Формирование и развитие навыков общения

Зачем нужны навыки общения?

Человек – социальное существо, а значит, большая часть его жизни посвящена общению. Общаясь, мы оказываем воздействие друг на друга, которое может быть как простым (просьба), так и очень сложным (различные приемы манипуляции). От того, насколько мы хорошо владеем искусством общения, во многом зависит успех в различных делах.

Для того чтобы научиться легко взаимодействовать с людьми, нужно не только грамотное построение фраз и гладкая речь, хотя это тоже важно. Искусство коммуникации предполагает умение слышать собеседника, понимать его и выстраивать свою речь и поведение в соответствии с ситуацией.

Рассмотрим подробнее понятие общения. Современная психология рассматривает три стороны этого процесса: Коммуникативное общение – обмен информацией между собеседниками. Перцептивная сторона – восприятие собеседниками друг друга, создание атмосферы взаимопонимания. Интерактивная сторона предполагает создание условий для взаимодействия людей между собой.

Узнайте принципы делового общения!

Развитие коммуникативных навыков предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника, стать понятным. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки чаще всего бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность. Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами.

Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, если приложит к этому усилия. В настоящее время существует множество психологических тренингов и специальных занятий, которые могут помочь научиться легко и свободно общаться.

Тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, как правило, включают в себя несколько ступеней. Это умение убеждать собеседника, развитие навыков невербального воздействия, а также способность с честью выходить из любой конфликтной ситуации. Иногда добавляются и другие шаги. Если вы не можете посещать подобные занятия, то для вас будут полезны несложные рекомендации, которые помогут преодолеть коммуникативные барьеры и добиваться успеха в любой ситуации.

Мы все с детства владеем базовыми навыками общения, которые заложены в наше сознание в виде определенных шаблонов. Это приветствие, прощание, сочувствие, извинение, отказ, просьба, требование и другие.

Как правило, если мы взаимодействуем с незнакомыми людьми на самом поверхностном уровне (например, с продавцом в магазине), этих образцов (шаблонов) бывает достаточно. В привычных ситуациях, отработанных до автоматизма, мы практически совсем не испытываем коммуникативных сложностей. Они начинаются там, где возникает новая или волнующая ситуация. Например, при приеме на работу, или когда нужно сделать предложение руки и сердца. Вот тут-то и поджидают нас самые разные коммуникативные барьеры, которые потом мы описываем словами «отнялся язык», «не знаю, что сказать», «я просто онемел» и другими. Позже мы понимаем, как стоило себя повести, что сказать, и горько сожалеем о собственном беспомощном состоянии. Для преодоления подобных сложностей и нужно развитие коммуникативных навыков.

1) Основной целью комфортного общения является создание доверительных отношений, в которых оба собеседника доверяют друг другу. Допустим, по умолчанию, вы открыты для диалога. Но собеседник почему-то выжидает и больше склонен к закрытым фразам и жестам. Вспомните, как вы общаетесь с друзьями — вы практически не думаете над тем, как и что говорить, ваши эмоции позитивны, а слова буквально цепляются друг за друга, не задерживаясь в голове. Именно так вам стоит себя вести для того, чтобы успешно общаться.

2) Для того чтобы не было размышлений на тему того, что сказать, отключите внутренний диалог. Не думайте над тем, что сказать, а в своих словах опирайтесь на слова собеседника. Поставьте его в центр диалога, выражайте искренний и неподдельный интерес к тому, что он говорит. Для отключения внутреннего диалога практикуйте чтение вслух, а также устное изложение всех мыслей, которые приходят вам в голову. Делайте это в полном одиночестве, без постороннего вмешательства.

3) Для того чтобы воссоздать позитивное, доверительное состояние внутри себя и перенести его на собеседника, используйте подстройку. Незаметно синхронизируйте свое дыхание с дыханием собеседника и примите похожую позу. После этого используйте якорь — фиксацию психологического состояния на физическом воздействии. Подготовьте его заранее, к примеру, мысленно воссоздайте состояние абсолютной радости и зафиксируйте его сильным сжатием запястья. После того как вы используете якорь, искусственно поддерживайте это состояние как можно дольше, для того, чтобы его перенял ваш собеседник.

