благословите женщину

Благословите женщину

1935 года. Восемнадцатилетняя Вера встречает орденоносного командира Ларичева и вскоре выходит за него замуж и уезжает из родного города. Начинается совсем другая жизнь, в которой будет все — тяжелые будни и редкие радости, война и надежда, горькие утраты и долгожданное счастье.

Газета.Ru: Такое кино просто создано для благотворительных просмотров в неблагополучной социальной среде, где аншлаги и бурные овации обеспечены.

12 октября 2013 года, 16:10

Шокировали комментарии к этому фильму. Поражаюсь нашему рабскому русскому/белорусскому женскому менталитету: мужа, изменяющего жене, лишившего ее ребенка, декларирующего свои права и вытирающего ноги о женщину, окрестили «сильным мужчиной, незаслуженно пострадавшим», искалеченную женскую судьбу — «новой Ромео и Джульетой», да еще и пожелали благословить мужчину вместо женщины. Говорухин блестяще описал мужские и женские роли, традиционные для нашей культуры. Судя по комментариям, несмотря на 21-й век, все это еще в силе, а значит, немало еще будет искалеченных женских судеб. Хочется верить, что кто-то все же испытает и настоящую любовь, как героиня в конце фильма, которая вдруг (о ужас!) заговорила о равенстве, и призналась, что влюблена первый раз в жизни..

17 августа 2009 года, 21:12

мораль сей басни так и осталась для меня загадкой. по-моему название этому фильму «Благословите мужчину».

Фильм-супер!Один из самых лучших военных фильмов,которые я посмотрела.А если какая-то аля не умеет смотреть и оценивать фильмы, то пусть сидит дома и читает книжки,хотя я думаю,что их она оценивать тоже не умеет!А всем,кто еще не посмотрел этот фильм желаю найти и побыстрее посмотреть.Поверте вы не пожалеете.

Фильм прекрасный. смотрела много раз. живые люди, судьбы, страдания, счастье. есть все. Лента достойная, и женщина там хоть и сильная, но слабая любовью и своим мужчиной. Нет места нездоровому фиминизму настоящего поколения женщин — есть доверие и уважение. Приятного просмотра. )ь

Мне понравилось в этом фильма абсолютно всё. Режиссура Говорухина на «5+», время воссоздано с потрясающей убедительностью, Говорухин ещё сам сыграл застрелившегося комдива. Но тут нет никакой коньюктуры, только Правда. Игра молодой актрисы Светланы Ходченковой на уровне классических актрис. Инна Чурикова — браво! отлично смотрится в роли артистки на пенсии Куниной, роли маленькая, а какая запоминающаяся, хотя эта актриса великолепна везде. Вся-таки нашего кино не совсем умерло, раз есть такой фильм, как «Благословите женщину». Смотрю его каждый раз, как показывают по ТВ.

19 сентября 2007 года, 00:01

Я в восторге от просмотра этого фильма!Причём и игрой актеров и в общем!Главная героиня фильма очень мне напомнила мою маму,которая 20 лет. моталась по горнизонам-отец мои тоже был суров и маме досталась тоже не легкая женская доля .

Я плакала навзрыд при просмотре фильма . по больше бы таких !!

4 сентября 2007 года, 18:15

Не фонтан, откровенно скажу. Когда я впервые смотрела этот фильм, мне было лет тринадцать-двенадцать, и тогда я вообще хорошего кино не смотрела — единственное, я посмотрела»Солярис», который мама очень любит и уговорила меня посмотреть его. Тогда, в то голубенькое время мне нравился сериал. А теперь понимаю, что. Наверное, режиссёры тоже должны ходить на пенсию — ведь так обидно смотреть, какие ужасные фильмы стал снимать Рязанов, так старающийся показаться современным, каким пресным оказался «Глянец», тоже «косящий» под моложёжно-модное кино. К сожалению, Говорухин из их числа — он снимал отличные картины, когда был моложе, со свежими взглядами, его фильмы были динамичными. А это кЭно не говорухинское. Не динамичное, не «цепляющее». Неудачный фильм. Хотя Балуев сыграл довольно хорошо. Местамидаже перестарался. Единственное, что радует — это Чурикова. Она бесподобна.

