Баланс рабочего времени

Баланс рабочего времени

Делопроизводство

Как составляется баланс использования рабочего времени?

Каждый руководитель стремится оптимизировать простои, для чего пытается использовать различные методики, позволяющие контролировать использование рабочего времени.

Для выявления резервов, способных максимально увеличить производительность труда, специалисты, по поручению дирекции, составляют баланс использования времени (рабочего).

Баланс использования времени (рабочего) составляется как в человеко- часах, так и в человеко-днях.

При его составлении специалисты используют следующие элементы анализа:

Показатели, которые используются при составлении отчета, анализируются не только в коэффициентах, но и в абсолютных величинах:

  • Время (фактическое) / Время (максимально возможное).
  • Явочное время / Максимально возможное время.
  • Неявки / Табельное время (максимально возможное).

Баланс рабочего времени составляется при планировании труда в коммерческих и государственных организациях.

Он представляет собой систему показателей, способных дать максимально точную характеристику ресурсов времени (рабочего) штатных сотрудников. Также эти показатели позволяют контролировать процесс распределения временных ресурсов по затратам, в частности, их рациональное использование.

Многие руководители, изучив данные из отчета принимают решение об изменении численности работников, из-за того что рабочий коллектив физически не справляется с поставленными задачами.

Баланс рабочего времени обычно составляют для каждого структурного подразделения частной или государственной компании. После завершения всех необходимых исчислений специалисты сравнивают значение фактического времени с плановым.

В результате можно утверждать, что перед таким балансом ставятся следующие задачи:

  • Определить численность специалистов (плановую).
  • Максимально повысить эффективность и продуктивность фонда времени (рабочего).

Баланс, который составляют для учета рабочего времени, состоит из 2-х разделов:

  • Ресурсы времени (рабочего). В эту категорию включаются следующие показатели: табельный, календарный и максимально возможный фонд времени; неявки на работу из-за праздников или отпусков.
  • Использование времени (рабочего). В этот раздел включаются показатели, которые позволяют охарактеризовать структуру фонда (максимально возможного) времени.

Баланс учета времени (рабочего) имеет вид таблицы, в которую специалисты вносят соответствующие показатели.

Такие отчеты могут создаваться как в условиях одного работника, так и целого коллектива, в масштабах глобального производства. Показатели рассчитываются не только за календарный год или отчетный месяц. При необходимости специалисты могут сводить отчет за неделю или за один рабочий день.

Балансы бывают нескольких видов: нормативные, плановые и фактические.

При составлении фактического отчета субъектам предпринимательской деятельности удается с максимальной точностью определять все показатели использования времени работы.

Параллельно специалисты могут получить полное представление о возможном росте производительности труда, за счет устранения некоторых показателей.

При составлении планового отчета специалисты учитывают только некоторые элементы.

От этого отчета субъект предпринимательской деятельности может получить представление о среднем числе отработанных часов за год в разрезе одного штатного сотрудника.

Благодаря плановому балансу руководство имеет возможность бронировать необходимое количество рабочих мест, для более эффективной деятельности компании.

Для составления этого вида отчета специалисты используют специальные временные нормативы не только на подготовку к выполнению работниками своих профессиональных обязанностей (в том числе на обслуживание рабочего места, личные надобности, обед и отдых), но и на заключительный этап производства.

Каковы причины дефицита рабочего времени руководителей? Смотрите здесь.

Чтобы правильно составить отчет времени работы субъект предпринимательской деятельности должен в первую очередь проанализировать возможность изменять при расчетах количество полезного времени.

При этом специалист, которому поручен данный процесс, должен учитывать то, что из-за неявок сотрудников на рабочие места могут изменяться некоторые показатели.

При планировании времени (рабочего) штатных сотрудников каждый субъект предпринимательской деятельности должен оперировать такими понятиями:

При составлении отчета специалисту понадобятся данные из следующих документов:

Баланс рабочего времени должен состоять из нескольких разделов:

  • Потери времени (рабочего).
  • Время, которое было использовано штатными сотрудниками на выполнение своих профессиональных обязанностей.
  • Рабочее время, которое не было использовано по прямому назначению сотрудниками вследствие уважительных причин.

Составлять отчет специалист должен в определенной последовательности:

  • Составляется прогнозируемый баланс времени (рабочего). В первом разделе должны быть указаны все периоды, в течение которых штатный сотрудник фактически работал. Второй раздел предназначается для отражения данных по отпускам (не включаются прогулы и простои).
  • В плановый баланс нужно включить периоды временной нетрудоспособности, которые ожидаются руководством.
  • Средняя продолжительность рабочего дня должна определяться методом умножения фактической продолжительности рабочего дня на число рабочих дней в отчетном периоде.
  • Составляется отчетный баланс, в котором должны быть все те разделы, которые присутствуют в прогнозируемом отчете. К ним следует добавить еще один раздел – простои и прогулы.
  • Сравниваются балансы и выявляются отклонения от плана и факта.

