как хорошо учиться и все успевать

Домашние задания, кружки и секции: как все успеть после школы

Домашние задания, кружки и секции: как все успеть после школы

Контроль за ребенком во второй половине дня. 6 советов

Жизнь обыкновенного школьника в будни состоит из трех частей: уроков, домашних заданий и той восхитительной части дня, когда уроки уже закончились, но мама еще не пришла с работы. Неизвестно почему, но факт остается фактом — ребенок так устроен, что умудряется максимально неэффективно использовать те несколько часов своей жизни, которые называются «второй половиной дня». Он не умеет планировать, у него слабая воля и мотивация к учебе, и он пока не может «чувствовать» время.

В эти часы досуга среднестатистический ребенок предается восхитительному ничегонеделанию, прерываемому изредка робкими попытками заняться уроками. Он стремительно одерживает верх над желанием разогреть обед, прежде чем его съесть, и с головой уходит в компьютер, не выныривая оттуда до вечера. В лучшем случае его вытаскивают во двор друзья.

Посреди рабочего дня почти в любом офисе можно встретить женщину, грозно рычащую в телефон: «А ты точно поел?» или «Если я приду, а уроки не сделаны. ». Женщина волнуется, поперек лба у нее пролегла морщинка. Она чувствует, что ее влияние на происходящее сейчас дома ничтожно мало. А ребенок, в свою очередь, понимает: мама далеко, а вечер еще нескоро. В результате его вторая половина дня (читай: половина школьной жизни) пропадает — он и не отдыхает толком, и не работает эффективно.

Как организовать ребенка, чтобы он все успевал и при этом оставался здоровым? Ведь с каждым годом детям задают все больше уроков, кружки и секции ужесточают правила отбора, а детский организм как требовал полноценного отдыха, так и продолжает его требовать.

Прежде всего, при организации второй половины дня следует разобраться с приоритетами: что, по вашему мнению, для ребенка важнее всего. К примеру, схема ценностей может быть такой:

  1. здоровье ребенка;
  2. успеваемость в школе;
  3. общение с друзьями;
  4. кружки и увлечения.

Иная последовательность пунктов или появление в списке других предпочтений вовсе не говорят о том, что вы — плохой родитель. Просто у вас другие приоритеты, например спорт. Решать вам. Однако, записывая ребенка в кружок или на дополнительные занятия, вы не только делаете его жизнь более насыщенной и разнообразной — вы вычеркиваете из его жизни час или два, которые можно было бы потратить на игры и прогулки. Это важно помнить.

При планировании второй половины дня ребенка следует соблюдать правильную дозировку всех видов его деятельности. Он должен отдохнуть, позаниматься и выполнить несложную домашнюю работу. Но как вместить все это в один вечер? Составляя расписание, можно руководствоваться следующими пропорциями (они, конечно, приблизительны и во многом зависят от тех приоритетов, о которых мы говорили ранее, но все же многолетние наблюдения за детьми позволяют утверждать, что пропорции примерно таковы):

  • 40% времени — отдых (в первую очередь подвижный, и лучше на свежем воздухе);
  • 25% — учеба;
  • 25% — домашние дела;
  • 10% — свободное время.

Обратите внимание: отдых и свободное время в списке разнесены, поскольку это разные вещи. Отдых должен быть разнообразным и по-хорошему организованным: вам предстоит вместе с ребенком решить, как именно он будет отдыхать в понедельник, во вторник, в среду и так далее.

Но, несмотря на все это, примерно десять процентов времени должно уходить на то, что никак не регламентировано, — время свободной деятельности необходимо ребенку, чтобы перейти от одного процесса к другому, «забыть» про одно дело и начать другое. Временной люфт не просто необходим — он неизбежен. Даже если вы не оставите на него времени, он все равно появится, только при этом вы будете нервничать из-за того, что сын или дочь все никак не усядутся за уроки.

Многие родители вполне могут запротестовать: «Как же так? Мы каждый день до глубокой ночи делаем с детьми эти уроки, а вы говорите о каких-то жалких 25% времени!».