27 декабря 2005 года, 14:55

Мне не понравился фильм. как то не прочувствовано женское счастье. По фильму выходит нам толко за мужчинами и следовать? а как же наши желания и наш «долг»(материнский)? Ведь имено мужчина в этом фильме становится причиной всех ее несчастий, дома постоянного нет, ребенка она лишилась, и не только одного, но и всех последующих. И зачем ей дом потом на берегу если детей нет. ну, да хорошо что подруга была и у нее то дети были, но все равно, я не считаю, что это фильм заслуживает токого названия. Благословите женщину, как я понимаю, дать самое лучшее, а не подвергать таким испытаниям, которые по фильму заканчиваются очень смешно.

Задумка фильма неплохая,а вот режессура весьма посредственная.даже обидно.

25 августа 2005 года, 13:18

Прочитайте книгу Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы», фильм не смотрела, а вот книга . ну в общем прочитайте.

Мне очень понравился Ваш фильм, такой трогательный и суровый. Спасибо. Чурикова — великолепна

20 февраля 2005 года, 20:09

Этото фильм похож на краткое содержание многосирийного сериала .Вообще я не очень сообразила ,почему именно женщину нужно благословлять,ведь похоже труднее всего досталось ее мужу ,особенно в начале войны.А неменяющаяся все годы героиня и вовсе портит фильм,своей непрофесиональной игрой. Вообще фильм похож на жалкую породию старых фильмов ,про военные годы , времен наших бабушек.Он смотрится как дайджест из всех фильмов на эту тему, года и события летят как поезд.

25 декабря 2004 года, 18:31

Классный фильм! Давно таких не смотрел. Понравилось всё!

Потрясена работой Светланы Худченковой, давно ничего подобного не видела, хочется пожелать ей хороших ролей у достойных режиссеров. Как могла молодая актриса передать спокойное достоинство зрелой, уверенной в себе женщины — загадка. Мои самые лучшие пожелания ей и успехов в ее карьере.

Вообще то сериал посильее будет, в фильме много пробелов и недосказанности.

Благословите женщину

От всех невзгод ее уберегите,

Чтоб лишь от счастья плакали глаза,

Чтоб их не жгла горючая слеза.

Крылом любви надежно защитите,

Согрейте сердце, руки поцелуйте

И при свечах с ней танго потанцуйте.

Благословите женщину, благословите!

Ей звезды с неба, право, не сулите.

Осенний подарите листопад,

И летний дождь, и белый снегопад.

Благословите женщину, благословите!

Ей теплым ветром плечи оберните,

На локоны набросьте лунный свет

И спойте песнь, еще которой нет.

Ту песню для нее вы сочините.

Земную женщину вы в ней благодарите

За жизнь дарованную. Просто потому,

Она — начало сущему всему.

Священным именем ее вы назовите,

Благословите Мать, благословите!

– комментируйте материалы сайта: что понравилось, как использовали в работе, что изменили в процессе подготовки к мероприятиям и получайте за комментарии ЧРГ-баллы. Подробнее…

– разместите любую информацию о себе (ведущий праздников, руководитель праздничного агентства и т.д.; адрес вашего сайта, e-mail, телефон и т.д.) в подписи под вашими комментариями и на вашей "Странице пользователя", ведите свой блог. Подробнее…

Как похудела Светлана Ходченкова

Актриса признается, что с самого детства была бестелесной и даже худосочной девушкой, но в 17 лет, когда она училась на первом курсе театрального института, в ее организме произошел некой гормональный сбой, следствием чего и стала полнота. Кроме этого, ходят слухи, что для съемок в фильме «Благословите женщину» Светлане пришлось специально набрать вес, чтобы внешне максимально соответствовать своей экранной героине.

Светлана Ходченкова в фильме "Благословите женщину"

Несмотря на свою сегодняшнюю стройность, актриса не скрывает, что не любит отказывать себе в любимой еде. Так, например, ужинать она предпочитает вредной для фигуры пиццей и умопомрачительно калорийным мороженым.

Светлана Ходченкова после похудения

Кроме этого, актриса ни за что не откажется от излюбленного лакомства — шоколада. Кроме этого, в ее рационе присутствует много свежих овощей и фруктов, а за день Ходченкова выпивает не меньше 2-3 литров негазированной минеральной воды. Завтрак звезды непременно состоит из рисовой каши, сваренной на воде без добавления соли и сахара. Такое блюдо прекрасно выводит шлаки, насыщает организм полезными микроэлементами и не дает в нем накапливаться жидкости. Ко всему этому она добавляет занятия в спортзале и свою актерскую работу. Ведь очень часто ей приходится играть в кино роли сотрудниц органов безопасности и правопорядка, которые требуют немалой физической натренированности и силовой подготовки.

