дискриминация женщин

Дискриминация женщин

. мужской электронный журнал .

То ли дело дискриминация мужчин! Лежит на поверхности и в любом количестве. Почему бы нам не воспользоваться ею? Увы, но политическая целесообразность не позволяет пользоваться мужской дискриминацией в качестве орудия социальной политики. Разрешена только женская. Разрешена-то разрешена, но где ее взять — вот в чем вопрос! Многие решают эту проблему лишь с присущей только им изворотливостью, выдавая за дискриминацию женщин что угодно. Я, честно говоря, не знаю, что у них за желудки, но питаться искусственной пищей, точнее говоря, совсем виртуальной не могу, хоть тресни! Однако все это была лишь лирика, самое время приступить к прозе жизни.

Впрочем, судя по всему и здесь не все так пошло, как хотелось бы, видать не все гражданочки хотят раз и навсегда распрощаться с самоугнетением, поэтому ныне на кону новая фишка: платить самоугнетальшицам. Даже тем, кто не считает, что само или еще как там угнетаются, вручать зарплату за самоугнетение насильно. Чем не доказательство дискриминации?! На самом деле идея интересная. Я вот, например, люблю клеить бумажные самолетики, было бы классно получать за это еще и зарплату. Что? Опять полом не вышел? Ну что ты будешь делать!

А не так давно искатели обнаружили дискриминацию в туалете. Подозреваю, что много размышляли над проблемой в этом весьма достойном учреждении, и вот появилась мысль, почему бы и нет? Мысль гениальная до безобразия, достойная немедленной номинации на Нобелевскую премию — никак не меньше! Суть ее в том, что в общих туалетах при справлении малой нужды, хм. мужчины, как правило, поднимают стульчак на унитазе, а женщинам он нужен опущенный. Так разве мужчина, который поднял стульчак, но забыл его опустить, не дискриминирует тем самым женщину? Еще бы не дискриминирует! Должен же он наконец ее хоть в чем-то дискриминировать! Конечно, ведь для женщины такой невыносимый труд опустить стульчак, у меня прямо слезы наворачиваются.

Видимо поэтому среди женщин распространился новый вид их дискриминации, по мнению все тех же феминопоисковиков. Речь идет о голодании. Насмотревшись на изможденных фотомоделей, феминистки закричали: женщины изводят себя голоданием, чтобы понравиться этим подлым самцам — вот где она дискриминация. Или это для того, чтобы реже ходить в туалет и опускать злосчастный стульчак? Но как бы там ни было, глаза загорелись, пальцы сжались в кулаки — и на борьбу со злом. Еще какое зло — сто тысяч женщин умирают, чтобы привлекать этих мужланов. Потом выяснилось, что все-таки только сто, и женщины просто следуют стереотипам, которые им навязывает мода, что реальным мужчинам ходячие скелеты не нужны, но что не сделаешь ради святого дела!

Ну и, конечно, иногда поиски пресловутой женской дискриминации заводят в такие темные уголки, что мороз по коже, брррр! Я имею ввиду, что, отчаясь найти эту дискриминацию, но, желая придать ей соответствующие вес и зловещность, приплетают к ней вещи омерзительные, но к дискриминации прямого отношения не имеющие, например, сексуальные преступления. Ну является ли изнасилованная женщина еще и дискриминированной? Вот если бы ей по признаку пола было бы отказано в защите, тогда да, но ведь это не так — уголовный закон работает, суды выносят приговоры, нет никакой дискриминации. Другое дело ложно обвиненные мужчины, которые не могут рассчитывать на достойную защиту и компенсацию понесенного ущерба. Вот это настоящая дискриминация! Но как мы уже выяснили выше, дискриминация мужчин не является на настоящий момент политкорректной, поэтому мужчины и не могут рассчитывать на защиту своих прав.

Иногда, честно говоря, мне становится жалко этих поборников теории дискриминации женщин: все-то им приходится что-то придумывать, изворачиваться, где-то постоянно что-то выискивать, и врать, врать, врать — бесконечно врать себе и окружающим, поскольку больше им ничего не остается, и часто мне кажется, что утопая в подобном количестве вранья, как в навозной куче, они уже сами начали верить в собственную ложь, следуя известной формуле: свое говно не пахнет. Нет, господа, пахнет! Ваше говно воняет так, что и за тысячи миль от вас приходиться затыкать нос. И честно говоря, мы уже устали так жить, мы задыхаемся! Прекратите наконец вонять! Хотя, похоже, это глас вопиющего в пустыне.

