уровень шума, наоборот, понижался.

Результаты исследования показали, что люди лучше различали гласные и согласные, которые «произносила» модель рта современного человека, даже если добровольцам мешал шум. А вот механизм, копировавший устройство органов речи наших предков, то есть содержащий воздушный мешок, выдавал звуки, которые и без шума-то никто разобрать не мог. Из этого был сделан вывод о том, что само наличие воздушного мешка снижало внятность произнесения даже отдельных звуков. Что уж тут про целые слоги говорить!

Из опытов также стало понятно, почему воздушный горловой мешок препятствовал членораздельной речи — проходящий через него воздух порождал вибрацию, которая часто заглушала сам звук. Поэтому как только он исчез, первые гоминиды, наконец-то, смогли понимать различные звуки. А это уже первый шаг к нормальный речи.

Биологи-эволюционисты предполагают, что исчезновение этого мешка было связано с изменением строения верхнего отдела тела древнего предка людей — чем больше он выпрямлялся, тем меньше места оставалось в горле для этого органа. Конечно же, не следует думать, что как только горловой мешок исчез, люди сразу же начали болтать друг с другом. Появлению речи способствовало много факторов — и развитие особых структур в головном мозге, и укорачивание нижней челюсти, и смена расположений артикуляционных мышц на лице. Просто воздушный мешок был последним препятствием к человеческому общению — как только он исчез, членораздельная речь стала в принципе возможна.

Итак, древние люди заговорили в промежутке от 3, 3 до 1,2 миллиона лет тому назад. Разброс, что и говорить, не маленький, хотя если судить по геологической временной шкале, то это лишь доля секунды. Но, тем не менее, на вопрос «когда», наконец-то, ученым удалось ответить. А вот как быть с самым первым словом?

Барт де Бур попытался разгадать и эту загадку. Составив модель древнего общения, он пришел к выводу, что предки человека поначалу, скорее всего, общались с помощью слогов, состоящих из двух звуков — гласного и согласного. Самым легким гласным звуком для древнего человека, согласно его экспериментам, был «у». А вот насчет согласных все куда сложнее — ученый выяснил, что легче всего нашим предкам давались звуки «д», «к» и «х».

Так что, возможно, первым словом существа, получившего, наконец, возможность говорить членораздельно, было «ду» (здесь вспоминается знаменитое восклицание «Д’оу!» небезызвестного Гомера Симпсона, героя популярного мультсериала). Или же предки человека, подобно жителем планеты Плюк из галактики Кин-Дза-Дза, впервые поприветствовали друг друга словом «ку». Но, возможно, все было еще интереснее.

Дело в том, что звук «х» выговорить легче, чем «д» или «к» — для него не нужна достаточно четкая артикуляция губ. Так что, не исключено, что первым словом человека было… то самое, которое не особенно умные российские подростки пишут на стенах сарая, хотя прекрасно знают, что там лежат дрова. «Й» же в конце (или, как говорят филологи, йотирующий звук) вполне могло получиться при резком выдохе — он именно из этого действия и рождается.

Если это так, то получается, что, научившись говорить, древний человек первым делом выругался. И хотя, конечно же, этот слог вряд ли имел бранный подтекст — в китайском языке, например, слог hui весьма распространен, но никогда не означает необходимого для размножения органа (он по-китайски будет zhi, читается как «чжи»), однако все равно забавно предполагать, что, только-только научившись говорить, человек сразу же высказал все, что думает об этом мире…

Источник:
Алтарь Инитаксы
Канал магии и эзотерики. Недавно голландский ученый Барт де Бур выяснил, когда древние люди начали говорить. Это произошло в промежутке от 3,3 до 1,2 миллиона лет тому назад, когда у гоминид
http://initaksa.blogspot.com/2015/07/blog-post_14.html

Говоруны»: как с ними общаться и не стать одним из них?

«Говоруны»: как с ними общаться и не стать одним из них?

“Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать.”
Л. Н. Толстой

Случаются ситуации в переговорах или в повседневном общении, когда наш собеседник без умолку разговаривает и разговаривает. И кажется, что этому не будет конца. И даже очередное напоминание о том, что пора расходиться не останавливает говоруна.

Такое непрерывное говорение иногда применяют сознательно, чтобы не дать оппоненту возразить.

Давайте вспомним, какие ощущения возникают у нас в такой ситуации, особенно, если предмет речи вызывает невеликий интерес. Неловкость, растерянность, желание самому высказать свои мысли или поменять тему, в худшем случае – прекратить разговор и расстаться с собеседником.