То, что на выполнение уроков в начальной школе уходит больше одного-полутора часов, говорит лишь о том, что они делаются неэффективно. Причин этому может быть несколько:

  • ребенок устал. Прежде чем усаживаться за уроки, ему следует хорошенько отдохнуть;
  • ребенок испытывает стресс. Как это ни парадоксально, но уроки являются причиной стресса. Ребенок сам себя (с помощью родителей и школы) загоняет в порочный круг: я не успеваю выполнить заданное, я нервничаю, а поэтому еще больше не успеваю и от этого еще больше нервничаю. Выход тут один — сделать перерыв и успокоиться, переключиться на другое и перестать нервничать;
  • в комнате включен компьютер, телевизор, слышны громкие посторонние разговоры. Несмотря на уверения, что музыка помогает сосредоточиться, это не так;
  • ребенок не овладел учебным материалом. Если он получил задание по материалу, которого не усвоил, это просчет педагога. Домашняя работа должна способствовать закреплению пройденного, а не компенсировать недостатки школьного урока. Поговорите об этом с учителем.

Пожалуй, самая сложная задача — добиться выполнения ребенком запланированного на день. Именно на этом этапе, как правило, и возникают проблемы. Какого-то общего решения тут нет — каждой семье придется выстраивать свою цепь компромиссов, наказаний и поощрений. Однако можно предложить несколько простых советов, которые помогут вам с ребенком организовать его день.

  • Для начала составьте внятное расписание. Оформите его поярче и повесьте там, где оно постоянно будет мозолить глаза ребенку. Желательно рядом с настенными часами.
  • Составляя такое расписание, чередуйте различные виды деятельности. Пусть отдых сменяется учебой, а учеба — отдыхом. При этом никаких «будешь сидеть, пока не сделаешь!» быть не должно.
  • Никогда не наказывайте уроками: «Ну-ка, марш к себе в светлицу и сольфеджию учи!». Уроки — это работа, а не наказание.
  • Контролируйте ребенка, но не компенсируйте редкий выборочный контроль строгостью наказаний. И не обещайте того, чего не собираетесь исполнить. Это относится и к наказаниям, и к поощрениям. Имейте в виду: для ребенка сам факт вашего телефонного звонка гораздо важнее текста, который вы скажете.
  • Мотивируйте ребенка. Подумайте: что для него действительно важно и ценно?
  • Давайте посильные задания и не ждите слишком многого.

В моей педагогической практике мне довелось столкнуться с такой ситуацией: родители переложили всю заботу по организации второй половины дня ребенка на неработающую бабушку. На первый взгляд — решение логичное, ведь бабушка уже своих детей воспитала, так что и с внуком справится. Беда была в том, что бабушка не справлялась. Внук не слушался ее, поступал по-своему, учился из рук вон плохо.

Родители же не были готовы это признать и отказывались оставлять ребенка в школе на полный день, хотя такая возможность была. Все дело в том, что они приложили определенные усилия, чтобы решить проблему, и не хотели верить, что решение оказалось неверным, а усилия пошли прахом.

Очень важно понимать: недостаточно просто приложить усилия к тому, чтобы ребенок делал уроки. Важно, чтобы он на самом деле их делал. Поэтому если вы видите, что метод, изобретенный вами, не работает, значит, надо его менять. Чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли, можно руководствоваться следующими принципами:

  • не оценивайте поведение ребенка только со своей точки зрения, ведь вы заведомо не объективны. Советуйтесь с учителями и родственниками;
  • регулярно меняйте методы контроля за ребенком. Рано или поздно можно приспособиться к любой системе и найти лазейки;
  • нельзя превращать организацию второй половины дня в противостояние. Не давайте ребенку забывать, что действуете в его интересах;
  • меняйте методы наказания и поощрения в зависимости от реальных запросов ребенка. Однако не забывайте, что за все свои слова перед ребенком придется отвечать.

«А как же самостоятельность? спросит иной родитель. Надо же дать ребенку возможность самому регламентировать свою жизнь. Ведь как научить человека водить машину, если не пускать его за руль?». Все это, конечно же, верно, однако даже самый смелый инструктор вряд ли доверит руль первокласснику. Если вы сможете продемонстрировать ребенку пример хорошо организованного дня и приучить его к порядку, то, когда ребенок отвоюет себе немного самостоятельности (а он обязательно отвоюет), эту самостоятельность он употребит во благо. Как в стихотворении Агнии Барто:

Как учиться и все успевать?