И чтобы уж было совсем понятно, как выглядит дискриминация на деле, когда одна группа людей получает выгоду от ущемления прав другой группы, я приведу несколько вполне конкретных примеров.

Итак, пример первый.

В России есть медицина для женщин, есть для животных и есть для элиты, для мужчин нет. Мужское здоровье не изучается, не финансируется и не лечится. Мужчины полностью лишены квалифицированного, рассчитанного на их особенности, лечения. Все инвестиции вкладываются лишь в медицину для женщин и немного в «общую медицину» по сути также предназначенную для женщин. Что имеют мужчины в результате такой их дискриминации? Сверхвысокую смертность и низкую продолжительность жизни. А что женщины? Женщины имеют все те возможности в медицине, которые они имеют. Может быть, их и не так много, но если бы средства равномерно распределялись на лечение и профилактику обоих полов, их было бы еще меньше и состояние здоровья женщин было бы хуже. Эта та прямая выгода, которую женщины получают от полного игнорирования здоровья мужчин, которое процветает в нашем обществе.

А вот пример пятый.

Социальные программы. В последнее время это стало вновь актуально. Чуть ли не каждый день ящик рассказывает, сколько стоит материнский капитал, насколько подняты пособия по уходу за детьми и т. д. Надо сказать, что государство всегда тратилось на женщин: и в советское время, и даже в трудное безвременье девяностых, но а сейчас, когда финансовое положение страны улучшилось, траты эти вновь возросли, и не надо сомневаться, что будут расти и дальше, появились новые виды помощи, и нет сомнений в том, что их количество будет увеличиваться. Для мужчин нет ничего. Хотя проблем у мужчин на порядок больше, чем у женщин, на помощь им не выделяется ни копейки. В этой области мужчины дискриминируются абсолютно. Что с этого имеют женщины? А то, что те деньги, которые могли бы направляться на помощь мужчинам, попадают к ним, то есть мужчинам ничего — женщинам все!

Ну и шестой пример что ли.

Речь идет о тяжелых и опасных работах, таких как добыча угля, все виды строительств, работа под землей, на высоте, на буровых и газовых месторождениях, а также на вредных производствах (химия, радиация). Вообщем обо всех опасных видах работ, где работают только или преимущественно мужчины, которые и выносят все последствия подобной трудовой занятости. А последствия эти таковы: за год от травм гибнет 30000 мужчин и еще 250000 получают травмы и увечия. Какую от этого выгоду получают женщины? Ну ответ-то очевиден — они сохраняют свои жизни и здоровье, одновременно пользуясь теми благами, которые вот таким кровавым трудом добывают мужчины.

На этом, пожалуй, стоит остановиться. Приведенные выше примеры наглядно показывают, что такое настоящая дискриминация, как она действует, какие она приносит проблемы дискриминируемым и какие бонусы дискриминаторам. Конечно, в данном случае в роли дискриминируемых оказались почему-то мужчины, что неприемлемо с политической точки зрения сегодняшнего дня, но целиком соответствует действительности. А если вас интересует правда, а не формальное представление о реальности, то это как раз то самое, что доктор прописал.

Жаль, что не всех она интересует. Я понимаю, что есть профессиональные борцы с женской дискриминацией — им за это денежку платят и денежку неплохую, за нужное количество бобла они разыщут дискриминацию у мух-дрозофил, куда интереснее фанатики, которые искренне верят в нее. Правда, тут надо оговорится, что фанатизм сродни религии зиждиться на постулатах веры, а вера не нуждается ни в каких доказательства. Вот так бывало споришь с таким чудом природы, приводишь факты, аргументы и так битые часы, а оно тебе все равно в ответ: «ну пусть нет законов, которые дискриминируют, но дискриминация-то все равно есть», конечно есть, это же божество, его не может не быть, иначе погаснет единственный источник света в воспаленных мозгах этих умников.