4) Практикуйте общение такого рода как можно чаще. Начните со своих знакомых и родственников, постепенно пробуйте с малознакомыми и незнакомыми людьми. Отслеживайте результат и исправляйте ошибки, которые вы допустили. Помните, что знание теории мало что значит без практики, поэтому тренируйтесь как можно чаще, чтобы в нужной ситуации вы могли с легкостью использовать это умение.

Вас может заинтересовать статья о том, как избавиться от страха общения.

— Как влиять на людей при общении: 10 психологических приемов.

1) Эффект Фраклина.
Во-первых, для расположения человека к себе стоит попросить его о чем-либо. Полученный в результате эффект носит имя Б. Франклина, который воспользовался им ради обретения расположения одного изрядно недолюбливавшего его человека. Франклин, попросивший у него книгу, получил на самом деле нечто большее – дружелюбие со стороны неприязненно относившемуся к нему знакомого. Мораль истории заключается в том, что благоволить к вам будет гораздо больше не тот, кому вы сделали одолжение, а тот, кому обязаны вы. Приобретая опыт и навыки подобного общения, каждый в результате понимает это.

2) Дверью в лоб.
Суть техники состоит в том, чтобы обратиться к человеку с просьбой гораздо большей, нежели то, что вам нужно от него в действительности. Вероятно, вы получите отказ, но это как раз то, что вам нужно! Через некоторое время можно обращаться за тем, что требовалось изначально, и, вероятнее всего, вам не откажут. Дело в том, что человеку будет просто неудобно отклонить вашу, на этот раз вполне приемлемую просьбу.

3) Имя.
Имя – неотъемлемая часть каждого из нас. Людям нравится слышать его от других. В свою очередь те, кто называет нас по имени, в большинстве вызывают у нас симпатию, и этот факт надо помнить и уметь им пользоваться. В обращении к человеку не меньшую роль играет обозначение его статуса или звания. Также большое значение имеет форма, в которой мы обращаемся к людям.

4) Лесть.
Однако применять ее стоит, соблюдая ряд ограничений. Льстить нужно неподдельно, а иначе вы рискуете получить отрицательные результаты. Кроме того, ученые выявили у людей склонность к поиску некого равновесия между своим сознанием и тем, что они ощущают. Таким образом, непритворная похвала в адрес человека, который, как он думает, действительно этого заслуживает, поможет вам завоевать его симпатию. Это произойдет, прежде всего, потому, что ваша лесть докажет ему обоснованность собственного мнения относительно себя. Но ни в коем случае не следует льстить тому, кто ценит себя невысоко. Этим вы никогда не добьетесь расположения такого человека, а только усугубите ваши отношения. Однако это совсем не значит, что его следует принижать, что тоже не даст положительных результатов.

Возможно, вас заинтересует статья «Как знакомиться в интернете«.

5) Мимикрия.
Это техника отражения поведения своего собеседника. Эту тактику многие из нас часто используют бессознательно. Мы сами порой не замечаем, когда общаясь с кем-либо, начинаем неосознанно подражать мимике, речевым особенностям и даже жестам этого человека. При этом отражением поведения собеседника мы естественным образом располагаем его к себе, непроизвольно свидетельствуя о реальности его личности. Тот факт, что мы симпатизируем схожим с нами людям, можно использовать намеренно, тем самым развивая свои навыки общения.

6) Использовать утомление собеседника.
Уставший человек вряд ли откажет кому-либо в просьбе, поскольку не найдет в себе силы сопротивляться. Скорее всего, он согласится сделать то, что вам нужно, в худшем случае немного отложив это ввиду своей усталости.