Сны о том, что было

Сны о том, что было. «Благословите женщину», режиссер Станислав Говорухин

По повести И. Грековой «Хозяйка гостиницы»

Автор сценария В. Валуцкий

Режиссер С. Говорухин

Оператор Л. Ахвледиани

Художник В. Гидулянов

Композитор Е. Дога

Звукорежиссер А. Погосян

В ролях: С. Ходченкова, А. Балуев, И. Чурикова, И. Купченко,

О. Березкина, А. Михайлов, А. Костенюк, С. Говорухин

Киностудия «Вертикаль» при поддержке Службы кинематографии Министерства культуры

РФ и правительства Москвы

Станислав Говорухин снял очень странную, очень грустную и, безусловно,

новаторскую картину. В прессе она широкого отклика не вызвала, в прокате, при

большом количестве копий и государственной поддержке, получила весьма скромный

результат, и это лучшее свидетельство того, что не только критики, но и

прокатчики у нас постепенно утрачивают профессиональную адекватность.

«Благословите женщину» — кино, нуждающееся в истолковании; если картину нельзя

истолковать как сумму новаторских приемов, ее можно рассматривать как сумму

трагических симптомов. Именно так в свое время предлагал действовать Лев

Аннинский: «Мне интересно не качество текста, а состояние художника».

В случае Говорухина, впрочем, недостатки вполне сознательны и даже просчитаны.

Этот фильм снят в абсолютно новой манере — беглой, фрагментарной, подчеркнуто

нейтральной; у режиссера была масса возможностей, что называется, коленом

надавить на слезные железы зрителя — он этого не сделал, и все равно даже я, не

самый удобный зритель с изрядной долей профессионального цинизма, пару раз с

трудом удерживался от слез. Как это у Говорухина получилось и что, собственно,

получилось — тема, заслуживающая серьезного внимания, поскольку «Благословите

женщину» — не последний фильм советской эпохи, а скорее первый фильм какого-то

нового ряда, в котором наша история становится объектом очередного

переосмысления. На этот раз — совершенно нейтрального, внеидеологического, если

угодно, пост-идеологического. Даже не религиозного. Абсолютно Чистое Искусство.

Говорухин как политик, может быть, часто говорит и пишет вещи неудобоваримые,

агрессивные, а иногда и просто глупые. Но художник он первоклассный, одно, как

мы знаем, не противоречит другому, просто интуиция у него сильнее, чем любые

рациональные соображения. Каждый его фильм оказывался поразительно адекватен

эпохе: он угадал с модой на послевоенное ретро («Место встречи»), где доказал

свою способность скрупулезно реконструировать время и делать это не

по-германовски буднично, а широко и празднично, с истинной любовью. Стоило

возникнуть моде на жанр, на зрелищность и детектив, к чему он имеет

непосредственное отношение, появились «Десять негритят», и сегодня дающие сто

очков вперед любому отечественному кинодетективу. На самой заре российской

чернухи и оголтелой публицистичности вышла картина «Так жить нельзя». Не успела

толком сформироваться идеология постсоветского реваншизма, как на экраны пробкой

вылетел «Ворошиловский стрелок» — отвратительный во всех отношениях, кроме

профессионального: опять получилось крепко, как водка. Валентин Распутин небось

только в 2003 году опубликовал повесть на тот же сюжет, и весь патриотический

лагерь завыл дружную исполать. Опомнитесь! Говорухин про то же самое

изнасилование бедной русской девушки пять лет назад снял, и лучше, чем Распутин

написал! Сегодня он опять угадал, и опять точно, но поскольку, как всегда,

опередил время, я не берусь еще назвать открытое им направление.

Для профессиональных разговоров примем термин «бюджетный минимализм», когда сухой

графичности почерка на пользу идут скудость средств и бедность актерской

палитры. Для более серьезных оценок примем название «сновидческий реализм»,

поскольку жизнь в новой картине Говорухина предстает как отрывочный и бледный

сон, заставляющий плакать в подушку непонятно почему. Наверное, потому, что

грусть и жалость — единственный урок, который можно извлечь из любой жизни и

любого сна. Мы видели Говорухина веселого, азартного, яростного,

но никогда еще не видели грустного. Как его комдив, которого он сыграл

клишированно и все-таки отлично (потому что — в стилистике фильма).