И что же они тогда хотят добиться в итоге своими действиями? Они хотят изменить традиционный порядок и построить новый, в котором все привычные роли и отношения в том числе между полами будут перевернуты с ног на голову, и в итоге для них появится место, которого они были лишены всю предыдущую историю, место, чтобы распоряжаться властью и ресурсами. Не для нашей с вами выгоды, потому что все, что они до этого делали, они делали против нас. Они начали свою деятельность со лжи и ею продолжают. Они добились того, что институт семьи фактически разрушен, количество детей стало меньше критической черты, а те, что растут — в большинстве своем без родителей, они добились того, что внутри общества отношения между людьми, особенно если это люди разных полов, достигли критической точки кипения. Короче говоря, их цель банальна: разделять — и править.

Дискриминация женщин

Гендерное равенство имеет большое значение для того, чтобы все могли пользоваться своими правами. Тем не менее, во всех точках земного шара продолжают существовать и появляются новые законодательные акты, носящие дискриминационный характер в отношении женщин. Во всех правовых системах многие законы устанавливают менее привилегированный статус для женщин и девочек по вопросам, связанным с национальностью и гражданством, здоровьем, образованием, семейным положением, трудовыми правами, родительскими правами, наследством и правом собственности. Эти формы дискриминации в отношении женщин несовместимы со стратегией расширения прав и возможностей женщин.

Женщины составляют большинство беднейших людей планеты, а число женщин, проживающих в нищете в сельских районах, возросло на 50% с 1975 г. Женщины отрабатывают 2/3 от общего числа рабочего времени и производят половину всего продовольствия на земле. Тем не менее, они зарабатывают лишь 10% мирового дохода и владеют менее чем 1% мировой собственности. По всему миру и во всех культурах присутствует насилие в отношении женщин в невообразимых масштабах, а доступ женщин к правосудию зачастую ограничен в связи с проявлением дискриминации — как в законодательстве, так и на практике. Разнообразные формы дискриминации по признаку пола или иным признакам, таким как расовая, этническая или кастовая принадлежность, инвалидность, наличие ВИЧ/СПИД, сексуальная ориентация или гендерная идентичность, усугубляют риск экономических трудностей, социальной изоляции и насилия в отношении женщин.

В некоторых странах женщины, в отличие от мужчин, не могут одеваться, как хотят, водить машину, работать в ночное время, наследовать собственность или давать показания в суде. Большинство действующих законов, явно носящих дискриминационный характер, относятся к семейной жизни, в частности, праву женщин вступать в брак (или праву не выходить замуж в случаях раннего замужества по принуждению), разводиться и повторно вступать в брак, — и, вследствие этого, узаконивают такие дискриминационные семейные практики, как женопослушание и полигамия. Законы, устанавливающие «женопослушание», до сих пор регулируют супружеские отношения во многих государствах.

Нормы международного права в области прав человека запрещают дискриминацию по признаку пола и включают в себя гарантии равноправного осуществления мужчинами и женщинами гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав. В статье 15 (1) Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин четко говорится, что государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны предоставлять равный правовой статус женщинам и мужчинам, а положения статьи 2 Конвенции налагают на эти государства обязательство «принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин».

Спустя тридцать лет с момента вступления Конвенции в силу, признание прав женщин и пользование ими наравне с мужчинами все еще является труднодостижимым для большого количества женщин во всем мире. Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ратифицировали 186 государств, однако в отношении этой Конвенции действует рекордное количество оговорок. Они касаются таких ключевых статей, как статьи 2 и 6, которые предоставляют девушкам и женщинам право на личную и семейную жизнь.

Несмотря на требование к ратифицировавшим Конвенцию странам искоренить дискриминацию в отношении женщин «безотлагательно всеми соответствующими способами», очень много стран до сих пор сохраняют в силе дискриминационные законы, что указывает на слишком медленный темп проведения реформ. Вследствие этого, на 12-й сессии Совета по правам человека была принята резолюция под названием «Ликвидация дискриминации в отношении женщин». В резолюции Управлению Верховного комиссара по правам человека, при содействии иных заинтересованных сторон, в частности, Комиссии ООН по положению женщин, было поручено подготовить тематическое исследование по проблеме дискриминации в отношении женщин в законодательстве и на практике, а также касательно того, какие попытки решить эту проблему предпринимались в рамках ООН.