Годовой баланс рабочего времени должен составляться субъектами предпринимательской деятельности для каждой группы работников, для которых организуются специальные условия труда.

В нем отражаются данные за один год, учитываются планируемые невыходы на работу и специальные коэффициенты.

Фактический баланс времени (рабочего) на одного среднесписочного сотрудника представляет собой отчет, при помощи которого руководителю удастся определить предпосылки к росту производительности труда.

При проведении исчислений специалистами учитывается количество часов, которые должен отработать один штатный сотрудник в течение отчетного периода, используемого для расчета.

Какова периодичность трехступенчатого контроля по охране труда? Узнайте тут.

Достоинства и недостатки методов оценки персонала вы найдете здесь.

В качестве примера будет рассматриваться баланс времени (рабочего) на одного работника Мебельной компании на 2017 год.

В производственном цехе работникам устанавливаются отпуска с разной продолжительностью:

  • 20 % сотрудников уходят в отпуск на 24 дня (рабочих);
  • 80 % работников отправляются в отпуск на 27 дней.

В первую очередь нужно исчислить среднюю продолжительность отпуска: 20,00% х 24 + 80,00% х 27 = 26,40 дней (рабочих)

Исчисляется процент потерь на плановые отпуска: 26,40 / 249 х 100,00 % = 10,60%

Для расчета номинального фонда времени (рабочего) следует задействовать формулы:

Тном = Ткал – tвых – tпразд, где

  • Тном — номинальный фонд времени (рабочего), в днях;
  • Ткал — календарный фонд времени (рабочего), в днях;
  • tвых – количество выходных дней;
  • tпразд – количество праздничных дней.

БРВ = (Тном – Тном х П%) х tсм, где

  • БРВ – баланс рабочего времени;
  • Тном — номинальный фонд времени (рабочего);
  • П% — процент потерь времени (рабочего);
  • tсм – средняя продолжительность рабочего дня.

Тном = 365 – 104 – 12 = 249 дней

БРВ = (249 – 249 х 13,40%) х 8 = 1 725 часов

После этого исчисляется коэффициент использования времени (рабочего), для чего задействуется формула:

КИСП = (100 – 14,10) : 100 = 0,85

По итогу проведенных расчетов на мебельном предприятии планируется недоиспользование рабочего времени в размере 14,10 %.

Каждый субъект предпринимательской деятельности перед тем, как рассчитать показатели для составления отчета рабочего времени, должен провести комплекс аналитических мероприятий.

Используя формулы и коэффициенты, специалисты смогут определить, будет в следующем году недоиспользование или перерасход рабочего времени. Полученная информация позволит принять действенные меры для организации рабочего процесса и привлечения к нему интереса сотрудников.

Баланс рабочего времени

При планировании рабочего времени сотрудников предприятия оперируют такими понятиями, как «календарное время», «табельное», «максимально возможное», «явочное», «фактическое».

Баланс рабочего времени – это таблица, в которой отражено распределение календарных дней /часов, их использование работниками фирмы. С помощью документа контролируются временные потери рабочих часов, определяется численный состав. Данный учет можно вести в Excel как показано ниже на примере.

Данный анализ содержит ожидаемые показатели и фактическое использование рабочего времени. Единицы измерения – человеко-дни / человеко-часы.

  • календарный фонд = количеству дней в году;
  • номинальный (табельный) = все дни минус выходные и праздники;
  • максимально возможный = номинальный минус дни отпуска;
  • явочный = максимально возможный минус неявки;
  • фактический = явочный минус простои.

Такой отчет составляется ежемесячно для каждого структурного подразделения. Впоследствии плановое время сравнивается с фактическим временем. Показатели анализируются в абсолютных величинах и в коэффициентах:

  • факт. время /макс. возможное;
  • неявки /табельное или макс. возможное;
  • явочн. /макс. возможное.

Таким образом, основная задача баланса:

  1. Повышение эффективности использования фонда рабочего времени.
  2. Определение плановой численности специалистов.

Допустим, предприятие уже существует. Есть штатное расписание, график отпусков, табель учета рабочего времени за прошлые периоды. Необходимо рассчитать:

  • номинальный фонд рабочих часов;
  • часы, приходящиеся на отпуск;
  • максимально возможный фонд;
  • явочный плановый фонд.