Как известно, преподаватели играют важную роль в процессе обучения. Однако сейчас речь пойдет не о них, но о тебе. Кто ты, студент? Как можно охарактеризовать тебя? Мы знаем, что у студента есть право учиться, и есть обязанность – учиться успешно. Для того чтобы достичь этого, необходимо научиться учиться! Как ты можешь это сделать? Перед тем, как ответить на этот вопрос, опиши свое умение учиться. Что более характерно для тебя, когда ты учишься? * я откладываю все на последний момент — думаю выкарабкаться за счет накопленных знаний

* я стараюсь, но совсем не хватает времени — преобладает неорганизованность

* я беру все наскоками — непостоянство, и т.п.Если ты с легкостью можешь отождествить себя с одной из этих характеристик, то тебя будет поджидать неудача и разочарование в учебе, как бы талантлив, умен и энергичен ты не был. Есть ли простое и эффективное средство защитить себя от этого? Есть! Это — правило 80/20. Оно гласит:

80% возможного успеха в учебе можно достигнуть, правильно и качественно выполняя 20% работы!Использование этого принципа на практике, конечно, не означает, что нужно сократить время, проводимое за учебой, на 80%, но это значит, что надо больше сил и времени уделять этим важным 20%. Так ты сэкономишь время и силы. Таким образом, суть этого принципа заключается не в том, чтобы усерднее работать при повышении требований (например, при поступлении в ВУЗ). Речь идет о том, как сделать процесс обучения более продуманным. Вот тебе пару советов на будущее, и тогда ты будешь получать максимально высокие для себя оценки.* Ходи на пары (по расписанию) — и тебе не придется давать преподавателям конфеты и шампанское в конце семестра!

* Садись в первых трех рядах класса или аудитории — и тебе не придется списывать на экзамене!

Эти советы показались тебе слишком простыми? Не спеши с выводами. Они на самом деле эффективны! Опыт показывает, что самостоятельное изучение материала не всегда равноценно лекциям, ведь с объяснением всегда легче понять и затем сдать зачет или экзамен. Известно, что, принимая активное участие в процессе обучения на занятиях в университете, можно запомнить 80-90% важной информации (сравни, всего лишь 20% информации остается, если воспринимать ее визуально). Выбирай сам, учиться целенаправлено, или следовать необъяснимым явлениям (http://bigpicture.ru/?p=25706) во время учебы! Поэтому, приходя на лекции или семинары надо думать, а не спать. Думать агрессивно! Это можно сделать, научившись делать правильные записи в конспектах. Концепция ПУСК помогает научиться этому.

РАБОТА В АУДИТОРИИ (на лекциях и семинарах)

ПУСК – акростих, который по заглавным буквам, составляющим ключевые понятия концепции, читается как:

П — проверить — перед тем как узнать, что представляет собой предмет, стоит найти какую-то информацию о нем. Это напоминает сканирование или радиолокацию. Всякий раз, приходя на урок, «расставь широко уши и смотри в оба»!

У — узнать — стоит задать себе вопросы: «Что же важно из всего того, что я вижу и слышу? Какова цель изучения предмета? Что мне надо будет знать к концу семестра, чтобы сдать экзамен?» Некоторые преподаватели говорят об этом на вводных занятиях семестра. Если же этого не происходит, тогда прояви инициативу и подойди к ним в конце урока, чтобы узнать ответы на эти вопросы. Ты наверняка получишь неплохую оценку, так как, почти никто и никогда не задает подобные вопросы.

С — сосредоточиться — Часто я замечаю, что люди, когда им задают вопрос, не могут сосредоточиться и связно ответить на него. Мы не умеем сосредотачиваться! В этом нам поможет организация наших дел по приоритетам и умение последовательно мыслить.

К — “копать” вглубь. Какой принцип лежит здесь? Как я могу применить его в университете? Ответ прост: задавай вопросы! Дети учатся в 25 раз быстрее взрослых. Почему? Ответ заключается в самом вопросе — они спрашивают! Таким образом, задавая вопросы, ты думаешь агрессивно; преподаватель об этом знает, и это в свою очередь влияет на твои оценки. Однако не все умеют задавать правильные вопросы. Вот, как следует спрашивать:

“Вопросы постового — ППС”. Это вопросы:

П — пояснения — Поясните, пожалуйста, что это значит? Могли бы вы пояснить?

П — применения — Применима ли эти знания в настоящем курсе? Как? Как Вы смогли применить их на практике/в жизни?

С — связи — Связано ли это с тем, о чем мы говорим и как?

В непоточых аудиториях на занятиях группы или семинарах эти вопросы играют очень важную роль. Запиши их заранее и когда преподаватель скажет — “Есть вопросы?”, ответь — “Да”, а затем задай то, что ты приготовил заранее. ПУСК — думай агрессивно.

Выполнение домашнего задания

Научиться агрессивно читать, настолько же важно, как и агрессивно думать, чтобы получать хорошие оценки. Осознанное и быстрое чтение, высокая концентрация на главном, опуская ненужную информацию, — вот, что сыграет решающую роль в этом процессе. Обрати внимание на три простых, но эффективных приема.