Деятельность Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ)

  • УВКПЧ оказывает содействие деятельности Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Комитет следит за выполнением положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В Конвенции установлены имеющие обязательный характер и признанные международным сообществом принципы касательно прав женщин.

Дискриминация женщин

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин

Принята резолюцией 2263 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 года

учитывая, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин,

учитывая, что Всеобщая декларация прав человека подтверждает принцип недопущения дискриминации и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какого-либо различия, в том числе различия в отношении пола,

принимая во внимание резолюции, декларации, конвенции и рекомендации, принятые Организацией Объединенных Наций и специализированными учреждениями в целях содействия равноправию мужчин и женщин,

будучи озабоченной тем, что, несмотря на Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, международные пакты о правах человека и другие документы Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений и несмотря на осуществленный в вопросе равноправия прогресс, продолжает существовать значительная дискриминация в отношении женщин,

учитывая, что дискриминация в отношении женщин несовместима с достоинством женщины как человека, благосостоянием семьи и общества, мешает ее участию на равных условиях с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны и является препятствием к полному развитию возможностей женщины в деле ее служения своей стране и человечеству,

помня о большом вкладе, внесенном женщинами в социальную, политическую, экономическую и культурную жизнь и о той роли, которую они играют в семье, и особенно о роли в воспитании детей,

будучи убежденной в том, что полное развитие страны, благосостояние всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях,

считая необходимым обеспечить в законодательстве и в практике всеобщее признание принципа равенства мужчин и женщин,

торжественно провозглашает настоящую Декларацию:

Дискриминация в отношении женщин, приводящая к отрицанию или ограничению ее равноправия с мужчинами, является несправедливостью в своей основе и представляет собой преступление против человеческого достоинства.

Должны быть приняты все необходимые меры для аннулирования существующих законов, обычаев, постановлений и практики, которые являются дискриминационными в отношении женщин, установления надлежащей юридической защиты равноправия мужчин и женщин, в частности:

a) принцип равенства для мужчин и женщин должен быть включен в конституцию или иным образом гарантирован законом;

b) международные акты Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, касающиеся устранения дискриминации в отношении женщин, должны быть ратифицированы или к ним должны присоединиться и они полностью должны быть претворены в жизнь в возможно короткий срок.

Должны быть приняты все надлежащие меры в целях подготовки общественного мнения и направления национальных стремлений к искоренению предрассудков и упразднению обычаев и всей прочей практики, основанной на идее неполноценности женщин.

Должны быть приняты все надлежащие меры, чтобы обеспечить женщинам на равных условиях с мужчинами без какой-либо дискриминации:

a) право голоса на выборах и право на избрание в публично избираемые органы;

b) право голосовать на всех публичных референдумах;

c) право доступа на государственную службу и право выполнения всех общественных функций.

Эти права должны быть гарантированы законодательством.

Женщины должны пользоваться одинаковыми с мужчинами правами в отношении приобретения, изменения и сохранения своего гражданства. Брак с иностранцем не должен влиять автоматически на гражданство жены, а именно, не должен лишать ее гражданства и заставлять ее принимать гражданство мужа.

1. Без ущерба для сохранения единства и согласия семьи, которая остается основной ячейкой всякого общества, должны быть приняты все надлежащие меры, главным образом законодательные, для обеспечения того, чтобы замужние и незамужние женщины имели равные с мужчинами права в области гражданского права, и в частности:

a) право приобретения и наследования собственности, а также управления, пользования и распоряжения ею, включая собственность, приобретенную в период состояния в браке;

b) право на равное право и дееспособность;

c) одинаковые с мужчинами права в отношении законодательства о передвижении лиц.

2. Должны быть приняты все надлежащие меры для обеспечения принципа равенства положения мужа и жены, в частности:

a) женщины должны иметь одинаковое с мужчиной право свободно выбирать супруга и вступать в брак только со своего свободного и полного согласия;

b) женщины должны иметь равные с мужчинами права в период состояния в браке и при его расторжении. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими;

c) родители должны иметь равные права и обязанности в отношении своих детей. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими.

