Инструменты планирования

Инструменты планирования

Для достижения поставленных целей, современного уровня управления необходимо использовать инструменты планирования, позволяющие быстрее устранять причины проблем, возникающих в процессе планирования деятельности предприятия, в процессе производства продукции, на стадии сбыта готовой продукции.

Использование инструментов планирования на предприятии помогает отслеживать успешность и эффективность реализации планов, проектов и программ, а также принимать необходимые решения по их корректировке применительно к изменениям внешней и внутренней среды предприятия.

Для исследования и контроля деятельности организации используются некоторые схемы, включенные в «инструменты планирования» Разработка управленческого решения: Учебник. 5-е изд., испр. и доп. … М.: РИОР, 2010.

К инструментам стратегического планирования относятся:

2. Матрица «срочность — важность»;

4. Матрица Ансоффа;

5. Метод иерархий;

6. Метод Портера;

Главным достоинством этого метода считается возможность провести параллель между внешней и внутренней средой конкретной организации. Направления изучения среды заложены в самом названии инструмента:

strengths — сильные стороны;

weakness — слабые стороны;

Графически матрица выглядит следующим образом:

При пересечении сильных сторон и возможностей можно выявить способы использования сильных сторон для реализации возможностей. Затем при пересечении сильных сторон и угроз можно определить мероприятия, использующие сильные стороны, которые могут снизить отрицательное влияние угроз. При пересечении слабых сторон и возможностей выявляются мероприятия, которые используют благоприятные возможности для преодоления слабых сторон. Сопоставление же слабых сторон и угроз позволит определить их возможные сочетания и предложить мероприятия, позволяющие избежать вреда.

При проведении анализа, с помощью матрицы SWOT, организация приобретает дополнительные возможности для реализации планирования и осуществления хозяйственной деятельности. Составляется список всевозможных мероприятий, которые можно проводить для улучшения работы организации.

Матрица «срочность — важность»

Суть матрицы «срочность — важность» заключается в том, что все дела необходимо упорядочить с целью их планового накопления и последовательного выполнения. Эта матрица содержит четыре категории:

важные и срочные дела;

важные и несрочные дела;

срочные, но неважные дела;

несрочные и неважные дела.

Необходимо распределить по категориям все существующие и вероятные дела, а затем решать их в строго определённом порядке. Однако жизненные ситуации могут заставить внести коррективы в график, следовательно, необходимо обладать навыками перепланирования и способностью выполнять незапланированные дела, основываясь на временных переменах.

Для проведения анализа внешней среды, организация может использовать СТЭП-метод, суть которого заключается в том, чтобы поочередно исследовать основные факторы внешней среды, воздействующие на деятельность организации:

На основе взаимосвязи этих факторов можно вести контролирование и реализовывать процесс планирования деятельности организации на рынке. Для эффективного использования СТЭП — анализа необходимо знать все составляющие черты каждого фактора, их вероятное влияние и возможные последствия.

Матрица Ансоффа используется при проведении исследований организации, её возможностей и потенциалов на занимаемом рынке. Вопрос о выборе стратегии обычно решается только после изучения результатов исследования ситуации на рынке, прогнозов и планов самой организации.

Стратегии. Матрица Ансоффа содержит четыре стратегии внедрения на рынок и получения повышенной прибыли с учетом различных планов организации. Каждая из четырех стратегий представляет определенную линию поведения организации на рынке для достижения своих целей, поэтому руководители могут выбрать любую стратегию, отвечающую их требованиям. Итак, матрица содержит четыре стратегии:

1. Проникновение на рынок.

2. Расширение рынка.

3. Разработка продукта.

При реализации стратегии «Проникновение на рынок», осуществляется продажа уже имеющегося на данном рынке продукта в большем объёме большему числу покупателей одной категории. Эту стратегию можно использовать, если рынок не насыщен, если можно увеличить долю продаж товара или услуги за счет конкурентов, повысить интенсивность потребления товара уже имеющимися покупателями.

При осуществлении поиска новых каналов распределения продукции по новым рынкам, новых категорий потребителей, используется стратегия «Расширение рынка». Расширять рынок организация может только после того, как основательно займет определенную нишу рынка.