Этот комдив, конечно, отсылает к комбригу Котову — Говорухин вообще часто ведет

себя как зеркальный антипод Михалкова, хотя и сходится с ним в некоторых вкусах

и взглядах; у Говорухина поменьше масштаба, но иногда, страшно сказать, побольше

вкуса, ибо при михалковской масштабности случающаяся временами безвкусица бывает

просто титанической. У Говорухина меньше пафоса. И наследует он не великой

царской России (заходом в монархизм была слабая и эклектичная «Россия, которую

мы потеряли»), а России советской, бывшей во всех отношениях поскромней. Вот и

комдив у него поскромней — это не бог войны, а усталый посредственный

военачальник, чей единственный капитал заключается в честности. Даже

противостоять негодяю-доносчику он не может — застрелиться проще. Не исключаю,

что тут есть сознательная полемика с «Утомленными солнцем», цитат вообще очень

много, но все они кратки, смикшированы, словно зритель старого советского кино

смотрит сон о своих былых кумирах.

Говорухин предпочитает работать с хорошим литературным материалом, композицию,

эмоцию, настроение он чувствует прекрасно, но серьезный сценарист ему необходим.

Сейчас он экранизировал «Хозяйку гостиницы» И. Грековой (Е.Вентцель). Эта

удивительно одаренная женщина-математик писала именно такую прозу — сухую,

скупую и грустную. Сыпучую, я бы сказал, «как песок в корабельных часах» в

бунинских «Снах Чанга». Но стилистика и настроение фильма «Благословите женщину»

восходят к другой литературной первооснове — к роману Мопассана «Жизнь» (в

первом русском переводе, кстати, — «Жизнь женщины»). Совпадения тут буквальные:

добрая, неопытная и поэтичная девушка, жестокий, грубый, но временами

обаятельный муж, его смерть, смерть родителей, одиночество, мучительная жалость

ко всему живому, перенос этой избыточной, бесконечной, безвольной любви на

первого встречного, на приблудную собаку, на пейзаж — и воспитание чужого

ребенка в финале. Зачем все? Вот вопрос, который вечно обречены задавать себе и

герои, и читатели этой книги. Да ни за чем. Жизнь. «Жизнь, что ни говори, не так

хороша, но и не так плоха, как о ней думают», — последняя фраза мопассановского

романа, вспоминая которую, всегда плакал Толстой. Я думаю, он плакал отчасти от

зависти, потому что сделать столь универсальный, точный и пронзительный вывод

он, при всем своем могучем реализме, не мог никогда. Думаю, для таких выводов

надо быть немножко женщиной с ее кротким жизнеприятием, и потому именно Грекова

смогла написать и «Дамского мастера», и «Вдовий пароход», и «Кафедру».

А что поделаешь? Жизнь.

«Хозяйка гостиницы» — история о девочке из приморского города. Она влюбилась в

офицера Ларичева (А.Балуев), уехала с ним сначала в Среднюю Азию, потом на

западную границу, сделала от него аборт, потом ждала его с войны, потом его

выгнали из армии, потом они вернулись к маме (И.Купченко) в приморский городок,

к ним приблудилась народная артистка, которая не может больше жить в Москве

из-за своей астмы, потом умер муж, потом умерла мама девочки, потом к ней

приехала жить дочь умершей подруги, потом в девочку, уже сорокалетнюю, влюбился

красивый седой моряк, он же инженер (А.Михайлов) и переехал к ней жить. Всё. Эта

история ничего не объясняет, ничему не учит, она типична, и остаются от такой

жизни, как начнешь ее вспоминать, несколько ломких писем, несколько порыжелых

фотографий «Привет из Крыма», цветок какой-нибудь засушенный, планшет

какой-нибудь кожаный да воспоминание о каком-нибудь общенациональном ликовании:

когда спутник летал или Гагарина запустили. И это само по себе так невыносимо

грустно, потому что и страны той нет, и людей тех нет, и Крыма того тоже — тут

завоешь без всякого авторского понуждения. Этой тоски Говорухин и достиг: вот

есть девочка Вера, очень хорошая, добрая, готовая любить всякого встречного и

поперечного. Ее играет совсем молодая Света Ходченкова — играет очень хорошо,

потому что почти не играет вовсе. Тут чуть пережать — и попрет фальшь. Но она

подчеркнуто обыкновенна, арсенал ее невелик, палитра бедна, она не очень умеет

изображать возраст, и это тоже отлично, потому что героиня не стареет. Она ведь,

по сути, и не живет. Седая, а все девочка, таких седых девочек я знал множество.