З. Должны быть запрещены браки детей и обручение девушек до наступления их половой зрелости и должны приниматься эффективные меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации брака в актах гражданского состояния.

Все положения уголовного законодательства, носящие дискриминационный характер в отношении женщин, должны быть отменены.

Должны быть приняты все надлежащие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и использования проституции.

Должны быть приняты все надлежащие меры для обеспечения девушкам и замужним и незамужним женщинам равных прав с мужчинами в области образования на всех уровнях, и в частности:

a) равных условий доступа к обучению и обучения в учебных заведениях всех типов, включая университеты и профессиональные, технические и специальные школы;

b) тех же программ обучения, одинаковых экзаменов, преподавательского состава той же квалификации, учебных помещений и оборудования того же качества, независимо от того, предназначены учебные заведения для совместного обучения лиц обоего пола или нет;

c) равных возможностей получения стипендий и других дотаций для обучения;

d) равных возможностей доступа к программам дальнейшего обучения, включая программы обеспечения грамотности взрослых;

е) доступа к материалам образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей.

1. Должны быть приняты все надлежащие меры для обеспечения замужним и незамужним женщинам одинаковых прав с мужчинами в социально-экономической деятельности, в частности:

a) права без дискриминации по признаку гражданского состояния или по другим признакам получать профессиональную подготовку, работать, свободно выбирать профессию и занятие и совершенствоваться в своей профессии и специальности;

b) права на равную с мужчинами оплату и равное материальное обеспечение за равный труд;

c) права на оплачиваемый отпуск, на пенсионное обеспечение и на материальное обеспечение в случае безработицы, болезни, по старости и в других случаях потери трудоспособности;

d) права на получение пособия на семью на одинаковых условиях с мужчинами.

2. Для предотвращения дискриминации в отношении женщин по причине состояния в браке или беременности и для обеспечения их эффективного права на работу должны быть приняты надлежащие меры для предотвращения их освобождения от работы в случае вступления в брак или беременности и для предоставления оплачиваемого отпуска по беременности с гарантией возвращения на прежнюю работу и обеспечения необходимых видов социальных услуг, включая возможность ухода за детьми.

3. Меры, принятые для защиты женщин на определенных видах работы, с учетом их физиологических особенностей их организма, не должны считаться дискриминационными.

1. Принцип равноправия между мужчинами и женщинами требует проведения его в жизнь во всех государствах в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека.

2. Поэтому правительствам, неправительственным организациям и частным лицам настоятельно рекомендуется сделать все от них зависящее для содействия осуществлению принципов, содержащихся в настоящей Декларации.

Дискриминация женщин

Министерство Образования РФ

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа № 80

с углубленным изучением отдельных предметов

2. Немного из истории дискриминации женщин. стр.4

3. Гендер. Гендерная терминология. стр.5

6. Социальная дискриминация женщин. стр.20

7. Дискриминация женщин в современной России. стр.23

9. Список литературы. стр.29

Наверное, каждый из нас хотя бы раз слышал о дискриминации. Особенно часто говорится о дискриминации по половому (гендерному) признаку, т.е. дискриминации по отношении к женщинам (согласитесь, что о дискриминации мужчин мы никогда ничего не слышали, разве, что о спартанских мальчиках, и то, в том случае дискриминация была отнюдь не по половому признаку).

Я хочу ознакомиться с состоянием этого вопроса в мире и в России в частности. Узнать и разобраться в нормативно-правовых актах затрагивающих эту сторону нашей жизни. Ведь я тоже ЖЕНЩИНА, ( ) и естественно меня это интересует.

Дискриминация — это не обязательно государственная политика, это отношение людей. Дискриминация — это от латинского Discriminatio — различение, выделение. Это особое отношение к части населения, выделенной по определенному признаку. В качестве признака может выступать любое значимое отличие личности, например, раса, национальность, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий, состояние здоровья.