Третья стратегия носит название — «Развитие товара». Эта стратегия предполагает усовершенствование качества существующего товара или создание нового товара, не имеющего аналогов на рынке. Применение данной стратегии требует определенных финансовых, технологических, информационных, и других затрат.

Четвертая стратегия — диверсификация. Благодаря этой стратегии, можно получить большую прибыль, так как новый товар на новом рынке может стать очень успешным. Однако, если момент для выдвижения новой продукции будет выбран неверно, попытка может привести к неудаче.

Выбор стратегии. Для того чтобы выбрать стратегию, организации необходимо провести анализ по всем направлениям, начиная от собственных планов на будущее и заканчивая ресурсами и возможностями. Кроме того, выбор может зависеть от ряда факторов, на которые организация не может желаемо повлиять, например:

· конкуренция. Всегда существует организация, которая обладает большими ресурсами и возможностями;

отсутствие свободных ниш на рынке, так как существует повышенный покупательский спрос, либо более выгодные условия для осуществления деятельности;

наличие тенденций по различным направлениям: социальным, технологическим, а также политическим или экономическим.

Метод иерархии используется при принятии решений в сложных ситуациях, при условии недостатка информации. Ситуацию необходимо разделить на как можно большее число элементарных составляющих.

Метод иерархий проводится в два этапа. На первом этапе строится иерархия: изображается структура исследуемой системы, которая состоит из нескольких уровней, связанных между собой. Чаще всего используют иерархию с тремя уровнями:

первый уровень представляет собой цель, структурированную на задачи и конкретные задания;

второй уровень включает все факторы, оказывающие влияние на конкретный показатель в исследуемое время;

третий уровень включает подробно прописанные результаты, итоги.

Это пример самого простого структурирования системы, при желании можно составить и более сложные варианты модели в зависимости от поставленных целей и сложности планируемых результатов исследований.

С помощью модели Портера аналитики организации могут провести анализ пяти сил (или факторов), оказывающих влияние на ведение хозяйственной деятельности на рынке товаров и услуг. К этим факторам относятся:

уровень обостренности конкуренции между традиционными конкурентами;

появление новых конкурентов в исследуемой сфере;

уровень зависимости организации от покупателей;

уровень зависимости организации от поставщиков;

уровень угрозы со стороны товаров-заменителей.

Матрица BCG создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией ниши на рынке. В основе данной матрицы лежат две концепции: жизненный цикл товара и эффекта масштаба производства или кривой обучения. На матрице по осям отображаются рост рынка (вертикальная ось) и доля рынка (горизонтальная ось). Сочетание оценок этих двух показателей даёт возможность классифицировать товар, выделив четыре возможные категории продукта (см. рисунок 2.4.).

Быстро растущий рынок

Медленно растущий рынок

Низкая доля рынка

Низкая доля рынка

«Звезды», эта группа товаров характеризуется тем, что на быстро растущем рынке продукт является высокоприбыльным. «Дойные коровы» находятся на медленно растущем рынке, но являются прибыльными продуктами. «Проблемные товары» принадлежат к быстро растущему рынку, однако прибыль от них невысока. «Собаки» — малоприбыльные продукты на медленно растущем рынке.

«Проблемные товары» — это чаще всего новые товары на рынке, которые еще не заняли свою нишу. Производитель «проблемных товаров» планирует перевести каждый из них в «звезды». «Звезды» — успешные товары, требующие большого вложения денег для поддержки (на рекламу, развитие и т.д.). Если «звезда» проходит проверку временем, она переходит в группу «дойных коров» — товаров, приносящих чистую прибыль, и не требующих иных вложений, кроме как на непосредственное производство. «Собаки» — невыгодные товары, они плохо продаются, и на них не стоит тратить время.

Анализ товаров с помощью матрицы BCG позволяет правильно распределить ресурсы между имеющимися товарами.

Инструменты оперативно-календарного планирования

Платежный календарь является инструментом оперативного планирования, управления и контроля над движением денежных потоков организации, а так же средством, обеспечивающим эффективный мониторинг процесса расчетов с покупателями и поставщиками. Для решения ряда возникающих проблем, система платёжного календаря включает в себя три основных блока: планирование платежей (выплат), планирование поступления денежных средств и формирование платежных документов.