А бывает ли так, что мы, сами того не замечая, становимся вот такими «говорунами»? Как будто боимся замолчать, чтобы не возникло неловкой паузы? Или нам кажется, что собеседнику интересно, и не замечаем, что он потерял интерес? Или тема настолько активно живет внутри нас, что мы не в состоянии остановиться?

Самый разумный ответ на обе эти ситуации – сохранять баланс «брать – давать» и внимательно относиться к своему собеседнику или аудитории.

Вернемся к первому случаю: наш собеседник не дает вставить слово, будь это осознанно или неосознанно. Попробуем разобраться, как управлять такими беседами и при этом сохранить хорошие личные отношения с друзьями или коллегами без ущерба себе.

В процессе выслушивания речи своего собеседника можно ускорить приближение его речи к финалу задавая наводящие вопросы, которые будут подталкивать его к следующему вопросу. Например: «Спасибо, это мне понятно. Что дальше?» или «Ага, понял. Что дальше?» Такие вопросы свидетельствуют о том, что мы понимаем и не стоит разворачивать полномасштабное объяснение данной мысли. Они сокращают время на объяснение.

Еще один способ, который поможет сократить длительную речь оппонента, а так же сделает более интересным наше участие в таком диалоге – это договор о конструктивном диалоге. В какой-то момент остановите собеседника и внушительно скажите: «Подожди, я запутался во всей этой истории, назови пожалуйста три основные проблемы (или действия), которые тебе важно озвучить». Таким образом, мы облегчим себе понимание речи и разложим на подпункты. В последствии сможем управлять ходом беседы переводя собеседника к следующему подпункту и прося его подытожить отдельные пункты.

Самый тяжелый способ – это выслушать все от начала до конца. Этот способ тоже нельзя сбросить со счетов. Он применим в крайних случаях. Например, когда нет возможности прервать собеседника или поменять ход разговора.

А самый простой способ уйти от длительного выслушивания чужого рассказа – сослаться на ограниченное время и попросить коротко обсудить то, что успеем, а остальное обсудить позже. В короткий промежуток времени человек изложит основную мысль или, по крайней мере, сформулирует ее для себя. За время перерыва его мысли упорядочатся и при следующей встрече он уже сможет более собрано поделиться всем, чем хотел.

Как быть, если мы замечаем за собой склонность много говорить? Не все люди готовы слушать часами наши речи.

Представьте, что у каждого из нас есть входящий принимающий канал определенного размера, через который мы получаем информацию от других людей. Назовем это ОКНО. Размер окна у каждого человека разный, соответственно и скорость восприятия тоже. Следовательно, через такое окно разные люди могут принять разный объем информации за определенное время. Учтем, что в зависимости от настроения, знания темы и состояния человека, это окно может расширяться или уменьшаться.

Теперь, представим, что встретились 2 человека. У одного это (образно) скорость приема информации составляет 310 слов/мин, а у другого скорость передачи информации – до 500 слов/мин.

Для того, чтобы первый смог легко, комфортно и ясно принять информацию, второму нужно говорить максимум со скоростью 310 слов/мин.

Когда мы общаемся с людьми, нам необходимо ориентироваться на то, как оппонент или аудитория принимает информацию. Т.е. насколько быстро понимает. По внешним проявлениям слушателя легко понять, когда он не успевает за нами или потерял интерес к теме. Собеседник может начать надолго отводить взгляд или его глаза начнут бегать, часто изменять положение тела, возможно даже почесывать лицо, нос. Конечно, если характер этих движений имеет прямое назначение (например, зачесался нос), то нет причины для беспокойства. Но если эти движения явно лишены прямого назначения, стоит что-то менять.

А поменять можно следующее. Довести свою мысль до логического завершения и поинтересоваться, что он думает об этом? Или отдать инициативу своему партнеру, предложив рассказать что-то конкретное о себе. Например, в повседневном разговоре «Расскажи, как провел выходные?». Фокус этого вопроса в слове «расскажи». Вопрос с этим словом подразумевает развернутый ответ, поэтому собеседнику легче взять инициативу на себя и вступить в разговор.

Чтобы прекратить свой длительный монолог, иногда достаточно закончить мысль и сделать паузу. Подождать, пока собеседник сам переключится на другую тему.

В этом случае не стоит бояться паузы в разговоре. Взаимное молчание не признак дискомфорта или скуки.