«Дискриминацией» в медицине, например, называют способность человека воспринимать два одинаковых раздражения, наносимых на кожу одновременно в двух точках, отстоящих друг от друга на каком-либо расстоянии по-разному, раздельно. И в социальной жизни мы относимся к одинаковым стимулам-раздражителям по-разному. Они вызывают у нас разные реакции. Одни и те же слова и поступки будут вызывать у нас разный отклик, в зависимости от того исходят ли они от еврея или араба, мужчины или женщины, миллиардера или рабочего, здорового или больного.

Дискриминация — это функция абстрактного мышления, позволяющая заклеймить конкретный раздражитель по выделенному общему признаку. Поэтому, она, к сожалению, неизбежна.

Однако человечество ступает на новый этап развития, и возможно, в будущем станет реальной мечта об идеальном равноправном во всех отношениях обществе.

Немного из истории дискриминации женщин

Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия «социальная дискриминация женщины». Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодоление всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сфере труда. Сам термин «социальная дискриминация женщин и девочек» сейчас общепризнан.

Работающие в области гендеристики теоретики не столько хотят создать особенное поле исследования, сколько сформулировать новые способы размышления. Современное образование, ориентированное на новую модель человека и на формирование конкретно-востребованных знаний и навыков индивида, неизбежно выходит на проблему адресно-направленных образовательных программ. Новые подходы (в первую очередь, гендерные) акцентируют внимание, прежде всего, на социокультурных доминантах, влияние которых определяет статус человека, формы его реализации, способность быстро ориентироваться в постоянно меняющемся мире.

Следует иметь в виду, что «гендерные исследования в силу постановки проблемы нарушают узкие рамки филологии, поэтому невозможно себе их представить без междисциплинарных подходов. Должны быть приняты во внимание историческая наука, социология, философия, психология, экономика, педагогика, лингвистика и ряд других наук». Как и всё новое, эта область знания нуждается в усиленном внимании, в пристальном изучении. Особенно важны термины, которыми она оперирует в своей деятельности. По мере становления данного подхода и выхода в свет всё большего количества научных работ, появляется необходимость чёткой фиксации ключевых понятий, составляющих базис феминистского и гендерного дискурса. Культурологическая ориентация этих исследований с неизбежностью ведёт к заимствованию её терминологии понятий из философского, филологического, лингвистического и прочих субъязыков.

ДИСКУРС (фр. discours — речь) нередко используется как синоним слова речь, а точнее, специфического способа или приёмов организации речевой деятельности. Это понятие, до того использовавшееся в гуманитарных науках, в частности, — в логике, стало пониматься философами-структуралистами намного шире. Дискурс выражает и объясняет высказанное не только лингвистическими или логическими, но и социальными средствами внутри определённого социокультурного пространства, а конкретнее, принятыми в данном сообществе правилами обусловливания речи. Кроме того, дискурс, по мнению Жака Лакана, не только способ говорения, но и средство формирования мышления, в т.ч. гендерной стереотипности.

В рамках гендерного дискурса, к примеру, были «разведены» такие понятия, как «патриархальный» и «ПАТРИАРХАТНЫЙ». В гендерной теории и критике используется второе, а не первое слово (что было бы верно грамматически), и это имеет своё обоснование. Патриархальность — строй, связанный со стариной, верный традициям, обычаям; патриархат — строй, характеризующийся господствующим положением мужчины, доминированием отцовского рода. Понятно, что феминистское сообщество вводит в свой дискурс слово патриархатный, подразумевая идущий из исторического прошлого принцип архаичной организации общества с зафиксированным в нём неравенством и жёсткой регламентацией полоролевых отношений.

Позже феминистские и гендерные исследователи и практики приходят к выводу о необходимости введения ещё одного ключевого термина. МАСКУЛИННЫЙ (лат. maskulinus — мужской) -понятие, подчёркивающее иерархический, с господствующим положением мужчины, принцип организации социума. Это понятие, хотя и имеет связь с «патриархатным», но не обладает его историческим фоном. Нередко встречается и слово МАЧИЗМ (исп. macho — самец). В современном дискурсе оно обозначает не только половую принадлежность, но артикулирует и все дополнительные определения, характеризующие мужское начало: агрессивность, наступательность, жёсткость, мощность, грубость, сила (ассоциирующаяся с развитой мускулатурой), энергичность, воля, сексуальная мощь.