Она вся еще в ожидании жизни, потому что не на кого тратить избыточную силу

любви; она вся, как русская фольклорная яблонька или печка: поешь моих яблочек,

возьми моего пирожка… Любовь тратится на всех — и всех отнимают, потому что

такова была советская история, сплошь состоявшая из переездов, перевозок и

расставаний с любимыми. Кочевая военная жизнь — лишь метафора. Не успела

привязаться к сыну мужа от первого брака, как его забирают — сначала в училище,

потом в другую семью. Не успела полюбить собственного будущего ребенка — муж

гонит на аборт: какие дети, война скоро! Не успела подружиться с Машей — ее,

хирурга, услали на финскую. (Кстати, Машу — давно у нас не было столь сильных и

выразительных характерных ролей — блистательно играет Ольга Березкина, в ее

работе есть самое дорогое — историческая точность: такие девушки, как Вера,

нет-нет, а встречаются до сих пор, но такие советские чудеса, как Маша, гибрид

энергии, чувственности, работоспособности и легкомыслия, в наше время немыслимы,

куда там менеджерам среднего звена.) Не успела полюбить детей подруги — надо их

возвращать ей и ехать с мужем в глубокий тыл. И людям, с которыми живешь, все

равно никогда не успеваешь объяснить, как их любишь. Жизнь — это один

бесконечный переезд и одна нескончаемая разлука, цветаевская «жизнь-вокзал». А

что делать? Ответ на этот вопрос дает перед смертью мама героини: «Жить в любви,

никого не осуждать, никому не досаждать, и наше вам почтение».

Не то чтобы в советское время все так жили — так жили очень немногие, потому что

советская жизнь (в этом отношении Говорухин очень точен, он не идеализирует эту

жизнь ничуть) была направлена на разрыв прочных связей и вытаптывание нежных

чувств. «Никаких сантиментов!» — в этом весь Ларичев, и не совсем понятно, за

что бы это Вера полюбила его так самозабвенно. Он, конечно, получился у Балуева

и умным, и честным, а все-таки и грубым, и жестким, и в значительной степени

никаким. Тут, мне кажется, надо было сыграть другое (и Балуев делает в этом

направлении некоторые шаги, ломая свой привычный «мачистский» имидж) — в

Ларичеве есть та же покорность судьбе, что и в Вере. Правда, у него эта

покорность — военная: куда направили, туда поехал. Война — значит, война. Долг.

У него мужской долг, у нее женский (который он и объясняет ей в немногих резких

выражениях: «Я не должен видеть тебя заплаканной, меня должен ждать обед»). И

объединяет их вовсе не страсть (ее в картине и нет), не любовь (до нее они

дожили потом, когда смирившийся, поседевший Ларичев уже выгнан из армии и занят

строительством дома), объединяет их это самое чувство долга — стимул куда более

мощный, чем принято сегодня считать. Люди, наделенные понятием о долге, друг

друга узнают с полувзгляда и часто остаются вместе на всю жизнь — потому что это

выше, чем покорность судьбе, это особый уровень развития личности, это не

объяснишь, проще остаться с таким человеком и нести близость с ним, как еще один

крест. Для Говорухина главная примета людей ушедшей эпохи — хороших людей,

разумеется, — вот это добровольное несение креста и способность при этом любить,

не досаждать, не осуждать, и наше вам почтение.