Источник:
Говоруны»: как с ними общаться и не стать одним из них?
«Говоруны»: как с ними общаться и не стать одним из них? “Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать.” Л. Н. Толстой Случаются ситуации в переговорах или в
http://malinochka.com/item/govoruny-kak-s-nimi-obshchatsya-i-ne-stat-odnim-iz-nikh.html

Как люди учатся говорить

Когда и как человек заговорил? По мнению одних ученых, это произошло 50 тысяч лет назад, другие называют цифру в миллионы лет.

Ветхозаветная история гласит, что человек был сотворен разумным и с дарованной Богом способностью говорить. Бог привел к человеку животных, «чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы знать, как наречет всякую душу живую».

Но первым словом, произнесенным Адамом, согласно Данте Алигьери, было древнееврейское слово «El» – Бог. От Адама на древнееврейском заговорила Ева и их дети: этот язык оставался единственным вплоть до «Вавилонского столпотворения».

Немецкий историк XVIII века Иоганн Готфрид Гердер серьезно поколебал «божественную теорию» происхождения языка, в которую в то время верило большинство. Ученый утверждал, что речь стала формироваться в тот момент, когда человек начал подражать звукам животных.

Современники высмеяли теорию Гердера, окрестив ее «тезисом ав-ав».

Языковед Александр Вержбовский вернулся к гипотезе Гердера, выдвинув свою теорию «двусогласных первосигналов звукоподражательного происхождения». По мнению ученого, для передачи звуков устрашающих сил природы, к примеру, грома, наши предки употребляли звукосочетания «Ган» и «Ран», а сигналы «Ал» или «Ар» выкрикивали, когда загоняли зверя в ловчую яму.

Истоки происхождения зачатков речи, согласно Вержбовскому, следует искать в одном или нескольких местах обитания «очеловеченного примата», откуда речь была разнесена во все уголки Земли. Этим «очеловеченным приматом», по мнению Вержбовского, был кроманьонец, населявший Европу 40 тыс. лет назад.

Человека умелого (Homo habilis), обитавшего предположительно 2,5 млн. лет назад, нередко называют первым представителем рода Homo. Он обладал целым рядом признаков, которые выделяют его из царства животных: это не только умение изготавливать орудия труда и примитивную одежду, но и также строение мозга.

По мнению антрополога Станислава Дробышевского, для мозга Homo habilis характерно усиление развития участков, которые отвечают за речь.

В частности, заметная выпуклость внутри тонкостенного черепа говорит о наличии у него «центра Брока»: именно он обеспечивает моторную организацию речи и управление отделами мозга, координирующими речевой аппарат.

Специалисты-физиологи по следам прикрепления мышц на черепе восстановили морфологию верхней части речевого аппарата Homo habilis. Предок человека, вероятно, имел массивный язык и несоприкасающиеся между собой губы: это могло позволить гоминиду произносить звуки фонетически похожие на наши гласные «и», «а», «у» и согласные «с» и «т».

Американские нейробиологи, сравнивая строение мозга человека и обезьяны, в частности, шимпанзе, бонобо и горилл, заметили весьма знаменательное сходство. Оказалось, что так называемая «Бродмановская область 44», которая расположена в «центре Брока», и у человека, и у обезьян в левом полушарии мозга больше, чем в правом.

У человека эта область отвечает за речь, а зачем столь развитый орган обезьянам?

Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой «Бродмановская область 44» у обезьян отвечает за язык жестов. Из этого вытекает предположение, что речь человека могла развиться из тех жестов, которые наши предки использовали для общения.

Ученые из Национального института глухоты и других коммуникативных нарушений (США) подтвердили эти догадки: они выяснили, что за вербальные и невербальные средства общения человека отвечают одни и те же участки мозга.

Лингвист Филипп Либерман из Коннектикутского университета обратил внимание на важность глотки при произнесении гласных звуков «а», «и», «у», которые составляют основу многих современных языков. Объединяясь с согласными, эти гласные способны создавать множественные комбинации, но, главное, моментально связывать кодированные серии звуков в понятную устную речь.

Совместно с анатомом из Йельского университета Эдмундом Крелиным Либерман решил проверить в какой степени древний человек был способен произносить упомянутые звуки.

По окаменелостям ученые реконструировали голосовой аппарат неандертальца и выяснили, что его гортань находилась заметно выше ее положения у современного человека.