* Основные мысли: очень важно правильно определить основные мысли, как книги в целом, так и ее отдельных глав.

* Подчеркивание: после того, как ты выделишь основные мысли, тебе будет гораздо легче подчеркнуть наиболее важную информацию. Должно получиться что-то вроде «красной нити», которая связывает основные мысли, и которая сразу бросается в глаза при повторении. В целом, все-таки не нужно злоупотреблять подчеркиванием. Выделять следует не целые предложения, а наиболее важные понятия или выражения.

* Особую пользу приносит применение символов (условных обозначений — см. выше). Стоит тщательно изучать схемы и таблицы, чтобы понять их.

Успехов тебе и в школе и дома!

КАК ПОЛУЧАТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ ТОГО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ? — можно выбросить

И последний, но важный момент. Как научиться получать удовлетворение и радость от того, что ты делаешь и даже от того, что от тебя требуют (обязаловки)? Возможно ли это? Звучит немного невероятно, но это вполне достижимо, и вот по какой причине.

* Помни для чего ты делаешь то, что ты делаешь.

Так, например, зимой мне не всегда хочется бегать по утрам – подчас слишком тяжело встать с постели, и выйти на темную и ветреную улицу. Однако почему я это делаю? Для того чтобы быть в форме. Сейчас я пишу курсовую, которая так тяжела и далека от моей сегодняшней жизни. Зачем я все же это делаю? Чтобы приобрести знания, получить зачет и в конечном итоге с хорошей успеваемостью закончить университет. “Зачем? Почему?”, — эти вопросы чаще всего являются фитилем для “бомбы”-мотивации к дальнейшей учебе.

* Делай то, что тебе нравится с тем, кого ты хотел бы видеть рядом.

Вот короткая зарисовка из жизни студентов. Парню-двоешнику понравилась девушка-отличница. Она проводила много времени в библиотеке. Он тоже стал проводить время там. Для того чтобы произвести на нее впечатление он стал смотреть книги, читать их. К его удивлению, это ему стало нравиться, и его успеваемость улучшилась!

* Сделай из работы игру.

Представь, что я прошу тебя сделать следующее: возьми мяч, пробеги быстро 5 м вперед, остановись, затем 1 м вправо, остановись, а затем – еще 15 м влево, и так на протяжении 1,5 ч. Ну как, весело? По-моему, нет. Однако давай назовем это физическое упражнение “футболом” в общепринятом понимании этого слова! Как тебе такое упражнение? Лично мне очень нравится!

Шесть правил, как совмещать учебу с — работой и — все успевать

Шесть правил, как совмещать учебу с работой и все успевать

Рано или поздно большая часть студентов сталкивается с необходимостью совмещать учебу с работой или любимым хобби. Однако далеко не каждому удается правильно планировать свое время, чтобы справляться сразу с несколькими задачами. Директор Центра личностного развития факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Анастасия Причисленко дала несколько советов, как научиться все успевать.

Да, большая часть того, что мы делаем за весь день — это привычные нам действия. Мозг стремится экономить энергию, и мы повторяем многие вещи практически на автомате. Как же сформировать полезные привычки, которые помогут проводить день более насыщенно?

Время. Отводите своей полезной привычке время в расписании (утром — бег, вечером — приседания, тарелка салата за обедом). Вечные откладывания «на потом» возникают из-за отсутствия конкретного выделенного времени.

Подготовка. Не пугайте свой организм внезапными переменами. Планируя бегать утром, перед сном положите рядом с кроватью кроссовки и форму, а не халатик.

Умеренность. Больше одной привычки в неделю добавлять не стоит. Если вы завалите себя «новой жизнью с понедельника», велика вероятность, что к следующему понедельнику вы от этой новой жизни откажетесь.

Терпение. Не нужно юношеского максимализма. Начинайте с микродоз новых привычек в своей жизни. Хотите ввести спорт в свою жизнь? Приступите к этому с легкой утренней разминки, постепенно прибавляйте выпады, приседания, отжимания. Сами не заметите, как окажетесь в спортзале.

Закон мотивации подобен маятнику. Если у вас под влиянием вдохновения резко появляется сильнейшее желание менять свою жизнь и вы разворачиваетесь на 180 градусов, скорее всего, через некоторое время ваша мотивация так же резко упадет до отрицательных значений. Это часто бывает с людьми, у которых все вполне хорошо: просто в какой-то момент они себя «накачивают» мотивацией, заваливают проектами, а потом жизнь и настроение резко падают, иногда вместе со здоровьем.