7) Начинайте с небольших просьб.
Используя ее, нужно начинать с небольших просьб, отклонить которые людям просто неудобно. Безотказность человека помочь в чем-либо маловажном, как правило, свидетельствует о его готовности откликнуться на более серьезную просьбу. Такие навыки общения следует использовать как можно более аккуратно. Переход на действительно интересующий вас вопрос не должен быть резким. Разумнее всего сделать небольшую паузу между просьбами.

8) Умение слушать.
Доказывая кому-либо его неправоту, вряд ли удастся обрести в лице этого человека своего сторонника. Вместо этого вы наживете неприязненное отношение с его стороны. Перед тем, как высказать свое мнение относительно предмета разговора, следует внимательно выслушать своего оппонента и вникнуть в ход его мыслей. В результате вам удастся определить возможные точки соприкосновения ваших, на первый взгляд, полярных позиций, и использовать их в дальнейшем для пояснения собственных соображений. Чтобы оппонент слушал вас более участливо, иногда стоит в чем-то согласиться с его мнением.

9) Рефлекторное слушание.
С его помощью можно эффективно вызвать доверие человека и продемонстрировать свое небезразличие к нему. Переформулировав на свой лад слова человека, вы покажете, что хорошо слушали и прониклись его речью. Эта техника популярна среди психотерапевтов, которым зачастую необходимо настроить на дружескую волну отношения с пациентами и побудить их как можно больше говорить. Умение слушать занимает важное место среди навыков общения, поскольку создает более комфортные взаимоотношения между собеседниками. Кроме того, человек, почувствовавший заинтересованность собеседника в общении, скорее всего, начнет считаться с его мнением.

10) Кивание головой.
Слушая человека, подбадривайте его киванием головы. Кивая, люди выражают свое одобрение слов собеседника. Этот маневр дает эффект, аналогичный мимикрии. Применяя его, вы получите дружелюбный настрой, а также сможете мягко и без противостояния доказать свою правоту.

Также читайте статью о том, как знакомиться с людьми.

Источник:
Зачем нужны навыки общения?
Человек – социальное существо, а значит, большая часть его жизни посвящена общению. Общаясь, мы оказываем воздействие друг на друга, которое может быть как простым (просьба), так и очень сложным
http://agydar.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html

Коммуникативные навыки общения – формирование, развитие и совершенствование навыков

Коммуникативные навыки общения – формирование, развитие и совершенствование навыков

Коммуникативные навыки формируются с детства – общаясь, ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействию с другими. Эффективные навыки общения помогают легко устанавливать контакты, вести интересный разговор, договариваться и узнавать много нового о человеке.

Коммуникативные навыки – это способность человека устанавливать контакт с другими людьми, правильно интерпретировать их речь, поведение и адекватно отвечать. Навыки общения важны для целого ряда профессий (журналистика, психология, торговля, актерство) и бизнеса, где взаимодействие с другими приобретает статус искусства или мастерства общения.

Речевые и коммуникативные навыки общения с людьми закладываются в раннем детстве. Общение важно для выживания человека в социуме. Формированию коммуникации способствуют коллективные игры и упражнения на развитие мелкой моторики, посещение разных кружков. Взрослым людям, желающим улучшить коммуникативные навыки полезно ходить на различные выставки, мероприятия, тренинги и курсы ораторского мастерства.

Совершенствование коммуникативных навыков происходит в течение всей жизни человека, всегда есть к чему стремиться. Разносторонне развитый человек умеет общаться с людьми на разные темы и если тематика для него незнакома, он честно признается в этом и будет внимательно слушать собеседника, поддерживая так беседу. Развитие коммуникативных навыков это практика:

  • говорения;
  • слушания;
  • наблюдения;
  • обучения профессиональным техникам ведения переговоров.

Как развить коммуникативные навыки? Самое первое, что надо сделать, начать больше общаться, буквально стремиться к общению, стараться выслушивать людей, наблюдать как они меняются в ходе разговора (мимика, жесты, поза). Полезным будет прочтение книг на эту тематику и выполнение заданий, которые даются авторами. Курсы и тренинги на тему эффективной коммуникации помогают отработать страх общения.