Затем исследователи в пластилине воссоздали глоточную, носовую и ротовую полости древнего человека. Произведя замеры, они сопоставили их с размерами голосового аппарата современного человека. Далее, заложив полученные цифры в электронную вычислительную машину, они определили резонансы и диапазон производимых звуков.

Вывод был такой: наши предки, жившие 60 тыс. лет назад, не могли произносить основные гласные в стремительных комбинациях. По мнению ученых, речь древних людей была гораздо примитивнее, при этом они говорили примерно в 10 раз медленнее современного человека.

Крупный американский лингвист Ноам Хомски выдвинул смелую гипотезу. По его мнению, человеческая речь не является результатом обучения – это генетически встроенный механизм, как слух или зрение.

Подтверждение своей теории он видит в том факте, что младенцы мгновенно и осознанно выделяют из окружающего шума информацию релевантную речи.

Эксперименты в области генетики делают теорию Хомски вполне жизнеспособной. Так, изучение ДНК митохондрии человека показало: для того, чтобы достичь современного уровня речь должна была возникнуть в результате генетической мутации 200 тыс. лет назад – это, как известно, время «митохондрической Евы».

Однако Холмски считает, что все дело в эволюционном прорыве языка, произошедшем около 50 тыс. лет назад, когда наши предки покинули Африку. Причины «языкового всплеска» лингвист видит в появлении более сложных социальных институтов, творческой активности, отслеживании природных явлений и других факторах развития человеческого общества.

Некоторые специалисты убеждены, что человек прямоходящий (Homo erectus) должен был обладать какой-то формой языка, так как значительная часть его деятельности требовали обмена мыслями. Рисунки на окаменелостях Торральбы и Амброны уже свидетельствуют о высокой организации первобытным человеком процесса охоты.

Американский писатель Эдмунд Уайт уверен: для того, чтобы составлять предварительные планы охоты, называть животных, орудия, указывать ориентиры первобытный человек должен был разговаривать. А по мере установления внутрисемейных и общественных отношений расширялся и словарный запас нашего предка.

Подтверждением гипотезы Уайта могут служить исследования останков человека из пещеры Тотавель (Франция), которым предположительно 450 тыс. лет. Ученые их приписывают группе гоминидов, являющихся промежуточным видом между питекантропами и неандертальцами.

С помощью компьютера специалисты воссоздали прохождение звука из легких до кончика губ «тотавельского человека». Машина выдала результат в виде звуков «аах-аах», «чен-чен», «реу-реу». Для древнего охотника это весьма неплохой результат.

Источник:
Как люди учатся говорить
Когда и как человек заговорил? По мнению одних ученых, это произошло 50 тысяч лет назад, другие называют цифру в миллионы лет.
http://russian7.ru/post/kak-lyudi-nauchilis-govorit/

Как люди учатся говорить

Трудно говорить с человеком, которого давно не видел, но и молчать с ним нелегко. Особенно трудно, когда у тебя есть много чего ему сказать и ты не имеешь ни малейшего представления, как это сделать.

Теперь дети не играют, а учатся. Они всё учатся, учатся и никогда не начнут жить.

Александр Грин «Алые паруса»

Трудно говорить с человеком, которого давно не видел, но и молчать с ним нелегко. Особенно трудно, когда у тебя есть много чего ему сказать и ты не имеешь ни малейшего представления, как это сделать.

Кен Кизи «Порою нестерпимо хочется. «

Самая нужная наука — это наука забывать ненужное.

Самая нужная наука — это наука забывать ненужное.

Самая нужная наука — это наука забывать ненужное.

Самая нужная наука — это наука забывать ненужное.

Редкое для женщины качество — умение молчать, когда нечего говорить.

Роберт Хайнлайн «Кукловоды»

Странное дело, люди столько учатся в колледжах, чтобы стать учителями, но не все знают самые простые вещи. Например, как рассмешить детей. Или дать понять, что их любят.

Мэтью Грин «Воспоминания воображаемого друга»

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно — научиться жить на Земле, как люди!

Джордж Бернард Шоу

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно — научиться жить на Земле, как люди!

Джордж Бернард Шоу

Все же есть люди бесконечные, как космос. Много с кем можно улыбаться, смеяться от души, говорить всякое-всякое. А вот большая редкость, когда с кем-нибудь рядом можешь себя забыть.

Все же есть люди бесконечные, как космос. Много с кем можно улыбаться, смеяться от души, говорить всякое-всякое, но большая редкость, люди с которыми можешь забыть себя.

Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.

Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.

Источник:
Как люди учатся говорить
Трудно говорить с человеком, которого давно не видел, но и молчать с ним нелегко. Особенно трудно, когда у тебя есть много чего ему сказать и ты не имеешь ни малейшего представления, как это
http://vse-shutochki.ru/citata/29658

Притча о том, как человек научился говорить

Когда-то, давным — давно, когда не было ещё городов, машин и магазинов, когда человеку нужно было добывать самому еду, произошла эта история.

Первобытный человек ещё не научился сохранять урожай, что давала ему природа. Поэтому приходилось ему голодать, когда заканчивался сезон фруктов, есть всякие корешки, травку живать. Надоело это человеку, и решил он заняться охотой. Не знал он тогда, что дело это не простое, что одному охотиться трудно, а нужно всем вместе. Постепенно он это понял, когда потерял несколько своих дружков, одиночных охотников.

Собрались как-то несколько человек из племени поохотиться. Распределили обязанности каждому. Одни загоняли добычу, другие её ждали в кустах, чтобы внезапно напасть и схватить, или прибить дубинкой. Сидели двое в засаде, ждали. А сквозь кусты плохо видно, что происходит. Тогда один из них решил залезть на рядом стоящее дерево, посмотреть, где добыча. Смотрит, а вместо добычи к ним подкрадывается хищный зверь. Ползёт, скрывается в траве. Ему-то, что на дерево уселся, зверя видно, а тот, что в кустах лежит, не замечает его. Как его предупредить того, что внизу спрятался, сидящий на дереве, не знает, верней не может.

Не умели тогда люди разговаривать, общаться между собой. А зверь всё ближе и ближе. Взял тогда человек, который был на дереве, свою дубину. Он её всегда собой носил, на всякий случай, под шкурой прятал. Бросил он её в того, что внизу лежал. Ударил его здорово, прямо по голове. Тот как закричал от боли: «А-а-а-а-а». Да как вскочил во весь рост, внезапно, руками размахивая. Так напугал своим видом и криком зверюгу хищную, что она долго бежала не останавливаясь. Это был самый первый звук, что научился говорить человек. Поэтому когда младенец рождается, он всегда кричит, произнося этот звук: «А-а-а-а-а».

Орал тот, которого ударили, орал, а потом затих и стал свою голову ощупывать. Нащупал большую и болезненную шишку, разозлился. Вытащил свою дубинку из-под шкуру, да как запустит её в обидчика, не разобравшись в чём дело. Тот–то и свалился с дерева, и упал головой прямо о камень. Удар был такой силы, что он потерял сознание. И это потерянное сознание оказалось в будущем, то есть в нашем времени. Увидело оно, как люди между собой общаются звуками, то бишь словами, и захотелось ему тоже общаться так. Стало оно, сознание, прислушиваться к речи человеческой, пытаясь запомнит её. Как вдруг, почувствовало, что возвращается в своё тело. Это дружок стал поливать его водой, чтобы привести в чувство.

Тот, чуть было, не захлебнулся, придя в себя. Очнулся, а понять не может где он и кто он. Потом вспомнил, кто он и где его сознание было. А вот слова, он никак не мог вспомнить. Помнил, что они были из звуков.

Стали с тех пор первобытные люди искать звуки в окружающей природе. Следующим звуком, после звука «а»,они нашли звук «ме». Так кричала коза, которую они поймали. Потом они её приучили, и она им стала давать молоко. Они стали её называть «ме», «а». У них никак не получалось связать эти звуки и произнести их вместе. Они всё повторяли « ме», «а», «ме», «а», пока Ангел, что прятался за тучей, не выдержал, да как закричит им «ма», «ма». Думаете, кто отправил сознание первобытного человека в будущее? Конечно Ангел. Те обрадовались, давай повторять: «Ма-ма, ма-ма» — даже не заметив, что это вначале не они произнесли.

Так первым словом, которое произносит ребёнок, есть слово «мама». Постепенно люди нашли и другие звуки. Из них они составили слова и стали общаться между собой. Так возникла человеческая речь на Земле или могла возникнуть.

Источник:
Притча о том, как человек научился говорить
Когда-то, давным — давно, когда не было ещё городов, машин и магазинов, когда человеку нужно было добывать самому еду, произошла эта история. Первобытный человек ещё не научился сохранять урожай,
http://www.proza.ru/2016/02/21/1279

COMMENTS