Появление термина «ГЕНДЕР» знаменует следующий этап в изучении полоролевых стереотипов (равно, как у женщин, так и у мужчин). Английское слово gender переводится как пол, хотя правильнее — род, а более точно — грамматическая категория рода. Слово sex, также обозначающее пол, коннотируется в человеческом сознании очень определённо, даже однозначно: только как поведение в момент соития или в ars amandi (любовной игре). Для того чтобы снять устойчивые ассоциации, возникающие при использовании слова sex, научное сообщество в конце 60-х — начале 70-х годов ввело в свой дискурс слово гендер.

Этот термин был взят из лингвистики и «перенесён в исследовательское поле других наук — социальной философии, социологии, истории», политологии, филологии, музыковедения и т.д. Таким образом, секс — биологическое, а гендер — культурно-символическое определение пола. Такие конструкты культуры, как «женственное» и «мужественное» могут рассматриваться только с учётом и использованием этого понятия, поскольку появляется возможность выйти за пределы биологического описания. Термин гендер подчеркивает «не природную, а социокультурную причину межполовых различий». «Женское», «мужское» суть биологические, данные от природы половые различия, а «мужественное», «женственное» — понятия, сконструированные обществом и подчёркивающие культурно-символические (гендерные) различия, которые меняются в соответствии с изменением, как общества, так и культуры.

Итак, гендер — культурно-символическое определение пола и процитирую ещё одну, признанную международным сообществом, формулировку гендера как понятия, которое «используется для обозначения всех тех социальных и культурных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биологического пола». Некоторые исследователи уточняют, что гендер это не совокупность личностных психологических черт, не роль, а продукт «особого социального . делания (создания)». Можно использовать и такую формулировку: гендер — социокультурный конструкт, а его ипостаси — мужественное и женственное. Но гендер не только культурный конструкт идентичности, он также определяет отношения индивида с окружающим миром. Гендерная парадигма, зафиксированная, например, в художественном тексте, есть одновременно и конструкт и система, определяющая степень значимости личности в общественной жизни.

Значит, ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — это отрасль знания, с помощью которой изучается, как тот или иной социум определяет, формирует, закрепляет и распределяет в общественном сознании и в сознании отдельной личности социальные роли женщины и мужчины, а также какие последствия это распределение для них имеет. Гендерный анализ позволяет изучать современное общество с точки зрения его сиюминутных состояний, учитывая процесс оформления новой социальной структуры и новых социальных мотиваций. Он имеет дело со становящимся, а не со ставшим, и позволяет индивидам сформировать объяснительные модели современных социальных процессов и состояний, прогнозировать научно-корректные перспективы их будущего развития.

Так что же такое разговор о терминах как не философский разговор? Как не выработка новых цивилизаторских стратегий, не поиск смысла жизни? Можно сказать, что философия гендерного подхода нужна нам для того, чтобы сформировать мировоззрение и, как следствие этого мировоззрения, некое чувство, которое определяет наше подлинное отношение к жизни и наше поведение.

Источники:
Дискриминация женщин
. мужской электронный журнал . То ли дело дискриминация мужчин! Лежит на поверхности и в любом количестве. Почему бы нам не воспользоваться ею? Увы, но политическая целесообразность не
http://menalmanah.narod.ru/mt/discrwom.html
Дискриминация женщин
Гендерное равенство имеет большое значение для того, чтобы все могли пользоваться своими правами. Тем не менее, во всех точках земного шара продолжают существовать и появляются новые
http://www.ohchr.org/ru/Issues/Discrimination/Pages/discrimination_women.aspx
Дискриминация женщин
Здесь вы найдете основные декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы.
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/women_discrimination.shtml
Дискриминация женщин
Министерство Образования РФ Муниципальное Общеобразовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 с углубленным изучением отдельных предметов 2. Немного из истории дис
http://www.iayto.ru/s_o_c_i_o_l_o_g_i_ya_i_o_b_shh_e_s_t_v_o/d_i_s_k_r_i_m_i_n_a_c_i_ya_zh_e_n_shh_i.html

COMMENTS