Пожалуй, главный совет на все времена. Лучше пожертвовать несколькими часами в социальных сетях и уснуть в промежуток между 22:00 и полуночью, чтобы рано утром встать и сделать все невыполненные дела. Если хотите, чтобы запоминаемая информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, нужен сон — она усваивается, пока вы спите.

Правило 3: Регулярность и частота

Если взялись за освоение чего-то нового, лучше посвящать этому 15 минут ежедневно, чем трать по несколько часов раз в неделю. Особенно это актуально для изучения иностранного языка: ежедневные тренировки длительностью в 15−20 минут помогут сформировать привычку. Результат не заставит себя ждать.

Правило 4: Планируйте свой день письменно

Записывайте, не чтобы запомнить, а чтобы забыть. Расписав с утра задачи, которые надо выполнить, вам больше не придется удерживать их в голове. Во-первых, вы повышаете свою ответственность, давая себе некоторые обязательства. Во-вторых, вы сразу увидите возможные проблемы и нестыковки, сопоставив текущие задачи в своем ежедневнике или приложении. Кроме того, вы разгрузите свой мозг и избавитесь от тягостного чувства, что вам еще выполнять несметное количество задач.

Здесь поможет методика Дена Аллена — Getting things done. Согласно ей, все задачи стоит поделить на три категории. Если дело может быть сделано за минуту, сделай его сразу. Если дело не завершить за минуту, но его нужно сделать, отведите для него конкретное время. Разрешите себе не думать о нем до указанного момента выполнения.

Не существуют людей, которые делают много задач одновременно: они попросту быстро переключаются между несколькими делами. На переключение расходуется время и энергия человека. Поэтому, если говорить про совмещение работы с учебой, лучше отделять их друг от друга. Когда с утра вы будете планировать свой день, подумайте объективно, сколько времени может занять домашняя работа и очередная часть важного проекта. Иногда это вовсе не три часа «с запасом», а всего 30 минут. Так, затрачиваемое время будет подстраиваться под те сроки, которые вы себе поставили.

В помощь — техника Pomodoro: заводим таймер на 20 минут, за эти 20 минут полностью погружаемся в задачу. Сработал таймер на перерыв — полностью переключаемся на отдых. Прошло 3−5 минут — снова ставим таймер и переключаемся на работу.

Совет 6: Правильно расставляйте приоритеты

Применяйте ABC-анализ, чтобы не провести в рутине весь день, а к вечеру обнаружить, что важных дел — непочатый край.

А — дело очень важное, я могу сделать его только сам и в ближайшее время;

B — дело важное, но его можно делегировать коллеге или сделать чуть позже;

С — дело, которое легко перепоручить или сделать быстро.

Правило следующее: не приступайте к задачам из категории B, пока с утра не выполнили все A-задачи. Согласно принципу эксперта Брайана Трейси, «сначала съешьте лягушку» с самого утра, чтобы не испортить себе весь день. Например, если вам предстоит возня с документами, расправьтесь с ней пораньше, чтобы не сходить с ума в течение дня.

Если вы хотите успевать еще больше, записывайтесь на факультатив аспирантки Университета ИТМО Анастасии Абрамовой. Он сочетает в себе основы курса Learning how to learn от Coursera, а также обучение навыкам самоорганизации и сокращения времени на учебу. Кроме того, слушатели факультатива смогут перенести все эти советы в реальность и отработать их на практике.

Источники:
Домашние задания, кружки и секции: как все успеть после школы
Сколько делать домашние задания? Как составить расписание кружков и секций для ребенка? Контроль за ребенком после школы.
http://www.7ya.ru/article/Domashnie-zadaniya-kruzhki-i-sekcii-kak-vse-uspet-posle-shkoly/
Как учиться и все успевать?
Как известно, преподаватели играют важную роль в процессе обучения. Однако сейчас речь пойдет не о них, но о тебе. Кто ты, студент? Как можно охарактеризовать тебя? Мы знаем, что у студента есть право учиться, и есть обязанность – учиться успешно. Для того чтобы достичь этого, необходимо научиться учиться! Как ты
http://studikam.ru/kak-uchitsya-i-vse-uspevat
Шесть правил, как совмещать учебу с — работой и — все успевать
Рано или поздно большая часть студентов сталкивается с необходимостью совмещать учебу с работой или любимым хобби. Однако далеко не каждому удается правильно планировать свое время, чтобы справляться сразу с несколькими задачами. Директор Центра личностного развития факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Анастасия Причисленко дала несколько советов, как научиться все успевать.
http://news.ifmo.ru/ru/news/6025/

COMMENTS