Тренинг на развитие коммуникативных навыков – это возможность в безопасной среде прокачать навыки коммуникации через игры, выполнение упражнений. Такие тренинги бывают разными, каждый может выбрать для своих целей. Это может быть тренинг для неуверенных в себе и стеснительных людей, мечтающих начать полноценно общаться, также существуют деловые тренинги для начинающих и уже статусных бизнесменов, где происходит обучение деловой коммуникации.

Как развить навыки общения? Как и любой другой навык, важно уделять время и внимание, практиковаться и результат не заставит себя ждать. Игра – эффективный практический инструмент не только для детей, но и для взрослых. Совместные игры по прокачиванию коммуникативных навыков помогают снять телесные зажимы, учат чувствовать партнера, угадывать его настроение. Примеры игр на развитие коммуникации:

  1. «Картина». Участники делятся на две группы, одна из групп уходит за дверь, другая, обсуждает какую картину они будут изображать – это должны быть известные картины знаменитых художников. Ведущий зовет участников второй группы и те должны угадать картину. Игра учит взаимодействию, коллективной смекалке, доверию и ориентированию на других.
  2. «Кораблекрушение». Тренировка командной сплоченности, умения конструктивно общаться. Моделируется ситуация кораблекрушения возле необитаемого острова. Задача участников распределить полномочия, кто за что будет ответственным. В ходе игры решаются совместные задачи:
  • освоение острова и организация хозяйства;
  • налаживание социальной жизни;
  • установление норм, правил совместного проживания.

Коммуникативные разговорные навыки лучше развивать и совершенствовать в для начала в небольшой группе, некоторые практики можно выполнять вдвоем. Упражнения на коммуникативные навыки:

Навыки делового общения – необходимый инструмент ведения бизнеса. Успешность в переговорах достигается за счет мастерства, харизматичности, уверенности в себе и знании психологии человека. Редко, когда от природы личность наделена способностями к эффективному общению, но навыки коммуникации можно развивать, стоит лишь задаться такой целью и упорством в ее достижении.

Как улучшить коммуникативные навыки? Ведение деловых переговоров требует большой собранности и подготовки. Навыки общения нарабатываются постепенно, одним из важных инструментов является наблюдение за теми, кто уже достиг успеха в коммуникации с людьми. Коммуникативные навыки для успешного общения с клиентами включают в себя:

  • терпение;
  • внимательность;
  • тактичность;
  • отсутствие «воды» в разговоре, только по делу;
  • умение убеждать;
  • отличное знание продукции своей фирмы, производства;
  • позитивный настрой;
  • умение выходить из сложных, неожиданных ситуаций;
  • время общения должно быть лимитировано;
  • умение читать эмоции, состояние человека.

Развитие навыков общения важное направление для людей научной и деловой среды. Прокачанные коммуникативные навыки играют большую роль в телефонных переговорах, когда при первом же разговоре нужно оставить о себе благоприятное впечатление. Телефонное общение предполагает следование определенным правилам и этикету:

  • благоприятное время для звонков с 8.00 – 9.30 утром, 13.30 – 14.00 и после 16.00;
  • после трех гудков, если абонент не взял трубку, лучше перезвонить в другое время;
  • речь должна быть четкой и ясной, поэтому нужно больше тренировать голосовые навыки: тембр, тон;
  • эмоциональный настрой должен быть доброжелательный, совершать звонки в плохом настроении не стоит;
  • внимательность и вежливость при беседе.

Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми. Другие полезные книги по развитию навыков общения:

Источник:
Коммуникативные навыки общения – формирование, развитие и совершенствование навыков
Коммуникативные навыки общения – формирование, развитие и совершенствование навыков Коммуникативные навыки формируются с детства – общаясь, ребенок познает окружающий мир, учится
http://kak-bog.ru/kommunikativnye-navyki-obshcheniya-formirovanie-razvitie-i-sovershenstvovanie-navykov

Общение, навыки общения

общение школьник ролевой игра

Общение — взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется при обоюдной активности участников. Каждый участник общения выступает в ходе него не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения

Любой акт, даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишённое способности восприятия или ответной психической активности. Только ориентация на отношение другого и его активность, учёт его действий может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнёра к себе. Поскольку общение — процесс взаимный, человек должен быть уверен, что партнёр воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.