А смысл? Никакого смысла. Христианская-то вера под запретом, церковь в жизни

почти отсутствует, о загробном воздаянии никакого представления. Говорухин

рассматривает то, что от такой жизни и от той страны осталось. Видит цепочку

бледных, нарочито блеклых картин (в фильме вообще очень много тонированных,

почти монохромных, коричневых, как сепия, кадров — ярко только море, да и оно

все чаще бывает каким-то серым, зеленоватым, коричневым). «Жизнь есть сон», и

ничего индивидуального в этих картинках нет: всё как у всех. Отсюда сознательная

и подчеркнутая клишированность всех воспоминаний героини: застрелившийся в

разгар репрессий комдив, пляска раненых в госпитале (на костылях, под губную

гармонику), дружный хохот на просмотре советской кинокомедии, запуск спутника. И

играют все очень скупо, стараясь демонстрировать не личное, а типичное, — такова

и замечательная Инна Чурикова в роли старой актрисы, таков и Александр Михайлов

в роли пожилого надежного моряка, изъясняющегося цитатами и штампами. Тут вам и

умненькая девочка со спорами о физиках и лириках, будущая шестидесятница, — в

исполнении обаятельной шахматистки Саши Костенюк. На замысел режиссера работает

все — ведь он не про реальность рассказывает (реальность эта с исчезновением

последних ее творцов исчезла еще на закате застоя), а блеклые ее картинки

перебирает. Его интересует то, что осталось. А остаются всегда штампы; даже

вспоминая собственную жизнь, почему-то помнишь либо полную ерунду вроде

какого-то дружеского застолья, либо набор газетных определений: репрессии,

война, оттепель, спутник, застой, перестройка, бардак, застой… путник… или

спутин? И некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось…

В мире не осталось больше правых и неправых, как в российской политике давно не

осталось правых и левых. Все равны и почти трогательны, потому что все умерли.

Итог их жизни — не великая империя (которой нет) и не свободная страна (которую

взамен тоже не построили). Итог их жизни — фотоальбом, куда вклеен портрет

любимой актрисы, вложена открытка с изображением праздничной Москвы и где забыто

между лиловыми картонными страницами письмо от старой подруги.

Вот эти картинки режиссер и рассматривает. И нет у него и у его героев другого

утешения, кроме как взаимопонимание людей долга. Вот комдив перед смертью идет

домой, видит солдатика на посту и спрашивает: «Холодно, сынок?» Это все, что мы

можем друг другу сказать. Холодно, сынок. Ужасно холодный настал мир.

Эту минималистскую, скупую, нарочито заштампованную в деталях и удивительно

оригинальную в главном картину никто толком не разобрал, внимательно не

посмотрел, не поблагодарил. В ней много, конечно, неудачного и случайного — она

могла быть на порядок лучше. Денег могло быть больше. Музыка могла быть хорошая,

запоминающаяся (лучше всех к такой картине написал бы ее Филип Гласс; обратился же Хотиненко к Морриконе!). Крепких и выразительных эпизодов — таких, как

прощание с Юрой, — могло быть больше.

А совсем уж банальных, как офицерская вечеринка, поменьше; ведь Говорухин лучше

всего снимает то, что видел сам, а не то, о чем читал. Сильных эпизодических

ролей могло быть не так мало: фильм кажется малонаселенным, а ведь в приморском

городе полно колоритных персонажей.

Но если вдуматься, и не надо было этому фильму большого зрительского успеха,

потому что триумфальные финалы во всех советских историях несколько

искусственны. Как счастливая любовь, наконец-то доставшаяся Вере. Одинокий,

непонятый семьей романтический моряк с букетом — это уже конфета, уже немного

«Привет из Крыма», рекламный слоган «Повидло и джем полезны всем». Говорухин и

подчеркивает это, откровенно иронизируя над хэппи эндом. Не надо было

триумфального проката и восторженных рецензий. «И мнится, смертный свой урон

благословляет, между нами» — как писал Кушнер о Тютчеве. Не надо нам триумфов.

Итог жизни не в этом. Жизнь кончается сами знаете чем, а вопрос «что остается?»

— единственное, что остается.

Остается никому не досаждать, никого не осуждать, и наше вам почтение. Господи,

какой бедный вывод, какая блеклая и страшная перспектива! Но никакой другой нет

— нет ни политических перемен, ни иллюзий, ни нравственных переворотов;

страшнейший, кровавейший XX век прошел, как не было, победы обессмыслились,

герои обезличились или обнажили оскал… Можно бы сказать, что победила Вера, но

это так же глупо, как говорить, что в романе «Жизнь» победила Жанна. Кого она

победила, Господи? И с чем осталась?

Наверное, только эти облегчающие слезы да краткий миг взаимопонимания —

единственное, что драгоценно во всякой жизни и всяком искусстве.