«Шапка» учебного баланса выглядит следующим образом:

  1. Табельные значения берутся из графика работ конкретного специалиста. Например, в декабре 2015 г 31 календарный день. Отнимаем праздники – получаем 28. Сорокачасовая рабочая неделя, пятидневка – 20 рабочих дней или 160 рабочих часов.
  2. Количество «отпускных» дней берется из графика отпусков. Если у работника на анализируемый период запланирован отпуск, то для расчета максимально количества рабочих часов из табельных значений отнимаются плановые отпуска.
  3. Плановый отпуск сопоставляется с рабочими днями по графику. В таблице отражаются дни и часы, приходящиеся на рабочие смены.
  4. Чтобы рассчитать явочное время, необходимо спрогнозировать неявочные дни. Максимально точно это сделать невозможно. Поэтому возьмем средний процент неявок за предыдущий квартал. Полученное значение вычтем из максимально возможного фонда. Результат – плановый явочный фонд.

Сделаем прогноз количества рабочих часов на условный месяц.

В столбце «Максимально возможное время» расчет производится автоматически. Вводим формулу: = F4 – H4 (табельные значения минус плановый отпуск). Для дней и часов соответственно.

Для расчета не явочных часов нужны средние показатели неявок. Удобнее всего, если учет времени тоже ведется в Excel. Ежемесячно подсчитываются «явки» и «неявки» по каждому сотруднику.

Тогда при составлении баланса на новый период можно в графу «Явочное время» ввести формулу со ссылкой на «Учет раб.вр.» за предыдущие 3 месяца.

Например, такую: =J4-((‘Учет раб.вр. Март’!B3+’Учет раб.вр. Апрель’!B3+’Учет раб.вр. Май’!B3)/3). Или с использованием функции СРЗНАЧ: =K4-(СРЗНАЧ(‘Учет раб.вр. Март’!C3;’Учет раб.вр. Апрель’!C3;’Учет раб.вр. Май’!C3)).

По такому же алгоритму заполняются данные по всем сотрудникам и подразделениями. Формулы копируются на весь столбец.

Впоследствии на основе баланса можно составлять аналитическую таблицу для сравнения плановых и фактических показателей.

На одного человека составляют балансы, как правило, на промышленных предприятиях.

  1. Определение количества рабочих дней. От числа календарных дней отнимаются праздники и выходные, неявки на работу по уважительным причинам, простои (если они заняли целый день).
  2. Расчет продолжительности трудового дня. От номинальной продолжительности отнимаются установленные законодательством временных потерь (для кормящих матерей, для работающих в тяжелых условиях и т.д.).
  3. Расчет эффективного фонда времени одного среднесписочного рабочего.

Внесем показатели и известные величины в таблицу Excel:

Все остальные числовые значения по показателям найдем с помощью формул:

  1. Нерабочие дни (строка 2): праздничные + выходные (=C4+C5).
  2. Номинальный фонд (строка 3): календарные дни – нерабочие (=C2-C3).
  3. Неявочные дни (строка 4): сумма всех дней, пропущенных по уважительным и неуважительным причинам (=СУММ(C9:C15)).
  4. Явочные дни (строка 5): номинальный фонд– неявки (=C6-C7).
  5. Временные потери (строка 7): сумма всех «сокращений» трудового дня, связанных с праздниками и льготными условиями труда (=СУММ(C20:C24)).
  6. Средняя продолжительность рабочего дня (строка 8): среднеарифметическая величина, взвешенная с учетом установленной государством продолжительности рабочей смены. Формула: =(C17*(C17*C16)+5*C18)/((C17*C16)+C18)).

Разделим по «математическим» действиям:

  1. Сначала найдем бюджет рабочего времени: продолжительность смены * явочные дни.
  2. При пятидневной рабочей неделе в числителе: установленная продолжительность смены * бюджет раб. час + 5 * временные потери.
  3. В знаменателе: сумма бюджета и потерь.

Полезный фонд (строка 9): бюджет рабочего времени (продолжительность раб. дня * явочный фонд) – временные потери. Формула: =(C17*C16)-C18.

Фактический и нормативный балансы рабочего времени

Расширяем таблицу с нормативным балансом – добавляем столбец с фактически использованным рабочим временем за период и с отклонениями.

Скачать баланс рабочего времени Скачать табель учета рабочего времени

Вносим фактические значения. Отклонения находим с помощью формул. Анализ готов.

Источники:
Баланс рабочего времени
Для выявления резервов, способных максимально увеличить производительность труда, специалисты, по поручению дирекции, составляют баланс использования рабочего времени.
http://kadriruem.ru/balans-rabochego-vremeni/
Баланс рабочего времени с примером в Excel
Как составить баланс рабочего времени в Excel для всего предприятия и для одного среднесписочного рабочего? Расчет составляющих баланса, сравнение нормативных и фактических показателей.
http://exceltable.com/otchety/balans-rabochego-vremeni

COMMENTS