Четвёртым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнёр. Изменение активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнёра свидетельствует о такой чувствительности.

В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение. Однако общение, это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет своё содержание, которое связывает. Само слово «общение» говорит об общности, сопричастности.

Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное, чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Общение выполняет разнообразные функции, среди них выделяются: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, эмоциональное самовыражение и познание людьми друг друга. Функции коммуникативных сигналов в контексте общения выполняют средства общения — осознаваемые и неосознаваемые реакции и поведенческие проявления. Выделяют 3 основные категории средств общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие её функции и роль в общении.

Первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.д. это выразительные средства общения. Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому и составляют обязательный компонент любого уровня развития общения. Особенностью экспрессивно-мимических средств общения являются их неоднозначность и аморфность, они не несут определённого фиксированного содержания. Одним из средств общения являются выразительные движения.

Предметно-действенные средства общения возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные средства общения. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, притягивание и передача предметов, действия с предметами, прикосновения и т.д. Изобразительные средства выражают готовность партнёра к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. Эти средства общения отличаются более высокой степенью произвольности, чем выразительные.

Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком всё новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.

Развитие общения со взрослым происходит как смена нескольких форм общения. Формы общения — это качественные ступени развития общения. Каждая форма общения характеризуется следующими основными параметрами:

1) временем возникновения и длительностью функционирования в качестве основной;

2) местом, занимаемым данной формой общения в более широком контексте жизнедеятельности ребёнка;

3) основным содержанием коммуникативной потребности, удовлетворяемой детьми в ходе общения данной формы общения;

4) характером ведущих мотивов, побуждающих ребёнка на данном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основными средствами общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребёнка с окружающими людьми. М.И. Лисиной выделено четыре формы общения ребёнка со взрослым:

1. ситуативно-личностное общение — генетически первая форма общения ребёнка со взрослым. Она характерна для детей первого полугодия жизни;

2. ситуативно-деловое общение — вторая по времени возникновения форма общения детей со старшими партнёрами; она характерна для детей раннего возраста;

3. внеситуативно-познавательное общение;

4. внеситуативно-личностное общение со взрослым во второй половине дошкольного детства..

Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Но и сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений.

Ребёнок к 6 — 7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование приводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. Школьное обучение реализует это стремление, однако окружающим взрослым необходимо понимать особенности нового этапа в развитии личности ребёнка, относиться к нему не как к дошкольнику, а дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников — жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности — в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности.

К 6 — 7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания.

Одним из важнейших показателей готовности к школьному обучению является сформированность общения, так как именно оно представляет собой фактор развития других показателей (определённый уровень развития психических процессов, уровень эмоционально-мотивационной готовности, наличие произвольности, волевого поведения). Так, предлагаемый Е.Е. Кравцовой нетрадиционный подход к решению актуальной проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению показывает, что за схемами интеллекта стоят формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Автор практически доказала значение сюжетно-ролевой игры для формирования навыков и новых форм общения, отметила необходимость существования игр с правилами для созревания психических процессов и развития эмоционально-волевой сферы будущего школьника.

Итак, в дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я». Надо быть осторожным, чтобы не замкнуть начинающую складываться личность. Как часто мы взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так». Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда воспитатель запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа.

Следствием такого общения становится то, что ребенок уходит в свою «раковину», становится «молчуном», привыкает быть незаметным. Так вырабатывается комплекс неполноценности.

Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость — нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть — является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Способность общаться со сверстниками и взрослыми — это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность — это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.

Источник:
Общение, навыки общения
общение школьник ролевой игра Общение — взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания
http://studbooks.net/1759646/pedagogika/obschenie_navyki_obscheniya

COMMENTS