Напоследок о двух важных вещах: у Михаила Щербакова — вероятно, лучшего

современного российского поэта и уж точно единственного барда — есть хорошая

песня «Гостиница», в которой вся российская жизнь полно описывается одной

метафорой. «Чудный номер с видом на балкон с мангалом, телевизор „Чайка“ — хоть

весь день смотри… Велико ли горе, что по всем каналам матч „Алжир — Марокко“,

счет четыре — три? Никаких событий, разве что посуда треснет или мебель

опрокинется. Ни одной химеры, ни ногой отсюда, здесь любому угол, здесь

гостиница». Вся Россия — плохая провинциальная гостиница, потому что никто из

нас здесь не хозяин. Сделав свою героиню хозяйкой гостиницы, И. Грекова очень

точно почувствовала национальную особенность женской участи: быть хозяйкой там,

где ты по определению не хозяйка, — вот предназначение женщины при советской

власти да и при любой российской власти. Мы не хозяева, Раша не наша, поэтому и

жизнь в ней такая неуютная, и комнаты так загажены. Но власть никогда не поймет

главного: чтобы комнаты стали чистыми, они должны быть своими. Страну никто и

никогда не отдаст населению. Потому оно и относится к ней соответственно.

В том-то и дело, что отчуждение человека от страны — главная тенденция момента,

ставшая сегодня абсолютно очевидной, — поймано у Говорухина с великолепной,

снайперской точностью. Героиня всегда живет в общежитиях, чужих хатах, всегда

заново белит чужую печку и наводит уют в чужом неуюте, а чуть где обживется —

тут же переезжает. И работает в гостинице. И собственный ее дом — гостиница,

потому что нет в нем того единственного, кто бы этот дом поддерживал и латал.

Если появится в нем такой хозяин — вроде михайловского моряка или баталовского

Гоши, — можно будет жить. Но вот появится ли? Дадут ли? И не начнет ли он с

того, что сделает невыносимой жизнь всего населения?

И второе наблюдение, касающееся уже нашего критического цеха. Сильный режиссер,

которому все мы обязаны несколькими замечательными минутами (вне зависимости от

того, что нам больше нравится — «Вертикаль» или «Вторжение», «Место встречи» или

«Великая криминальная революция»), сделал сложное и точное кино в абсолютно

новой для себя и для нас манере. Где хоть одна серьезная статья о картине и хоть

одна публикация, которая бы объяснила зрителю, что его, собственно, ждет в зале?

Фильм шел в нескольких московских кинотеатрах на десятичасовых сеансах.

Пенсионеры, конечно, в кино не ходят, но неужели итоги XX века, как его видит

Говорухин, интересны только пенсионерам? Если выстраивать прокат исключительно в

соответствии с рентабельностью, не останемся ли мы наедине с «Детьми шпионов».

Задача кино — освоение коллективного исторического опыта. С. Говорухин

показывает, что стало с нашей памятью. Он рефлексирует над страшной редукцией

нашего прошлого, превратившегося в набор ничего не объясняющих штампов. Он —

кажется, единственный сегодня — задается главным вопросом: каков моральный урок

советской истории, которую сегодня можно полагать законченной? Его ответ можно

обсуждать. Но это полноценное и ответственное высказывание в эпоху, когда

либеральные и тоталитарные версии отечественной истории одинаково неубедительны

Источники:
Благословите женщину
Фильм Благословите женщину Россия (2003), в ролях Светлана Ходченкова, Александр Балуев, Инна Чурикова, Ирина Купченко, Ольга Березкина, Александр Михайлов, Станислав Говорухин, Евгений Жариков, режиссер Станислав Говорухин,
https://kinopark.by/film1321.html
Благословите женщину
Благословите женщину. Благословите женщину, благословите!От всех невзгод ее уберегите,Чтоб лишь от счастья плакали глаза,Чтоб их не жгла горючая
http://gostika.ru/view.php?id=11315
Как похудела Светлана Ходченкова
После последней роли, Светлана Ходченкова сильно похудела. Как ей это удалось?
http://lentyaike.ru/kak-poxudela-svetlana-xodchenkova/
Сны о том, что было
"Искусство кино" издается с января 1931 года. Сегодня это единственный в России ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал. В каждом номере "Искусства кино" печатаются от 25 до 30 публикаций по актуальным проблемам теории и истории российского и мирового кинематографа, телевидения, анализ художественной практики всех видов искусства, философские работы, редкие архивные материалы, обзоры крупнейших фестивалей, мемуары выдающихся деятелей культуры, русская и зарубежная кинопроза.
http://kinoart.ru/archive/2004/02/n2-article5

COMMENTS