С помощью функционала платёжного календаря можно объединить информацию о потребности организации, и её подразделений в денежных средствах, с прогнозируемыми объемами поступлений от покупателей (заказчиков) и иных источников в единое информационное пространство, обеспечивающее прозрачность и прогнозируемость данных.

В любой финансовой системе должна быть четко разработана система уровнями допуска пользователей, которая сможет обеспечить не только точное ограничение доступа к конфиденциальным данным, но и сохранить удобство работы с функциональными блоками, необходимыми сотрудникам для выполнения своих задач. Модуль администрирования прав доступа к функциям платежного календаря, обеспечивает широкие возможности для управления правами как на уровне объектов прикладного решения (справочников, документов, отчетов) так и на уровне организаций и центров финансовой ответственности.

Инструменты тактического планирования

Практическое значение системы тактического планирования состоит в том, что она обеспечивает тесную связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.

Основными инструментами процесса тактического планирования могут считаться отдельные планы, предоставляемые каждым структурным подразделением или отделом современного промышленного предприятия, но в итоге составляющие единый план развития всего предприятия. Такими инструментами могут считаться:

устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;

рассчитывается по исходным данным плана сбыта;

?план создания производственных мощностей;

?план инвестиционной деятельности;

?план по персоналу;

?план материально-технического снабжения;

?план материальных запасов;

?план по рекламе;

?плановый баланс — это совокупность данных сравнения экономико-финансового состояния предприятия с его обязательствами;

?план результатов, который содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;

?план по экологии.

Инструменты планирования являются одной из главных составляющих планирования. С их помощью можно определить перспективы развития организации, контролировать текущую ситуацию.

Для эффективного функционирования системы планирования, для успешного контроля над изменениями внешней и внутренней среды организации, для учёта финансовых и материальных расходов, необходимо комплексное использование всех инструментов планирования.

Инструменты планирования

Мои инструменты планирования — 6 помощников в работе

Я считаю, что такой инструмент как планирование занимает ключевую роль в тайм-менеджменте (в частности) и весьма значительную роль в жизни каждого «многофункционального» человека (в целом). Итак, в этой статье я расскажу о том, какими инструментами планирования пользуюсь лично я, и какие это дает результаты.

Поскольку я работаю в IT сфере, то главный инструмент планирования на работе – helpdesk. Он же – электронная система сбора заявок от пользователей. Подробно останавливаться на этом пункте не будем. Кому интересно, можно почитать на википедии .

Итак, второй инструмент планирования, которым я пользуюсь только на работе – это программа MS Outlook. Здесь нужно отметить то, что данный программный продукт поддерживает не только возможность получать и отправлять почту но и содержит мощные инструменты для организации своего рабочего времени. Ключевые моменты, а также встречи во время работы я планирую именно в этой программе.

Четвертый инструмент планирования – телефонный календарь. Это основной инструмент. Там хранятся основные события и списки дел, которые мне необходимо выполнить. Безусловно, на коммуникаторе писать не так удобно как в обычном бумажном ежедневнике, однако пользоваться им в местах скопления людей и в условиях доступности лишь одной руки гораздо удобнее чем бумажным блокнотом.

Пятый инструмент – бумажный ежедневник. В бумажный ежедневник я заношу долгосрочные цели и задачи, которые я стремлюсь выполнить в перспективе от одного до нескольких месяцев (лет).

Шестой инструмент – стикеры. Стикерами я пользуюсь только дома, для того чтобы не забыть выполнить какие-то домашние задачи. Также на них пишу todo листы на те выходные когда я планирую работать дома.

Получается, что я использую 6 инструментов планирования. Надеюсь, данная информация будет для вас полезной. В комментариях хотел бы увидеть ваш опыт использования инструментов планирования, вопросы и рекомендации.

Источники:
Инструменты планирования
Для достижения поставленных целей, современного уровня управления необходимо использовать инструменты планирования, позволяющие быстрее устранять причины проблем, возникающих в процессе
http://studbooks.net/1469467/menedzhment/instrumenty_planirovaniya
Мои инструменты планирования — 6 помощников в работе
Описание шести эффективных инструментов планирования, которые я использую постоянно и которые помогут и вам успевать намного больше
http://sobinam.ru/blog/personal_efficiency/98.html

COMMENTS